конспект урока обществознание 9 класс
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Базаева Татьяна Константиновна

Тема урока: Участие граждан в политической жизни.

Цель: Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убежденности в том, что нужно участвовать в политической  жизни страны, чтобы высшая власть народа была реальной и эффективной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_9_kl.docx39.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока      15.12.2021

Предмет: обществознание

Класс: 9 на уроке присутствовало 14 чел, отсутствовали 3 чел.

Тип урока: изучение нового материала

Урок занимает особое место в формировании политической и правовой культуры учащихся. Он позволяет учащимся осознать собственные возможности воздействия на власть, а также оценить свою подготовленность к участию в политической жизни.

Тема урока: Участие граждан в политической жизни.

Цель: Способствовать развитию гражданской активности учащихся, политической убежденности в том, что нужно участвовать в политической  жизни страны, чтобы высшая власть народа была реальной и эффективной.

Задачи: 

  1. помочь учащимся получить конкретное представление о возможностях воздействиях гражданина на органы власти, на подготовку и принятие политических решений;
  2. сформировать представления учащихся о политических демократических ценностях: демократическом политическом процессе, демократической политической культуре;
  3. развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и находить компромиссные решения обсуждаемых проблем;
  4. способствовать воспитанию гражданского долга, становлению политической и правовой культуры учащихся, их стремлению и готовности участвовать в перспективе в политической жизни государства.

Учащиеся научатся: определять, что представляет собой голосование, референдум и каков их механизм; каким образом люди могут участвовать в политической жизни страны; объяснять сущность активного и пассивного избирательного права. Учащиеся получат возможность научиться формулировать собственную точку зрения, осуществлять поиск нужной информации, выделять главное, корректно вести диалог.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Формулирование темы урока.

На доске цитаты:

«Плохие власти выбираются хорошими гражданами, которые не голосуют»   Д.Нейтан.

«Всякий народ живёт под властью того правительства, какого заслуживает»    Ж. Деместр


«Вы можете не заниматься политикой, все равно политика занимается вами». Ш. Монталабер

«Те, кто достаточно умен, чтобы не лезть в политику, наказываются тем, что ими правят люди глупее их самих».  Платон

- Какие проблемы иллюстрируют данные высказывания, о чем хотели сказать нам мудрейшие, какие мысли хотели донести?

- Попробуйте самостоятельно сформулировать тему нашего урока. Учащиеся предлагают варианты.

- Тема урока: «Участие граждан в политической жизни». 

III. Мотивационный момент. Актуализация знаний.

- Что такое политика? ( 1. Участие в делах государства, цели и средства их достижения, направленные на проведение в жизнь интересов больших групп людей. 2.Сфера взаимоотношений между социальными группами по осуществлению общих интересов с помощью политической власти.)  

-Может ли рядовой гражданин влиять на политику?

  1. Изучение новой темы.

- Итак, мы поговорим с вами о политике, политических правах, о выборах и референдумах, политическом участии и его формах.

План урока: 1. Выборы, референдумы.

2. Право на равный доступ к государственной службе.

3. Обращение в органы власти.

4. Другие пути влияния на власть.

5. Опасность политического экстремизма. 

 1. Выборы, референдумы.

- С точки зрения Конституции, участие в политической жизни – право или обязанность граждан РФ? (работа с Конституцией РФ)

Учащиеся записывают в тетрадь определение « политическое участие»- действия гражданина с целью повлиять на принятие и реализацию государственных решений, выбор представителей в органы власти.

Работа учащихся с текстом Конституции: прочитайте ст.32 п. 1. и сделайте вывод - Каковы формы участия граждан в политической жизни?

-Запишите новые понятия в виде схемы

Формы политического участия

Непосредственное                                                      Опосредованное

( прямое)                                                        ( через представителей) 

Управление государством требует всестороннего знания положения в стране, высокого профессионализма в принятии законов. Поэтому граждане поручают эту работу своим представителям в законодательных органах. Гражданам принадлежит право решать, кто именно будет представлять их интересы в процессе законотворческой деятельности. Такое решение они принимают на выборах. Голосуя за ту или иную партию, того или иного кандидата, граждане определяют направленность законодательной деятельности высших должностных лиц. Учащиеся записывают определение «выборы» - процесс избрания путем голосования депутатов, должностных лиц, членов организации. Существует несколько уровней проведения выборов в РФ:

 федеральный, региональный, местный.

Работа со ст. 32 п. 2 Конституции РФ - вывод об активном и пассивном избирательном праве.

Учащиеся записывают в тетрадь определение «избирательное право граждан»- конституционное право избирать и быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

В России избиратель – это гражданин РФ, обладающий активным избирательным правом. Граждане России, проживающие или находящиеся за границей, обладают всеми избирательными правами.

Каждый гражданин, согласно Конституции РФ, имеет право быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Если активное избирательное право возникает у граждан с 18 лет, то пассивное избирательное право наступает с более позднего возраста. Так, для избрания депутатом Государственной Думы или представительных органов государственной власти субъектов РФ необходимо достичь 21 года, для избрания на пост Президента РФ — 35 лет. 

Теперь давайте поговорим о принципах избирательного права в России. Работа учащихся с текстом учебника (стр.49-50): объясните основные принципы избирательного права в демократическом обществе. Запись в тетрадь:

  1. Всеобщее право - …
  2. Равное право -…
  3. Прямые выборы -…
  4. Тайное голосование -…

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.

Стадии процесса выборов в РФ:

1.подготовительная (назначение срока выборов, создание избирательных участков, формирование избирательных комиссий, регистрация и учет избирателей)

2.выдвижение и регистрация кандидатов

3.предвыборная агитация

4.голосование и подведение итогов выборов.

Практическая часть. Обсуждение ситуаций. Определение допущенных ошибок.

Ситуация 1. Из разговора с членом избирательной комиссии: - Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Что мы не люди, как не пойти человеку навстречу. Разрешаем. А эти наблюдатели, везде они хотят поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера - и до свидания, сами справимся- бюллетени подсчитаем и итоги подведем.

 

Ситуация 2. Из разговора с избирателем: - Пришел на выборы, а одна из девушек в комиссии меня в кабинку завела да и посоветовала мне, за кого голосовать. Ну а я не против, наверное, он достойный кандидат.

Ситуация 3. Из беседы с членами комиссии: - К концу дня голосования мы обнаружили, что более 40 % избирателей не пришли голосовать из-за плохих погодных условий. Населенный пункт у нас маленький, все друг друга знают. Мы, члены комиссии, дружно взялись за телефоны, обзвонили непришедших, выяснили их позицию и паспортные данные и получили согласие заочно проголосовать. Заполнили бюллетени за них и тем самым обеспечили 100% подачу голосов своего избирательного участка.

 Непосредственное участие в управлении делами государства граждане принимают и на референдуме. 

Работа учащихся с тетрадью на печатной основе (авторы О.А.Котова, Т.Е.Лискова) - упр.5 стр.28-29: прочитать извлечения из текста Федерального закона РФ « О референдуме Российской Федерации» и выполнить задания.

Учащиеся записывают определение «референдума»  в тетрадь. Референдум - это всенародное голосование по проектам законов и другим  вопросам государственного значения. Ныне существующая Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 г. При проведении референдума действуют те же принципы, что и при выборах.  Выборы и референдумы – это наиболее массовая форма участия граждан в управлении делами государства.  

 Практическая часть. Обсуждение ситуаций. Дискуссия.

  1. Накануне выборов молодому человеку исполнилось 18 лет и ему предстоит принять участие в выборах. Он не стал себя утруждать долгим чтение предвыборной агитации и попросил помощи друга. Друг написал ему, за какую партию надо голосовать. Молодой человек сделал свой выбор. Согласны ли вы с молодым человеком?
  2. В ряде демократических стран (Италия, Бельгия и др.) существует обязательное участие в выборах. Избирателей, не пришедших в день выборов на избирательный участок, привлекают к ответственности, в том числе и к уголовной. За уклонение с них взыскивается штраф. В Турции может наступить уголовная ответственность за постоянное уклонение от выборов. Согласны ли вы с такой позицией?
  3. Гражданин не хочет принимать участие в выборах. Избирательная комиссия пришла к нему домой и требует, чтобы гражданин проголосовал. Согласны ли вы с действиями комиссии? 


-Какую проблему иллюстрируют данные ситуации?

( Политическая пассивность граждан, уклонение избирателей от участия в выборах, уклонение от участия в политической жизни)

Обществоведы дали четкое название данной позиции граждан:

Абсентеизм - уклонение от участия в выборах. 

- Каковы на ваш взгляд причины абсентеизма?

Предполагаемые ответы:

  1. Отсутствие интереса к политической жизни. Пассивность, равнодушие.
  2. Отсутствие доверия к политикам.
  3. Неверие в проведение честных и справедливых выборов.
  4. Политическая неграмотность людей в стране. Низкая политическая и правовая культура.

- Выдвиньте свои предложения, как повысить избирательную культуру граждан.

Чем раньше гражданин начнёт готовиться к роли избирателя, тем осознанней будет его гражданская позиция.

Нужно помнить, что каждый человек может повлиять на исход выборов, любовь к своей стране, своей малой родине не оставит равнодушным к ее судьбе, поможет реализовать себя и в профессиональной и в общественной жизни.

  1. Право на равный доступ к государственной службе

Работа с Конституцией (ст. 32 п.4,5) 

Это означает, что каждый гражданин может занимать любую государственную должность без ограничений в зависимости от расы, национальности, пола, социального происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. Это не значит, что любой желающий гражданин может работать, например, в министерстве, областной администрации и т. п. Существует система конкурсов: требования к профессиональной подготовке, определённый порядок назначения на государственные должности.

Граждане России имеют также право участвовать в осуществлении, или, как говорят юристы, в отправлении, правосудия. Это право может быть реализовано путём занятия должностей в суде (при наличии соответствующего образования, стажа работы и т. п.), а также путём участия в правосудии в качестве присяжного заседателя.

3.Обращение в органы власти.

- Какие способы политического участия граждан существуют кроме названных? Работа с Конституцией (ст. 33) 

 - В каких случаях возможно обращение граждан в органы власти?

( самостоятельная работа с учебником с.51-52)

- индивидуальные интересы граждан (жилищная контора не делает ремонт и т. п.).

- жалоба с требованием о восстановлении права, нарушенного действием (или бездействием) отдельных лиц, организаций, органов государства ,

- заявление, т. е. обращение, гражданина с просьбой о реализации принадлежащего ему права (например, на получение пенсии),

- предложение об улучшении деятельности государственного органа, о необходимости и способах решения той или иной конкретной общественной проблемы

Обращения в органы власти могут быть направлены любым человеком (в том числе и несовершеннолетним, и иностранцем), а также группой лиц, общественной организацией.

 Работа с документом: ст. 29 п. 1 Конституции РФ 

Каждому гарантируется свобода мысли и слова.

- В условиях какого государства это возможно? (повторение определения правового государства и его признаков)

4. Другие пути влияния на власть.

Воздействовать на политику государственной власти граждане могут также через элементы гражданского общества: общественные объединения, политические партии, используя свободу собраний, свободу слова для заявления о своих требованиях к властям или для поддержки тех или иных политических решений (повторение определения гражданского общества).

К числу важнейших прав и свобод человека и гражданина принадлежит свобода собраний, митингов, демонстраций.

Работа с документом. Из статьи 31 Конституции Российской Федерации:

«Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». 

- На какие условия проведения митингов, собраний обращается особое внимание?

5.Опасность политического экстремизма.

Изучение вопроса о политическом экстремизме - комментируемое чтение в классе соответствующего раздела  изучаемого параграфа. При этом поясняется опасность каждого из названных в тексте экстремистских действий.

  1. Обобщение пройденного, рефлексия.

- Зададимся вопросом: хотят ли люди заниматься политикой? Интересуются ли ею граждане?  Однозначного ответа нет: одни интересуются, другие нет.

Факты. В большинстве стран Европы, как показали исследования, интересующихся и не проявляющих интерес к политике примерно равное количество. Исследования, проведённые в нашей стране, также показывают, что интерес проявляют 48% опрошенных, заявляют, что не интересуются, 50%, а 2% затруднились ответить. При этом меньший интерес проявляют наиболее молодые и самые пожилые граждане, более высокий – средние возрастные группы (по материалам учебника).

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств,

личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную

политическую роль: захочет или не захочет пойти на митинг или станет, к

примеру, участником какого-либо общественного движения. А, может быть,

кто-то ставит своей целью стать  депутатом.

Не все, естественно, захотят сделать политику своей профессией. Да это и не обязательно. Но можно ли участие в политической жизни страны считать делом необязательным?

Убеждения и политические взгляды человека, знания и умения, опыт его участия в общественной жизни страны характеризует его политическую и правовую культуру.


VI. Самооценка, домашнее задание. - У вас на столах лежат карточки. В каждой из них содержится определенная позиция, выражается отношение к участию в политической жизни своей страны. Выберите приемлемый для вас вариант.

« + » - уверен(а) в необходимости моего участия в политической жизни страны.

« ? » - плохо понял(а) тему, имею недостаточно знаний для определения своей позиции по этому вопросу.

« » считаю, мое личное участие в политической жизни ненужным и необязательным.

Результаты поместите на доске.

Проверка  по теме «Участие граждан в политической жизни»:

1. Соотнесите понятия:

А. Выборы  

1. Одна из главных форм выражения воли народа и его участия в политическом процессе и одновременно способ формирования представительных органов (парламента, местного самоуправления)

Б. Демократия

2. Всенародное голосование

В. Референдум

3. Власть народа

Г. Абсентеизм

4. Уклонение избирателей от участия в голосовании.

2. Установи соответствие между признаками и формами политического участия  граждан:

А) согласие или несогласие с                                     1) выборы

с поставленным вопросом

Б) голосование за кандидата                                      2) референдум

в депутаты парламента

В) подсчет голосов избирательной                            3) и выборы, и референдум

комиссией

Г) агитация политических партий

Д) тайная подача голосов

3. Действующая Конституция РФ была принята:

А) на заседании Государственной Думы

Б) решением референдума

В) постановлением Президента РФ

Г) партийным голосованием

4. Согласно Конституции, граждане РФ имеют право:

А) на применение силы в качестве метода убеждения

Б) на использование огнестрельного оружия

В) на равный доступ к государственной службе

Г) на всеобщее высшее профессиональное образование

5. Кто не имеет права участвовать в выборах в Государственную Думу?

А) гражданин РФ, проживающий на территории иностранного государства

Б) Президент РФ

В) гражданин иностранного государства, постоянно проживающий на территории РФ

Г) гражданин РФ, находящийся под следствием

6. Верно ли, что А) выборы у нас прямые и многоступенчатые

                            Б) в выборах участвуют все проживающие в РФ

      1) верно только А

      2) верно только Б

      3) верны оба суждения

      4) оба суждения неверны

7. Верно ли, что  А) свобода слова в нашей стране ограничена официально   установленной цензурой

                              Б) свобода слова исключает нарушение прав человека

       

      1) верно только А

      2) верно только Б

      3) верны оба суждения

      4) оба суждения неверны

8. Верно ли, что  А) политический экстремизм проявляется в деятельности организаций, создающих угрозу для общества и государства

                              Б) любая политическая организация в РФ одобряет политический экстремизм, как метод борьбы за власть

      1) верно только А

      2) верно только Б

      3) верны оба суждения

      4) оба суждения неверны

9. Что характеризует политические права граждан РФ?

      1) право на обращение в органы власти

      2) преследование инакомыслящих

      3) право на участие в референдумах

      4) право собственности

      5) право на вандализм

10. Все термины, приведённые ниже, за исключением одного, характеризуют выборы в РФ. Укажите лишний термин:

      1) равное избирательное право

      2) кандидат в депутаты

      3) многоступенчатость

      4) тайное голосование

      5) альтернативность

      6) избиратель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обществознания "Мы - многонациональный народ", 6 класс

Цель урока выяснить какое значение имеет многонациональный состав Российской Федерации  для её граждан, для государства. ...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Конспект урока обществознания для 10 класса.Урок- объяснение нового материала.Тема: Общение как обмен информацией....

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"

Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметны...

Конспект урока обществознания для 10 класса. Урок- объяснение нового материала. Тема: Общение как обмен информацией.

Цель: Выявить сущность общения, как способа обмена информацией.           Рассмотреть особенности общения в информационном обществе. Дать        ...

Конспект урока обществознания в 5 классе. Тема урока: «Hаша Родина - Россия».

Конспект урока по обществознанию в 5 классе "Наша Родина - Россия"...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...