Открытый урок по обществознанию
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Дампилова Лидия Нимаевна

Урок проведен в рамках школьного МО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_obshchestvoznaniyu.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОСНОВНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

« Улюкчиканская ООШ»

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ТЕМА: ОБРАЗОВАНИЕ

8 КЛАСС

                Учебник : «Обществознание »

                                     под ред .Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой

                                              Учитель: Дампилова Л.Н.

2021-2022 учебный год

Тема урока: Образование, 8класс

Тип урока: комбинированный

Цель урока:

Образовательная:обобщить  и закрепить знания по теме «Моральный выбор», продолжить формирование представления учащихся об образовании как системе , раскрыть вопрос  о возрастающей  значимости образования в современном мире

Развивающая: продолжить работу по развитию умений  использовать свой жизненный опыт и ранее накопленные знания в решении учебных задач, извлекать информацию из печатных и иллюстративных источников уметь анализировать, делать выводы и обобщения

Воспитательная: формировать личностное отношение к содержанию урока

ланируемые результаты:

Предметные: определять причины роста значимости образования в информационном обществе; исследовать связь между конкурентоспособностью страны и образованием; описывать основные качества человека, отвечающие запросам информационного общества; характеризовать основные уровни образования в современной России;

Метапредметные: 1)коммуникативные УУД: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения, организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать , аргументировать и отстаивать своё мнение;

2)регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; искать и выделять необходимую информацию; оценивать правильность решения учебной задачи;

3) познавательные УУД: собирать и фиксировать информацию , выделяя главную и второстепенную; применять начальные исследовательские навыки при решении поисковых задач;

4) личностные УУД: формирование и развитие мотивации учения, готовности и способности к образованию и самообразованию.

Оборудование: учебник, раздаточный материал, презентация

Ход урока:

I. Орг. момент. Постановка целей урока.

II. Актуализация знаний

Учитель: на прошлом уроке мы с вами говорили о таких категориях, как моральный долг, моральный выбор, ответственность.

Повторим пройденный материал

Какие сферы общественной жизни вы знаете?

Какую сферу общественной жизни мы с вами изучаем ( духовная культура)

Что к ней относится?

творческая деятельность людей в науке, искусстве, проявления духовной сферы как мораль, право,, религия и образование)

«Притча о матери»

Один юноша полюбил красавицу. Но хитрая красавица играла с ним, придумывая все новые и новые задания для него для доказательства его любви. Однажды красавица потребовала от юноши, что бы он принес ей сердце его матери, тогда она поверит в его любовь. Юноша содрогнулся от такого желания девушки, но уж очень хотелось ему её любви. Пошел он, убил свою мать, вынул из груди её сердце и понес жестокой красавице. Переступая через порог, юноша запнулся, и тогда он услышал тихий голос своей матери: «Не ушибся, сынок?»

 Какие чувства вызвала эта притча?

- Какие человеческие качества проявились в ней?

- К какой сфере общества относятся эти явления?

- Эти человеческие качества мы называем нравственными категориями. А нравственность и мораль относятся к понятиям духовной сферы,

- Подключите к своему разуму сердце.

Раскроите свои уши,

Раскройте свои души,

И пусть добро, как птица,

К вам в сердце постучится.

А теперь выполните тест

Тест

1. Выбери лишнее

1)Нравственность, мораль, обычай, закон

3)Традиционное общество, ручной труд,индустриальное общество, община, сельское хозяйство

4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера.

2) Выберите примеры :

1 – соответствующее моральным нормам;
2 – не соответствующее моральным нормам

А. Милосердие

Б. Грубость

В. Бескорыстие

Г. Нетактичность

Д. Вежливость

Е. Низкая культура поведения

Ж. Равнодушие

З. Доброжелательность

3). Чего не хватает?

•Политическая, экономическая, социальная, ____________ сферы

•Индустриальное, ______________, традиционное общество.

•Реформа, эволюция, модернизация, _____________

4). Что общего?

•Загрязнение воздуха

•Угроза ядерной войны

•Распространение инфекционных заболеваний

5). 1. Расположите в правильном хронологическом порядке :

Постиндустриальное общество.

Традиционное общество.

Индустриальное общество.

6. Назовите главную ценность каждого из представленных обществ:

«Земля»

«Капитал»

«Знание»

II. Актуализация знаний

1) Назовите великий дар, которым не обладает ни одно живое существо, кроме человека (свобода выбора)   А какого выбора?(морального)

2) Так напомните, что же такое «моральный выбор»

это выбор своего отношения к другим людям - доброго или злого)

III. Новая тема

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию афоризмы великих людей(слайд 1-3)

  1.  Образование людей должно начаться пословицами и должно кончиться мыслями .Н.М.Карамзин
  2. Невежество-ночь ума, ночь безлунная и беззвездная. Цицерон
  3. Полное невежество приводят к полному тупоумию. При невежестве ум чахнет за недостатком пищи.К.Гельвеций

Кто сможет определить нашу новую тему? (Образование)  (слайд 4)

 Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы (план) – на доске

На доске записан план урока:

1.Что такое «Образование»

2.Роль образования в современном обществе

3.Система образования в РФ

Прежде ,чем  мы перейдем  к новой теме, запишем в тетрадь значение некоторых терминов, которые нам пригодятся при изучении новой темы

1.Словарная работа: (слайд 5) Приведите в соответствие термины и определения

  1. Невежество -  отсутствие знаний; необразованность.
  2. Система - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих целостность, единство.
  3. Приоритетный-  преобладающий, главный

4.Социализация –освоение индивидом социальных норм и культурных ценностей общества

Сегодня мы будем с вами работать с текстами. Итак, у вас на столах лежит текст. Он содержит два отрывка .

1. Прочитайте, найдите  и подчерните ключевые слова, которые отвечают на вопрос «Что такое образование»?  

1.«Под образованием в настоящем Законе понимается целенаправленный  процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией  достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней» (закон РФ «Об образовании»)

2.«Образование – это процесс приобретения знаний о мире, приобщения к культуре, к ценностям Отечества, мировой цивилизации».

В чем отличие этих определений?  Речь идет о субъекте деятельности ( В 1- Кто осуществляет обучение(д.сад, школа,вузы)

Во 2-знания приобретаются самими учениками)

2.В каком обществе мы живем? В постиндустриальном или иформационном. Для этого общества характерны небывало быстрые темпы научно- технического прогресса. А теперь ситуация.

«Руководителю фирмы потребовалось три специалиста- переводить тексты с иностранного языка, производить по этим текстам математические расчеты и осуществлять  на этой основе компьютерное программирование. У предпринимателя есть выбор:

1-й вариант: пригласить на работу переводчика, математика и программиста (предположим на рынке труда  услуги каждого стоят по 20 000 рублей);

2-й вариант: взять на работу одного специалиста, владеющего иностранным языком, математикой и компьютером, на зарплату 35.000 руб»

1.?- Объясните, какой выбор и почему сделает руководитель фирмы. 2.Каким образом  эта ситуация связана с нашей темой?

Делаем вывод: чтобы добиться жизненного успеха, получить хорошую, интересную и хорошо оплачиваемую должность необходимо получить хорошее образование

(слайд 8)

 Вы частично ответили на второй вопрос о роли образования в современном обществе.

В современном обществе возросло значение образования. С переходом к постиндустриальному обществу образование становится источником экономического роста. Оно влияет на производительность труда, на способность создавать современные технологии. Чем качественнее образование, тем быстрее растет экономика. Образование влияет на безопасность страны: разработка современной военной техники , навыки ее испльзования требуют высокого уровня подготовки кадров.

Работа по учебнику – задание №3 стр. 66

Ответить на вопрос- Каковы основные качества человека , отвечающие запросам информационного общества? Выписать в тетрадь. Проверить и поставить себе оценку

3.А теперь мы поговорим с вами об основных элементах системы образования в РФ.Будем работать по учебнику и составлять очень интересную схему. Читаем текст о системе образования, рассматриваем рисунки. Заполняем таблицу

VII .Выставление оценок.

VIII.Домашнее задание :параграф 8

творческое задание: составить небольшой рассказ со словами: образование, ступени образования, конкурентоспособность, самообразование

VI.Подведение итогов урока. Выставление оценок

VII.Рефлексия

 Учитель :Предлагаю вам оценить ваше состояние на данный момент фразеологическим оборотом: (Слайд № 27)

«каша в голове» (нет ясности у кого-либо в понимании чего-либо; путаница в мыслях);

ни в зуб ногой (совершенно ничего не знать, не понимать, не смыслить в чем-нибудь, абсолютно не разбираться в чем-нибудь),

«светлая голова» (логично мыслящий человек, ясный и логичный ум)

Образование в Российской Федерации

Общее

Профессиональное

  1. Дошкольное образование — воспитание, обучение и развитие детей дошкольного возраста (от 2 месяцев до 7 лет).
  2. Начальное общее образование — первый этап общего образования (1—4 классы).
  3. Основное общее образование — второй этап общего образования (5—9 классы).
  4. Среднее общее образование — третий этап общего образования (10—11 классы)
  1. Среднее профессиональное образование — средний уровень профессионального образования (техникум, колледж).
  2. Бакалавриат — первый уровень высшего образования (общая фундаментальная и профильная практическая подготовка, получаемая в вузе; срок обучения 4 года).
  3. Специалитет, магистратура - второй уровень высшего образования (углубленная специальная подготовка, получаемая в вузе; срок обучения 1—2 года при наличии степени бакалавра).
  4. Высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура, докторантура и т. п.)

Тест

1. Выбери лишнее

1)Нравственность, мораль, обычай, закон

3)Традиционное общество, ручной труд,индустриальное общество, община, сельское хозяйство

4)Социализация, семья, школа, государство, экономическая сфера.

2) Выберите примеры :

1 – соответствующее моральным нормам;
2 – не соответствующее моральным нормам

А. Милосердие

Б. Грубость

В. Бескорыстие

Г. Нетактичность

Д. Вежливость

Е. Низкая культура поведения

Ж. Равнодушие

З. Доброжелательность

3). Чего не хватает?

•Политическая, экономическая, социальная, ____________ сферы

•Индустриальное, ______________, традиционное общество.

•Реформа, эволюция, модернизация, _____________

4). Что общего?

•Загрязнение воздуха

•Угроза ядерной войны

•Распространение инфекционных заболеваний

5). 1. Расположите в правильном хронологическом порядке :

Постиндустриальное общество.

Традиционное общество.

Индустриальное общество.

6. Назовите главную ценность каждого из представленных обществ:

«Земля»

«Капитал»

«Знание»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕМА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ: «Казнить нельзя помиловать. Пора бы наконец поставить запятую»»

Актуальность темы:вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берёт своё начало из самых глубоких корней наш...

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе "Конституция Российской Федерации"

Урок дает четкое представление о Конституции Российской Федерации как главном документе государства. Прослеживается исторический путь государства к этому документу.В разработке даны при...

Интегрированный открытый урок по обществознанию в 9 классе.

Интегрированный урок (традиционный, комбинированный) по обществознанию и грамматике нравственности в 9 классе (можно урок проводить и в 8 классе)....

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

Конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Деньги» с применением ИКТ

Цели урока: познакомить учащихся с историей, видами и функциями денег; научить их анализировать механизмы денежного обращения, различать виды и функции денег; воспитывать экономическую культуру...

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”.

Методическая разработка открытого урока по обществознанию. Тема урока: “Социальная сфера в ее многообразии”. Урок обобщения и повторения раздела "Социальная сфера". Класс - 10....