Духовный мир личности: план-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе.
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Духовный мир личности: план-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект открытого урока по обществознанию в 10 классе

по теме «Духовный мир личности»

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: сформировать представление учащихся о духовном    

                       мире личности как важнейшей ценности.

Основные понятия: духовный мир, духовность.

Задачи урока:

1. Познакомить учащихся с понятием духовного мира личности.

2. Воспитывать гуманизм, уважение к общечеловеческим ценностям, способствовать формированию активной жизненной позиции.

3. Развивать умение анализировать текстовой материал, вести дискуссию, аргументировать собственную позицию.

4. Подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по обществознанию.

План урока:

  1. Изучение нового материала.
  2. Первичное закрепление.
  3. Систематизация и обобщение новых знаний, подведение итогов.
  4. Организация домашнего задания.

Ход урока:

  1. Изучение нового материала.

Видный русский философ Г. П. Федотов писал: «дух, духовная жизнь отличают человека от других живых существ. Человек, его дух и его культура - венец и цель мироздания». «Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности. Только по этим достижениям можно судить о природе или назначении человека».

  1. Разберемся в понятии «духовный мир личности»:

  1. Понятие «дух». 

Довольно часто это слово воспринималось, как что-то мистическое, однако это не так.

Слова «дух», «душа» обозначают внутренний мир человека:

внутренний мир - целостная индивидуальная характеристика человека:

- темперамент

- характер

- интересы

- потребности

- способности

Поэт А. Блок: «В каждом сердце, в мысли каждой  - свой произвол и свой закон».

  1. Понятие «духовность»:
  • В. Даль: духовное – это все умственные и нравственные силы человека, ум, воля, совесть, т.е. то, что является сугубо личным достоянием человека.
  • Духовность – способность жить идеалами, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа.

  1. Понятие «личность» (уже нам знакомо):
  • ? Личность – человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств, качеств, которые он реализует в общественной жизни.
  • А.Ф. Лосев (российский философ) дал определение личности, прямо связанное с внутренним миром человека:

«Личность есть такая единственность и неповторимость, которая является не только носителем сознания, мышления, чувствования и так далее, но вообще субъектом, который сам же себя соотносит со всем окружающим. Соотношение личностей и есть общество».

О чем говорит философ?

На духовный мир человека неизбежно накладывают свой отпечаток духовная жизнь, ценности общества, в котором он живет. «Каковы веки, таковы и человеки», - говорит русская пословица.

Но внутренний мир человек – не пассивное отражение внешних условий.

Человеческая личность складывается благодаря непрестанному соотношению внутреннего мира с миром внешних обстоятельств.

  1. Духовные ориентиры личности

Давайте составим графическую модель духовных ориентиров личности:

социализация

На что же ориентироваться человеку, стремящемуся к духовному развитию?

Будучи существом общественным, человек не может не подчиняться определенным правилам, это необходимое условие выживания человеческого рода, устойчивости развития общества. Кроме того, нормы призваны защитить интересы и достоинство каждого отдельного человека.

  • Моральные нормы – правила поведения, в которых выражаются представления людей о хорошем и плохом, о добре и зле. (категорический императив морали И. Канта (с. 112), золотое правило нравственности)

  • Идеал – совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о наиболее возвышенном в человеке.

(древнегреческие философы – стремление в прекрасному, возвышенному; средневековье – служение Богу, кротость, послушание, смирение, аскетизм; Новое время – свободный, красивый, разумный человек – хозяин своей жизни; советское время – герой-борей, строитель коммунизма; современность – прагматизм, жажда потребления, получения удовольствий)

  • Ценности – это то, что наиболее дорого, свято для одного человека:

- гуманизм – человеколюбие, принцип морали, в основе которого лежит убеждение в безграничности возможностей человека, требование свободы и защиты достоинства личности (поддержка Россией славянских народов Балкан – Сербии и Черногории в русско-турецкой войне 1877-1878 гг.; современные правозащитники – Алексеева Л.М. – российский общественный деятель, участница правозащитного движения в СССР и России, основатель Московской Хельсинской группы; Андрей Дмитриевич Сахаров – советский физик-теоретик, создатель советской водородной бомбы, диссидент и правозащитник)

- патриотизм – чувство любви и преданности Родине, Отечеству, готовность служить интересам своей Родины (подвиг советского народа в годы ВОВ)

- гражданственность – степень осознания себя гражданином своей страны и соответствующее этому поведение, готовность личности активно содействовать процветанию общества (подвиг А. Невского, К. Минина и Д. Пожарского, А. Суворова)

Раскройте смысл понятий «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность», приведите примеры гуманизма, патриотизма, гражданственности.

Сформулируйте свои ценности.

  1. Мировоззрение

- отражает духовный мир личности

? Это понятие нам уже знакомо: система взглядов, понятий, представлений человека на мир и свое место в нем.

? Чем будет определяться характер мировоззрения? – уровнем исторического развития общества, состоянием его культуры. Поэтому мировоззрение средневекового человека отличается от современного.

Но и мировоззрение людей, даже живущих в одном обществе, различно.

Типы мировоззрения:

(работа с учебником: с. 116-117 – прочитать, найти, выделить и выписать основные черты, характерные трем типам мировоззрения):

  1. Обыденное (1 ряд):

- возникает в процессе практической деятельности человека;

- формируется стихийно;

- основа – житейская, обыденная;

- опирается на непосредственный жизненный опыт человека;

- широко распространено.

               2 )Религиозное (2 ряд):

                - основа – религиозные учения, содержащиеся в памятниках мировой духовной культуры (Библия, Коран, Талмуд и др.)

                     -  тесная связь с мировым культурным наследием,

                     - ориентация на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека

                     - стремление дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей при соблюдении нравственных норм

            3) Научное (3 ряд):

              - включает в себя научную картину мира, итоги достижений человеческого познания

             - прочная научная обоснованность

       - связь с производственной и социальной деятельностью людей

       - необходим поворот к проблеме человека, гуманистическая направленность науки

Какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?

(задание для нескольких):

  • Дает человеку ориентиры и цели для всей его практической и теоретической деятельности.
  • Позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает методами познания и деятельности.
  • Человек получает возможность определять истинные ценности жизни и культуры, отличать действительно важное для своей жизни от того, что реального значения не имеет, носит ложный или иллюзорный характер.

ЛИСТ РАБОТЫ НА УРОКЕ

Задание 1.

Давайте составим графическую модель духовных ориентиров личности:

социализация

Задание 2. Работа с текстом 3 (Титаренко).

Вопрос: Как вы понимаете тезис: нравственная личность в индивиде – результат борьбы, творческих усилий?

Ответ:

Задание 3. Текст 4 (Питирим Сорокин).

Вопрос: Чем обусловлена устойчивость моральных убеждений? Как вы понимаете, в чем заключается опыт добрых дел?

Ответ:

Вопрос: В чем состоит связь устойчивости и интенсивности моральных убеждений?

Ответ:

Задание 4: Раскройте смысл понятий «гуманизм», «патриотизм», «гражданственность», приведите примеры гуманизма, патриотизма, гражданственности.

Сформулируйте свои ценности.

Задание 4. Работа с учебником:

  1. с. 116-117 – прочитать, найти, выделить и выписать основные черты, характерные трем типам мировоззрения.
  2. с. 117-118 выписать, какую роль играет мировоззрение в деятельности людей?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект к открытому уроку

В данном конспекте препоставлен подробный план провердения открытого урока в 5х классах...

План-конспект к открытому уроку "Графики функций,содержащих модуль"

Факультативное занятие для 9 класса с использованим персонального компьютера и интерактивной доски...

План конспект проведение открытого урока В 11 классе. «Отработка приёмов игры в волейбол»

Волейбол (англ. volleyball от volley — «удар с лёта» и ball — «мяч») — вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальн...

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике в 5 классе

План-конспект интегрированного открытого урока по английскому языку и информатике по теме "Праздики в Великобритании и США".На уроке учащимися была создана интерактивная презентация Powerpoint...

План - конспект к открытому уроку : «Моя семья»

Форма открытого урока направлена на развитие навыков монологической и диалогической речи учащихся 2 классов....

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...

План –конспект конкурсного открытого урока

laquo;Постановка дыхания – как основа формирования техники спортивного плавания...