Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры», 8 класс (базовый уровень)
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Осадчая Наталия Николаевна

Методическая разработка «Религия как одна из форм культуры» рассчитана на два урока обществознания в 8 классе.

Данный материал содержит различные виды учебных заданий, целью которых является формирование у обучающихся навыков читательской грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Осадчая Наталия Николаевна 

ГБОУ СОШ №436 Петродворцового района Санкт-Петербурга

Методическая разработка рассчитана на два урока.

Тема: «Религия как одна из форм культуры», 8 класс

Базовый уровень, учебник Боголюбов Л.Н., Лазебникова А.Ю., Городецкая Н.И. «Обществознание» 8 класс, Москва, «Просвещение», 2020.

Планируемые результаты

I Личностные результаты

  1. Формирование ценностных ориентиров, основанных на необходимости поддержания гражданского мира; воспитание уважения к чужому мнению и веротерпимости
  2. Формирование опыта применения полученных знаний для действий в области социальных отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий
  3. Определение и оценивание своего собственного отношения к религии и атеизму

II Предметные результаты: ученик должен

  1. Определять сущностные характеристики понятия религии и ее роль в культурной жизни общества, знать основные виды религии
  2. Объяснять сущность и значение понятий веротерпимости, свободы совести

III Метапредметные результаты

  1. Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до оценки результата
  2. Умение объяснять понятия и процессы социальной действительности с научных позиций
  3. Способность анализировать социальные ситуации
  4. Умение находить нужную социальную информацию в отобранных источниках, преобразовывать ее в соответствии с решаемой задачей (обобщать, систематизировать)
  5. Умение взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения
  6. Формирование умения оценивать свои учебные достижения

Этапы занятия с описанием заданий

  1. Мотивация на изучение нового материала

Обучающимся предлагается для решения кроссворд, ключевым словом которого является тема урока

1

м

о

р

а

л

ь

2

о

б

щ

е

с

т

в

о

3

к

у

л

ь

т

у

р

а

4

т

р

а

д

и

ц

и

и

5

и

г

р

а

6

и

н

д

и

в

и

д

7

д

е

я

т

е

л

ь

н

о

с

т

ь

  1. Система социальных норм, основанная на представлении людей о добре и зле
  2. Обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя разные способы взаимодействия людей
  3. Все виды преобразующей деятельности человека
  4. Массовые образцы поведения, одобряемые обществом
  5. Вид деятельности, который характеризуется условностью
  6. Единичный представитель человеческого рода
  7. Способ отношения человека к окружающему миру, в процессе которого он изменяет мир и самого себя

  1. Работа с предложенной информацией, ее сопоставление, формулировка развернутого ответа по заданной теме.

Учащимся предлагаются различные определения, выражающие сущность понятия религии. Обучающиеся должны самостоятельно составить определение, содержащее видовые и родовые признаки понятия религии; выделить основные составляющие компоненты данного понятия. Полученный ответ записывается в тетрадь.

  • Религия представляет собой древнейшую сферу духовной жизни людей и область культуры.
  • Религия – это особый тип мировоззрения, определяемый верой в существование высшего существа (божества).
  • Религиозная жизнь всегда опирается на веру – умственную и эмоциональную убежденность в существование всемогущего и всезнающего божества.
  • Религиозное вероучение зафиксировано в культуре в виде священного текста (священные книги Библия, Коран, заветы Моисея), религиозной символики, канонов богослужения, культовых обрядов и традиций.
  • Религия – это вера в сверхъестественное.
  • Религия – это мироощущение и определяемое им поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной силы.
  • Церковь – особая религиозная организация, которая оказывала влияние на жизнь общества во всех важнейших исторических событиях.
  • Религия – это внутренняя убежденность в существовании высшей силы, Бога.
  • Религия является одним из вариантов поиска и понимания смысла мира и жизни, одним из возможных мировоззрений.

  1. Поиск информации в тексте, выделение существенных позиций, исключение неправильных.

Учащимся предлагается выделить из текста причины возникновения религий. Полученный ответ записывается в тетрадь.

Текст:

Так случилось, что о жизни людей в далеком прошлом мы знаем во многом благодаря религии. Религия - вера в существование богов, сверхъестественных сил. Религия появилась очень давно, на заре развития человечества.

Древние люди были бессильны перед природой, вся их жизнь зависела от различных природных явлений. Наши далекие предки верили, что дождь и засуху, землетрясение и извержение вулкана, лесной пожар и наводнение насылают на них какие-то неведомые силы. От тех же неведомых сил зависели, по мнению древних, и здоровье человека, и многое-многое другое. Эти неведомые силы люди просили о помощи. А чтобы просьба была исполнена, божеству делали подарки (их еще называют жертвами): бусы или ленту, овцу или быка, позднее - деньги...

Религиозные люди считали, да и сейчас считают, что жизнь человека не заканчивается его смертью: смерть - переход в другую жизнь (эту жизнь называют загробной). Поэтому в могилу старались поместить все, что могло потребоваться человеку в загробной жизни: оружие, одежду, обувь, украшения, посуду, даже коня, слуг и любимую жену умершего. Теперь археологи (ученые, изучающие следы жизни древних людей) находят эти могилы и по их содержимому узнают о земной жизни в давно прошедшие времена.

Для того чтобы общаться с богами, люди возводили храмы. Дома людей строились большей частью из дерева (там, где оно было) или других не очень долговечных материалов, а дома богов - из камня. Потому-то храмы и составляют большую часть дошедших до нас из далекого прошлого построек, по ним мы судим о том, как строили и украшали здания. А строили и украшали  храмы лучшие мастера - строители, художники, скульпторы, резчики по дереву и камню, поэтому в них можно увидеть множество шедевров - выдающихся произведений искусства.

Можно верить в бога (или богов), можно не верить, - это личное дело каждого человека. Но с тем, что многие свои культурные ценности человечество сохранило именно благодаря религии, согласятся многие.

(По материалам энциклопедии для школьников)

  1. Сопоставление полученной информации со знаниями, приобретенными в ходе изучения курса истории

Обучающиеся получают задание: подтвердить фактами из курса истории правильность выделенных ими причин возникновения религии.

Например, миф о Деметре как объяснение смены сезонов года, легенды о Торе или Перуне как объяснение грозовых явлений и т.д.

Например, живопись на стенах пещер как попытка первобытного человека «заколдовать» зверя, т.е. оказать влияние на результат деятельности или обряды погребения в Древнем Египте как вера в «царство мертвых», анимизм т.д.

  1. Перевод информации из одной знаковой системы в другую

На основе предложенного текста обучающиеся должны составить в тетради схему «Виды религии». Возможен вариант, когда дается текст, «пустая» схема и необходимые понятия, которые необходимо «вставить» в схему после прочтения предложенного текста. Учащиеся могут составить две схемы, исходя из разных критериев классификаций видов религии.

 

Текст:

Политеизм, иначе его называют язычеством – это вера во множество богов. На уроках истории вы знакомились с языческими верованиями древних египтян, греков, славян. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. Иногда боги имели равную силу, иногда выделялись главные и второстепенные божества.

Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических религий считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до нашей эры. Из современных мировых религий монотеистическими являются христианство и ислам.

По территории распространения религии принято делить на национальные и мировые. К национальным религиям сейчас можно отнести, например, иудаизм, индуизм, даосизм, синтоизм. К мировым религиям обычно относят буддизм, христианство и ислам. Они распространяются в разных странах мира, независимо от национальной принадлежности их населения. Приверженцы мировых религий обычно ведут активную миссионерскую деятельность, стремясь распространить свою веру среди наибольшего количества людей. Буддизм, христианство и ислам проповедуют социальное равенство, они считают всех людей равными перед Богом.

(По материалам энциклопедии для школьников)

  1. Применение полученных знаний

На основе предложенной ситуации обучающиеся должны выделить основные функции религии в обществе (подобрать к каждой ситуации функцию). Функции религии необходимо записать в тетрадь. Карточки с названием функций и текстами выдаются по отдельности, по принципу лото.

Функция религии

Предлагаемый текст

Компенсаторная, утешительная, дающая надежду

В годы Великой Отечественной войны священники на оккупированных территориях оказывали помощь мирному населению. В годы войны увеличилось число верующих.

Мировоззренческая, объясняющая устройство мира

Ветхий Завет: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою… И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи..»

Является хранительницей духовно-культурных ценностей

Легенда рассказывает, что жил когда-то мастер Нестор, который построил без единого гвоздя удивительной красоты деревянную церковь Преображения на острове Кижи в Онежском озере. Мастер возвел праздничную 22-главую церковь, которая радовала глаз и восхищала. Закончив работу, мастер бросил свой топор в озеро и сказал: «Не было, нет и не будет такой!». И сегодня эта церковь, естественно вписываясь в окружающую природу, звучит как торжественный гимн русскому народу

Способствует социальному миру, определяет поведение людей с позиций нравственности

Буддизм: «Не причиняйте другим того, что самим кажется больно»

Ислам: «Никто не является истинно верующим, пока не желает брату своему того же, чего желает себе»

Иудаизм: «Что ненавистно вам, не делайте ближнему своему»

Конфуцианство: «Не делайте другим того, чего не хотите, чтобы они делали вам»

Христианство: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними»

  1. Анализ информации. Работа в группе, формирование умения взаимодействовать в ходе выполнения работы в группе, вести диалог, аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Учащиеся получают следующие материалы, на основе которых им предлагается сделать вывод о том, какими должны быть отношения между представителями разных религий, каким образом государство и общество могут регулировать данные взаимоотношения, почему в современном обществе этот вопрос является важным. В ходе обсуждения должны быть выработаны понятия свободы вероисповедания (т.е. права самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии и встать на позиции атеизма), веротерпимости, свободы совести. Понятия необходимо записать в тетрадь.

Например,

Статистическая справка:

В отношении статистики религиозности в нашей стране и в мире можно уточнить, что две трети верующих на Земле исповедуют мировые религии. Число и соотношение верующих по данным разных социологических опросов различаются в зависимости от методик подсчета.

По данным социологов США, более 2 млрд. христиан, примерно 1.3 млрд. мусульман, 900 млн. индуистов. На четвертом месте – конфуцианство, на пятом – буддизм. Миллиард человек в мире считают себя атеистами.

По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения в конце 2002 года более 69, 3% опрошенных назвали себя православными христианами, 2,5% - мусульманами, 0,4% - буддистами, атеистами – 22% опрошенных.

По данным другого опроса, в 2007 году 63% опрошенных относили себя к православным, 6% - к мусульманам, по 1% - считают себя буддистами и индуистами, 12% россиян не верят в бога.

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях»

«Никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или неучастию в богослужениях, других религиозных обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих».

Текст:

Конституция РФ гарантирует осуществление в нашей стране принципа свободы совести, свободы вероисповедания. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом, отсутствует государственная, официальная религия. На церковь не возлагаются обязанности ЗАГСа. Школа отделена от церкви.

Государство гарантирует всем верующим возможность свободно отправлять свой культ. Молодые люди, являющиеся военнообязанными, могут пройти АГС, если военная служба противоречит их религиозным убеждениям. Законодательство РФ предусматривает равный доступ представителей всех религий и атеистов к получению образования.

Текст:

Международное право содержит норму: в тех странах, где существуют религиозные меньшинства, лицам, принадлежащим к ним, не может быть отказано в праве совместно с другими членами той же группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять обряды. Всякое выступление, направленное на разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, должно быть запрещено законом. Наиболее полно отражено содержание права на свободу совести во Всеобщей декларации прав человека (ст.18) и в Международном пакте о гражданских и политических правах (ст.18).

8. Рефлексия как анализ своей деятельности на уроке.

Учащимся предлагается заполнить маркированную таблицу:

Знал

Узнал на уроке

Хочу узнать

9. Домашнее задание рассчитано на синтез полученной на уроке информации и имеет творческий характер.

Используя материал параграфа учебника, составленный на уроке конспект, выданные тексты, составить СИНКВЕЙН (стихотворение, требующее синтеза информации) по следующему плану:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (РЕЛИГИЯ)

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ, ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ, ГЛАГОЛ

ФРАЗА ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (ВЫВОД)

10. Проверка знаний осуществляется в формате заданий ОГЭ.

Тест:

1. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия выполняет специальную функцию компенсатора: социальное неравенство компенсируется равенством в греховности, в страдании, фактическое бессилие человека компенсируется всесилием Бога.

Б. Богослужение в храме, участие в таинствах являются средством общения и единения верующих с Богом.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

2. Верны ли следующие суждения?

А. Атеизм – система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще.

Б. Атеизм возник в ответ на неспособность религии решать встающие перед человеком проблемы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

3. Верны ли следующие суждения?

А. Христианство является самой молодой мировой религией.

Б. Христиане верят в то, что Иисус Христос – сын Божий.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

4. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Наука возникла позже религии и искусства.

Б. Религия выполняет функцию утешения человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.

Б. Религиозные нормы обеспечиваются силой государственного принуждения.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

6. Основополагающая идея этой религии изложена в четырех истинах: «Жизнь есть страдание», «Имеются причины страдания», «Можно прекратить страдания», «Путь прекращения страдания»

1) христианство

2) ислам

3) иудаизм

4) буддизм

7. Одним из обязательных элементов религии является

1) многообразие конфессий

2) отделение школы от церкви

3) вера в существование сверхъестественного

4) законодательство о свободе совести

8. В приведенном списке указаны черты сходства религии и искусства и их отличия. Выберите и запишите сначала порядковые номера черт сходства, а затем черт отличия.

1) является частью культуры

2) свойственно образно-художественное восприятие мира

3) продукт духовной деятельности человека

4) основой является вера в сверхъестественное

Ответ: черты сходства: 1, 3; черты отличия: 2,4

11. Повторение изученного материала с элементами ролевой игры, цель которой продолжить формирование толерантного отношения к людям, придерживающимся иных взглядов, исповедующих иную религию. Учащиеся должны будут анализировать различные ситуации с точки зрения соответствия реализации свободы мысли, совести и вероисповедания. Этап применения полученных знаний на практике. Формирование умения вести диалог, взаимодействовать в ходе групповой работы.

Вводная информация:

«Все мы – жители острова, затерянного в океане. Много веков назад все жители поклонялись Огню, согревающему зимой и защищающему от хищников, извлекающему из мяса вкусные запахи. Но появилась группа людей, которые утверждали, что нужно молиться Воде, дающей жизнь. Это было необычно для большинства. Поклоняющиеся воде стали подвергаться преследованиям, их убивали и изгоняли из поселений, но их вера распространялась. Сменилось много поколений. Сейчас на острове рядом живут потомки Огнепоклонников, которых осталось мало, и потомки поклонников Воде, которых большинство. На острове появились переселенцы – люди разных вероисповеданий: верящие в силу Земли и энергию Воздуха. Есть среди жителей и атеисты».

Учащихся заранее можно разделить на группы, относящиеся к представителям разных вероисповеданий. Каждая группа может разработать более подробные символы «своей» веры.

Работа в группах и первое общее обсуждение, цель которого научиться аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Каждая группа получает задание:

Продумать вопрос взаимоотношений с представителями другой веры, выработать общие принципы таких взаимоотношений, объяснить, почему это является необходимым.

В ходе обсуждения вырабатывается «законодательство» о свободе вероисповедания на острове, которое затем обсуждается в классе и записывается на доске.

Обсуждение в группах новых игровых ситуаций

Например, учитель может сказать, что после нескольких лет спокойной жизни на острове возникли конфликтные ситуации на религиозной почве. Задача, которая стоит перед учащимися – это найти пути решения и поведения в данной конфликтной ситуации. Все предложенные варианты поведения должны соответствовать принципам свободы вероисповедания и свободы совести.

  • В правительственной газете появилась постоянная рубрика «Величие воды», в которой освещаются вопросы религиозной жизни. Есть радиоканал «Водная стихия» и телеканал «Сила Воды».  Представители других религий просят выделить им эфирное время. Что бы вы сделали на месте руководства ТВ?
  • В школах острова вводится новый предмет «Законы Воды», обязательный для всех. Родители детей, которые исповедуют другие религии обратились с жалобой в министерство просвещения. Как бы вы поступили на месте министра?
  • Поклоняющихся Воздуху на острове мало. Ученики школы не упускают возможности подразнить «чудаков», посмеяться над ними. Как бы вы поступили на месте родителей этих учеников? На месте учителей школы?
  • Министр обороны острова издал приказ о призыве на военную службу. Все призывники принимают присягу на берегу океана, где их благословляет священник храма Воды. Но иноверцы и атеисты отказываются, хотя отказ от присяги воспринимается как уклонение от воинской службы и карается по закону. Как должны, по вашему мнению, поступить власти острова?
  • Весь остров взволнован происшествием: представитель новой религии - старшеклассник во время урока кинулся с ножом на учителя. В ответ на все вопросы он отвечает, что таковы законы его веры. Газеты выходят с заголовками «Осторожно, пришла беда!». Жители говорят: «Пока у нас была одна вера, одна религия, мы жили спокойно! Необходимо запретить все религии, кроме той, которую выбрало большинство!» Что бы вы сделали на месте властей?

Каждая группа делится своими выводами. В ходе общего обсуждения решений групп на доске создается кластер (опорный конспект). В центре пишется опорное словосочетание «Религиозные конфликты», далее записываются слова и словосочетания, вызвавшие или явившиеся следствием данной проблемы.

Например,

Нетерпимость и неуважение людей к чужой вере

Навязывание религиозного воспитания в школе

Религиозный конфликт

Поддержка государством пропаганды официальной религии

Навязывание государственной религии в армии

В конце работы целесообразно поставить вопросы, которые способствуют актуализации знаний учащихся.

В чем причины межрелигиозных конфликтов?

Что усугубляет конфликты?

Что предотвращает религиозные конфликты?

Практикум (этап 11 в методической разработке)  целесообразно провести на отдельном уроке обществознания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обществознания. 8 класс.Религия как одна из форм культуры

Презентация к уроку обществознания 8 класс  "Религия как одна из форм культуры" (учебник под редакцией Л. Боголюбова)...

Презентация для 8 класса "Религия как одна из форм культуры" раздел "Сфера духовной культуры"

Тема очень важна для формирования мировоззрения школьников, поэтому в презентации предложено достаточное количествозаданий на размышление....

Разработка урока "Религия как одна из форм культуры"

Конспект  урока обществознания в 8 классе на тему "Религия как одна из форм культуры"...

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Религия как одна из форм культуры"

Конспект урока по обществознанию 8 класс "Религия как одна из форм культуры"...

Урок по обществознанию (8 класс) Тема урока: « Религия как одна из форм культуры»

Тип урока: урок новых знанийЦели урока и задачи: познакомить с различными функциями религии в обществе; характеризовать основные типы религиозных организаций.Планируемые результаты: предметные:...