Конспект урока обществознания в 5 классе по теме: "Портрет нашего класса"
план-конспект урока по обществознанию (5 класс) на тему

Бережная Ирина Алексеевна

Урок по обществознанию для 5 класса разработан в соответствии с новыми требованиями ФГОС второго поколения. Тема урока Практикум "Портрет нашего класса". В разработке указаны личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты. Урок является завершающим в теме "Образование". С точки зрения содержания - это обобщение изученного о ступенях образования, значении образования в жизни каждого человека. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka.doc145 КБ
Office presentation icon prezentaciya_k_uroku.ppt1.53 МБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Оконешниковская СОШ»

Оконешниковского муниципального района Омской области

Разработка

урока обществознания по теме

Практикум «Портрет нашего класса»

(5 класс)

 

                                                                                                                                                                                         

Бережная И. А.

учитель истории и обществознания

МКОУ «Оконешниковская СОШ»

 

2013 г.

Тема урока: Практикум по теме «Портфолио  нашего класса»

УМК:  УМК по обществознанию под ред.  Л.Н.Боголюбова

Задачи: формировать универсальные учебные действия:                                                                                                                                            

Личностные:                                                                                                                                                                                                                                            

• Умения высказывать своё мнение;

  • Умения оценивать  собственную учебную деятельность, свои достижения и анализировать  своё эмоциональное

     состояние.

Регулятивные:                                                                                                                                                                                        

  • Умения планировать свою деятельность.

  • Умения   выполнять задания на оценку своих учебных достижений, поведения с учетом мнения других людей, в том

    числе для корректировки собственного поведения.

Познавательные:                                                                                                                                                                                    

Умения самостоятельно выделять и формулировать тему, цель и задачи  урока.

• Умения самостоятельно делать выводы, перерабатывать  информацию, преобразовывать её, представлять информацию в виде сообщения и презентации.

Коммуникативные:                                                                                                                                                                                  

  • Умения владеть различными видами публичных выступлений (сообщений, диалога) и следование

     этическим  нормам и правилам  ведения диалога.

  • Умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе деятельности.

  • Умения учитывать позиции других участников деятельности.

  • Умения ясно и точно излагать свою точку зрения.

Планируемый результат:

Предметные результаты:                                                                                                                                                                                                      - знают ступени школьного образования;

- осознают значение образования в жизни человека.

Метапредметные результаты:

Регулятивные (РУУД):

- принимать и сохранять учебную задачу; (саморегуляция)

- планировать своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей; (планирование)

- выполнять учебное действие,  в соответствии с учебной задачей, выражать свою позицию (оценка)

Коммуникативные (КУУД):

-  участвовать в диалоге;

Познавательные (ПУУД):

- систематизировать  и представлять информацию в виде сообщения;

Личностные результаты (ЛУУД):

- учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задачи урока.

Тип урока: урок - практикум

Оборудование:  

  1. Мультимедийный проектор, презентация, компьютер;
  2. раздаточный материал для проведения  практической работы: лист  А-4, фотографии, карандаши, клей, ножницы, маркеры, картинки;
  3.  раздаточный материал для осуществления самооценки и рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Примечания

Время  

I.Проблематизация, актуализация, мотивация













Задача: создать устойчивую учебно-познавательную мотивацию деятельности

1.1.Организационный момент. 

Организует  приветствие  и ситуацию самооценки готовности к уроку.

Приветствие учителя.

- Здравствуйте ребята.  Обращали ли вы внимание  на то, как легко и тихо спускаются снежинки с неба на землю.                                              - Давайте также тихо займём свои места.                                               - Вспомните, что значит быть готовым к уроку.                                          

 - Проверьте наличие учебных принадлеж-ностей                        

 - Желаю успехов в работе на уроке.

Оценивают готовность к уроку.


Приветствуют учителя.

Проверяют наличие учебных принадлежностей




Эмоциональный настрой

Слайд №1






1

1.2 Мотивация учащихся.

1.3 Определение темы урока.

Подводит к точной формулировке темы урока:

-  Решите кругограмму в группах.

      1 группа                2 группа




    Практикум         «Портфолио

Учащиеся самостоятельно определяют тему урока

ЛУУД

Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.


КУУД

Приобретают навык участия в диалоге.

3



   3 группа                  4 группа

   

         нашего                класса»


- Сформулируйте тему нашего урока.

- О чём сегодня мы говорить?


















 





Слайд №2

«Портфолио нашего класса»



1.4 Целеполагание. 

- Что такое портфолио?

- Есть ли портфолио у вас?

- Какие страницы есть в вашем портфолио?

- О чём они рассказывают?

- Вы учитесь вместе в одном классе. А как можно рассказать о вашем классе другим ребятам?

- Из каких страниц может состоять портфолио вашего класса?

- Какова же цель нашего урока?                                                                

-  Что вы сделали, чтобы составить портфолио класса?


Принимают

учебную задачу.



1. «Портрет нашего класса»

2. «Наши увлечения»

3.  «Наши дела»

4.  « Кем  мы станем»

ЛУУД

Формируется устойчивая учебно – познавательная мотивация деятельности.

РУУД

Совершенствуется действие целеполагания.

КУУД

Участвуют в диалоге.




Слайд №3 «Страницы портфолио»


Слайд №4

«Цель урока»

5

II. Организация практической работы


Задача:

поддерживать интерес к изученному учебному материалу через организацию практической деятельности обучающихся с целью  обобщения имеющихся  знаний










Виды помощи:

направляющая: инструкции, консультация учителя

2.1. Организация практической деятельности

- Для составления  портфолио предлагаю поработать в группах, каждая из которых выполнит свою часть задания.

- Каждая группа собрала необходимый материал для оформления страницы портфолио.

1 группа.   «Портрет нашего класса»

2 группа.   «Наши увлечения»

3 группа.   «Наши дела»

4 группа.   «Кем мы станем»

-Подумайте и расскажите о том, как вы будете работать.

 - Каждая группа представит результаты своей работы всем, чтобы  мы могли сделать общий вывод о вашем классе.                      - Вспомним алгоритм работы в группе.

- По результатам  работы вам предстоит заполнить «Оценочный лист» по известным вам критериям.

- При отчёте руководитель должен будет оценить работу своей группы.













Планирование работы в группе





Вспоминают алгоритм работы, обсуждают, задают вопросы, принимают учебную задачу.





ЛУУД

Проявляют познавательный интерес к практической работе в группе  












Слайд №5

 «Правила работы в группе»


Слайд №6

«Памятка членам группы»

3

  1.  Практическая работа

- По каким критериям будем оценивать вашу страницу?

- Распределите роли.

- Дайте  знак о готовности к работе.

- Время на выполнение работы 15 минут.  Приступайте к работе. Время пошло.


Оказание консультационной помощи.


Называют критерии:

1.Содержание соответствует теме

2.Правдивость

3. Аккуратность


Группы  распределяют роли (руководитель, оформитель, корреспондент, хранитель времени).

Хранитель времени включает часы и следит за временем.

Группы проводят  сбор необходимой информации. Работают за отдельным столом, Оформляют результаты своей работы, готовятся к представлению результатов групповой работы.

РУУД, КУУД

Планируют своё действие в группе в соответствии с поставленной задачей.

Контролируют порядок выполнения задания, время выполнения

.          

Слайд №7

«Практическая работа»




Предметы для оформления работы

15



Задача: поддерживать интерес к учебному материалу через организацию представления результатов практической работы, работы по оцениванию и самооцениванию деятельности каждого участника исследования и группы в целом







  1.  Динамическая пауза за счёт смены вида деятельности

  1.  Представление результатов работы.

- Представьте  результаты вашей деятельности.

Вывод:

-Что вы можете сказать о своём классе?


-  Оцените работу своей группы

- Что показал оценочный лист?

- Как  работала ваша группа? 

- Легко ли вам было работать?

- Были разногласия в группе?

- Как удалось их преодолеть?

- Какой вклад внесла ваша группа в достижение  общего результата?

Руководители каждой группы сообщают  о результатах проделанной работы. После выступления руководители каждой группы представляют отчёт о работе группы, используя результаты  оценочного листа.

Отвечают на вопросы учителя, аргументируют  свои ответы

КУУД

Формируются навыки публичного выступления.

ПУУД

Систематизируют  и точно излагают полученную информацию. Устанавливают причинно-следственные связи. Представляют информацию в табличном виде.

РУУД

Оценка и самооценка деятельности каждого и группы в целом

Осознают свой вклад в общий результат










10

  1. Связывание информации.

- Все группы хорошо поработали,  вместе мы  составили портфолио  вашего класса.

- Как вы думаете, чего не хватает в вашем портфолио?

- Я приготовила шаблон титульного листа. - Какая информация на нём содержится?

- Как вы думаете, что ещё можно добавить?

 

-  В этом полугодии у вас будет новый предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России».  Нам предстоит выполнить проект «Герб или эмблема класса»,  и у нас будет возможность это сделать.

-Давайте вернёмся к цели урока.

- Мы достигли цели нашего урока?


Вывод: Так какой же портрет вашего класса у нас получился?


Делают вывод


 



Название документа, класс, эмблема школы.


Можно добавить эмблему класса

КУУД

Участвуют в диалоге. Выражают свою позицию.


3

III. Обратная связь

Задача: побудить к поиску новых знаний вне урока, формировать умения выбора задания в соответствии с собственными возможностями и личными интересами.

Вид помощи:

        3.1.Организация домашнего задания.

- Задание в рабочей тетради №8, с. 45 (сочинение на тему «Мой дружный класс»)


- Подобрать стихотворения или песни о дружбе, о школе.


- Составьте памятку «Учимся дружно жить в классе»


- Выберите то задание, которое вам по силам. Задания у вас на цветных листах, лист можно взять с собой домой.





Выбирают домашнее задание на основе оценки своих способностей, интересов.

ЛУУД

Сохраняют познавательный интерес к  пройденному у учебному материалу, способу его обобщения

РУУД

Учатся делать выбор на основе самооценки своих способностей и возможностей


Слайд №8

«Домашнее задание»








3

3.2.  Организация рефлексивной деятельности.

- Мы с вами закончили работу. Каждый из вас пусть заглянет внутрь себя, прислушается … и попробует закончить   высказывание.


Заканчивают  высказывания:

Мне было трудно…

Мне было интересно…

Могу себя похвалить…



ЛУУД

Выражают свою позицию.

РУУД

Формируется самооценка

Слайд №9

 «Как я работал на уроке»

2

        3.3. Окончание урока, благодарность за работу.

- Спасибо всем за урок. Вы молодцы.




ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Оценочный лист

Критерии оценки

Оцениваю себя сам

Оценка товарища

1. Активно работал в группе

2. Выполнял свои  обязанности

3. Соблюдал культуру общения

+ +  у меня всё получилось


 -+    были затруднения, но

         я справился


-   у меня не получилось  

     работать в группе

++  у тебя всё получилось


 -+  у тебя возникли затруднения,

      но ты справился


-   у тебя не получилось работать

     в группе

4.Оценка работы группы

Мы работали слаженно

и у нас всё получилось.

У нас были затруднения, но мы справились самостоятельно.

У нас были затруднения, мы справились с помощью учителя


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Конспект урока обществознания "Всеобщая декларация прав человека" (10, 11 класс)

Урок обществознания посвящен истории создания и основному содержанию, смыслам важнейшего документа по правам человека....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ НА ТЕМУ: «ГРАЖДАНИН РОССИИ» В 5 КЛАССЕ.

Тип урока: комбинированный Формы работы: групповая, индивидуальная, работа с карточками и иллюстрациями, выполнение заданий в рабочей тетради, тестирование Применяемые технологии: груп...

Методическая разработка урока литературы в 10 классе на тему «Портрет литературного героя» (на материале глав из романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)

Структура урока соответствует современным требованиям к уроку. Урок способствует формированию духовных ценностей, нравственных законов, по которым живут герои художественного произведения, понима...

План-конспект урока обществознания по теме "Конституция Российской Федерации" 6 класс.

Задача учителя расширить знания обучающихся об основном законе нашей страны, о государственных символах. Привлечь внимание обучающихся к Конституции РФ....

КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022

Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. ПознякСогласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российско...

КТП 11 класс 2019-2020,РП 10 класс 2022-2023,РП 8 класс 2020-2021, РП 9 класс 2021-2022

Учебник геометрия 10-11 классы. Авторы : Л.С. Атанасян , В.Ф. Бутузов , С.Б. Кадомцев, Л.С. Киселева, Э.Г. Позняк. Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учрежде...