Деньги, их функции
методическая разработка по обществознанию (7 класс)

Молокшонова Светлана Сыреторовна

Данная методическая  разработка поможет учителю в подготовке и проведении урока по теме "Деньги, их функции". На уроке  учащиеся расширят и обобщат знания о деньгах, познакомятся с их свойствами, признаками  и функциями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dengi_ih_funktsii.docx104.08 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Деньги, их функции

Класс: 7

Цель урока: познакомить учащихся с деньгами, их свойствами и функциями.

Задачи урока:

Образовательные: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег, приучать учеников слушать, думать, делать умозаключения.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений; использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников, сравнивать свойства товаров, используемых в качестве денег, уметь анализировать, делать выводы

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока и действительности роль денег, разумное отношение к деньгам и их использование в жизни.

Планируемые результаты:

Предметные: научиться объяснять значение понятий эквивалент, цена, средство обращения, мировые деньги, средство платежа; характеризовать функции и роль денег в жизни человека; проследить историю возникновения денег; анализировать реальные экономические ситуации, выбирать адекватные способы их решения; систематизировать информацию и представлять её в схематичном виде.

Метапредметные:

  1. Коммуникативные: точно и грамотно выражать свои мысли; решать учебные проблемы, возникающие в ходе групповой работы; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.
  2. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблемы; выдвигать версии её решения;
  3. Познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать сравнивать и обобщать факты и явления; давать определения понятиям.
  4. Личностные: формирование умения нести ответственность за свои решения; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Основные термины:  

Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.

Номинал - один из обязательных реквизитов банкнот, монет и ценных бумаг, устанавливаемый эмитентом и отражающий их нарицательную стоимость. Номинал нанесен непосредственно на денежный знак или ценную бумагу.

Бартер - меновая торговля, натуральный обмен.

Эквивалент - нечто равноценное другому, вполне заменяющее его.

Цена - это количество денег (товаров, услуг), за которые продавец согласен продать, а покупатель согласен купить единицу товара или услуги.

Ассигнация - бумажный денежный знак в России (с 1769 г. по 1843 г.).

Банкнота - денежные знаки, выпускаемые в обращение и гарантируемые центральными (эмиссионными) банками.

Валюта - Денежная единица какой-н. страны, а также тип денежной системы.

Форма: индивидуальная, фронтальная, работа в парах.

Метод обучения: частично-поисковый.

Оборудование: учебник «Обществознание» 7 класс, под ред. Боголюбова Л.Н.,  схемы к уроку, презентация, пакет с раздаточным материалом для работы в группах.

Тип урока: открытие нового знания.

Ход урока

Ⅰ. Организационный момент.

 - Здравствуйте! Прежде, чем мы начнём урок, давайте проверим, насколько хорошо вы усвоили материал прошлых уроков (раздаточный материал)

1. Укажите верные суждения.

а) Любой товар обладает стоимостью.

б) В условиях натурального хозяйства абсолютно ничего не продается и не покупается.

в) Общественное разделение труда способствует обмену.

г) Меновая стоимость товара может не совпадать с потребительной.

2. Установите соответствие между понятием и его определением.

Определение

Понятие

  1. Отрасль хозяйства, в которой происходит реализации товаров путем купли-продажи
  2. Товарообмен, происходящий без помощи денег
  3. Денежное выражение ценности товара
  4. Набор разнообразных товаров, услуг

А. Цена

Б. Ассортимент

В. Торговля

Г. Бартер

А

Б

В

Г

3

4

1

2

3. Информация о потребительских свойствах товара или услуги с целью продажи:

А) Бартер            Б) Реклама          В) Обмен

4. Вид торговли, осуществляемый в пределах одной страны:

А) Межнациональная        Б) Региональная           В) Внутренняя

(Проверка выполнения заданий)

Тема урока: Деньги, их функции

План урока:

  1. Как деньги стали деньгами
  2. Функции денег
  3. Как изменялись деньги

ⅠⅠ.  Изучение нового материала

Самостоятельная работа учащихся в парах «Мозговой штурм».

Заполнить карточки, продолжая фразы и отвечая на вопросы:

1. - Деньги – это….

    - Деньги нужны для…..

    - Деньги бывают….

   - Можно ли прожить без денег?

2. Составление схемы на доске из ответов учащихся и сравнение со схемой в учебнике (стр.107).

1. Как деньги стали деньгами

Учитель: Деньги – одно из наиболее великих изобретений человечества. В живой природе аналогий таких не найти. Между тем на самом деле большинство из  вас  знает о денежном мире крайне мало.  Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление об этих законах денежного мира необходимо  знать каждому.

- Чтобы бы вы хотели узнать на сегодняшнем уроке? С чем познакомиться?  (ответы детей).  – Да, конечно же, на сегодняшнем уроке мы расширим и обобщим ваши знания о деньгах, познакомимся с их свойствами, признаками, функциями.

- Запишите тему урока: «Деньги их функции». – Посмотрите, по какому плану мы сегодня будем работать:

1. Как деньги стали деньгами

2. Функции денег

3. Как изменялись деньги.

- Ребята,  сейчас предлагаю вам сыграть игру « Почему и как появились деньги». Представьте, что вы жители одной страны, в которой пока не изобрели деньги. Как вы будете получать то, что вам нужно? (обменивать одни товары на другие).

 У половины жителей нет  линейки, ручки, карандаши. Все вещи нужные, ведь вы учитесь. Но есть и другие предметы (например, бисер, конфета, тетрадь). Один из этих товаров вам надо обменять или на линейку, или на карандаш, или на ручки. И в игре,  попытайтесь обменять то, что вам нужно. (Ученики обмениваются указанными предметами.)

Вопросы к классу:

- На что вы выменяли ручку, линейку или карандаш?

- Почему менялись на бисер? Что вы с ним будете делать?

- Легко ли будет в следующий раз обменять на бисер на необходимый вам товар?

- Кто не смог произвести обмен?

- Какие сложности возникли при обмене?

- В следующий раз, когда вам надо будет меняться, какому товару вы отдадите предпочтение?

- Как вы думаете, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь? (Ответы учеников.)

  Со временем люди догадались, что все сделки можно разделить во времени. Сначала нужно вещь обменять на какой-то товар-посредник, а уже потом обменять этот товар на нужную вещь. Товар – посредник в таком случае выступает в роли эквивалента. Так появились первые деньги – вещи, предметы, которые принимались в оплату за товары или услуги. В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, пушнина, соль,  рисовые зерна, керамика, соль, раковины и т.д. Но постепенно роль эквивалента перешла к металлам: меди, бронзе, серебру и золоту. С появлением денег покупка и продажа товаров осуществляется не сразу, а по очереди. Пока не найден подходящий товар, деньги могут полежать в кошельке или банке.

Запишите новое понятие в тетрадь:

Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне  заменяющее его.

- Какие чувства, ассоциации у вас вызывает слово «деньги»? Напишите их на доске.

(На доске вывешивается  слово «Деньги», а учащиеся подходят и записывают к нему свои чувства. Ответы детей: торговля, копилка, магазин, богатство)

  - Так что же означает термин «деньги»? (ответы учащихся). -  Деньги металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.  Запишите в тетрадях определение термина  «Деньги»:

Деньги - металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже.

 (Выполнение заданий в рабочей тетради № 1-2, стр.64-65)

2. Функции денег

- А теперь давайте посмотрим, какие же функции выполняют деньги!

Делимся на 2 группы.  Каждая группа получит индивидуальное задание, а затем представите  результаты своей работы.

Задание для первой группы:  работая с п.2 § 13 учебника, различными информационными источниками, заполните таблицу «Функции денег».

Функция

Характеристика

Средство обращения

Мера стоимости

Средство накопления

Средство платежа

Мировые деньги

Задание для второй группы: работая с п.2 § 13 учебника, различными информационными источниками, составьте схему «Функции денег». (Проверка выполнения задания)

   

3.Как изменялись деньги

- Дома вы придумали и нарисовали собственные деньги. Давайте посмотри на вашу выставку ваших рисунков. Объясните, пожалуйста, почему такой эскиз вы выбрали? (Ответы учеников)

- Деньги в виде монет появились в ⅤⅠⅠ веке до н.э. Слово «монета» происходит от имени богини Юноны Монеты (наставницы) при храме которой чеканились металлические деньги в Древнем Риме. Государственный штемпель на монете подтверждал вес и доброкачественность металла, из которого была изготовлена монета.

Задание: работая с п.3 § 13, рубрикой «Путешествие в прошлое» (стр.109) и дополнительным материалом, ответьте на вопросы:

- Когда и как появились деньги?

- Какой путь они прошли?  (Ответы учеников)

Работа с дополнительным материалом «Из истории денег».

Задание: Изучите текст рубрики «Жил на свете человек», на стр. 108 учебника и ответьте на вопросы после него.

Вопрос к классу:

  1. Какие реформы проводил Витте?
  2. Почему С.Ю.Витте считал прочную денежную систему важнейшим условием процветания страны?

ⅠⅠⅠ. Рефлексия

Составьте синквейн со словом «деньги». – Вспомните, как составляется синквейн.

  1. Одно слово. (Существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идёт речь?)
  2. Два слова. (Прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета)
  3. Три слова. (Глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия)
  4. Фраза из четырёх слов. (Выражает личное отношение автора к предмету или к объекту)
  5. Одно слово. (Характеризует суть предмета или объекта)

ⅠⅤ. Подведение итогов

Деньги – универсальный посредник при обмене. Они могут служить средством измерения стоимости любых товаров и услуг. С их помощью можно накапливать состояние, осуществлять платежи внутри страны и между странами.

- Ребята, я предлагаю вам, ответьте на вопросы:

- Своей работой на уроке я доволен (не доволен), потому что….

- Сегодня на уроке меня удивило…..

- Больше всего на уроке мне понравилось….

- Я выполнял задания….

- Хотелось бы ещё узнать….

- Было трудно….

Домашнее задание

  1. Прочитать § 13
  2. Выполнить в рабочей тетради: № 7-8, стр.67-68
  3. Подготовить сообщение на тему «Деньги на Руси».

- На этом наш урок закончен. Сегодня на уроке хорошо работали….. (выставление оценок). Хочу пожелать всем добра, удачи!

После урока всех приглашаю в наш школьный музей, посмотреть экспозицию «Советские монеты».

Литература:

  1. Обществознание. 7 класс: рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой / авт.-сост. И.Ю.Буйволова.- Волгоград: Учитель, 2017.-117с.
  2. Сорокина Е.Н.: Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс.-М.:ВАКО, 2016.-208с.
  3. Учебник «Обществознание», 7 класс, под ред. Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой. – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2016.-159 с.: ил.,
  4. Интернет сайты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка урока обществознания в 7 классе "Деньги их функции"

"Деньги их функции" урок обществознания в 7 классе...

План урока по теме "Деньги, их функции"

Методическая разработка урока по обществознанию по теме "Деньги, их функции"...

Деньги. Их функции.

Презентация  к уроку обществознания в 7 классе по теме "Деньги. Их функции"...

Тест по теме: «Деньги, их функции», обществознание, 7 класс

Материал помогает закрепить изученный параграф...

Конспект урока по обществознанию с применением ИКТ "Деньги, их функции" (7 класс)

Открытый урок по обществознанию с применением ИКТ: «Деньги, их функции» класс 7Цель: формировать представления учащихся о причинах возникновения денег; подвести к выводу об исторической необходимости ...