Рабочая программа элективного курса по обществознанию
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Чуранова Алена Алексеевна

Рабочая программа элективного курса "Общество, в котором мыживем" 9 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_elektivnogo_kursa.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский

«Согласовано»                                                                                                                         «Утверждаю»

заместитель директора по учебно-воспитательной  работе                                               Директор  МБОУСОШ№1  г. Советский

________________________ Т.В. Дидич                                                                               ________________А.В. Бричеев

«28» августа 2016 г.                                                                                                                «1» сентября 2017 г.

Программа элективного курса

«Общество, в котором мы живем»

9 класс

2017 - 2018 учебный год

Учитель: Чуранова Алена Алексеевна

Квалификационная категория: высшая

Программа составлена в соответствии с  Примерной  программой по учебным предметам «Обществознание 5-9 классы» -  Москва, «Просвещение», 2010 г.

Количество  часов по учебному плану на 2017-2018 учебный год: 35 часов

Рассмотрено на заседании школьного методического совета

Протокол № 1 от «28»    августа   2017г.

г.Советский

2017 г.

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе примерной программы по обществознанию стандартов второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы», Москва «Просвещение», 2012 г.

 Рабочая программа конкретизирует  содержание  предметных  тем  образовательного  стандарта,  дает распределение  учебных  часов  по  разделам  курса  и    последовательность  изучения  тем  и разделов  учебного  предмета  с  учетом  межпредметных  и  внутрипредметных  связей,  логики  учебного  процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа содействует реализации единой концепции обществоведческого образования.

     Цели обществоведческого образования в основной школе состоят в том, чтобы средствами учебного предмета активно содействовать:

   - воспитанию общероссийской идентичности, патриотизма, гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности ценностям, закрепленным в Конституции РФ;

  - развитию личности на исключительно важном  этапе ее социализации – в подростковом возрасте, повышению уровня ее духовно – нравственной , политической и правовой культуры, становлению социального поведения, основанного на соблюдении и уважении закона и правопорядка; углублению интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин; формирование способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю; повышение мотивации к высокопроизводительной, наукоемкой трудовой деятельности;

- формированию у учащихся целостной картины общества, адекватной современному уровню знаний о нем и доступной для по содержанию для школьников младшего и среднего подросткового возраста; освоению учащимися тех знаний об основных сферах человеческой деятельности и о социальных институтах, о формах регулирования общественных отношений,

которые необходимы для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;

  - овладению учащимися умения получать из разнообразных источников и критически осмысливать социальную информацию, систематизировать, анализировать полученные данные;

освоению ими способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и правового государства;

   - формированию у учащихся опыта применения полученных знаний и умений для определения собственной позиции в общественной жизни; для решения типичных задач в области социальных отношений; для осуществления гражданской и общественной деятельности, развития межличностных отношений, включая отношения между людьми различных национальностей и вероисповеданий, а так же в семейно – бытовой сфере; для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нравственными ценностями и нормами поведения, установленными законом; для содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе;

    - способствовать предпрофильному самоопределению школьников.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая  функция  позволяет  получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая  функция  предусматривает  выделение  этапов  обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для составления тематического планирования курса, содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.  

Формы контроля.

Конторль  ЗУН учащихся осуществляется ежеурочно (текущий) и по темам, разделам (тематический) в соответствии с рабочей программой.

Контроль осуществляется через опросы, самостоятельные работы, тематические тесты в рамках урока.

Общая характеристика учебного предмета

     «Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь человека. Их раскрытие, интерпретация, оценка базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса  общественных наук. Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обуславливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.

   «Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир».

Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старшей школе.

    Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представление и основы научных знаний об устройстве современного общества.о его различных социокультурных моделях, механизмах социально регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.

Существенен вклад школьного обществознания в гражданское становление личности, в развитие ее социально – значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами.между гражданами и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни человека. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.

Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающего поколения. Только в этом учебном предмете нравственные нормы, внутренние и внешние условия их реализации являются непосредственным объектом изучения.

Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и ценностными ориентирами также комплекс умений. Среди них – способность ориентироваться в постоянно нарастающем потоке информации, получать из него необходимую информацию, использовать базовые операции для ее обработки; умение применять полученные знания для решения не только учебных задач.но ирреальных проблем собственного бытия в социуме, для осуществления в дальнейшем разноплановой деятельности во многих областях общественной жизни.

Место учебного предмета в учебном плане

Элективный курс «Общество, в котором мы живем» предназначен для учащихся 9-х классов, проявляющих особый интерес к изучению общественных дисциплин, ориентированных на гуманитарный и социально-экономический профили обучения.Курс «Общество, в котором мы живем»призван способствовать реализации требований образовательного стандарта по обществознанию, повышению качества обучения и воспитания. Углублению знаний, развитию мышления учащихся, формированию у них общеучебных и специфических для общественных наук умений, лучшей ориентации подростков в окружающей их социальной жизни. Курс направлен на формирование мировоззрения и  самоопределение обучающихся. Особое внимание,  в рамках данного курса, предполагается уделить темам, связанным с социальной адаптацией школьников, развитием правовых, экономических знаний с  опорой на практический опыт школьника. Курс призван дополнить программу основного курса обществознания, и способствует овладению учащимися умений получать социальную информацию из разнообразных источников, критически осмысливать её, систематизировать, анализировать полученные данные; освоению обучающимися способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни социума, гражданского общества, правового государства.

Рабочая  программа курса  составлена из расчета 35 часов – 1 час в неделю.Недельная нагрузка составляет 1 час.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

   - мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

   - заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии  процветании своей страны:

  - ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения у Отечеству; необходимости поддержание гражданского мира и согласия на отношения к человеку ,его правом  и свободам как высшей ценности на стремление к укреплению исторически сложившегося  государственным единства на признание равноправия народов ,единства разнообразных культур на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций на осознание своей  ответственности за судьбу страны перед нынешним и грядущем поколениями.

Метапредметные  результаты изучения обществознания проявляются в:      

  - умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность;

  - умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций;

  - способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности  и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;

  - овладении различными видами публичных выступлений и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

  - умении выполнять познавательные и практические задачи, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике, направленном на:

   1) использование элементов причинно – следственного анализа;

   2) исследование несложных реальных связей и зависимостей;

   3) определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;

   4) поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;

   5) подкрепление изученных положений конкретными примерами;

   6) оценку своих учебных достижений, поведения черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;

   7) определение собственного отношения к явлениям современной жизни, аргументирование своей точке зрения.

  Предметнымирезультатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются:

в познавательной сфере:

  - относительно целостное представление об обществе и о человек, о сферах и областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;

  - знание отдельных научных понятий, отражающие наиболее важные социальные объекты, умение с этих позиций оценивать явления социальной действительности;

  - знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;

  - умение находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать, соотносить); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в российском обществе социальных ценностей;

в ценностно – ориентационной сфере:

  - понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека;

  - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

  - приверженность демократическим и гуманистическим ценностям, патриотизму и гражданственности;

в трудовой сфере:

  - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;

  - понимание трудовой деятельности для личности и общества;

в эстетической сфере:

  - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

  - понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

в коммуникативной сфере:

  - знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

  - знание новых возможностей коммуникации в современном обществе, умение использовать

современные средства связи и коммуникации для поиска, обработки социальной информации;

  - понимание языка массовой социально – политической коммуникации, позволяющие осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;

   - понимание значения коммуникации в межличностном общении;

  - умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

  - владение приемами и способами преодоления конфликтов.

Тематическое планирование:

п/п

№ темы

Название темы

Кол-во

часов

1

Тема 1

Человек в социальном измерении.

6

2

Тема 2

Мир экономики. Человек в экономических отношениях.

7

3

Тема 3

Политическая жизнь общества.

9

4

Тема 4

Мир социальных отношений.

9

5

Тема 5

Культурно-информационная среда общественной жизни.

4

Итого

35

№ занятия

п/п

Сроки

Тема

Содержание

Характеристика основных видов деятельности

Формы уроков

Человек в социальном измерении (6 ч)

1/1

Отличие человека от других живых существ.

мораль, этика, право, моральный и аморальный поступок, добро и зло, личность, человек, индивид, потребность, удовлетворение потребностей, иерархическая теория потребностей,

- использовать знания о биологическом и социальном в человеке для характеристики его природы;

- характеризовать основные этапы социализации, факторы становления личности;

-сравнивать и сопоставлять на основе характеристики основных возрастных периодов жизни человека возможности и ограничения каждого возрастного периода;

- выделять в модельных и реальных ситуациях сущностные характеристики и основные виды деятельности людей, объяснять роль мотивов в деятельности человека;

-давать на основе полученных знаний нравственные оценки собственным поступкам;

-демонстрировать понимание особенностей и практическое владение способами коммуникативной, практической деятельности, используемыми в процессе познания человека и общества.

Лабораторный практикум «Потребности человека: материальные, духовные, подлинные и мнимые».

Дискуссионный клуб «Кто я в обществе?»

2/2

Потребности человека.

3/3

Мораль и гуманизм.

4/4

 Роль морали в жизни человека и общества.

5/5

Личность. Моральная ответственность.

6/6

Взаимодействие человека и природы.

Мир экономики. Человек в экономических отношениях (7 ч)

7/1

Что такое общество? Основные сферы общественной жизни.

экономика, деньги, ресурсы, производство, распределение, потребление, предприятие, обмен, отрасль, деньги, товар, стоимость денег, инфляция, прибыль, спрос, предложение, маркетинг, закон спроса, закон предложения, цена,обмен, рынок, дефицит, монополия, конкуренция, предпринимательство, менеджер, предприниматель, профессиональный риск, малый бизнес

понимать и правильно использовать основные экономические термины;

распознавать на основе приведенных данных основные экономические

системы, экономические явления и процессы, сравнивать их;

объяснять механизм рыночного регулирования экономики и

характеризовать роль государства в регулировании экономики;

характеризовать функции денег в экономике;

анализировать несложные статистические данные, отражающие

экономические явления и процессы;

получать социальную информацию об экономической жизни общества из

адаптированных источников различного типа;

формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся

отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на обществоведческие знания и личный социальный опыт.

Дискуссионный клуб «Рыночная экономика: за и против».

Лабораторный практикум «Моя потребительская культура».

8/2

Экономическая жизнь общества.

9/3

Человек в мире экономических отношений.

10/4

Государство и экономика.

11/5

Труд и собственность. Имущественные отношения.

12/6

Домашнее строительство. Личное и семейное

потребление.

13/7

Выбор жизненного пути. Кем быть и каким быть?

Политическая жизнь общества (9 ч)

14/1

Политика, ее роль в жизни общества.

паспорт, гражданство, гражданин, гражданские (личные) права и свободы, политические права граждан, обязанности граждан,

природа, глобальные проблемы, экологические программы, государство, суверенитет, суверенность, функции государства, государственная монополия

характеризовать государственное устройство Российской Федерации,

описывать полномочия и компетенцию различных органов государственной

власти и управления;

правильно определять инстанцию (государственный орган), в который

следует обратиться для разрешения типичной социальной ситуации;

сравнивать различные типы политических режимов, обосновывать

преимущества демократического политического устройства;

описывать основные признаки любого государства, конкретизировать их на

примерах прошлого и современности;

характеризовать базовые черты избирательной системы в нашем обществе, основные проявления роли избирателя;

различать факты и мнения в потоке политической информации.

Лабораторный практикум «Глобальные проблемы человечества. Пути решения глобальных проблем».

Виртуальная экскурсия в Госдуму.

Встреча с депутатами районной и городской Думы.

Дискуссионный клуб «Правосознание: вчера, сегодня, завтра».

15/2

Происхождение государства и права.

16/3

Сущность государства, его признаки. Организация власти в правовом обществе.

17/4

Принципы правового государства.

18/5

Закон высшей юридической силы. Конституция РФ.

19/6

Политические свободы.

20/7

Многообразие современного мира. Глобальные проблемы человечества.

21/8

Международные правовые документы. Всеобщая декларация прав человека.

22/9

Виды юридической ответственности.

Мир социальных отношений (9 ч)

23/1

Социальная структура.

социальное пространство, общественная, домашняя территория, личное пространство, социализация, культурные нормы, воспитание,

социальная структура, социальная группа, статус, имидж, социальная роль, статусные символы, семья, жизненный цикл семьи, нуклеарная семья, расширенная семья, развод

описывать социальную структуру в обществах разного типа,

характеризовать основные социальные группы современного общества; на основе приведенных данных распознавать основные социальные общности и группы;

характеризовать основные социальные группы российского общества,

распознавать их сущностные признаки;

характеризовать ведущие направления социальной политики российского

государства;

давать оценку с позиций общественного прогресса тенденциям социальных изменений в нашем обществе, аргументировать свою позицию;

• характеризовать собственный социальный статус и собственные основные социальные роли;

объяснять на примере своей семьи основные функции этого социального

института в обществе;

извлекать из адаптированного текста, по социологии, необходимую

информацию, преобразовывать ее и использовать для решения задач;

использовать социальную информацию, представленную совокупностью статистических данных, отражающих социальный состав и социальную динамику

общества;

Лабораторный практикум «Право в жизни моей семьи».

Ролевая игра «Статус моей семьи вчера, сегодня, завтра».

24/2

Этнические общности.

25/3

Понятие о поколениях. Связь поколений или конфликт поколений?

26/4

Межличностные отношения.

27/5

Нравственные основы любви, брака и семьи.  

28/6

Семья как малая группа.

29/7

Правовые основы брака и семьи.

30/8

Социальные права человека.

31/9

Право на образование.

Культурно-информационная среда общественной жизни (9 ч)

32/1

Духовная жизнь. Право человека на духовную свободу.

общение, этикет, манипуляция, элитарная культура, народная культура, массовая культура, субкультура, контркультура, религия, архаичные религии, мировые религии, мифология, тотемизм, фетишизм, анимизм, культ

характеризовать развитие отдельных областей и форм культуры;

распознавать и различать явления духовной культуры;

описывать различные средства массовой информации;

находить и извлекать социальную информацию о достижениях и проблемах развития культуры из адаптированных источников различного типа;

воспринимать различные точки зрения в вопросах ценностного выбора и

приоритетов в духовной сфере, формулировать собственное отношение.

Лабораторный практикум «Право человека на духовную свободу».

Ролевая игра «Культура общения и этикет».

33/2

Религиозные верования. Свобода совести.

34/3

Религия сегодня. Притягательная сила и гуманистический смысл религии.

35/4

Культура общения и этикет.

Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

Учебная литература

Для учителя:

Актуальные проблемы современного обществознания.

  1. Алексеев С.С. Теория права. М., 1995.
  2. Алтухов В. Политика и видение будущего // Общественные науки сегодня. 1992. - №3.
  3. Амелин В. Многомерная модель политической власти // Общественные науки сегодня. 1991. - №2.
  4. Антропология (Общая теория человека) /Под ред. Л.А. Зеленова. Новгород, 1991.
  5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры: Введение в культурологию. М., 1992.
  6. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.
  7. Безруких М.Я. и др. Я и другие Я, или Правила поведения для всех. М., 1991.
  8. Белова Т.В. Культура и власть. М., 1991.
  9. Беляев А.А. Политика и ее роль в развитии общества // Социально-политические науки. 1991. - №9.
  10. Василенкова О.А. Основы правовых знаний. 7 класс. М., 2002
  11. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России. М., 1997.
  12. Григорьян Б.Т.Философская антропология. М., 1982.
  13. Демократия и тоталитаризм: Материалы дискуссии // Свободная мысль. – 1991. - №5.
  14. Деятельность: теория, методология, проблема. М., 1990.
  15. Добреньков В.И., Кравченко А.И.  Социология: В 3 т. М., 2000.

Для учащихся:

  1. Атлас народов России для школьника: для среднего и старшего школьного возраста / авт.Cсост. О.А. Ботяков. - М., 2000.
  2. Гладков Ю.Н. Дайте планете шанс!: книга для учащихся / Ю.Н. Гладков, С.Б. Лавров. - М., 1995.
  3. Гора самоцветов: сказки народов России в пересказе Б. Булатова. - М., 2006.
  4. Жуковская Н.Л. От Карелии до Урала: рассказы о народах России: кн. для чтения / Н.Л. Жуковская, Н.Ф. Мокшин. - М., 1998.
  5. Записки путешественника. - М., 2000.
  6. Колпакова О. Природа России / О. Колпакова. - М., 2008.
  7. Мир русской культуры: энциклопедический справочник. - М., 1997.
  8. Мы — молодые хозяева России: материалы II и III Всероссийских акций «Я - гражданин России» / сост. В.П. Пахомов. - М.; Самара, 2005.
  9. Орлова Н.Г. Золотое кольцо России: для среднего школьного возраста / Н.Г. Орлова. - М., 2007.
  10. Права человека: кн. для чтения: 5-9 кл. - М., 2000.
  11. Праздники народов России: энциклопедия. - М., 2002.
  12. Энциклопедия для детей: история России и ее соседей /под ред. М.Д. Аксенова. - М., 2003. - Т. 5. -Ч. 1-2.

Интернет-ресурсы

http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов.

http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы.

http://www.russkoe-slovo.ru/ - сайт издательства «Русское слово»: имеется методический раздел.

http://antropogenez.ru/ - сайт посвящён последним открытиям в области антропосоциогенеза.

http://www.ereport.ru/ - сайт, освещающий современное состояние и перспективы развития мировой экономики в целом и экономики отдельных стран, в том числе и России.

http://expert.ru/ - сайт журнала «Эксперт» - ведущего общественно-политического и экономического журнала России.

Планируемые результаты изучения учебного предмета

Выпускник научится:

  •  ориентировать в содержании текста и понимать его целостный смысл;
  •  находить в тексте требуемую информацию;
  •  решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
  •  структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
  •  преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы, переходить от одного представления данных к другому;
  •  интерпретировать текст;
  •  откликаться на содержание текста;
  •  откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения;
  •  на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
  •  в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
  • использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочное суждение и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).

  • планировать и выполнять учебное исследование и учебный проект, используя оборудование, модели, методы и приемы, адекватные исследуемой проблемы;
  •  выбирать и использовать методы, релевантные рассматриваемой проблеме;
  •  распознавать и ставить вопросы, ответы на которые могут быть получены путем научного исследования, отбирать адекватные методы исследования, формулировать вытекающие из исследования выводы;
  •  использовать такие естественно-научные методы и приемы, как наблюдение, постановка проблемы, выдвижения «хорошей гипотезы», эксперимент, моделирование, использование математических моделей, теоретическое обоснование, установление границ применимости модели (теории);
  •  использовать некоторые методы получения знаний, характерные для социальных и исторических наук:  постановка проблемы, опроса, описание, сравнительно-историческое описание, объяснение, использование статистических данных, интерпретация фактов;
  •  ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства адекватные обсуждаемой проблеме;
  •  отличать факты обсуждений, мнений и оценок, критически относится к суждениям, мнениям, оценка, реконструировать их основания;
  •  видеть и комментировать связь научного знания и ценностных установок, моральных суждений при получении, распространении и применении научного знания.
  • создавать различные геометрические объекты с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов;
  • создавать диаграммы различных видов в соответствии с решаемыми задачами;
  • создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов и устройств;
  • выступать с аудиовидеоподдержкой, включая выступление перед дистанционной аудиторией;
  • участвовать в обсуждении (аудио-видео-форум, текстовый форум) с использованием возможностей Интернета;
  • использовать возможности электронной почты для информационного обмена;
  • вести личный дневник (блог) с использованием возможностей Интернета;
  • осуществлять образовательное взаимодействие в информационном пространстве образовательного учреждения;
  • соблюдать нормы информационной культуры, этики и права; с уважением относится к частной информации и информационным правам других людей;
  • вводить результаты измерений и другие цифровые данные для их обработки, в том числе статистической, и визуализации;
  • проектировать и организовывать свою индивидуальную и групповую деятельность, организовывать свое время с использованием ИКТ.

Выпускник получит возможность научиться:

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения совместной деятельности;
  • устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор;
  • аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образам;
  • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
  • осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
  • владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;
  • работать в группе - устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание», 9 класс

Рабочая программа элективного курса «Практическое обществознание» для  9 класса...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию«Познавательные и логические задания – задачи по обществознанию»

Данная рабочая программа составлена в соответствии с требованиями подготовки к ЕГЭ по обществознанию. Отработки навыков выполнения заданий повышенной сложности части С. Программу возможно использовать...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию

Рабочая программа элективного курса по обществознанию для учащихся 10 - 11 классов "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" адаптированная учиетелем истории и обществознания высшей квалиф...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию, 11 класс

Данный элективный курс разработан для боллее эффективной подготовки обучающихся 11 класса к ЕГЭ по обществозанию....

Рабочая программа элективного курса по обществознанию "Подготовка к государственной итоговой аттестации. ОГЭ по обществознанию"

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование элективного курса по обществознанию в 9 классе...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 11 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 11 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часа.Вид элективного курса – предметный.Реали...

Рабочая программа элективного курса по обществознанию: «Актуальные вопросы изучения обществознания» для учащихся 10 класса

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 классов различных профилей, изучающим обществознание на базовом уровне, и рассчитана на 34 часов.Вид элективного курса — предметный.Экза...