Исследовательская работа: «Мои славные прадеды»
творческая работа учащихся по обществознанию (10 класс)

Стенчина Ольга Петровна

  История Великой Отечественной войны занимает особое место в истории нашей страны. Она проникнута героикой борьбы и труда. Тысячи наших солдат сражались на различных фронтах, проявив мужество и доблесть. Иные же трудились на благо нашей Родины в военные и послевоенные годы.

     Чтобы нас не называли Иванами, родства не помнящими, нам необходимо знать, чем гордиться, что передать в наследство своим потомкам. А для этого следует знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины.

     В каждой российской семье свято хранят память о старшем поколении - участниках Великой Отечественной войны, наших предках, ровесниках Победы. Есть такая память и в моей семье. Это мои прадедушки - Шульгинов Григорий Лаврентьевич и Рябин Алексей Яковлевич.

     Цель исследовательской работы: изучение истории жизни моих прадедов и их участия в Великой Отечественной войне в контексте истории нашей страны.

     Задачи:

     1. Доказать через изучение источников, через воспоминания моих прадедов, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

     2. На примере биографии моих прадедов, Шульгинова Григория Лаврентьевича и Рябина Алексея Яковлевича показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества.

     3. Сохранить семейную память и архивы для будущих поколений, укрепить связи между поколениями.

     4. Познакомить со своими исследованиями как можно больше моих сверстников, чтобы они поняли то, что, не зная прошлого, не оценишь и настоящее.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_moi_slavnye_pradedy.docx781.04 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа: «Мои славные прадеды»

Рябинина Дарья Геннадьевна,

ученица 10 класса

МАОУ СШ № 11

городского округа г. Бор Нижегородской области

Научный руководитель:

Стенчина Ольга Петровна,

учитель истории и обществознания

МАОУ СШ № 11

городского округа г. Бор Нижегородской области

Содержание

Введение ………………………………………………………………........2                                                                                                

  1. Несколько слов о родословных Шульгиновых-Рябининых……..4
  2. «Они сражались за Родину!»………………………………………5                                                                

                                                                                         Заключение……………………………………………………………..........9

Список использованных источников……………………………………….10

Приложения………………………………………………………………….11

Введение

     История Великой Отечественной войны занимает особое место в истории нашей страны. Она проникнута героикой борьбы и труда. Тысячи наших солдат сражались на различных фронтах, проявив мужество и доблесть. Иные же трудились на благо нашей Родины в военные и послевоенные годы.

     Чтобы нас не называли Иванами, родства не помнящими, нам необходимо знать, чем гордиться, что передать в наследство своим потомкам. А для этого следует знать не только историю своей страны, но и историю своей семьи, какой след оставили предки в истории России и малой Родины.

     В каждой российской семье свято хранят память о старшем поколении - участниках Великой Отечественной войны, наших предках, ровесниках Победы. Есть такая память и в моей семье. Это мои прадедушки - Шульгинов Григорий Лаврентьевич и Рябин Алексей Яковлевич.

     Цель исследовательской работы: изучение истории жизни моих прадедов и их участия в Великой Отечественной войне в контексте истории нашей страны.

     Задачи:

     1. Доказать через изучение источников, через воспоминания моих прадедов, что судьба каждого человека есть отражение судьбы страны.

     2. На примере биографии моих прадедов, Шульгинова Григория Лаврентьевича и Рябина Алексея Яковлевича показать мужество, героизм, любовь к Родине, стойкость советского солдата – защитника Отечества.

     3. Сохранить семейную память и архивы для будущих поколений, укрепить связи между поколениями.

     4. Познакомить со своими исследованиями как можно больше моих сверстников, чтобы они поняли то, что, не зная прошлого, не оценишь и настоящее.

     Практическая значимость работы состоит в том, что данный материал можно использовать на уроках истории и классных часах; в обновлении экспозиции школьного музея; в пробуждении интереса у моих сверстников и вовлечении учащихся в изучении семейных альбомов, архивов.

     Объект исследования: военный путь моих прадедов, Шульгинова Григория Лаврентьевича и Рябинина Алексея Яковлевича.

    Методы исследования: обзор литературы, беседа, методы опроса, описания и сравнения, работа с семейными архивами, фотографиями.

     Актуальность работы заключается в сохранении для будущих поколений правды о войне, о боевом подвиге, основанных на личных воспоминаниях рядовых участников.

     Предмет исследования – воспоминания Шульгинова Григория Лаврентьевича и Рябинина Алексея Яковлевича со слов родственников, фотографии.

  1. Несколько слов о родословных Шульгиновых-Рябининых

     Мой прадедушка Шульгинов Григорий Лаврентьевич родился в 1909 году в Георгиевском районе Ставропольского края, в крестьянской семье. У него было две старшие сестры. Семья особым достатком не отличалась, занималась сельским трудом, сначала в собственном хозяйстве, затем в колхозе. В 30-ые гг. ХХ века поддержали коллективизацию, вошли в колхоз. Детство и отрочество проходили в станице Лысогорской. С малых лет прадедушка интересовался кузнечным делом, повзрослев, стал самостоятельно работать кузнецом. В 1929 году женился на Скорняковой Вере Васильевне, дочери зажиточного крестьянина.

     Мой прадедушка по папиной линии Рябинин Алексей Яковлевич родился в 1913 году в имении Юрасово. Родители были дворяне, с детства прививали ему любовь к наукам. После Октябрьской революции 1917 годам семья была вынуждена оставить поместье и переехать в деревню Воронино, и жить там как крестьянская семья. Отец с юношества приучал его к охоте. Мать была знахаркой, лечила людей разными травами. В  30-е годы прадедушка был призван в армию, в Сибирь. После армии окончил 4 курса Педагогического института г. Владивостока в 1940 году. В военном билете Алексей Яковлевич числился как крестьянин из-за гонения на дворян.

  1. «Они сражались за Родину!»

     В 1941 году мой прадедушка Шульгинов Григорий Лаврентьевич в возрасте 31 года был призван на фронт. Он призывался в Георгиевском военном комиссариате Ставропольского края. Служил в первой гвардейской кавалерийской дивизии связистом в звании гвардии рядовой. Ставропольская кавалерийская дивизия - гвардейская кавалерийская дивизия в составе Рабоче-крестьянской Красной армии ВС Союза ССР, во время Гражданской войны, затем в составе Вооруженных сил СССР во время Великой Отечественной войны. Позднее также именовалась как 1-я гвардейская кавалерийская Ставропольская ордена Ленина Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого дивизия имени М. Ф. Блинова.    

     Дивизия вела боевые действия до конца войны. В составе войск Южного, Юго-Западного, Западного, снова Юго-Западного, Воронежского и 1-го Украинского фронтов участвовала в оборонительных боях на территории Молдавии, на сумском и белгородском направлениях, в Московской битве, отражении наступления противника из района Жиздра (август 1942), в освобождении Украины, Львовско-Сандомирской, Карпатско-Дуклинской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Берлинской и Пражской наступательных операциях. За боевые заслуги награждена орденами Ленина, Красного Знамени, Суворова 2-й степени, и Богдана Хмельницкого 2-й степени; свыше 10 тысяч ее воинов награждены орденами и медалями, 5 присвоено звание Героя Советского Союза. Среди них был и мой прадед.

     Григорий Лаврентьевич прошел со своей дивизией весь славный путь с 1941 по 1945 год. На фронте служил связистом. Его задачей было налаживать связь между подразделениями и исправлять её повреждения. В то время связь держалась на обычном полевом проводе. При артналете нужно было восстанавливать связь, мой прадедушка под градом пуль, осколков, находил обрыв и восстанавливал связь.

     Немецкие разведчики устраивали «охоту» на связистов, чтобы захватить телефонное имущество. Бабушка, рассказывала историю, которая произошла с прадедушкой во время военной операции. «Григорий Лаврентьевич со своим напарником тянули новую связь, было очень трудно тащить тяжелую сумку с проводом и не быть замеченным немцами. Когда все было закончено, решили отдохнуть под деревом. Но что-то прадедушку беспокоило, он предложил напарнику срочно уползать, но тот не спешил. Григорий Лаврентьевич настоял на своем. Когда они достаточно удалились, немцы начали обстреливать это место из миномётов». Так боевая интуиция моего прадедушки спасла жизнь ему и его товарищу.

     По словам моего прадедушки, когда требовала боевая обстановка, то и они, связисты, шли в бой. Он часто вспоминал наступление их дивизии на г. Краков. Немцы заминировали весь город, хотели его взорвать, подступы к городу и близ лежащие деревни – все это было линией мощной немецкой обороны. Но благодаря слаженным действиям, наши войска смогли прорвать оборону и спасти г. Краков. Немцы не успели его взорвать. В бою за овладение г. Краков, крепостью Перемышль и г. Ярославом мой прадедушка был награжден грамотой.

     Много воспоминаний было и о переправе через реку Одер. «Это было ранней весной. Холод был жуткий, пронизывал до костей, по реке неслись льдины. Мы, связисты и разведчики, переправлялись первыми на плотинах и рыбачьих лодках. Немцы нас обнаружили, от разрывов мин и снарядов река бушевала, вода обжигала, но мы плыли дальше, кто как мог. И вот открыла огонь наша артиллерия. Она своим огнем прикрыла переправу». За этот бой через реку Одер мой прадедушка был награжден медалью «За боевые заслуги». А именно: за переправу через реку Одер под сильным артиллерийским и минометным огнем противника и своевременную доставку телефонного кабеля, чем способствовал быстрому налаживанию связи с подразделениями.

     Мой прадедушка часто рассказывал о войне, бабушка вспоминает еще один эпизод. «Это была битва за немецкое село Прошвиц. Немцы остервенело сражались, от взрывов земля словно колыхалась. А наш прадедушка, как всегда на передовой, для него самое главное – сохранить связь». Григорий Лаврентьевич, рискуя своей жизнью, вывез из-под артиллерийского огня и спас от захвата телефонное имущество. За этот подвиг он был награжден медалью «За отвагу».  Таким был простой подвиг простого солдата – моего прадедушки – Шульгинова Григория Лаврентьевича.

     Другой мой прадедушка - Рябинин Алексей Яковлевич в 1941 году был призван Свердловским райвоенкоматом г. Горького. Был заместителем командира взвода в военной разведке. К сожалению, Алексей Яковлевич почти ничего не рассказывал о войне. Видимо, военная задача – не разглашать тайну, стала его привычкой и в мирное время. Из наградных документов стало известно, что 10 мая 1945г. в бою за город Яромеж, встретив сопротивление немцев, Алексей Яковлевич не растерялся, а стремительным броском вперед атаковал их, захватив при этом свыше 10 солдат в плен, а остальных обратил в бегство. За этот подвиг мой прадедушка был награжден медалью «За отвагу».  

     После ранения он стал инвалидом 2 группы, потеряв обе ноги. Алексей Яковлевич часто говорил: «Годы фашизма были страшными годами насилия и террора».

     Война, беспощадная, жестокая, погубила и покорежила людские судьбы, оставив кровавый след на всю их жизнь. Но человеческая жизнь не бесконечна, продлить ее может память, которая одна побеждает время. Идут годы, сменяются десятилетия, и многие славные деяния, которые казалось, переживут века, меркнут. Лишь подвигу советского народа в Великой Отечественной войне суждено навсегда остаться в истории. С каждым годом ветеранов той страшной войны остается все меньше и меньше. Миллионы ушли, не ощутив даже малой заботы о себе…

     Давайте будем помнить о том, что они пережили, о том, что сделали для нас.

Заключение

     С момента окончания Великой Отечественной войны прошло уже 76 лет, но она, как и прежде, продолжает оставаться неисчерпаемым источником для выводов и уроков, которые актуальны и жизненно необходимы для современного и будущего развития России, да и всего мира.

     Воспитание любви к Родине, гордости за право быть наследниками Великой Победы, уважения к своей истории, делам и традициям предшествующих поколений есть жизненная потребность россиян. Правдивая история нашей страны становится ныне одним из краеугольных камней возрождения гражданского самосознания народа и формирования национальной идеи, отвечающей требованиям современного этапа развития страны, ее духовной основой.

    Многое повидали, многое пережили мои прадедушки Шульгинов Григорий Лаврентьевич и Рябин Алексей Яковлевич, освобождая землю от немецких захватчиков: и отступление, и наступление, и ожесточенные бои, смерть друзей и незнакомых солдат, холод, жару… «Мы боролись за свою Родину, за свою землю, за своих матерей, жен и детей. Шли в бой с криком: за Сталина! За Родину! Мы верили в победу, и эта вера нам помогала», - говорили они и слезы катились по их щекам.

     Листая семейные альбомы моей семьи, слушая воспоминания, я узнала, как жили люди в военные годы, какие плоды их созидательного труда питают нашу жизнь сегодня и какой опыт предыдущих поколений мы можем и должны взять с собой в будущее. Великая Отечественная война – это история моих родных: прабабушек и бабушек, прадедушек и дедушек, которые «делали» эту историю. История у нашей семьи своя, как, впрочем, и у каждой семьи. Но есть в конкретных судьбах людей нечто общее, что определяет эпоху – это судьба страны, моего народа и, конечно же, моя личная.

     

Список использованных источников

  1. https://pamyat-naroda.ru/heroes/?adv_search=y&last_name=%D0%A8%D1%83%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%B2&first_name=%D0%93%D1%80%D0%B8%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D0%B9&middle_name=%D0%9B%D0%B0%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87&date_birth_from=1909&static_hash=39ed5d6db9b7713514f68fe4c8134031v5&group=all&types=pamyat_commander:nagrady_nagrad_doc:nagrady_uchet_kartoteka:nagrady_ubilein_kartoteka:pdv_kart_in:pdv_kart_in_inostranec:pamyat_voenkomat:potery_vpp:pamyat_zsp_parts:kld_ran:kld_bolezn:kld_polit:kld_upk:kld_vmf:potery_doneseniya_o_poteryah:potery_gospitali:potery_utochenie_poter:potery_spiski_zahoroneniy:potery_voennoplen:potery_iskluchenie_iz_spiskov:potery_kartoteki:same_doroga&page=1
  2. http://www.podvignaroda.ru/?#tab=navHome
  3. https://ru.m.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%9E%D1%82%D0%B5%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%B0%D1%8F_%D0%B2%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
  4. https://histrf.ru/biblioteka/articles/vielikaia-otiechiestviennaia-voina

        

Приложения

Приложение 1. Сведения о наградных документах Шульгинова Г.Л.https://sun9-69.userapi.com/impf/n5rMfKamHdjJ_rXVlEfSC6po7lx4z8YZd12Afg/esiW-iNcP-M.jpg?size=754x1080&quality=96&sign=304a367ac8b51393c5bd4b1598d52141&type=album

https://sun9-55.userapi.com/impf/Xz82ceT8tnNscqSTzXNR9CM6LTD6VVzDBewbrQ/oLwsxMnX4XI.jpg?size=743x1080&quality=96&sign=915463dbb0b0987cd915f888a37fce62&type=album

        

https://sun9-39.userapi.com/impf/f7ykEu-mOAY1mNXAi5jcZe2lnCBunlps3P61hA/-BdNimBfFyY.jpg?size=726x1080&quality=96&sign=ae41a7cbdb0200bb88d4ecd9fa022fc4&type=album

https://sun9-29.userapi.com/impf/2sq6Tz8WMnoC9SyJYAFw6JNKewHTHaO7swFRQw/0Hllpe0kBx8.jpg?size=738x1080&quality=96&sign=aeebe5862f77a7e35208fe6c69fe0d4d&type=album

        

Приложение 2. Сведения о наградных документах Рябинина А.Я.https://sun9-22.userapi.com/impf/BGPbv_99LTqm5NONIZ0WJiPaGKlNhLfX7GQeOw/-23L4mzZKOc.jpg?size=757x1080&quality=96&sign=68114e1928c1b5c7c2d114b354b2f39b&type=album


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в процесс изучения дисциплин естественно-математического цикла Научно-исследовательская работа Внедрение инновационных форм контрольно-оценочных процедур в проце

В любой образовательной системе особое место занимает контроль – отслеживание усвоения знаний и мониторинг качества обучения. Внедрение новых образовательных и информационных технологий в учебны...

Исследовательская работа Исследовательская работа на тему: «Метод проектов в моей работе»

в данном материале изложены результаты применения учителем в своей работе одного из методов современных технологий обучения во внеклассной работе - метод  проектов...

ПРОЕКТ ПО ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЕ «ЛЕТОПИСЬ СЛАВНЫХ ДЕЛ КЛАССОВ МВД».

В последние годы повышаются требования к выпускнику в современном обществе. Причиной этого служит всё возрастающая интеграция нашей страны в мировое сообщество, требования работодателей и государства....

Проект по внеклассной работе "Летопись славных дел классов МВД"

В последние годы повышаются требования к выпускнику в современном обществе. Причиной этого служит всё возрастающая интеграция нашей страны в мировое сообщество, требования работодателей и государства....

Проектная работа "Мы - правнуки славных прадедов"

Цель работы: воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению и ветеранам войны...

Проектная работа "Мы - правнуки славных прадедов"

Цель работы: воспитание чувства патриотизма, уважения к старшему поколению и ветеранам войны...

Сборник материалов 4 Всероссийского конкурса творческих работ "Горжусь своим прадедом, дедом, отцом"

Материалы, посвященные Великой Отечественной войне.Колтин Е.Е., Завьялова А.А. История читинца Бориса Егоровича Гребенькова. С. 34...