Главные вкладки

    Современные средства оценивания учебных достижений и их использование в педагогической диагностике
    статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

    Ореховская Наталия Петровна

          Определение качества общеобразовательной подготовки учащихся является одной из важных задач, стоящих перед органами управления образованием на всех уровнях образовательной системы. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности.

               Соблюдение этих требований возможно в том случае, когда в качестве метода оценивания учебных достижений используется такой метод контроля, который характеризуется инструментальностью и технологичностью.

    Адекватным современным требованиям к оценке результатов учебной деятельности методом является тест.

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon sredstva_otsenivaniya.doc45.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные средства оценивания учебных достижений и их использование в педагогической диагностике

               "Образование  - род деятельности, направленный в будущее. Математическое образование имеет в этом смысле особое значение, поскольку роль математических знаний и математических методов исследования постоянно возрастает. Важно наряду с изучением собственно математики показать ее прикладные возможности, научить школьников использовать свои математические знания для решения конкретных задач". Этому очень поможет использование информационных технологий.

           "Математика всегда ... остаётся для учеников трудной работой",- так утверждал русский писатель (критик) Д.И.Писарев. Чтобы изменить восприятие математики новому поколению необходимо его заинтересовать.

    1.1. Современные средства оценивания учебных достижений

    Определение качества общеобразовательной подготовки учащихся является одной из важных задач, стоящих перед органами управления образованием на всех уровнях образовательной системы. Основные требования, предъявляемые к оценке знаний и умений учащихся, заключаются в объективности, достоверности, конкретности и обоснованности. Соблюдение этих требований возможно в том случае, когда в качестве метода оценивания учебных достижений используется такой метод контроля, который характеризуется инструментальностью и технологичностью. Адекватным современным требованиям к оценке результатов учебной деятельности методом является тест.  

    Тест является стандартизированным инструментом. Стандартизация процедуры тестирования достигается за счет использования единых инструкций, строгого соблюдения регламента в отношениях между учащимися и ответственными за проведение тестирования, контролируемого независимыми экспертами-наблюдателями. Контроль за соблюдением инструкций призван обеспечивать соблюдение единых требований и равных условий по отношению ко всем участникам тестирования. При этом проведение тестирования не требует обязательного присутствия специалистов-предметников, что позволяет в полной мере говорить о возможности проведения независимых контролирующих процедур.

    Перечисленные особенности теста позволяют использовать этот метод в качестве основного в мониторинге качества образования.

    Одной из основных задач мониторинговых исследований является информационно-аналитическое обеспечение процедур подготовки к итоговой аттестации выпускников.

     Характерные особенности  тестов

    В настоящее время существует два вида тестов: нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные. Эти два подхода различаются, начиная с выбора содержания и до интерпретации результатов. В процессе тестового контроля важными и необходимыми являются оба подхода. Основным  же критерием для разделения тестов на нормативно-ориентированные и критериально-ориентированные является подход к интерпретации тестового балла.

    Нормативно-ориентированный подход позволяет сравнивать учебные достижения (уровень подготовки, уровень профессиональных знаний и умений) отдельных испытуемых друг с другом.

    Критериально-ориентированный подход позволяет оценивать, в какой степени испытуемые овладели необходимым учебным материалом.

    Для аттестационного контроля уровня обученности более привычной и естественной является задача, решаемая в рамках критериально-ориентированного подхода. Тесты измеряют степень усвоения учебного материала, овладения необходимыми знаниями, умениями и навыками, уровень профессиональной квалификации кадров. В результате измерения степень проявления какого-либо свойства испытуемых выражается в тестовом балле, представляющем собой определенное число. Тестовые баллы располагаются на специальных шкалах, выбранных разработчиками.

    Нормативно-ориентированные педагогические тесты (НОТ) используются для того, чтобы получить надежные и нормально распределенные баллы для сравнения тестируемых, а критериально-ориентированные тесты (КОТ) применяются для того, чтобы интерпретировать результаты тестирования в соответствии с уровнем обученности испытуемых на некоторой области содержания.

    1.3. Оценочная деятельность учителя

    На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, был отобран ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией:

    • рейтинговая оценка знаний учащихся
    • портфолио

       Рейтинговая оценка знаний учащихся

    Проблема оценки результатов обучения в настоящее время является дискуссионной. Необходимость оценивания знаний, умений и навыков ученика не вызывает сомнения, однако вопрос с чем их сравнивать - с эталонными представлениями, описанными в учебной программе, со знаниями, умениями и навыками других учеников или с показателями этого же ученика на предыдущем этапе обучения, остается неясным. В теории и практике обучения наиболее устоявшимся является мнение, что суть проверки результатов обучения состоит в выявлении уровня усвоения знаний учащимися, который должен соответствовать образовательному стандарту по данной программе, предмету. В последнее время в научной литературе все чаще высказывается мнение о необходимости оценивать учащихся по их собственным сдвигам в развитии, видя именно в продвижении учащегося успех обучения. Учащиеся часто бывают разочарованы оценками, которые, по их мнению, не соответствуют объему затраченных усилий. Считается, что для ребенка оценки служат стимулом к получению знаний, а для родителей – к осуществлению контроля за занятиями ребенка.

        Портфолио

    Учебный портфель (портфолио) – это технология, которая используется как основа индивидуального маршрута обучения. В литературе можно найти разные определения портфолио:

    «Портфолио – это набор работ учащихся, который связывает отдельные аспекты их деятельности в более полную картину»;

    «Портфолио – это спланированная заранее индивидуальная подборка достижений учащихся».

    Портфолио выполняет модельную функцию, отражая динамику развития учащегося, результатов его самореализации; демонстрирует стиль учения, свойственный обучающемуся, показывает особенности его общей культуры и отдельных сторон интеллекта; помогает учащемуся проводить рефлексию собственной учебной работы; подготовки и обоснования будущей исследовательской работы; служит формой обсуждения и самооценки результатов работы учащегося на зачете или итоговом занятии; помогает учащемуся самостоятельно установить связи между предыдущими и новыми знаниями.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Современные способы оценивания учебных достижений младших школьников.

    Изменения в содержании современного образования,  влекут за собой и изменение системы оценивания. Необходим поиск принципиально иных способов оценивания, повышению учебной мотивации и учебной сам...

    Методическая статья на тему: "Олимпиада с использованием ИКТ как современный метод оценивания учебных достижений учащихся в курсе "Основы безопасности жизнедеятельности""

    В статье описываются возможности использования метода олимпиады в ходе преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (ОБЖ). Представлен опыт проведения олимпиады с использованием ин...

    Использование современных технологий оценивания учебных и внеучебных достижений обучающихся.

    Современные образовательные технологии требуют иного подхода к оцениванию достижений обучающихся.  Сегодня в школе оценка должна ориентировать на достижение предметных, метапредметных и...

    Педагогический мониторинг как механизм оценивания учебных достижений учащихся

    В XXI веке центральной категорией образовательной политики России является качество. Решение этой задачи невозможно без эффективного управления, которое предполагает сосредоточение внимания и сил на ...

    Рейтинговая система оценивания учебных достижений по французскому языку как средство развития компетентности школьников

    Расширить компетентность школьников в предметной области – французский язык;Развить у обучающихся самостоятельность мышления и способность к самообразованию;Создать условия для успешной реализации еди...

    "Современные формы и методы оценивания учебных достижений школьников"

    Представлена информация о современных формах и методах оценивания достижения  школьников. Разработанный вариант портфолио....

    Оценивание учебных достижений учащихся при использовании групповой формы работы

    При использовании групповой формы обучения важен не только продукт, который получится у группы, но и то, как он создавался. А это означает, что оцениванию подлежит как результат работы, так и сам проц...