Внеклассное мероприятие " Право быть ребенком"
методическая разработка (5 класс) на тему

Меропрриятие о правах ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravo_byt_rebenkom_.docx36.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «ПРАВО БЫТЬ РЕБЁНКОМ»

Цели:

  •  Познакомить детей с представлением о том, что они имеют неотъемлемые права, в частности, закрепленные в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни
  • соотнести права и обязанности детей;
  • способствовать осознанию ответственности за свои права;  формировать положительное отношение к правам  других.

           Задачи:

  • познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка; 
  • помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. 

           Оборудование: 

  1. Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, проектор.
  2. Песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».



Ход занятия.



1 часть: “Вступительное слово”


«Детству следует оказывать величайшее уважение».
                                                                                  Древний мудрец Ювенал


Начинаем классный час, 

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

- Дорогие ребята! Есть ли у маленьких граждан страны свои права? Знаете ли вы их? Кто в государстве обязан защищать права детей? На эти и другие вопросы мы постараемся сегодня ответить.

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Долгое время в истории человечества царил закон “око за око, зуб за зуб”. Но как только появилось государство, то у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный заступник.

После того, как в 1945 году закончилась вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Чтобы разногласия и противоречия заставляли людей не драться, а вступать в переговоры, чтобы конфликты можно было решать мирным путем. Именно с этой целью в октябре 1945 г. была создана Организация Объединенных Наций (ООН). В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.


Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”.Слайд №2. 


Слайд № 3. 

Конвенция  международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали). 


“Конвенция о правах ребенка” — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

О каких же правах идет речь в конвенции, на что каждый ребенок имеет право?

На столах у вас, ребята, лежат листы, на которых перечислены основные права детей — основные статьи из Конвенции о правах ребенка. Но прежде чем перейти к ознакомлению с основными статьями Конвенции, выполним следующее задание. 
 Игра «Ваши права».

(Звучит песня Е.Крылатова на слова Ю.Энтина «Мы маленькие дети» из к/ф «Приключения Электроника».)

1.       Составьте список потребностей ребенка, которому 2 месяца. Что ему необходимо для жизни?

2.       Потребности человека с возрастом меняются. И в 12-13 лет, как вам сейчас, у ребенка могут быть и другие потребности. Напишите список потребностей 12-летнего ребенка.

3.       Обсуждение. Учитель раздает карточки с таблицей потребностей 2-х месячного и 12-летнего ребенка.

Ведущий. Как с возрастом изменяются потребности ребенка? Они становятся разнообразнее и сложнее, их становится больше. Сейчас мы познакомимся с небольшим перечнем прав ребенка, признанным Конвенцией.

^ Сокращённый перечень прав ребёнка (приводится из Конвенции о правах ребёнка)

Статья 1. Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных и политических убеждений.

Статья 6. Право на жизнь, выживание и свободное развитие.

Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.

Статья 9. Право на общение с обоими родителями.

Статья 11. Право для принятия мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы.

Статьи 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.

Статья 14. Право исповедовать любую религию.

Статья 15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.

Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.

Статья 17. Право на доступ к информации.

Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.

Статья 23. Каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. 

Статья 27. Право на достойный уровень жизни.

Статья 28. Право на образование.

Статья 31. Право на отдых и досуг.

Статья 32. Право на защиту экономической эксплуатации и выполнение опасной для жизни работы.

Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.

Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.

Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.


Статьи уголовного кодекса  Российской Федерации

Статья 116. Побои.

Статья 117. Истязания.

Статья 125. Оставление в опасности.

Статья 127. Незаконное лишение свободы.

Статья 133. Понуждение к действиям сексуального характера.

Статья 150. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего.

Статья 157. Злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей.

Статья 230. Склонение к употреблению наркотических средств.
Статья 240. Вовлечение в занятие проституцией. 


(называются ребята, чтобы они зачитывали по одной две статьи).

Ребята,  в Конвенции о правах ребенка Статья 6. ^ Право на жизнь, записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребенок – тоже имеет право жить. Но так думали не всегда. В древности было государство Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. В этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если слабым родился, больным – бросить его вниз со скалы. Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. 

(Учащиеся отвечают)

Объяснение. Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым помогать. Например, знаменитый русский полководец А.В.Суворов родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои болезни. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. 

– Мне хотелось бы, вместе с ребятами, все-таки проверить, а правильно ли вы все поняли, на что вы имеете право, а на что нет.


^ Литературно-правовая викторина” 

(на доске прикрепляются заранее приготовленные вопросы ситуаций)


1ситуация: «Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?» 

Слайд 4,5,6,7.

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)


2 ситуация: Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? 

(Ответ: Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста. Ст.1)


3 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным 

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

4 ситуация: Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено? 

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).


Сценка из школьной жизни.
(На передний план выходят несколько человек с портфелями и кладут их).

Наташа. А ты не пойдешь на физкультуру?

Оля. Нет, я освобождена.

(все уходят, кроме 2-ой девочки. Она садится и начинает рисовать)

Оля. Ой, ластика нет. У кого же взять? У Оли возьму. (Оля роется в портфеле у второй. Находит блокнот, читает. Затем находит дневник и читает его. В это время входит Наташа)

 Наташа. Почему ты открыла мой портфель? И почему ты читаешь мой дневник?

Оля. А что такого? Я же ничего не взяла, только посмотрела. Разве нельзя?

Ведущий. На первый взгляд, казалось бы, обычное дело. Всего лишь почитать дневник, посмотреть блокнот. А какое ваше мнение?

(Учащиеся высказывают свое мнение).

Ребята, Вы все читали сказки, давайте вместе с Вами постараемся ответить на вопросы викторины и узнать, знаете ли Вы, в каких сказках были нарушены права литературных героев (раздаем листы с иллюстрациями сказок).

^ Викторина “Права литературных героев”.

Слайд №8 - 14

Права литературных героев 

  1. В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? (“Красная шапочка”, “Волк и семеро козлят”). 
  2. Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (“Ледяная избушка”). 
  3. В какой сказке нарушается право человека владеть своим имуществом? (“Золотой ключик, или Приключения Буратино”). 
  4. Какие литературные герои воспользовались правом на свободу мирных собраний? (“Белоснежка и семь гномов”, “Квартет”). 
  5.  «Добрый доктор Айболит,

Он под деревом сидит,

Приходи к нему лечиться

 И корова, и волчица,

И жучок, и паучок,

И медведица,

Всех излечит, исцелит

Добрый доктор Айболит».

(Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.) (“Айболит”). 

  1. В какой сказке было нарушено право, вступать в брак и создавать семью независимо от своей расы, национальности и религии? (“По щучьему велению, по моему хотенью”).

7.«Колобок, колобок! Я тебя съем.

Не ешь меня, косой зайчик, я тебе песенку спою:

«Я колобок, колобок,

Я по коробу скребен,

По сусеку метен,

На окошке стужен,

      Я  от дедушки ушел,

я  от бабушки ушел и от тебя уйду».

(Право на жизнь и личную неприкосновенность). Колобок.

Правовой статус – это ваше положение в мире права. В Праве Ваше положение определяют права, обязанности и ответственность. По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус. Слайд № 15. 

Сегодня мы с вами узнали ваши права. Где вы имеете право на образование, медицинскую помощь, жильё, общение, отдых, досуг, уважение взрослых и т.п. Всё вам в школе – интернат предоставлено. А сейчас, я вас познакомлю с вашими обязанностями.

Зачитать Обязанности.

Обучающиеся школы обязаны:


 1. Соблюдать правила внутреннего распорядка и Устав школы.

2. Подчиняться обоснованным требованиям педагогов и администрации.

3. Поддерживать чистоту в классе и на рабочем месте, бережно относиться к имуществу школы, возмещать причиненный ущерб.

4. Заботиться о младших.

5. Уважительно относиться друг к другу, не оскорблять личное достоинство учителей, учащихся, родителей и посетителей.

6. Иметь все необходимое (учебные пособия, канцелярские принадлежности) для работы на уроках.

7. Приходить на занятия не менее, чем за 5 минут до начала урока.

8. Добросовестно исполнять обязанности дежурного.

9. Соблюдать тишину во время урока.

10. Приходить на занятия в одежде, отвечающей стилю «деловой костюм» (неприемлемой является одежда ярких и пестрых расцветок, экстравагантного покроя, отвлекающая учащихся и педагогов от учебного процесса); иметь сменную обувь.

 Обучающиеся школы имеют право:

 1. На защиту и уважение достоинства и неприкосновенности личности.

2. Свободно выражать свое мнение, получать и передавать информацию и идеи любого рода в корректной форме, не ущемляя права и достоинства учителя и других учеников.

3. На свободную форму одежды, соответствующую Уставу школы (деловой костюм).

4. На создание клубов, секций, кружков и других объединений по интересам, а так же общественных организаций.

5. На свободное участие во всех классных и школьных мероприятиях.

6. На предварительное уведомление о контрольной работе.

7.  На получение информации от администрации. Учителей, органов самоуправления, касающейся успеваемости и поведения.

8. На объективную оценку своих знаний и умений.

9. На подачу апелляции в комиссию в случае несогласия с оценкой, поставленной учителем.

10. На отдых во время перемен и каникул.

11. На охрану здоровья и медицинское обслуживание в пределах школы.

Слайд 16

Для того, чтобы закрепить полученные на сегодняшнем занятии знания, я предлагаю Вам ответить на вопросы кроссворда

http://zaz.gendocs.ru/tw_files2/urls_28/2129/d-2128843/2128843_html_m782cb729.png

По горизонтали:

1. По конвенции им является каждое человеческое существо до достижения им 18 –летнего возраста. 

2. С согласия родителей подросток с 16 лет может заниматься ……………. деятельностью. 

3. Чтобы получить среднее образование, сколько классов должен закончить каждый?

4. С 17 лет для каждого юноши добавляется обязанность встать на …… учет. 

По вертикали:

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность за особо тяжкие преступления? 

2. С 14 лет, в свободное от учебы время и с согласия родителей, подросток имеет право ……не более 4 часов в день. 

(На слайде кроссворд. Такой же кроссворд получают команды на листках. Время на разгадывание кроссворда 3-4 мин. Проверяем по слайду)

Слайд № 17. 

Ответы кроссворда 

http://zaz.gendocs.ru/tw_files2/urls_28/2129/d-2128843/2128843_html_27f6874b.png

Итог занятия. Мы сегодня с Вами поговорили о правах и узнали, что у детей, как и у взрослых, есть права. Древний мудрец Ювенал говорил: «Детству следует оказывать величайшее уважение». Именно уважением к детям проникнута Конвенция о правах ребенка.

- Какие документы защищают ваши права?

- Куда вы можете обратиться, если будут нарушены ваши права?

- Каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Именно это право – право на образование позволило вам познакомиться с правами ребенка. 

Слайд № 18. Спасибо за работу! 

МОУ «Основная общеобразовательная школа с. Никольское

Духовницкого района Саратовской области»

Внеклассное мероприятие

«ПРАВО БЫТЬ РЕБЁНКОМ»

    Подготовила Уполномоченный по защите

      прав  участников образовательного процесса

         Смирнова Лариса Федоровна

2013 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие. Права ребенка через толерантность.

Вступительное слово учителя о том, что мы живем в то время, когда гарантируются права и свободы. Просмотр ролика "история прав челоывека" Беседа о конфликтах и просмотр презентации "Конфликты". Игровы...

право быть ребенком...

внеклассное мероприятие по правам детей для 5-7 классов...

Внеклассное мероприятие «Кем быть и какими нам быть?»

Внеклассное мероприятие «Кем быть и какими нам быть?» «Все профессии нужны,Все профессии важны, выбирай на вкус…» Цели:Ознакомить учащихся с различными профессиями, показать значимость ...

Право быть ребенком

Цели: • познакомить учащихся с Конвенцией ООН о правах ребенка;• воспитывать уважение к правам других людей;• способствовать формированию активной жизненной позиции....

Внеклассное мероприятие "Права ребенка" 9-11 кл

Содержит презентацию, готовую к использованию...

Внеклассное мероприятие "Права ребенка защищены государством."

Мероприятие ,расширяющее знания учащихся  о Конвенции ООН  про права детей....

Сценарий внеклассного мероприятия «ПРАВО БЫТЬ РЕБЕНКОМ»

познакомить учащихся с основными документами:  «Всеобщей Декларацией прав человека» и Конвенцией «О правах ребенка»,  отражающими права ребёнка в обществе...