Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""
статья по теме

Белобрюшкова Елена Алексеевна

 В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием информационных и коммуникационных технологий как современного метода оценивания учащихся на уроках ОБЖ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Статья_Олимпиада355 КБ

Предварительный просмотр:

Е.А. Белобрюшкова

ОЛИМПИАДА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ КАК СОВРЕМЕННЫЙ МЕТОД ОЦЕНИВАНИЯ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ В КУРСЕ «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

Вопрос контроля за ходом обучения, хотя и не был столь явно выраженным, но впервые возник еще на этапах зарождения «школы» в Древней Греции.

С тех пор в разные исторические эпохи с учетом современного развития общества, науки и техники педагогическое сообщество постоянно осуществляет работу, направленную на корректировку определения понятия «контроль», разработку систем и критериев оценки качества учебных достижений обучающихся, а также совершенствование методов его осуществления.  

Сегодня в XXI веке, в веке бурного развития  информационных и коммуникационных технологий, внедрения в учебный процесс общеобразовательных учебных заведений педагогических новшеств вопрос об осуществлении контроля учебных достижений обучающихся, осуществляемого современными методами звучит актуально в рамках всех предметов, изучаемых в общеобразовательных учебных заведениях. На наш взгляд, особую значимость он приобретает в курсе основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Мы смогли в этом убедиться в ходе проведенной научно-исследовательской деятельности в рамках написания выпускной квалификационной работы, где в ходе рассмотрения понятия «контроль» нами сделан вывод о том, что на сегодняшний день не существует однозначного его определения. Так, например, Эльконин  Д.Б. под контролем понимает, «прежде всего, контроль за правильностью и полнотой выполнения операций, входящих в состав действий», а Пидкасистый П.И. считает, что контроль призван обеспечить внешнюю обратную связь (контроль педагога) и внутреннюю (самоконтроль ученика). Контроль направлен на получение информации, анализируя которую педагог вносит необходимые коррективы в течение учебного процесса.

Соглашаясь с мнением Басовой Н. В. о том, что педагогический контроль — это способ получения информации о качественном состоянии учебного процесса, мы пришли к выводу, что в настоящее время в педагогике отсутствует единый подход к определению понятия «учебные достижения», что в свою очередь, значительно затрудняет понимание того, что мы (педагоги) измеряем.

Структура учебных достижений достаточно сложна. К учебным достижениям относятся в первую очередь знания, умения, навыки и общеучебные компетенции школьников, гибкость мышления, опыт практической и творческой деятельности, адекватность и осознанность обучения, упорство, собранность, целеустремленность, усидчивость, целеполагание, мотивация, ценностно–смысловое отношение к обучению и контролю. [1, с. 25]

Исследуя проблему, связанную с постановкой цели осуществления контроля учебных достижений обучающихся, нам удалось в след за Вабищевич С.В. утвердится в том, что основная цель контроля знаний и умений состоит в обнаружении достижений, успехов учащихся; в указании путей совершенствования, углубления знаний, умений, с тем, чтобы создавались условия для последующего включения школьников в активную творческую деятельность. [2]

Г.Г.Толстова высказала мнение о том, что если перечисленные цели контроля знаний и умений учащихся реализовать,  то можно говорить о том, что контроль выполняет следующие функции: контролирующую, обучающую (образовательную), диагностическую, прогностическую, развивающую, ориентирующую, воспитывающую [4].

В.В. Воронов высказал мысль о том, что контроль должен быть: целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным, индивидуальным [3].

По П.И. Пидкасистому, метод контроля — это система последовательных взаимосвязанных диагностических действий учителя и учащихся, обеспечивающих обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Также в современной дидактике он выделяет следующие методы контроля: методы устного контроля, методы письменного контроля, методы практического контроля, дидактические тесты, наблюдение. Отдельные ученые выделяют также методы графического контроля (Щукина Г.И.), методы программированного и лабораторного контроля (Бабанский Ю.К.), пользование книгой, проблемные ситуации (В.Оконь). Рассмотрев в теоретической части нашего исследования определения понятий: «контроль», «учебные достижения обучающихся», ель и основные характеристики контроля», во второй, экспериментальной части нашей работы мы уделили особое внимание такому методу контроля на уроках ОБЖ, как олимпиада.

Задача определения эффективных методов и средств контроля учебных достижений на разных предметов школьного цикла достаточно сложна. По мнению Толстовой Г.Г., некоторые учителя традиционно подходят к организации контроля, используют его в основном ради показателей достигнутого [4].  Мы предприняли попытку найти эффективный метод контроля в рамках курса ОБЖ.

По-нашему мнению, проблему комплексного контроля учебных достижений учащихся на уроках ОБЖ может разрешить олимпиада с использованием информационных и коммуникационных технологий.

В современной практике олимпиада чаще используется как внеклассное мероприятие, однако имеется опыт проведения олимпиады и в рамках урока.

В этой связи нами было проведено экспериментальное исследование, в процессе которого мы сделали попытку внедрить олимпиаду «Знаток ОБЖ» на уроке ОБЖ и доказать её эффективность в качестве метода контроля учебных достижений учащихся 10- 11 классов.

Олимпиада сопровождалась разработанной нами красочной презентацией в программе Power Point (рис. 1)

Рис. 1 Олимпиада по ОБЖ (10-11 кл.)

Олимпиада состояла из трех этапов: теоретического, ситуационных задач и практического. Теоретический этап был представлен в виде тестирования, в  котором необходимо выбрать 1 правильный ответ (каждое верно выполненное задание из 20 представленных оценивалось в 1 балл. Время, отведенное на решение этого этапа – 10 минут. Каждый учащийся самостоятельно отвечал на вопросы и фиксировал свои ответы в бланках. Приведем пример задания из этого этапа.

Назовите одно из самых ярких мероприятий Праздника Севера:

  1. Забег Дружбы
  2. Лыжня Дружбы                                     Ответ: Лыжня Дружбы
  3. Лыжня
  4. Северная Лыжня

        Практический этап представлял собой ситуационные задачи, которые учащийся должен правильно решить (каждая верно решенная ситуационная задача из пяти представленных оценивалась в 5 баллов). Время, отведенное на их решение, составило 15 минут. Представим пример задачи этого этапа.

        Находясь дома, Вы неожиданно почувствовали толчки, дребезжание стекла и посуды. Времени, что выбежать из дома, нет. Как Вы поступите:

а) отключить электричество, газ и воду;

б) занять безопасное место в проёме дверей;             Ответ: А, Г, Б      

в) открыть окно и звать на помощь;

г) отойти от окон и предметов мебели, которые могут упасть.

Самым интересным на наш взгляд являлся практический этап. Для этого этапа было необходимо оборудование: бинты, жгуты, учебный автомат. Задание «ПМП» выполнялось в паре и оценивалось в 10 баллов. За каждое неправильно выполненное действие жюри снимало 1 балл. Задание «Автомат» выполнялось группами 3-4 человек и оценивалось в 20 баллов. Время, отведенное на решение этого этапа - 20 минут. Приведем пример заданий этого этапа.

  1. «Первая медицинская помощь». Задание: ваш сосед порезался осколком стекла, у него  кровотечение из раны на предплечье. Кровь имеет ярко-алый цвет и фонтанирует из раны. Задание: окажите первую медицинскую помощь. Ответ: Необходимые действия: усадить пострадавшего, наложить жгут на плечевую артерию и убедиться в отсутствии пульса на сонной артерии, наложить стерильную повязку, вложить записку о времени наложения жгута, зафиксировать поврежденное предплечье, вызвать скорую помощь.
  2. «Автомат». Задание: разрядить магазин, зарядить магазин, разобрать автомат, собрать автомат. Ответ: практическое выполнение.

По окончании олимпиады учащиеся сдают свои работы на проверку, и спустя некоторое время жюри объявляют итоги олимпиады.

После проведенной олимпиады ученики заинтересовались в изучении материала по различным темам дополнительно. По данным учителя ОБЖ качество знаний при проверке их с помощью олимпиады выше, чем при проведении традиционных контрольных работ, тестирований и опросов.

В процессе проведения олимпиады учитель был энергичен, свободен в пространстве класса, испытывал чувство удовлетворения от активной работы учеников. Также он подтвердил наше предположение о том, что применение олимпиады с использованием ИКТ как метод контроля учебных достижений повышает познавательный интерес школьников к изучаемому предмету.

Список литературы и источников:

  1. Ефремова, Н.Ф. Тестовый контроль в образовании [Текст] / Н.Ф. Ефремова – М.: Издательство «Логос», 2008. – 368 с.
  2. Вабищевич, С.В. Контроль и оценка знаний учащихся [Электронный ресурс] / Электронный УМК «Методика преподавания информатики». - http://phys.bspu.unibel.by/static/um/inf/mpi/lekc/indexlekc_mpi.htm , свободный. – (Дата обращения: 22.02.2012)
  3. Воронов, В.В.  Дидактика [Электронный ресурс] /В. В. Воронов// УБД «Ресурс образования». – Режим доступа: http://mgou.h11.ru/index.php?page=r691f2d7&directory=6 , свободный. (Дата обращения: 03.04.2012)
  4. Толстова Г.Г., Контроль знаний учащихся на уроках информатики  [Электронный ресурс] / ИТО- 2010. – Секция II. Режим доступа : http://ito.edu.ru/2010/Rostov/II/5/II-5-13.html, свободный. – (Дата обращения: 18.02.2012)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Тестовый контроль как эффективный метод оценивания учебных достижений учащихся»

Образование в 21 веке является как единый процесс, который направлен на воспитание и обучение подрастающего поколения в  интересах человека, общества, государства. У нас в России, образоват...

"Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"

Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения  школьников. Разработанный вариант портфолио....

Оценивание учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы

При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам проц...

«Современные методы оценки учебных достижений учащихся»

Современные учебные формы - проектные, творческие и исследовательские работы, элективные курсы, профильное обучение, практические занятия - на данный момент не имеют инструменты для оценивания результ...

Формы и методы оценивания достижений учащихся. Структура оценивания учебных достижений учащихся.

Мы живем и работаем в век бурного прогресса и стремительных изменений во всех сферах жизни. Коснулись они и образования: введены ФГОС нового поколения, основная цель которых – учить детей так, ч...

Современные средства оценивания учебных достижений и их использование в педагогической диагностике

    Определение качества общеобразовательной подготовки учащихся является одной из важных задач, стоящих перед органами управления образованием на всех уровнях образовательной системы...

Использование методов оценивания учебных достижений учащихся с применением ИКТ в обучении родному языку

Представлены различные методы оценивания учебных достижений учащихся с применением ИКТ (комплекс Mimio Studio (система голосования и тестирования MimioVote); функциональный конструктор тестов easyQuiz...