Сценарий внеклассного мероприятия «ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ»
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Ирина Арсеновна Гуатижева

познакомить учащихся с основными документами:  «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка»,  отражающими права ребёнка в обществе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_pravo_byt_rebenkom.doc420.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа№1» с.п Анзорей

Сценарий внеклассного мероприятия

«ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ»

Гуатижева Ирина Арсеновна, учитель обществознания.

слайд 1

с.п.Анзорей

Цель: познакомить учащихся с основными документами:  «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка»,  отражающими права ребёнка в обществе

Задачи:

  1. Определить понятия «права» и «обязанности», показать единство прав и обязанностей.
  2. Способствовать воспитанию правовой культуры школьников, выработке ценностных установок о необходимости уважения и соблюдения прав человека.
  3. Научить правилам ведения дискуссии, умению выслушивать мнение других, доказывать свою точку зрения.
  4. Воспитывать нормы правильного поведения детей и нравственные качества личности.
  5. Определить правила жизнедеятельности в классном коллективе и обществе.
  6. Развивать познавательные способности детей, их кругозор.

Оформление: выставка рисунков на тему "Права человека", плакат «Права ребенка»

Ход мероприятия

Вступление. Ученик читает стихи.

Я – Человек!

Я право имел родиться,

Жить в семье и этим гордиться.

И с пеленок получил я имя –

Имею право. Стал я гражданином.

Я – гражданин! Я – Человек! Я – личность!

Хочу подняться в неба безграничность

И в вышине как туча распластаться,

Пролить на Землю теплый дождик счастья!

Пусть дети поднимают вверх ладошки –

Я подарю всем счастья понемножку.

Берите, несите и не расплещите,

Друг другу улыбки и радость дарите!

Я – Человек! И это навсегда.

В моих руках лежит страны судьба.

Я – человек, я – личность, гражданин!

Уверен – на Земле я не один!

Учитель. Сегодня мы продолжаем разговор, который начали 16 ноября, в День толерантности, взаимопонимания, уважения друг к другу.

 Ученик. Мы с тобою  не похожи

      Цветом глаз и цветом кожи.

      Разный цвет волос у нас-

      Мы с тобой из разных рас.

      Ну, так что же,

      Что с тобою мы ни капли не похожи?

      Мы ведь дети – ты и я,

      И у нас одна Земля.

Учитель. Есть международный документ, в котором эти человеческие отношения узаконены. У вас на столах лежат наборы букв. Если вы соберёте из этих букв слово, то узнаете, о чём сегодня пойдёт речь. (Дети собирают слово «права»).

На экране надпись «Имею право!». Демонстрируются рисунки детей, принявших участие в региональном конкурсе творческих работ(организатор: СГУ им. Н.Г.Чернышевского)

Ребята, сегодня, 20 ноября – Всемирный день прав ребёнка. Все права детей всего мира записаны в специальном документе, Конвенции «О правах ребёнка». Этот документ приняла 20 ноября 1989 года ООН.  Это авторитетная международная организация возникла после Второй мировой войны, отнявшей у десятков миллионов людей их главное право – право на жизнь. Чтобы не допустить третьей мировой войны, народы всего мира объединились в ООН. К сожалению, наш мир не стал безопасным: войны, теракты, преступления, аварии, стихийные бедствия, голод и эпидемии. Даже взрослые, сильные люди не могут противостоять этим опасностям, но самыми беззащитными оказываются дети. Они даже в мирной жизни нуждаются в особой заботе и внимании со стороны взрослых. Чтобы защитить права детей, и была принята Конвенция «О правах ребёнка». Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.10 декабря 1948 года была принята Всеобщая декларация прав человека. А 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию в 1989 году очень важного документа – Конвенции о правах ребенка (на экране слайд с изображением этих документов). В этих документах записаны все основные права и обязанности человека. И если вы знаете эти законы, то всегда сумеете отстоять своё право и не нарушить право другого.

Сегодня наше мероприятие посвящено теме "Права и обязанности ребенка".

Сегодня мы  будем говорить о правах детей. Но сначала мы проверим домашнее задание.

Какие права имеют дети?

 После опроса на доску прикрепляется плакат: «Права ребенка» (Приложение)

  Учитель :   Права есть у взрослого и у ребенка:

Играть и учиться, мечтать и трудиться

Помочь старику и погладить котенка,

И чистой водой на рассвете умыться

Ученик читает стихи « Я имею права»

Я горда тем, что живу я в России,

Что прав моих детских никто не отнимет.

Есть право мечтать и чего-то хотеть:

К вершинам всходить, к солнцу лететь!

Припасть к роднику и водицы напиться,

В травы упасть, тишиной насладиться,

В мирное небо смотреть по утрам.

Нет, прав моих детских я не отдам!

Хоть и мала, но я в силах понять,

Что должен Закон меня защищать.

Он право дает мне учиться, трудиться,

Природу любить, от души веселиться.

Я много предметов в школе учу,

И очень полезной быть миру хочу.

Дяди и тети! Доверьте детям

Остановить войну на планете!

Ученик читает стихи «Мои права»

Имею право любить,

Но бить – ни в коем случае.

Имею право жить

И надеяться только на лучшее.

Имею право грустить,

Но творить суицид – опомнитесь!

Только раз дается жизнь –

Это прекрасное право помните.

Имею право дружить,

Но ссориться как – то не хочется.

Я готова вас всех любить,

Лишь бы не было в мире жестокости!

Имею право дарить

Цветы, улыбки и почести,

Чтоб стало чуть-чуть теплей,

И не было одиночества.

1-й чтец:

Все лучшее, что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь,

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

2-й чтец:

 Свободно жить под солнцем и луной

И восхищаться красотой земной;

Не быть рабом и пыток не терпеть,

 А песню жизни вдохновенно петь;

1-й чтец:

Могу я погостить за рубежом,

Потом вернуться в свой любимый дом;

Свободу мысли, слова я имею,

Но совесть есть, грубить другим не смею.

2-й чтец:

А подрасту - поможет мне держава

Работу выбрать – имею право.

Ну а пока я – ученик:

Учу уроки, подаю дневник….

Досугу - час,

А школе - все внимание.

Использую я право

На образование.

1 чтец. Человеку много нужно.

Чтобы счастливо жилось,

Нужен дождь, и даже лужи,

Нужно с кем-нибудь дружить.

Нужен ветер, нужно море,

Нужны солнце и леса.

Нужно счастье, нужно горе,

И родные голоса

2-й чтец:

 У каждого живущего на свете

Должно быть право так на свете жить,

Чтобы могли расти спокойно дети,

Не опасаясь голода, войны.

И каждый должен знать свои права,

Чтоб дать отпор лихому проходимцу,

Чтоб пред убийцей, вором и мздоимцем

Не приклонялась наша голова.

Выходит Ведущий (помощник Уполномоченного):

Итак, ИГРА! По принципу «Крестики-нолики».

 Но сегодня прежде, чем поставить «сердечко» или «ромашку», команды должны будут выполнять различные задания. Команда, которая первой правильно ответит на вопрос, получает право поставить свой знак в клетку и продолжить игру. Победит команда, поставившая три "своих" фигурки в ряд.

Сейчас я прочитаю вопрос. Команда, первая ответившая на него, получит право выбрать клетку с заданием. Если вы готовы дать ответ, поднимите руку.

Вопрос: Какое право вы используете в данный момент?

                                                           

                                                                Задания:

1. Права литературных героев

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”).
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”).
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”).
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”).
  5. В какой сказке нарушено право о том, что каждый человек, где бы он не находился, должен быть защищен законом?(“Айболит”).
  6. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

2. Галерея.

 

Ведущий: На экране вы видите изображение картины художника

Василия Перова «Тройка».

-Какое право ребёнка нарушено? (Право ребёнка на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, которая может представлять опасность для его здоровья или служить препятствием в получении им образования, либо наносить ущерб его здоровью и физическому, умственному, духовному, моральному и социальному развитию).

- Пабло Пикассо «Девочка на шаре». Иллюстрацией к какому праву может служить эта картина? (Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством) . 

-  Константина Маковского «Игра в бабки» (Право ребёнка на отдых и досуг)

 

3. Музыкальный вопрос.

Ведущий: Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:

-  «Пусть всегда будет солнце». О каком праве в ней поётся? (Право на жизнь и свободу)

-  «Песня бременских музыкантов» (Право на свободу передвижения)

-  «Чему учат в школе» (Право на образование)

 

4. «Литературно-правовая викторина» 
(на экран выводится слайд с заранее приготовленными вопросами ситуаций)

1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» 
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? 
(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)

3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным 
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено 
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

5. Разбор ситуаций «Права и обязанности».

Ребята, у каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей – обязанность каждого человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и дать оценку поведению героев. Чьи права они нарушают? Какие обязанности не выполняют?

Сценка 1.

 Мама. Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

 Сын. А имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Помогите, пожалуйста, разобраться, кто здесь неправ.

Ответ: сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других людей.

Сценка 2.

Учитель. Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей цветы.

Оля. Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией ребёнка запрещено насилие над детьми!

Объясните Оле, в чём она не права.

 Ответ: кроме прав у Оли есть ещё обязанности – дежурного, как и у всех детей в классе. Кроме того, есть обязанность уважать права других людей на чистоту в классе. Её права действуют, если не нарушают права других.

Сценка 3.

Учитель. Иванов, ты опять разрисовал парту в кабинете математики! Ведь дети её только что помыли!

Иванов. А что здесь такого? Я имею право на занятия своим любимым делом – рисованием!

Кто разъяснит Иванову его права и обязанности?

Ответ: А другие имеют право сидеть за чистой партой. Иванов должен уважать права других учеников.

Сценка 4.

Учитель. Петров, ты почему на математике бегал по классу?

Петров. Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Правильно ли рассуждает Петров?

Ответ: его одноклассники имеют право на образование. А он бегал по классу и нарушал их права. Петров не уважает права других людей.

Сценка 5.

Мама. Сынок, а почему ты мусорное ведро не вынес, за хлебом не сходил?

Сын. Потому что ООН запрещает использовать труд детей!

Вот такой борец за права ребёнка! Может быть, он прав?

Ответ: нет, он не прав, потому что хлеб он должен купить для себя и мусор вынести за собой. А это не принудительный труд, а помощь по хозяйству. Маме одной трудно вести хозяйство, она тоже имеет право на отдых. Сын должен уважать её право и помогать ей.

 Сценка 6.

Аслан.  В школе пробыл я полдня

                  И теперь вот у меня

                   Просто буря в животе-

                   Мысли только о еде.

Мама.    Кто с порога – и за ложку?

                Руки вымыл бы, Серёжка!

            Аслан.  Нет, ты, мама не права,

Я свои узнал права.

 Меня мыться заставляешь?

 Мою личность притесняешь!

Бабушка.  Ой, с давлением беда.

                    Ты, покушаешь когда,

                     То в аптеку, внук, сходи,

                     Мне таблеточек купи.

Аслан.   Что ты, бабушка, детей

                      Эксплуатировать нельзя.

                       Одевайся потеплей

                       И иди скорей сама.

Мама.       Ну, тогда помой посуду,

                     Можешь это или нет?

Аслан.    Что ты, мама, нет, не буду:

                      Ведь на детский труд запрет.

                      Право есть на отдых, кстати,

                      Поваляюсь на кровати.

Мама.     Прав у мам, как будто, нет!

                   Завтра сам готовь обед!

                   И задачу номер пять

                    Будешь, сын, ты сам решать.

Бабушка.   Да и брюки завтра к школе

                     Сам, внучок, погладишь, что ли.

Мама.       Твои права мы уважать,

                     Конечно же, должны.

Бабушка.    Но только должен ты узнать-

                        Права у всех равны.

Ученик:

Права ребенка надо знать,

Не только знать,

Но соблюдать,

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.

7. ИНСЦЕНИРОВКА СКАЗКИ “МОРОЗКО”

Сказочник. Жил-был дед (выходит дед, садится на скамеечку), да с другой женой (выходит жена, садится рядом с дедом). У деда была дочка (выходит дочка, садится между дедом и бабой), а у бабы была дочка (выходит, садится рядом с матерью). Все знают, как за мачехой жить: перевернешься – бита (падчерица подправляет что-то в туалете мачехи) и недовернешься – бита (девочки изображают сценку). А родная дочь что ни сделает – за все гладят ее по голове: умница (мачеха гладит по голове свою дочь).
Все, кроме падчерицы, лузгают семечки; падчерица работает.
Сказочник. Падчерица дрова и воду в избу носила, печь топила, избу мела – еще до света… (Старуха сидит с недовольным видом.)
Ничем старухе не угодишь – все не так, все худо. Ветер хоть пошумит, да затихнет, а старая баба расходится – не скоро уймется. Вот мачеха и придумала падчерицу со свету сжить…
Мачеха. Вези, вези ее, старик, куда хочешь, чтобы мои глаза ее не видели! Вези ее в лес, на трескучий мороз.
Сказочник. Старик затужил, заплакал, однако делать нечего, бабы не переспорить.
Старик. Собирайся, милая дочь.
Уходят.
Учитель. Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Какие? (Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности.)
В одной из статей Конвенции речь идет о том, что все дети должны жить в своей стране и в своей семье. Если случилась беда – ребенка украли, – все люди обязаны сделать все возможное, чтобы возвратить ребенка домой.

6. ТРЕНИНГ «СПАСИ  ПТЕНЦА».

-Представьте себе, что у вас в руках маленький беспомощный птенец. Вытяните руки ладонями вверх. А теперь его согрейте. Медленно, по одному пальчику, сложите ладони, спрячьте в них птенца, подышите на него, согревая своим ровным, спокойным дыханием, приложите ладони к своей груди, отдайте птенцу доброту своего сердца и тепло дыхания. Раскройте ладонь, и вы увидите, что птенец радостно взлетел, улыбнитесь ему и не грустите: он ещё прилетит к вам.

Учитель. Очень часто люди, отстаивая свои права, забывают, что такие же права есть и у других людей.

Ребята, как мы видим, герои этих сценок хорошо знают Конвенцию «О правах ребёнка», т.е. знают свои права, но они совершенно не знают своих обязанностей уважать права других людей.

   7.  «ОБЯЗАННОСТИ»

Учитель. Ребята, 29-ая статья Конвенции гласит, что у  человека есть  не только права, но и обязанности. А вот Аслан  об этом забыл.

Работа в группе.  Вычеркните предложения, которые не подходят для нашего дружного класса.

- Каждый в классе должен чувствовать себя в безопасности, поэтому никто не должен драться или обижать кого-то.

- В классе мальчики должны дружить только с мальчиками, а девочки – с девочками.

- Все в классе равны независимо от национальности, пола, убеждений.

- В классе должен быть вожак, которому должны все подчиняться и который будет руководить жизнью в коллективе.

- Каждый имеет право на имя, обращаться друг к  другу следует только по имени.

- В классе у каждого должно быть прозвище, ведь так веселее жить.

- Все должны уважать право собственности и без разрешения не брать чужие вещи, не отбирать их и не ломать.

- В нашем классе можно брать без спроса любую вещь, которая понравится.

- Никто не должен бояться высказывать своё мнение по любому вопросу.

- Нужно всегда говорить только то, что говорит учитель. Нельзя высказывать другое мнение.

-Каждый должен отвечать за свои слова и поступки.

- Нужно хорошо вести себя только на уроках, а после школы можно шалить, баловаться.

- Нужно содержать в чистоте кабинет, следить за порядком в школе.

-  Нужно следить за порядком только на своём рабочем месте.

После выполнения работы в группах ребята зачитывают то, что у них получилось.

Учитель. Давайте карточки с вашими заданиями мы сохраним, и пусть они напоминают нам не только о наших правах, но и об обязанностях.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию РФ.

Обязанности:

  • Соблюдать законы.
  • Охранять природу.
  • Защищать отечество.
  • Заботиться о родителях.
  • Получить образование.

11. Подведение итогов

Итак, ребята, давайте подведём итог нашего  мероприятия.

О чём вы узнали из нашего сегодняшнего разговора?

Понравилось ли вам выступать в роли юристов?

Как вы считаете, полезно ли детям знать свои права?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Права ребенка через толерантность.

Вступительное слово учителя о том, что мы живем в то время, когда гарантируются права и свободы. Просмотр ролика "история прав челоывека" Беседа о конфликтах и просмотр презентации "Конфликты". Игровы...

Сценарий внеклассного мероприятия "Быть Учителем - это прекрасно!"

Сценарий внеклассного мероприятия "Быть Учителем - это прекрасно!"...

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ «ХИМИЯ В БЫТУ»

Данное мероприятие ставит перед собой цель привить у учащихся любовь к предмету химия и показать значимость навыков и умений, которые приобретаются при его изучении для повседневной жизни и безопастно...

Сценарий внеклассного мероприятия "Правила дорожного движения"

Цель мероприятия: повторить правила дорожного движения с обучающимися, правила безопасности на улицах и дорогах, которые необходимы детям во время летнего отдыха....

Внеклассное мероприятие " Право быть ребенком"

Меропрриятие о правах ребенка....

Сценарий внеклассного мероприятия "Правила дорожные соблюдать положено"

Закрепление знания детей о правилах дорожного движения и профилактика детского дорожного травматизма среди школьников. Способствовавание развитию мышления, скорости реакции, познавательной активности,...

Сценарий внеклассного мероприятия "Права человека"

Методическая разработка "Права человека" может использоваться классным руководителем для проведения классного часа....