Презентация "Познание и знание"
презентация к уроку по обществознанию (10 класс)

Презентация по теме "Познание и знание" по дисциплине "Обществознание" 10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon poznanie_i_znanie_2.zip2.22 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок по дисциплине «Обществознание»

Слайд 2

Познание и знание Тема урока:

Слайд 3

«Знание-сила» Ф.Бэкон

Слайд 4

Постановка проблемы Познаваем ли мир? Если да, то, как мы его познаем? С какой целью человек осуществляет познавательную деятельность? Что такое истина? Что является критерием (гр. «мерило») истины?

Слайд 5

Виды познания Обыденное познание (житейское) формируется в процессе повседневной деятельности, основывается на накопленном многими поколениями жизненном опыте (народная медицина, метеорология, педагогика и др.). Научное познание исследовательская деятельность, направленная на производство новых знаний о природе, обществе и мышлении.

Слайд 6

Процесс познания предполагает наличие двух сторон: субъект познания – познающий человек Образ Знак Слово Язык 2. объект познания – познаваемый предмет

Слайд 7

Закрепление первого вопроса плана № Примеры Виды познания 1 Растения на свету вырабатывают хлорофилл Обыденное познание 2 При дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ 3 Перед дождем птицы летают низко 4 Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду Научное познание 5 Перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины 6 Законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях Установите соответствие между видами познания и иллюстрирующими их примерами добытых истин: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Слайд 8

Как мир познаётся?

Слайд 9

Формы чувственного познания Ощущение – это чувственный образ отдельного свойства предмета – его цвета, формы, вкуса и т.д. Восприятие - целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств (непосредственный контакт с предметом). Представление – это целостный образ предмета, возникающий под влиянием прошлого взаимодействия с предметом .

Слайд 10

Формы рационального познания: Понятие – это мысль, схватывающая нечто существенное в предмете (система знаний о внешнем мире в категориях). Суждение – это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Умозаключение – это связь двух и более суждений и выведение нового знания в форме нового суждения (то, что ты потерял, ты имеешь): индуктивное умозаключение - ход мысли от частного к общему , дедуктивное умозаключение - ход мысли от общего к частному, аналогия как форма умозаключения - при умозаключении по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели») переносится на другой, менее изученный, менее наглядный и т.п. в каком-либо смысле, объект.

Слайд 11

Уровни познания

Слайд 12

Закрепление второго вопроса плана Установите соответствие между формами познания и их определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Слайд 13

Закрепление второго вопроса плана Формы познания Определения Понятие Чувственный образ отдельного свойства предмета – его цвета, формы, вкуса и т.д. Представление Это такая форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Ощущение Целостный образ предмета, возникающий под влиянием прошлого взаимодействия с предметом. Суждение Целостный образ предмета, возникающий в результате его непосредственного воздействия на органы чувств Восприятие Связь двух и более суждений и выведение нового знания в форме нового суждения Умозаключение Мысль, схватывающая нечто существенное в предмете (система знаний о внешнем мире в категориях).

Слайд 14

Что такое научное познание? Метод познания – это система принципов, приёмов, правил, требований, которыми необходимо руководствоваться в процессе познания.

Слайд 15

Критерии познания стремление к истине; системность; теоретичность; достоверность и доказательность

Слайд 16

Методы научного познания универсальный метод познания; общенаучные методы познания; частнонаучные методы познания

Слайд 17

Методы эмпирического познания: наблюдение – целенаправленное систематическое восприятие объекта, доставляющее первичный материал для научного исследования; эксперимент – исследование объекта в рамках контролируемых и управляемых ситуаций; классификация – разделение множества на подмножества; сравнение – определение тождества и различия в сопоставляемых объектах; аналогия – установление сходства.

Слайд 18

Методы теоретического познания: описание – фиксация данных при помощи систем обозначений; объяснение – поиск необходимых связей между явлениями; дедукция – ход мысли от общего к частному; индукция – ход мысли от частного к общему; научное доказательство – установление истины логическим рассуждением; анализ и синтез – расчленение системы на составляющие элементы и формирование целого из частей; абстрагирование – мысленное выделение и отвлечение; идеализация – конструирование модели; моделирование – замена исследуемого объекта на подобный.

Слайд 19

Ход научного познания 1. фиксируются факты; 2. факты интерпретируются; 3. интерпретация приводит к идеализации, выработке понятий, законов; 4. выдвигаются научная проблема и гипотеза; 5. из гипотез с помощью дедукции выводится теория; 6. если теория и факты согласуются, то действие теории фиксируется, а в противном случае ставится под сомнение.

Слайд 20

Российский путешественник Н.Н.Миклухо-Маклай много лет прожил среди местного населения (папуасов) Новой Гвинеи, изучая их быт и нравы. На установление добрых отношений ушло несколько месяцев, и они стали помогать путешественнику в его исследованиях. (Н.Н.Миклухо-Маклай подготовил 76 научных работ). Какой метод научного исследования был для путешественника основным? В чем особенности этого метода? Каково его основное преимущество? Закрепление третьего вопроса плана Ответ: 1) наблюдение; 2) наблюдатель сам становится участником происходящих событий; 3) наблюдатель получает непосредственные впечатления об изучаемом объекте, которые помогают его лучше понять;

Слайд 21

С какой целью человек познаёт мир?

Слайд 22

Объективная истина – такое содержание человеческих знаний, которое не зависит от воли и желаний субъекта. Например , суждение «Земля – планета солнечной системы».

Слайд 23

Относительная истина – это неполное, незавершённое, неокончательное знание; это правильное в своей основе положение, которое является неполным, неточным и которое углубляется и уточняется в ходе развития познания. Например , считалось, что атом неделим, а в дальнейшем был открыт электрон и другие элементарные частицы

Слайд 24

Абсолютная истина – адекватное, полное отражение объективного мира в человеческом познании. Она не может быть опровергнута дальнейшим ходом человеческой практики. Например , день рождения.

Слайд 25

Конкретность истины означает, что всякое суждение имеет свои временные и пространственные границы. Например , законы класической механики Ньютона истинны в масштабах Земли, при скоростях значительно меньших скорости света Заблуждение – это наличие неадекватного знания, принимаемого за истинное Ложь – это преднамеренное искажение знаний, её целью является введение в заблуждение тех, кому она предназначена.

Слайд 26

Критерии истины

Слайд 27

Постановка проблемы Познаваем ли мир? Если да, то, как мы его познаем? С какой целью человек осуществляет познавательную деятельность? Что такое истина? Что является критерием (гр. «мерило») истины?

Слайд 28

Тест на закрепление материала

Слайд 29

1. Понятие, означающее процесс изучения различных сторон объективной реальности 3) познание Эталоны ответов 1 ) понимание 2) сознание 4) знание

Слайд 30

2 . Отражение предмета, непосредственно воздействующего на органы чувств, в виде целостного образа – это Эталоны ответов 1) суждение 2) представление 3) восприятие 4) ощущение

Слайд 31

3. Формой чувственного познания является 4) практика Эталоны ответов 1) наблюдение 2) понятие 3) ощущение

Слайд 32

4 . Примером научного знания может служить утверждение: Эталоны ответов 1) «Жаркое лето - к холодной зиме» 2) «Гусь свинье – не товарищ» 3) «Квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов» 4) «Все возвращается на круги своя»

Слайд 33

5. Какая из перечисленных областей знания рассматривает теоретический вопрос о соотношении истины и заблуждения ? 3) философия Эталоны ответов 1) этика 2) психология 4) эстетика

Слайд 34

6.Как принято называть знание, независимое от пристрастий и произвола людей? 1 ) объективная истина Эталоны ответов 2 ) критерий истины 3 ) умозаключение 4 ) убеждение

Слайд 35

7. Верны ли следующие суждения о формах познания? Эталоны ответов Ощущения возникают в результате непосредственного воздействия реальности на органы чувств. В процессе восприятия устанавливается связь между отдельными понятиями. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Слайд 36

8. Верны ли следующие суждения? Особенностью социального познания является Эталоны ответов Совпадение объекта и субъекта познания Использование повседневного опыта для изучения окружающего мира. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения не верны

Слайд 37

9 . Полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования называется 3) относительной истиной Эталоны ответов 4) абсолютной истиной 2) объективной истиной 1) критерием истины

Слайд 38

10 . Термины «гипотеза», «закон», «теория» используются при характеристике познания 3) мифологического Эталоны ответов 4) житейского 2) научного 1) художественного

Слайд 39

11 . Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют понятие «научное познание». Найдите и укажите термин, относящийся к другому понятию. Гипотеза, Эталоны ответов анализ, художественный образ, наблюдение

Слайд 40

12. Установите соответствие между видами познания и иллюстрирующими их примерами добытых истин: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. Эталоны ответов А) обыденное познание Б) научное познание 1) «растения на свету вырабатывают хлорофилл» 2) «при дыхании человек поглощает кислород и выдыхает углекислый газ» 3) «перед дождем птицы летают низко» 4) «сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду» 5) «перед засухой муравьи ищут для жилья затемненные, влажные впадины»ё 6) «законы, открытые Ньютоном, действуют только в земных условиях»

Слайд 41

Эталоны ответов 13. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое предложение которого пронумеровано. Определите, какие положения текста являются: А) гипотезы Б) относительная истина 1) На сегодняшний день известно, что наша Галактика – это гигантская звездная система, включающая сотни миллиардов звезд . 2) Если бы мы могли переместиться в пространстве и взглянуть на Млечный путь со стороны, нашему взору предстал бы звездный город в виде огромной летающей тарелки . 3) Земля и Солнце не являются геометрическим центром Мира – они расположены в одном из таких закоулков нашей Галактики. 4) И, по всей видимости, это особое местоположение идеально подходит для возникновения и развития жизни.

Слайд 42

Эталоны ответов 14. Прочитайте приведенный текст, в котором пропущен ряд слов. «Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что____ Д_ __(1) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают _____Г____ (2) на основе неоспоримых _____А___( 3) и безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность _____Б___( 4) или _____ Ж_ __(5) назад. Однако состояние современной науки, так же как и ______ И ___(6) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так». Выберите из предлагаемого ниже списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Имейте в виду, что слов в списке больше, чем необходимо выбрать. А) факты Г) выводы Ж) возврат Б) ошибка Д) науки З) личность В) психика Е) контакты И) история

Слайд 43

Эталоны ответов 15. Прочитайте текст и ответьте на вопросы : 1. Какие главные причины, побуждающие человека познавать мир, называет автор текста? 2 . Что, по мнению автора, включает в себя подлинное познание? 1) Человек – существо любознательное, 2) Человеку присуща потребность приспосабливаться к миру, 3) Любовь является предпосылкой и началом процесса познания - ум - эмоции - идеалы - нравственные представления

Слайд 44

Эталоны ответов 16. Назовите любые два отличия учебного познания от научного и проиллюстрируйте каждое примером. 1) в учебном познании ученик получает, главным образом, «готовые» знания из учебного курса, а ученые открывают новое, изучая природные и социальные объекты (например, законы Ньютона в школьном учебнике физики); 2) если ученик «открывает» знания, то они являются новыми только для него, а не для науки. Ответ:

Слайд 45

Оценка выполненной работы: 38 - 37 баллов - «5» 36 - 31 баллов - «4» 30 - 27 баллов - «3»

Слайд 46

Домашнее задание Написать эссе на тему: “Человек – это знание, которое познаёт самоё себя” (Е.Евтушенко)

Слайд 47

Франсуа Виньон Я знаю, как на мёд садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, всё губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю всё, но только не себя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе по теме: "Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом. Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?"

Составляющие объективной оценки знаний учащихся по предмету в целом.  Являются ли результаты ЕГЭ объективной оценкой уровня знаний ученика по математике?...

открытый урок 8 класс Закрепление и обобщение знаний уч-ся по темам: «Обращение», «Вводные слова и предложения», «Междометия», проверка знаний уч-ся.

Открытый урокПо русскому языкуУчитель :Леденёва Светлана МБОУСОШ №4 г. СветлоградТема:              Закрепление темы: «Предл...

"Знание научное и знание художественное" (электронное приложение к уроку искусства 8 класс)

«Искусство» 8 – 9 классы, авторы программы  Г.П.Сергеева, И.Э.Кашекова,    Е.Д.Критская. Тема урока: «Наука и искусство. Знание научное и знание художественное». Роль искусст...

Сценарий проведения торжественной линейки «В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!», посвящённой Дню знаний.

Сценарий проведения общешкольнойторжественной линейки«В добрый путь, в прекрасную страну Знаний!»,посвящённой  Дню знаний....

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся. Использование ИКТ на уроках биологии в целях повышения качества знаний обучающихся.

Современное общество ставит перед учителями задачу развития личностно значимых качеств обучающихся, а не только передачу знаний. Гуманизация образования предполагает ценностное отношение к разли...

1 сентября - «День знаний». Путешествие в страну знаний.

Игра -викторина, посвященная "Дню знаний"....