Конспект урока обществознание 6 класс.Человек и его деятельность
план-конспект урока по обществознанию (6 класс)

Базаева Татьяна Константиновна

Конспект урока обществознание на тему: "Человек и его деятельность"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznanie_6_klass.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по обществознанию в 6 классе

Тема урока:                    

Человек и его деятельность

План урока:

  1. Что такое деятельность.
  2. Структура деятельности
  • Мотив
  • Цель
  • Деятельность
  • Результат
  1. Виды деятельности
  2. Подведение итогов

Основные понятия:

  • Деятельность;
  • Субъект;
  • Объект;
  • Мотив;
  • Цель;
  • Результат;

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I Организационный этап

  1. Приветствие учащихся.
  2. Отметка отсутствующих.
  3. Проверка готовности к уроку: учебник, тетрадь, дневник, письменные принадлежности.
  4. Д/з §3

Записывают в тетрадь число.

II Актуализация знаний

Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Что объединяет поговорки?

  • “Делом спеши, да людей не смеши”
  • “Кончил дело – гуляй смело”
  • “Не ошибается тот, кто ничего не делает”
  • “Веселись, играй, да дело знай”
  • “Яблоню любят плодовитую, а человека деловитого”

Тема урока

«Человек и его деятельность»

- Предположите, о чем мы будем говорить на уроке?

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать Высказывают свое мнение.

Выделяют слово дело, деятельность

Записывают тему урока в тетрадь

Высказывают свои варианты. Формулируют вопросы.

-Что такое деятельность?

-Какую роль играет деятельность в жизни человека?

III Изучение нового материала

  1. Что такое деятельность.

Посмотрите по сторонам. Нас окружают различные предметы, вещи.

- Кто создал все эти вещи?

Совершенно верно. Человек создает все, чего нет в природе. В течение всей своей жизни мы постоянно занимаемся какой - либо деятельностью. А все, что сделано человеком, является результатом его деятельности.

- Что такое деятельность? Попробуем сформулировать определение.

- Назовите ассоциации (синонимы) связанные со словом деятельность.

- Сверти свой вариант со словарем. Откройте учебник, стр. 108

Деятельность – особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

Работа с документом: «Повесть о настоящем человеке» (см. приложение)

- Почему  Алексея Маресьева назвали настоящим человеком?

- Можно ли сказать, что своими делами он изменил себя и свою судьбу.

Итак, деятельность – это способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей. Благодаря деятельности человек изменяет и преобразовывает окружающий его мира и самого себя.

«Пчела мала, да и та работает»

-Прочитайте название п.2 §3 учебника.

- Как вы поняли смысл пословицы?

Познакомьтесь со слайдами презентации- труд представителей животного мира.

- Занимаются ли животные трудовой деятельностью?

- Что лежит в основе их поведения?

- Чем их активность отличается от  трудовой деятельности человека?

2. Структура деятельности

Деятельность человека состоит из компонентов.

Давайте познакомимся с ними

Работа со схемой

- Что заставляет человека действовать?

- Почему он начинает заниматься деятельностью?

Совершенно верно. Итак, первый компонент деятельности – это Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.

Учебник стр. 27

- Прочитайте отрывок из сказки Л.Кэрролла «Алиса в Стране чудес»

«Алиса спрашивает Чеширского кота:

- Скажите, пожалуйста, куда мне отсюда идти?

- А куда ты хочешь попасть? – ответил Кот.

- Мне всё равно… - сказала Алиса.

- Тогда всё равно, куда и иди, - заметил Кот.»

- Была у Алисы цель?

- Куда она придет?

-Что же такое цель?

Цель - определенный результат, на достижение которого направлено действие человека.

Цель определяет действия человека. Они всегда направлены на получение какого-то результата.

- Рассмотрим примеры:

- Какая цель у учителя?

- Цель врача? 

- Цель менеджера?

На следующем этапе выбираются средства деятельности.

Средства достижения цели – это различные приемы, способы действия, предметы, с помощью которых человек достигает поставленной цели в процессе деятельности.

Рассмотрим примеры:

-Какие средства вы будите использовать в учебной деятельности?

Четвертый этап включает в себя сам процесс деятельности

Завершающий этап Результат деятельности

Результат деятельности  может быть разным: Результат может быть положительным, если цель достигнута и отрицательным, если цель не достигнута. 

Рассмотрим примеры:

- Что будет результатом учебы?            

- Назовите результат труда?            

- Результат научной деятельности?        

Подведем итог.

- Сформулируйте отличительные черты деятельности человека

3.Виды деятельности

Человеческая деятельность разнообразна.

Вспомните произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Автор помещает на необитаемый остров двух чиновников, привыкших жить на всем готовом.

Здесь они обнаруживают, что «человеческая пища в первоначальном виде, летает, плавает и на деревьях растет… Стало быть, если, например, кто хочет куропатку съесть, то должен сначала ёё изловить, убить, ощипать, изжарить…»

- О какой деятельности идет речь в приведенном фрагменте?

- Какие бывают виды деятельности?

Выделяют следующие основные виды деятельности:

  • Учение;
  • Игра;
  • Труд
  • Общение.

- Опираясь на текст, дайте характеристику каждому виду деятельности.

Ребята получают листы с дополнительным материалом. Работают в парах.

Проверка выполненного задания.

Представим виды деятельности в виде лестницы.

Первая ступень – Игра, т.к. ребенок готовится к взрослой жизни;

Вторая ступень – Учеба является непосредственной подготовкой личности к тру, развивает её умственно, физически, эстетически

Третья ступень – Труд требует определенных знаний, умений, навыков

Человек. Люди

Высказывают свои варианты.

Записывают в тетрадь.

Высказывают версии.

Читают определение. Записывают определение в тетрадь.

Работают с документом. Отвечают на вопросы к документу.

Работаю с пословице, учебник стр. 27

Высказывают свои мнения.

Смотрят изображения животных

Отвечают на вопросы по презентации

Записывают в тетрадь название под – темы .

Зарисовывают схему по мере ее заполнения.

Отвечают на вопрос

(необходимость в чем-либо, повод)

Делают записи в тетради

Работа с текстом учебника п.2

Читают отрывок сказки

Отвечают на вопросы

Формулируют определение понятия – цель

Делают запись в тетради, заполняют схему.

Отвечают на вопросы

- дать знания

- лечить больных

- хорошо руководить компанией

Делают записи в тетради

Делают записи в тетради

Отвечают на вопрос

Результат – это итог деятельности.

Отвечают на вопросы.

Знания;

товар;

идеи, изобретения;

Учащиеся формулируют вывод.

(Деятельность человека имеет цели и при правильном выборе средств достижения человек достигает результата.)

Отвечают на вопросы

Самостоятельная, индивидуальная работа с текстом, дополнительным материалом.

Выписывают определения в тетрадь, заполняют таблицу (см. приложение)

Смотрят презентацию. Распределяют виды деятельности по ступеням.

IV Закрепление изученного материала.

- Фронтальный опрос.

- Выполнение заданий (см. презентация)

Выполняют задания. Отвечают на вопросы.

V Подведение итогов. Рефлексия

Подводя итоги, вернемся с вами к вопросам, поставленным в начале урока.

- Что такое деятельность?

- Какую роль играет деятельность в жизни человека?

Деятельность - особый способ отношения к внешнему миру, характерный только для людей.

В процессе деятельности человек изменяет, преобразует окружающий мир. В процессе деятельности развиваются способности человека, формируется его характер.

сегодня я узнал…

я понял, что…

я приобрел…

я смог…

я попробую…

урок дал мне…

Домашнее задание

Ознакомиться с текстом §3, с. 27-31

Открывают дневники, записывают Д/з


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План - конспект урока обществознания с использование ЦОР. Тема урока "Правовое государство"

Использовались материалы Единой коллекции ЦОР и Федерального портала школьных ЦОР....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Разработка урока обществознания 5 класс по теме "Деятельность"

Урок по теме «Деятельность» был разработан как урок изучения нового материала. Данная тема продолжает изучение главы «Человек в обществе»  Целью урока является изучения деятельности как основного...

программа элективного курса для 11 класса Человек и сферы его деятельности (предмет обществознание)

программа элективного курса "Человек и сферы его деятельности" содержит: титульный лист, пояснительную записку, ситемно-деятельностную основу, целит по уровням усвоения, календарно-тематический план, ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...