Статья "Актуальные вопросы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по курсу «Обществознание»
статья по обществознанию (11 класс)

Шагинян Светлана Александровна

В статье рассматриваются вопросы связанные с вариантами подготовки к ЕГЭ по предмету обществознание, сложные темы по предмету, даются рекомендации общего характера при самоподготовке к экзаменам ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_aktualnye_voprosy_ege_obshch.docx22.75 КБ

Предварительный просмотр:

Шагинян Светлана Александровна,

Учитель обществознания,

Зам. директора по УВР

ГБОУ школы №601

Приморского района

Санкт-Петербурга

Актуальные вопросы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по курсу «Обществознание»

ЕГЭ по Обществознанию является одним из массовых экзаменов после русского языка и профильной математики. Объясняется это большой востребованностью результатов ЕГЭ по обществознанию при поступлении на такие направления как: государственная служба, международные отношения, экономика, финансы, менеджмент, банковская сфера, правоохранительные органы, МЧС, юриспруденция, туризм, гостиничное хозяйство, таможня и другие. Однако, у многих при выборе этого экзамена складывается заблуждение, что это легкий экзамен и они могут с ним самостоятельно справится. Сложность заключается в том, что в экзамене представлены знания из областей разных научных дисциплин: социологии, философии, психологии, экономики, правоведения, политологии. Специфика заключается в том, что обучающийся должен не только с точностью знать термины и классификации, но и уметь приводить примеры из истории, из общественно-политической жизни, из других предметных областей: биологии, физики, химии, географии, литературы…. Для многих обучающихся это представляет сложность в силу возраста неспособность правильно приводить примеры, соотносить их с теорией по обществознанию, анализировать социально-экономические явления или политические события в стране и мире, делать правильные выводы.

Таким образом, залог успешной подготовки является в первую очередь- наличие серьезной подготовки , как минимум, в 8-9 классах и крепкая «база» в знаниях по предметам. Безусловно, качественная подготовка- это системная подготовка к ЕГЭ по предмету с получением углубленных знаний по предмету, с проработкой нормативно-правовых документов по вопросам, входящим в кодификатор тем ЕГЭ по Обществознанию.

Существуют несколько вариантов подготовки к ЕГЭ:

  1. Самостоятельная подготовка
  2. Дополнительные занятия с учителем по внеурочной деятельности и самостоятельная подготовка
  3. Дополнительные занятия с репетитором и самостоятельная подготовка
  4. Курсы подготовки к ЕГЭ и самостоятельная подготовка

Нет единого совета для обучающихся как эффективно подготовиться к экзамену и максимально сдать на высокие баллы.  Здесь нужно принимать решение индивидуально, исходя из особенностей каждого ребенка и уровня его подготовки по предмету. Ученики абсолютно разные. Есть старшеклассники, которые могут себя организовать самостоятельно, при этом начитаны, имеют энциклопедические знания и способны подготовиться и сдать на высокие баллы экзамен.  Есть ребята, которым нужна помощь в организации репетитора или преподавателя на курсах. Однако, прохождение курсов или занятий с репетитором тоже не всегда гарантирует высокий результат. Но при любом варианте подготовки важными составляющими остается наличие знаний школьной программы по предмету и самоподготовка.

При подготовке, по мнению экспертов по проверке  ЕГЭ по обществознанию, очень многие ученики допускают ряд ошибок, которые приводят к провальным результатам экзаменов. Этих ошибок можно избежать, если своевременно уделять им внимание.

Наиболее распространенные ошибки по теме «Человек и общество»:

  • Познание
  • Религия
  • Искусство
  • Мораль
  • Наука

Наиболее распространенные ошибки по теме «Право»:

  • Законодательство о выборах
  • Международное право
  • Обязанности налогоплательщика
  • Воинская обязанность

Наиболее распространенные ошибки по теме «Политика»:

  • Органы государственной власти Российской Федерации
  • Федеративное устройство Российской Федерации

Наиболее распространенные ошибки по теме «Экономика»:

  • Факторы производства
  • Рынок труда
  • Безработица
  • Инфляция
  • Мировая экономика

ОБЩИЕ ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ ПРИ САМОСТОЯЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ЕГЭ:

1) Безответственный подход к выбору экзамена. Ученик должен быть достаточно уверен в том, что он силён в выбранных им предметах и они пригодятся ему при поступлении в ВУЗ, иначе все труды пройдут даром.

2) Завышенные ожидания от самого себя. Эти ожидания и надежды разбиваются в пыль к концу первого полугодия, когда времени на более глубокое изучение материала уже не будет, поэтому лучше всего рассчитать свои силы сразу.

3) Нет опыта в планировании обучения. Для того, чтобы грамотно распланировать время обучения, стоит зайти на сайт ФИПИ, в котором хранится открытый банк тем по предметам, которые есть на ЕГЭ. Это займёт время, но это явно того стоит.

4) Отсутствие хороших учебных пособий. Часто ученики и их родители плохо выбирают пособия для подготовки к ЕГЭ: они ведутся на уловки и покупают красивые сборники, которые могут и не соответствовать стандартам экзамена или содержать устаревшую информацию. Поэтому перед покупкой стоит посмотреть отзывы к пособиям и подобрать те, которые подходят для вашей подготовки к экзамену.

5) Незнание критериев оценивания. У каждого задания ЕГЭ есть свои критерии оценки. Они известны заранее и ученикам, и экзаменаторам. Изучите, как нужно оформлять ответ на тот или иной вопрос в каждой из частей экзамена, это поможет вам сдать его успешнее.

6) Отсутствие системности и регулярности во время подготовки. Для каждого большого дела важна регулярность, если не обращать внимания на некоторые разделы экзамена или постоянно забывать про подготовку, хороших результатов можно не ждать.

7) Невнимательность. Неправильно понятое задание или забытый минус в примере может дорого обойтись, поэтому лучше несколько раз проверять свои работы перед их сдачей.

8) Концентрация на каком-то одном предмете. К каждому экзамену нужно готовиться, поэтому нужно уделять время не только одному самому сложному или важному предмету, а всем предметам системно и регулярно.

9) Чрезмерное перенапряжение. Этот пункт хочется рассмотреть поподробнее. Экзаменационный стресс, является одной из форм психического стресса, возникающего у студентов в период сессии и у школьников в период сдачи экзаменов. Экзаменационный стресс характеризуются: переутомление, депрессия, потеря веры в собственные силы, отсутствие мотивации, нестабильное состояние, приступы агрессии, тревога, раздражительность, рассеянность.

В совокупности эти факторы могут привести к серьёзным проблемам, связанным с избыточным напряжением мышц, изменением ритма дыхания, изменениям в режиме дня, нарушения сна, снижением производительности труда, повышенной утомляемостью, возрастанием конфликтности, вялости, апатии, пессимизму, росту тревоги и агрессии.

Комплекс мероприятий, поддерживающие психологическое здоровье

Оптимальный ритм дня. Одним из важных факторов успешной сдачи экзамена является равномерное распределение материала на все время подготовки. Притом необходимо оставлять время на физическую активность, приёмы пиши и прогулки с друзьями, семьей. Наиболее оптимальным разделением нагрузки считается чередование умственной и физической деятельностей. Не менее важен сон для здоровья, безопасности и общего благополучия. Однако, не стоит забывать о различных формах досуга, которые могут помочь справится с переутомлением от учёбы зарядить позитивной энергией.

ЕГЭ – тяжёлое испытание для каждого школьника, а подготовка к нему – трудоёмкий и затрачивающий много времени процесс.  Для самостоятельной подготовки к успешной сдаче ЕГЭ и сохранению своего психологического здоровья необходимо:

1) Тщательное планирование подготовки по предметам ЕГЭ;

2) Оптимальный ритм дня;

3) Здоровый сон;

4) Правильное питание;

5) Наличие мотивации;

6) Досуговые мероприятия;

7) Физическая активность.

Но также следует помнить о балансе учёбы и отдыха и делать всё в меру, чтобы избежать перегрузки и отсутствия желания возвратиться в рабочий режим. Сочетание и баланс. Трудолюбие и самодисциплина. И не устаревающее правило: «Учить, учить и еще раз учить!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты подготовки обучающихся к сдаче экзамена по истории в форме ЕГЭ

Сейчас очень много методических разработок и материалов, которые помогают нам в подготовке к итоговой аттестации. Чем может быть интересен предложенный мною материал? Подготовку я веду уже с 10 класса...

Электролиз расплавов и растворов (изучение темы при подготовке обучающихся к сдаче ЕГЭ, базовый уровень)

Методические разработки к уроку по теме "Электролиз расплавов и растворов": ход урока, образцы решения типовых заданий, дополнительный материал по теме. Презентация отражает ключевые моменты ...

Система работы школы по подготовке обучающихся к сдаче ГИА по русскому языку

Новая форма аттестационной работы (ГИА) за курс основной школы становится основной и единственной. Государственная итоговая аттестация девятиклассников включена в общероссийскую систему оценки качеств...

Учебно - тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ГИА

Инструкция по выполнению работы ГИА по немецкому языку. Материалы для аудирования, чтения, лексики и грамматики, письма, говорения....

Учебно-тренировочные тесты для подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ.

Инструкция по выполнению работы ЕГЭ по немецкому языку по всем видам деятельности....

Инновационные формы и методы подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по истории и обществознанию

Опыт  подготовки старшеклассников к ЕГЭ по истории и обществознанию...