Роль права в жизни общество и государства
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_prava_v_zhizni_obshchestva_i_gosudarstva.docx22.39 КБ
Файл grazhdanin_10_klass.docx30.12 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 9 классе «Роль права в жизни человека, общества и государства»

Тип урока: урок-практикум

Технологический аппарат: ТРКМ

  1. Стадия вызов: Прием  «Отсроченная загадка»

Почему в Древней Греции драконовские законы не относили к праву?

Ответ: Драконовские или драконовы законы  — суровые, несправедливые законы [по имени Драконта, легендарного греческого законодателя в 7 в. до н.э.].

        Цели урока ставят ученики, учитель их корректирует.

Цели урока:

  • Формирование понимания необходимости получения правовых знаний;
  • Отработка умений высказывать свое мнение, анализировать ситуацию;
  • Формирование умений работать в группе и уважать мнение других;
  • Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях сегодняшней России.

Формируемые УУД:

Предметные

Метапредметные

Личностные

Научатся: определять основное назначение права в обществе, объяснять смысл основных понятий, выявлять существенные признаки понятия «право»; давать сравнительную характеристику позитивного и естественного права

Получат возможность научиться: анализировать, делать выводы, давать нравственную и правовую оценку конкретных ситуаций, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения

Познавательные: самостоятельно отбирают для решения жизненных задач необходимые источники информации

Регулятивные: самостоятельно обнаруживают и формулируют проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности, планируют свою индивидуальную образовательную траекторию.

Коммуникативные: самостоятельно выдвигают контраргументы, перефразируют свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен), критично относятся к своему мнению, с достоинством признают его ошибочность (если оно таково) и корректируют

Признают противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения, осознанно уточняют и корректируют свои взгляды и личностные позиции по мере расширения своего жизненного опыта, осознают свои общественные интересы, договариваются с другими об их совместном выражении, реализации и защите в пределах норм морали и права

  1. Стадия «Осмысление»

Маршрут№ 1 «Право и справедливость» Прием «Бортовые журналы»

Право –это система общепринятых обязательных норм, регулирующих поведение людей, установленных и охраняемых государством

Право связано: с понятием «править, управлять, регулировать», со справедливостью,

с естественным правом.

Право – это также и мера справедливости она выражает сложивший представления о справедливости. Вот в этом состоит различие: закон может быть несправедливым (например, многие считают несправедливым действующий закон о подоходном налоге, когда людям с разными доходами – от самого маленького до многомиллионного- приходится платить один и тот же процент с дохода), а право бывает только справедливым, иначе оно перестает быть правом превращается в свою противоположность – произвол.

Маршрут № 2 «Мораль и право»

  1. Разделите приведенные понятия на четыре группы

Закон, правопорядок, добро, грех, справедливость, молитва, договор, зло, собственность, свобода совести, доверие, благодарность, референдум, раскаяние, совесть, преступление ,стыд, любовь, причастие, дееспособность, суеверие, устав, свобода слова, покаяние.

Правовая

Морально-нравственная сфера

Религиозная сфера

Одновременно несколько сфера

  1. Из ниже приведенных признаков найдите общие для права и морали?
  1. Активно воздействует на поведение людей
  2. Отмирает вместе с государством
  3. Обусловлено экономическими интересами
  4. Возникает раньше государства
  5. Исполнение обеспечивается принуждением государства
  6. Выражает общественное мнение

  1. Определите, в какой ситуации нарушены нормы права?
  1. Ученик Крылов В. сегодня не поздоровался с учителем права.
  2. Ученица 10 класса не уступила место в автобусе пожилому пассажиру.
  3. Группа учащихся после «отбоя» в общежитии шумно играла в      « кошки – мышки».
  4. Учащийся Рыбин изготовил нож с наборной ручкой.  
  1. Определите, какие из перечисленных норм относятся к моральным
  1. уважать старших
  2.  будьте вежливы
  3.  каждый гражданин обязан соблюдать закон
  4.  уважайте других людей
  5.  гражданам Росси разрешается свободно менять место жительства
  6.  будьте честными с другими
  7.  в России запрещается пропаганда терроризма
  8.  каждый гражданин должен платить налоги

Физминутка (1 минута)

Маршрут № 3 «Иерархия законов»

Расставьте нормативно-правовые акты по степени значимости, составьте лестницу по степени важности законов.

  • Указы президента России
  • Нормативные акты министерств, ведомств, органов местного самоуправления
  • Федеральные законы
  • Конституция РФ
  • Постановления Правительства

Ход урока:

Технологический аппарат: ТРКМ

  1. Стадия «Вызов» (3 минуты)

Прием  «Отсроченная загадка»

Почему в Древней Греции драконовские законы не относили к праву?

Ответ: Драконовские или драконовы законы  — суровые, несправедливые законы [по имени Драконта, легендарного греческого законодателя в 7 в. до н.э.].

        Ребята, давайте поставим цели урока

Цели урока:

  • Формирование понимания необходимости получения правовых знаний;
  • Отработка умений высказывать свое мнение, анализировать ситуацию;
  • Формирование умений работать в группе и уважать мнение других;
  • Воспитание современного цивилизованного человека, подготовленного к жизни в условиях сегодняшней России.

  1. Стадия «Осмысление»

Маршрут№ 1 «Право и справедливость» Прием «Бортовые журналы» (5 минут)

Маршрут № 2 «Мораль и право» (10 минут)

- Физминутка (1 минуты)

Маршрут № 3 «Иерархия законов» (5 минут)

Взаимопроверка учениками маршрутных листов (2 минуты)

Резерв: Вопрос : Ребята, почему закон является актом высшей юридической силы?

  1. Стадия «Рефлексия» (5 минут)

Ребята, вернёмся к отсроченной загадке. Каков будет ответ?

- Ребята, цели достигнуты?

- Чему научились?

- Где были затруднения?

- Что казалось легким?

- Довольны ли вы своей работой?

- К каким выводам вы пришли сегодня?

Выставление оценок ( 1 минута)

Домашнее задание:

На «5» написать мини-сочинение «Право- это искусство добра и справедливости»

На «4» найти разные трактовки понятия «право»



Предварительный просмотр:

Урок обществознания в 10 классе по теме «Гражданин РФ!

Цель урока: изучить понятие гражданство, способы его приобретения и прекращения, научиться сообща решать правовые задачи

Задачи урока:

1) Образовательная: сформировать представление о гражданстве как важной правовой категории, объяснить порядок приобретения гражданства; рассмотреть правила приема в гражданство РФ и основания для прекращения гражданства РФ;

2) Развивающая: развивать умение анализировать документы, сравнивать, сопоставлять, делать выводы, умение решать практические задачи;

3) Воспитательная : развивать правовую  культуру, воспитание толерантности.

Планируемые результаты:

  • Регулятивные: умение принимать и сохранять учебную задачу, умение осуществлять контроль и вносить коррективы.
  • Коммуникативные: умение организовывать сотрудничество и совместные действия с учителем и одноклассниками, слушать отвечающего.
  • Познавательные: умение оперировать понятиями, работать с текстом учебника и документа, решать практические задачи
  • Личностные: формирование ответственного отношения к учебной деятельности, умение организовывать свое рабочее место.

Основные понятия: гражданин, филиация, оптация, натурализация, экспатрид

Тип урока: изучение нового материала

Технологический аппарат урока : интерактивные технологии (прием «Броуновское движение», «Аквариум»)

Формы работы на уроке: индивидуальная, групповая

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: интерактивные приемы, проблемный метод в обучении, ИКТ.

Оборудование урока:

  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;
  • презентация Microsoft PowerPoint «Гражданин Российской Федерации»;
  • раздаточный материал,документ, учебник.

Учебно-методическое обеспечение.

  1. Учебник  Л.Н. Боголюбова «Обществознание» , 10 класс, базовый уровень, Москва, «Просвещение», 2016 г.
  2. Конституция РФ;
  3. Федеральный закон “О гражданстве РФ” № 62-ФЗ от 31 мая 2002 г.;

Д/з: прочитать параграф 22 и решить правовые задачи о гражданстве

План урока:
1. Организационный момент. (2-3 минуты)
2. Актуализация знаний по теме.( 2 минуты)
3. Изучение нового материала. (5 минут)
3.1. Что такое гражданин
3.2. Основания приобретения гражданства
4. Первичное закрепление и систематизация знаний (20 минут)

4.1. «Аквариум»  2- 3 задачи (15 минут)

Физминутка  (2 минуты)

4.2. «Броуновское движение» (13 минут)

5. Рефлексия (2 минута)
6. Домашнее задание.(1 минут)
7. Подведение итогов урока (1 минута)

1. Организационный момент ( 2- 3 минуты)

2. Актуализация знаний по теме (Учащиеся называют тему, цель и задачи урока) (2 минуты)

3. Изучение нового материала (5 минут)

Словарь:

  1. Апатрид- лицо без гражданства
  2. Оптация- приобретение гражданства в результате изменения границ
  3. Филиация- приобретение гражданства в результате рождения
  4. Натурализация- приобретение гражданства
  5. Экспатрид- лицо, лишенное гражданства

Способы  (основания) приобретения гражданства

  1. по рождению (ст. 11). - филиация

Согласно ст.12 Фз «О гражданстве» ребенок является гражданином РФ, если на момент его рождения:

   а) оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство РФ (место рождения ребенка значения не имеет)

   б) один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно (место рождения ребенка значения не имеет)

   в) один из его родителей – гражданин РФ, а другой – иностранный гражданин, при условии, что ребенок родился на территории РФ либо, если в ином случае, он станет лицом без гражданства.

   г) оба его родителя (или единственный его родитель), проживающие на территории РФ, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории РФ, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель не предоставляет ребенку свое гражданство.

           

2) приём в гражданство (натурализация)

- Лицо, достигшее 18-летнего возраста и обладающее дееспособностью имеет право обратиться с заявлением о приёме в гражданство РФ.

Условия:

 - проживает на территории РФ непрерывно в течение 5 лет

- обязательство соблюдать Конституцию РФ и законодательство РФ

- наличие законного источника средств к существованию

- владение русским языком

        Упрощённые варианты:

1) для выдающихся деятелей науки, техники и культуры

2)     высококвалифицированных    специалистов

3) лиц, которым предоставляется политическое убежище на территории РФ

4) лиц, кого в установленном порядке признали беженцами

5) ветераны ВОВ,  имевшие гражданство бывшего СССР и проживающие на территории РФ

7)  для  лиц, состоящих в браке с гражданами России

8) для лиц, имеющих хотя бы одного родителя – российского гражданина, проживающего на территории РФ.

3) оптация

1)  оптация – форма приобретения гражданства в связи с территориальными изменениями (т.е изменениями государственной границы)

4) усыновление

Усыновление (удочерение) ребёнка (имеющий иностранное гражданство ребенок, усыновлённый гражданами РФ, может стать российским гражданином).

5) Восстановление в гражданстве

Лица, имевшие в прошлом, но утратившие гражданство РФ, имеют право восстановиться в нём.

      Заключение или расторжение брака между гражданином РФ и лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменение гражданства указанных лиц, а также изменение гражданства родившихся в этом браке или усыновленных детей.

Прекращение и выход из гражданства

 Вопрос о приеме в российское гражданство решает Президент РФ,

- подготовительную работу и исполнение решения осуществляет Минстерство внутренних дел, а за границей - Министерство иностранных дел.

- Если человек получил гражданство, ему выдается паспорт гражданина  РФ. Этот порядок называется натурализацией

Отказ в приеме в гражданство:

  1. выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ
  2. привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу

Выход из гражданства невозможен:

  1. если не отбыл воинскую повинность
  2. привлечён в качестве обвиняемого по уголовному делу
  3. имеет обязательства перед страной

Экспатрид- лицо, лишенное гражданства.

      При наличии определённых обстоятельств законодательство РФ допускает двойное гражданство: т.е. наличие у гражданина РФ гражданства (подданства) другого государства. Такая ситуация – исключение, т.к. по общему правилу гражданство должно быть одно.

4. Первичное закрепление и систематизация знаний ( 20 минут)

  • «Аквариум» 15 минут  (6 учащихся садятся в цене кабинета, а остальные садятся вокруг, учащиеся из аквариума решают задачу, остальные анализируют, задают вопросы и уточняют), затем учащиеся меняются местами.
  • Проблемная задача:

 Российский морской лайнер на пути к острову Барбадос сделал остановку в порту одного из государств Южной Америки. Многие иностранные пассажиры завершили здесь свое путешествие. Когда судно отчалило от берега, матросы обнаружили на палубе колыбель с грудным ребенком. В записке на испанском языке была просьба позаботиться о  ребенке «непутевых родителей». Применим ли к этой ситуации Закон РФ; «О гражданстве»?

 (Да. Судно-это территория государства. Если оба родителя неизвестны то он становится гражданином РФ)  

2. Кого, по вашему мнению, можно назвать гражданином с большой буквы?

 (Выдающиеся деятели искусства, литературы, техники, науки, спорта и т.д.)

3. Нина Петровна вышла замуж за гражданина другого государства. Переехав жить к мужу, она решила порвать отношения со своей родиной. Однако вскоре брак распался, Нина возвратилась домой. Может ли она быть восстановлена в российском гражданстве?

Ответ: Да, так как она раньше уже имела гражданство и проживала на территории РФ не менее трех лет.

Вопросы для класса:

Согласны ли вы с мыслью группы? Была ли она аргументирована?

  • «Броуновское движение»- учащиеся двигаются и ищут необходимую информацию. (13 минут)

                         “ Броуновское движение» (13 минут)

Натурализация (приобретение гражданства)

15  человек

Филиация (приобретение гражданства по рождению- принцип крови и принцип почвы)  6 учащихся из последнего аквариума

Виктор Ш. родился и вырос на Кубе, его мать – гражданка России, в настоящее время живет с ним в России. Может ли Виктор стать гражданином России?

23 марта в Киеве родился Михаил Петров. Его отец является гражданином РФ, а мать-лицом без гражданства. Гражданином какого государства будет Михаил?

Сергей является гражданином Грузии, ранее являлся гражданином СССР. Может ли он стать гражданином РФ?

В Москве был найден маленький мальчик. Кто является его родителями и где они- неизвестно. Гражданином какого государства будет мальчик?

Александра М. стала супругой гражданина РФ четыре года назад и в настоящее время живет с ним в России. Может ли она стать гражданской России?

Ким был подброшен в детский дом города Самары, кто является родителями никто не знает. Какое гражданство будет иметь Ким?

Абдул является беженцем из Сирии. Может ли он стать гражданином России?

Алеша родился в России. А оба родителя – выходцы из Украины. Какое будет гражданство у Алеши?

Майкл Адамс является трехкратным олимпийским чемпионом в бобслее. Может ли он претендовать на гражданство России?

В Пакистане родился Андрей. Его родители – выходцы из России являются гражданами Пакистана, а ему не предоставляют гражданства? Какое будет иметь гражданство Андрей?

Радж Сингх получил политическое убежище в России. Может ли он стать гражданином России?

Екатерина и Иван работают в Германии. Там и родился Рома. Какое гражданство будет иметь Рома?

Петр Никитич Никитин является гражданином Польши, является ветераном Великой Отечественной войны. Сможет ли он получить гражданство России?

Руслан Р. гражданин Узбекистана, живет в России,5 лет работает строителем. Сможет ли он стать гражданином России?

Жан гражданин Франции 3 года назад женился на россиянке Александре и переехал в Россию. Получит ли он российское гражданство?

Гюльнара Д., окончившая в 2003 г. Воронежский государственный университет, приехала в Россию из Казахстана. Получит ли она гражданство РФ?

Бронислава В. гражданка Словении закончила МГУ и рабоате по специальности 3 года. Сможет ли она стать гражданкой России?

Джейсон Ли является Нобелевским лауреатом по химии. Получит ли он гражданство России?

Антон Иванов один из лучших хирургов Израиля. Сможет ли он стать гражданином России?

Долорес- известная писательница из Швеции. Сможет ли она стать гражданкой России?

Юсуф работает на рынке Пензы уже 7 лет .Сможет ли он стать гражданином РФ?

  1. Рефлексия  2 минуты (учащиеся заполняют лестницу успеха)

6. Домашнее задание и подведение итогов урока (1-2 минуты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право,его роль в жизни общества и государства

конспект урока по обществознанию, 9 класс...

Роль права в жизни общества

Тест на тему Роль права в жизни общества...

Технологическая карта урока обществознания «Роль права в жизни общества»

Технологическая карта урока включает поэтапную деятельность учителя, деятельность учащихся....

Конспект урока "Роль права в жизни общества и государства"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе разработан в соответствии с ФГОС по основной образовательной программе и на основе учебника Обществознание. 9 клас / Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2017...

Конспект урока "Роль права в жизни общества и государств".

ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 класс по предмету "Обществознание"...