Статья на тему: "Олимпиада по обществознанию: как эффективно подготовить ученика?"
статья по обществознанию

Эта статья посвящена подготовке учащихся к олимпиадам. В ней рассказано о методах и приёмах, которые учитель может использовать в своей работе при подготовке ребят к конкурсам, олимпиадам, творческим конкурсам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_olimpiada.docx42.86 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Олимпиада по обществознанию:                                                   как эффективно подготовить ученика?»

Автор: Красноперова Л.Н.,                                                                               учитель высшей категории                                                                                                       СПБ ГБПОУ «УОР №1»

Олимпиада – соревнование в интеллекте, конкуренция и креативность. В олимпиадной среде царит удивительная обстановка. Участвуя в олимпиадах, ребята оказываются в среде себе равных. Они стремятся соревноваться с другими, стремятся к победам. Олимпиады любого уровня дают уникальный шанс добиться признания в семье, в учительской среде и у одноклассников. Это своего рода специализированный IQ для наших учащихся.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть дифференцированными, но все они сводятся к следующему. Подготовка к любой олимпиаде начинается с работы на уроке. Именно там закладываются основы, даются базовые знания, на которые         впоследствии можно опираться при  подготовке. В содержание практически каждого урока желательно включать ребусы, логические задачи, задания на анализ информации или другие упражнения на логику и сообразительность. Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы она не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Можно научить ребёнка побеждать, если у него есть определённые природные данные: хорошо развита логика, цепкая память,  он имеет более высокие по сравнению с большинством остальных интеллектуальные способности, имеет доминирующую,  активную познавательную потребность, испытывает радость от умственного труда и имеет вообще большое трудолюбие.  При наличии этих качеств ребёнок может стать потенциальным участником олимпиад.

В процессе подготовки к олимпиаде по предмету принимают участие учителя-наставники, ученики, родители ученика, государственные органы и общественные организации.

Здесь имеет место сочетание мотивации учителя и ученика: с одной стороны, это удовлетворение потребности в знаниях, самосовершенствовании и достижении успехов, с другой - удовлетворение потребности в честолюбии, почете и уважении.

Учитель ставит перед собой цель создания условий для развития познавательных способностей учащихся и их интереса к предмету. Ученики готовятся к будущей профессии, стараются использовать шанс поступления в ВУЗ на льготных условиях, а также удовлетворить свои престижные потребности.

В то же самое время к ученику-олимпиаднику предъявляются определенные требования: у него должно быть стремление к участию в олимпиаде, при этом быть готовым к тому, что это будет  в дополнение к основным школьным предметам. Необходимы навыки самостоятельной работы, умение читать сложные тексты, обладать хорошей памятью и склонностью к самоотречению.

В свою очередь, учитель должен быть хорошим психологом, методистом, гибким и креативным, постоянно заниматься своим самообразованием.

 Каков же алгоритм действий учителя в процессе подготовки детей к олимпиадам? Поделюсь некоторыми приемами.

1) Начинаю с выявления наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через: наблюдения в ходе уроков, организацию исследовательской работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету,  оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам.

На первом этапе олимпиадного движения обычно участвуют все дети класса. Каждый ребенок пробует свои силы, и каждый получает похвалу за смелость, находчивость, за свою маленькую победу. Такой подход к соревнованиям способствует высокой активности детей и рождает желание пробовать еще и еще.

Вести отбор и привлекать к участию учащихся в олимпиадах логичнее с 5-6 класса. И уже к 9-му классу появляется резерв из  учащихся, способных защищать честь школы  на муниципальном этапе олимпиады.

2) Веду отбор учащихся, показывающих определенные способности по предмету. Одновременно с выявлением школьников, интересующихся обществознанием, и формированием этого интереса, создаю творческую, лучше разновозрастную, группу школьников, готовящихся к олимпиадам. Это позволяет осуществлять взаимопомощь, психологическую подготовку и передачу опыта участия в олимпиадах новым участникам.

3) Вовлечение детей в олимпиадную деятельность происходит по ступеням:

  • 1 ступень – уровень класса;
  • 2 ступень – уровень школы;
  • 3 ступень – районные, муниципальные соревнования;
  • 4 ступень – региональный уровень.

Было бы идеально, если бы подготовка велась с высокомотивированными к освоению обществознания учащимися, имеющих высокий уровень общих и специфических способностей, высокую работоспособность в выполнении заданий (умение работать с различными источниками знаний, умение осуществлять многовариантные решения поставленных проблем). Это является залогом успеха подготовки. Этого можно ожидать на уровне 4 ступени. Приведу пример. Три года назад я сменила место работы, из элитной гимназии пришла в обычную сельскую школу. Первое время, когда я предлагала учащимся участие в конкурсах, приглашала на подготовку к олимпиадам, они смотрели на меня, как на инопланетянина, не понимая, что от них требуют. Но, добившись первых успехов, они  сами начали проявлять инициативу, напоминая мне о предстоящих конкурсах, уточняя, когда будет подготовка к ним, находили условия, самостоятельно их выполняли.

С победителями школьного тура олимпиад обычно проводятся индивидуальные занятия, на которых отрабатывается типология олимпиадных заданий; решаются нестандартные задачи логического характера, способствующие общему интеллектуальному развитию ребёнка; составляются собственные задания логического характера; отрабатываются пути выхода из нестандартных ситуаций в решении заданий повышенной сложности.

4) На уроках использую творческие индивидуальные задания олимпиадного уровня сложности, которые, как правило,  участники олимпиад получают и на уроках, и в качестве домашних заданий.

5) Подготовка к олимпиаде ведется через внеурочные занятия.

  Через внеурочную деятельность возможно организовать такую развивающую среду, которая стимулировала бы любознательность учащихся и обеспечивала бы  ее удовлетворение: различные  конкурсы,  кружки, элективы.

 Подготовка к олимпиадам - работа кропотливая, системная. И она будет результативна, если, во-первых, отношения между учителем и учениками будут партнерским. Превосходство учителя  выражается лишь в уровне знаний, умений и его способности передать их ученику. А во-вторых, и сам учитель должен быть образцом для ребёнка, постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик будет стремиться к тому, чтобы не подвести своего учителя.

6) Очень важна поддержка родителей, педагогов, друзей.

Ребенка должны поддерживать все. Особо важно внимание родителей к успехам ребенка. Если такого нет, ребенок предоставлен самому себе, и, когда он осознает, что его успехи не интересуют родителей, его мотивация резко ослабевает, что ведет к безразличию к своим успехам.

Независимо от того, получает ученик приз или нет, он должен ощущать себя победителем, ведь даже если он не одержал победу над другим, он одержал её над собой вчерашним. Обычно я говорю учащимся, что, принимая участие в конкурсах и олимпиадах, они узнают о том, чего не знают, а это, возможно, является более ценным приобретением, даже стимулом и ориентиром в подготовке. При таком подходе учащиеся будут охотно соглашаться выступать на олимпиадах более высокого уровня: городского, регионального. Похвала учителя, родителей, признание одноклассников и вера в ребёнка – залог успеха.

Исследователи едины во мнении, что при подготовке учащихся к олимпиаде необходимо придерживаться нескольких принципов.

1. Максимальная самостоятельность – предоставление возможности самостоятельного решения заданий. Самые прочные знания это те, которые добываются собственными усилиями, в процессе работы с литературой при решении различных заданий. Данный принцип, предоставляя возможность самостоятельности учащегося, предполагает тактичный контроль со стороны учителя, коллективный разбор и анализ нерешенных заданий, подведение итогов при решении задач.

2. Принцип активности знаний. Олимпиадные задания составляются так, что весь запас знаний находится в активном применении. Они составляются с учетом всех предыдущих знаний, в соответствии с требованиями стандарта образования и знаниями, полученными в настоящий момент. При подготовке к олимпиадам постоянно происходит углубление, уточнение и расширение запаса знаний. Из этого следует, что разбор олимпиадных заданий прошлых лет является эффективной формой подготовки учащихся для успешного участия в олимпиадах.

3. Принцип опережающего уровня сложности. Для достижения успеха на  олимпиаде необходимо вести подготовку по заданиям высокого уровня сложности. В этом заключается суть принципа опережающего уровня сложности, эффективность которого подтверждается результатами выступлений на олимпиаде. В психологическом плане реализация этого принципа придает уверенность учащемуся, раскрепощает его и дает возможность успешно реализоваться.

4. Анализ результатов прошедших олимпиад. При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же применим и к учащимся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки.

5. Индивидуальный подход. Индивидуальная программа подготовки к олимпиаде важна для каждого учащегося, она отражает его специфическую траекторию движения от незнания к знанию, от неумения решать сложные задачи к творческим навыкам выбора способа их решения. Каждый ученик имеет свой собственный стиль обучения. Важно его определить, зафиксировать и использовать при подготовке. Хороший помощник в этом - технология НЛП. Пригодятся школьникам и советы по поводу того, как лучше запоминать информацию: Высыпайтесь.   Делайте заметки.  Используйте ассоциации.   Повторяйте информацию.  Делитесь знанием.[4]

6. Психологический принцип. Я считаю необходимым воспитать в учащихся чувство здоровой амбициозности, стремления к победе. Победитель всегда обладает бойцовскими качествами. Это важно для будущей жизни. Нужно увидеть задатки в ребёнке и вырастить эти качества. Научить верить в свои силы, внушить, что он способен побеждать. Однако важно подчеркнуть, что победителями все не бывают, все находятся в равных условиях, результат зависит только от самого себя. Не нужно расстраиваться, а нужно работать, работать и работать! Хотя и здесь всё очень индивидуально.[5]

Реализация этих принципов и правил - это успешное выступление учеников на олимпиадах различного уровня, где они показывают высокие результаты.

Методические приемы, которые целесообразно использовать при подготовке учащихся к олимпиадам, следующие. Ведущими выступают  методы творческого характера: проблемные; поисковые; эвристические; исследовательские; проектные  в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. 

    Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одаренным ребенком – индивидуальные занятия с акцентом на его самостоятельную работу с материалом.

В первую очередь, исходим из того, какие задания предлагаются на олимпиадах по истории и обществознанию. Условно  их  разделить на четыре типа:

  • задания на выбор ответа (один верный из нескольких предложенных);
  • задания с открытым кратким ответом;
  • анализ письменного источника, критика текста;
  • задания с открытым развернутым ответом (эссе).

При работе с первыми двумя типами заданий ребята учатся использовать метод исключения (отбросить заведомо неправильные ответы), метод ассоциаций (какие образы, сюжеты, имена, факты «всплывают» в вашем сознании, когда вы читаете варианты ответов).

Полезно использовать различные приемы и алгоритмы. Например, это могут быть приемы запоминания, опора на связи слов, советы, как запоминать имена людей,  инструктаж как подготовить эссе. Можно использовать следующие алгоритмы, памятки которых раздаются ребятам: алгоритмы для работы с текстом учебника, как нужно конспектировать, как составить план,  как  события и явления...   

Наиболее любимая форма обучения у моих учеников - интерактивные вебинары — традиционная лекция вместе с  дискуссией, разбором, демонстрацией слайдов или фильмов, проверкой заданий. Я работаю с учащимися разных школ города, в городе действует дополнительная образовательная программа подготовки учащихся к олимпиадам по обществознанию. Поскольку это ученики разных классов и школ, собрать их одновременно в одном месте в одно время очень сложно. А вот дистанционное обучение легко решает эту задачу.

В своей работе использую разнообразные технологии. Кейсы по решению конкретной ситуации; дискуссии, в ходе которых ученики активно включаются в поиск истины, открыто делятся мнениями и учатся аргументировать свою точку зрения; мозговой штурм:   совместное генерирование идей и поиск нестандартных творческих решений; проекты: самостоятельная работа над поставленной задачей; тренинги: совместный поиск решения проблемы с последующим обсуждением; дебаты:  обоснованные и аргументированные высказывания двух сторон; деловые игры: обыгрывание ситуаций; пары и малые группы: работа вдвоём и более.

        Как одну из  форм подготовки к олимпиадам я использую исследовательскую работу учащихся, их участие в различных конкурсах. Основную цель исследовательской деятельности учащихся я вижу в том, чтобы формировать культуру мышления, т.е. способность обучающихся из потока информации выделять события, описывать их аналитически и критически оценивать, обоснованно анализировать источники, применять свои знания и ценностные суждения в новой ситуации, аргументировать личные взгляды. 

      За годы работы  сложилась определенная  система подготовки участников олимпиад:

- базовая школьная подготовка по предмету;

-  подготовка, полученная в рамках системы дополнительного образования (факультативы, элективы, индивидуальные и групповые дополнительные занятия);

- самоподготовка (чтение научной и научно-популярной литературы, самостоятельное решение задач, поиск информации в Интернете и т.д.);

- дистанционные занятия;

- целенаправленная подготовка к участию в определенном этапе соревнования по предмету.

 Что использую во время подготовки детей к олимпиадам? Это: учебники (от школьных 9-11 классов до Вузовских, причем разных авторов),  словари,  справочники,  энциклопедии,   Кодексы по всем отраслям права,  олимпиадные задания всех уровней, начиная с 2015 года, правовые справочные системы (Консультант-Плюс, Гарант),  дополнительная литература, интернет-ресурсы. Могу посоветовать учебные книги, которые будут полезны при подготовке: Сорвин К., Сусоколов А. Человек в обществе, Арбузкин А. Обществознание, Мельвиль А. Политология, Смелзер Н. Социология, Марченко М. Обществознание и др.

     Конечно, проработать всю необходимую литературу невозможно, не реально. Но ребята довольно легко ориентируются и быстро находят нужную им информацию.

     Да, подготовка отнимает довольно много времени, а  сам процесс подготовки участников олимпиады происходит во внеурочное, каникулярное время, выходные и праздничные дни, особенно когда готовимся к региональному  и заключительному этапам олимпиад.

И, наконец, есть еще один резерв для подготовки учащихся к олимпиадам - это  возможности различных организаций, специализирующихся на подготовке учащихся к олимпиадам. Среди них уместно назвать  школы подготовки НИУ ВШЭ,  ИРО Свердловской области,  предметные школы при ВУЗах РФ, Благотворительный фонд наследия  Менделеева «Путь к Олимпу», дистанционные олимпиады.

Работа с одаренными учениками, по сути, является для педагога своеобразным экзаменом в профессиональном, личном и даже в духовно-нравственном отношениях. В случае успеха она принесет ни с чем несравнимые положительные переживания, в случае неудачи - соответственно отрицательные. Но в обоих случаях это дает возможность пережить «точку роста», продвижения на пути профессионального и личностного становления. .                                                                                    

С мотивированными ребятами работать и сложно и интересно. Интересно потому, что это,  как правило, мотивированные учащиеся, которым не надо объяснять «зачем мы здесь сегодня собрались» и есть возможность более детально рассмотреть вопросы, занимательные факты, решить задачи и кроссворды, отработать умения и навыки, пообщаться, порассуждать на обществоведческие темы. Сложно потому, что наступает такой момент, когда твои ученики по каким-то вопросам знают уже больше тебя и тогда «учеником» приходится становиться тебе, чтобы «держать планку».

     Олимпиада – это не школьные экзамены,  не контрольная работа, поэтому нет необходимости снижать ее уровень до выявления участников, которые просто выучили учебные параграфы. Она призвана проверить более глубокие знания ученика и помочь ему побороть неуверенность или страх перед сложными испытаниями. Сложные задания – это как раз та “планка”, тот уровень, к которому необходимо стремиться и который нельзя опускать. Во многом именно олимпиады стимулируют интерес к предмету.

       Олимпиады занимают важное место в развитии одаренных детей. Они позволяют ученику познать себя, дают возможность в большей степени утвердиться в собственных глазах и среди окружающих. В целом они служат развитию творческой инициативы.

Список литературы и интернет-источников

1. Организация эффективной подготовки школьников к участию в олимпиадах и интеллектуальных марафонах. https://kopilkaurokov.ru/matematika/prochee/organizatsiia_effektivnoi_podgotovki - Дата обращения 20.10.2021.

2.  Каплевская С.В. Подготовка учащихся к предметным олимпиадам: из опыта работы.  РТhttps://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2014/01/03/doklad-na-temu-podgotovka - Дата обращения 18.10.2021.

3. Пять советов как лучше запоминать информацию. https://media.foxford.ru/vsosh-preparation/ - Дата обращения 22.10.2021.

4. Шевелева Н.Н. Условия эффективной подготовки учащихся к творческим конкурсам и олимпиадам.  https://uchitelya.com/pedagogika/184642-usloviya-effektivnoy-podgotovki-uchaschihsya-k-tvorcheskim-konkursami-olimpiadam.html - Дата обращения 22.10.2021.

5.http://gymnasium.pruzhany.by/wp-content/uploads/2018/04/plan_provedeniya.pdf - Дата обращения 19.10.2021.

6. _shkolnikov_k_uchastiiu_v_olimpiadakh_i_inte - Дата обращения 20.10.2021.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как эффективно подготовиться к ЕГЭ и ГИА

Материал содержит краткую инструкцию по подготовке к экзаменам...

Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

Как эффективно подготовить учащихся к сдаче ОГЭ по географии

Экзаменационная работа по географии в форме ГИА позволяет с достаточной степенью объективности оценить качество общеобразовательной подготовки по предмету.Содержание экзаменационной работы определяетс...

Как эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории?

Как эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории?...

Как эффективно подготовиться к ЕГЭ по истории?

Статья о методах и технологиях подготовки к ЕГЭ...

Как максимально эффективно подготовиться к ГИА по математике

Из этой статьи вы узнаете все о самых эффективных способах обучения - от подготовки с нуля, до различных вариантов дистанционных курсов....