Конспект урока "Роль права в жизни общества и государств".
методическая разработка по обществознанию (9 класс)

Озерова Татьяна Фёдоровна

ОТКРЫТЫЙ УРОК 9 класс по предмету "Обществознание"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Роль права в жизни человека, общества и государства

9 класс

Ход урока

Цели учителя                                                                        

Создать условия учащимся :

  Для формирования представлений о

естественности процесса возникновения права,

о роли права в жизни человека, общества и

государства о том, что в правовом государстве

право выше власти;

  Формирования  умения применять  знания  в

жизненных ситуациях, умения   самостоятельно

мыслить и анализировать;

  Развития умения обобщать изученный

материал и определять самостоятельно цели на

урок

Способствовать развитию у учащихся

коммуникативной компетенции через

коллективную работу и работу в парах.

 Цели ученика

- анализировать ответы одноклассников во

время мозгового штурма и самостоятельно

делать вывод

- найти объяснение тому, что  право четко

устанавливает меру свободы людей.

- развивать учебные навыки работы со

словарем, документами, текстом учебника,

схемами  для получения новой учебной

информации;

- узнать о роли права в жизни человека,

общества и государства.

Задачи урока:

1.  Учащиеся работают с понятиями: «закон», «нормативно-правовой акт», «подзаконный акт», «система права», «отрасль

права», «частное право», «публичное право».

2.  Продолжить работу по развитию умений, навыков в устной логической речи, формулировании определений, понятий,

комментировании, умению  работать с документами, таблицами, умению работы со схемами, формулировать выводы;

3.  Продолжить  работу  по  формированию  черт  законопослушного  гражданина,  патриота  своего  государства  и

формированию навыков толерантного общения.

Ожидаемые результаты

В результате занятия учащиеся смогут:

  Давать  объяснения  понятиям:  «закон»,  «нормативно-правовой  акт»,  «подзаконный  акт»,  «система  права»,  «отрасль

права», »частное право», «публичное право».

  Осознавать потребность общества в таком регуляторе общественной жизни как право.

  Понимать каково основное назначение права в жизни человека, общества, государства.

  Связывать права и обязанности гражданина перед государством и права и обязанности государства перед гражданином.

  Признавать установленное государством позитивное право.

  Уважать права и свободы других людей.

  Различать отрасли публичного и частного права.

  Приводить примеры действия правовых норм.

  Занимать собственную  аргументированную позицию по вопросу, в чем суть права.

Оборудование и материалы

1.  Учебник: Обществознание 9 класс. [Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И. Матвеев и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова. М.:

Просвещение, 2014.   §8.

2.  Конституция РФ.

Ход урока

  1. Орг момент

Приветствие  ребят,  создание  доброжелательной  атмосферы на уроке.

  1. Правовая минутка напечатать

1 задание «Передай предмет».

Учитель передаёт предметы ученикам: «передайте предмет левой  рукой»,  «нет,  извините,  передайте  правой  рукой», «верните назад» и т.д.

? Получилась у нас игра? Почему не получилась?

2 задание. Напишите свой распорядок дня. Подчеркните те слова, которые связаны с законом.

3  задание.  Напишите,  какие  юридические  документы  нам нужны в жизни?

Сделайте выводы на основании выполненных заданий.

Вся наша жизнь регулируется законом.

  Послушайте высказывания:

1  «Право  –  это  действующий  порядок,  вобравший  в  себя  правила, без которых становится невозможной совместная жизнь  людей  в  обществе»  (Муромцев,  русский  правовед, председатель 1 государственной Думы).

2. «Право  -  искусство добра и справедливости» (римское юридическое изречение).

3.  «Сущность  права  состоит  в  равновесии  двух нравственных  интересов:  личной  свободы  и  общего блага». (В. С. Соловьёв (1853 – 1900), русский философ.

?  О  чём  сегодня  на  уроке  пойдёт  речь?  Сформулируйте  тему урока, цель, задачи.

Сообщение темы урока

Предположите о чём мы с вами сегодня узнаем?

(Формулирование цели урока)

Получить представление о  значении права в жизни человека, общества, государства

  1. Изучение нового материала

?  Над  каким  понятием  мы  будем  работать  на  уроке?

(право)

Вопрос: Так что же такое «право»?  

Составим кластер. Назовите слова, которые ассоциируются с понятием ПРАВО –

1 у доски записывает.

(Закон, возможность, правда, норма, справедливость, правило, управление)

Мы говорим о праве всякий раз, когда возникает вопрос: «по праву» - «не по праву» поступает или может поступать человек?

  1. Что такое право. (работа в группах)

1 группа-  Самостоятельно формулирует определение термина «право» -

2 группа - найдите в предложенной  литературе определение понятия  «Право»

Словарь Ожегова:

  1. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.
  2. Охраняемая государством, узаконенная возможность, свобода что-нибудь делать, осуществлять.
  3. Возможность действовать, поступать каким-нибудь образом.

3 группа - Школьный словарь стр.204 :

  1. Мера свободы, справедливости и ответственности.
  2. Вся совокупность установленных государством общеобязательных правил (норм) поведения, исполнение которых обеспечивается силой государственного принуждения.

Вывод: Право - это совокупность всех принятых государством норм, устанавливающих определенные права и обязанности как отдельных лиц, так и организаций.

Работая с текстом учебника, страница 65  –  68, ответить на вопрос.

? Каковы основные назначения права в обществе? Ответ записать в тетрадь.

Работа проводится по группам. Обучающиеся делятся на  три группы.

1группа работает по высказыванию Владимир.Сергеевич. Соловьева,  содержащееся в методическом аппарате учебника  «Говорят мудрые» (с. 73);

2 группа анализирует мнение русского философа  Вас.Вас.  Зеньковского (учебник, с. 67);

3 группа - отрывок из работы правоведа Евген.Никол. Трубецкого (учебник, с 68).

Выводы

Право четко устанавливает меру свободы людей.

Устанавливая права человека, право также определяет юридические обязанности гражданина, ответственность.

Право  определяет  меру  должного  поведения  людей, используя при этом меры стимулирования и ограничения.

????   Как сделать так, что бы ничьи права и свободы не ущемлялись?

Возможно ли установить меру ограничения прав и свобод?

Имеется ли необходимость в ограничении чьих-либо интересов, прав и свобод? Например: то, что автомобилисты и пешеходы должны соблюдать правила

дорожного движения (чтобы не было аварий, наездов, гибели людей и других неблагоприятных последствий),  ограничивает их права или нет? Если ограничивает, то данные ограничение вредны или полезны человеку, обществу и государству.

Некоторые народы долгое время обходились без конституций и кодексов. Писаные законы им заменяли иные социальные нормы. Так, в Древнем Китае придавали первостепенное значение нормам ритуала, в арабских странах – религиозным нормам. Среди других регуляторов поведения людей широко распространены обычаи.

Со временем именно право становилось более предпочтительным социальным регулятором. Право по возможности и необходимости вбирает в себя самые разные нормы. Общий характер (нормативность) и обязательность, подкрепленные авторитетом государства – основной признак и в то же время преимущество правовых норм.

Но есть и такое право, которое никем не создается и не «даруется». «Люди рождаются свободными и равными» эта формула выражает естественное право. Она

подразумевает, что права человека принадлежат ему от рождения, что он не обязан ими никакой высшей власти, которую он должен был бы постоянно благодарить за этот дар. Права принадлежат человеку уже в силу того, что он человек. На этом основании их обычно называют естественными правами. Подразумевается, что они не

только никем не предоставляются человеку, но и никем не могут быть у него отобраны: ни государством, ни любым демократичным голосованием.

Статья 17 Конституции РФ, которая гласит: «Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения».

? Используя жизненный опыт, привести примеры, доказывающие преимущества права и его ценность в качестве социального регулятора.

? Какие выводы мы можем сделать?

Выводы:

Право аккумулирует в себе все духовные ценности народа, передаёт их из одного поколения в другое.

Право устанавливает в обществе правила поведения, которые направлены на упорядочение связей между людьми.

Право защищает общественные отношения от негативного воздействия, которое может пагубно отразиться на всём ходе развития общества.

Обратите  внимание на название второй главы Конституции, что само по себе говорит о взаимосвязи прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Суть права именно состоит в этой взаимосвязи, что подчеркивал великий мыслитель И. Кант в своем категорическом императиве.

Сообщение - Лена

Иммануил Кант (1724—1804) — родоначальник классической немецкой философии и основоположник одного из крупнейших направлений в современной теории права — был профессором Кенигсбергского университета. Учение Канта сложилось в начале 70-х гг. XVIII в. в ходе предпринятого им критического пересмотра предшествующей философии. Свои социально-политические взгляды он первоначально изложил в цикле небольших статей, куда вошли работы "Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане" и "К вечному миру", а затем обобщил в трактате "Метафизика нравов" (1797 г.). … Кант вывел понятие нравственного закона. Моральная личность, считал философ, не может руководствоваться гипотетическими (условными) правилами, которые зависят от обстоятельств места и времени. В своем поведении она должна следовать требованиям категорического (безусловного) императива. Категорический императив Кант называл законом нравственной свободы и употреблял эти понятия как синонимы.

Философ приводит две основные формулы категорического императива. Первая гласит: "Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим

законом" (под максимой здесь понимается личное правило поведения). Вторая формула требует: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству". Несмотря на смысловое различие формулировок, по сути они близки друг другу — в них проводятся идеи достоинства личности и автономии нравственного сознания. Данная формула очень близка по смыслу с золотым правилом морали «Относись к другим людям так, как хочешь чтобы они относились к тебе»

Право как сложная система включает в себя множество норм права.

Просмотр видео урока.

3мин.44 – 6 мин. 12

Всю совокупность норм права называют системой права.

В систему права входят, прежде всего, отрасли права.

Самостоятельно, работая по материалам учебника стр. 71

Заполните  схему:  «Отрасли права» (название и что она регулирует)

Поскольку отрасль права весьма обширная совокупность норм, внутри отрасли принято выделять  сравнительно небольшие группы взаимосвязанных норм – институты права, которые регулируют однородные общественные отношения. (привести примеры из учебника стр. 71)

(Игра «Жизнь с правами и без»).

Группы получают контрольные листы с таблицей: В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации; Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера гражданских прав, которые помогут осуществить эти житейские ситуации.

Задание для 1-й команды

Ситуация

Конституционные права

2. После школы Павел собирается поступить в институт, расположенный в другом городе. Эти намерения, однако, реализуемы лишь в том случае, если вы предоставите Павлу:

4) право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства

8) право на получение высшего образования на конкурсной основе

Задание для 2-й команды

Ситуация

Конституционные права

1. Александр - увлекается мобильными телефонами и мечтает открыть свой собственный салон мобильной связи.

Вы поможете Александру, если предоставите ему:

7) право на свободную предпринимательскую деятельность;

10) право на свободный выбор профессии.

Задание для 3-й команды

Ситуация

Конституционные права

1. Игорь получил серьезную травму. Чтобы вылечиться, ему нельзя работать несколько месяцев. Вы можете помочь Игорю пережить достойно его несчастье, если предоставите ему:

2) право на социальное обеспечение (по болезни);

9) право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Гражданские права.

  1. Право на частную собственность.
  2. Право на социальное обеспечение (по болезни).
  3. Право на отдых (на оплачиваемый отпуск).
  4. Право на свободу передвижения и выбор места пребывания и жительства.
  5. Право свободно выезжать за пределы страны.
  6. Право на свободный выбор профессии.
  7. Право на свободную предпринимательскую деятельность.
  8. Право на получение высшего образования на конкурсной основе.
  9. Право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
  10. Право на пенсионное обеспечение.

Послушайте песню. Звучит отрывок из песни:  О каком праве в ней поётся?

Песня

О каких правах идет речь

1. Песня бременских музыкантов (музыка Г.Гладкова, слова Ю.Энтина) “Ничего на свете лучше нету…”

Право на свободу передвижения

2. “Чему учат в школе” (музыка В.Шаинского, слова М.Пляцковского)

Право на образование

3. “Песня мамонтенка”

Право жить и воспитываться в семье

4. “Кабы не было зимы”

Право на отдых, каникулы для детей

5. “Пусть всегда будет солнце”

Право на жизнь и свободу

Вывод. Таким образом, право есть то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Оно есть установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству.

C:\Documents and Settings\Директор\Рабочий стол\1 005.jpg

В1: А1-3, А2- 1, А3-3,  А4-1, В1-2,3,5

В2:А1-1, А2-3, А3-1, А4-2, В1 – 2,4,5

5-6,7 баллов

4-4,5 балла

3- 3 балла

Можем ли мы считать, что мы достигли цели, которую определили для себя в начале урока?

Заполните листок – «Телеграмма  лучшему другу»

 «Расскажу тебе,  когда увидимся про________________________________.

Из этого интереснее всего мне показалось _____________________________..

Советую тебе _____________________________________________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Право,его роль в жизни общества и государства

конспект урока по обществознанию, 9 класс...

Урок обществознания в 9-ом классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»

Урок обществознания в 9-ом классе по теме «Право, его роль в жизни общества и государства»...

Конспект урока "Роль права в жизни общества и государства"

Конспект урока по обществознанию в 9 классе разработан в соответствии с ФГОС по основной образовательной программе и на основе учебника Обществознание. 9 клас / Л.Н. Боголюбов - М.: Просвещение, 2017...

Конспект урока "Право, его роль в жизни общества и государства"

Конспект урока "Право, его роль в жизни общества и государства"...

Конспект урока на тему «Право, его роль в жизни общества и государства» 9 класс

Конспект урока на тему«ПРАВО, ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА»Цель урокаСоздать условия для формирования представления о  значении права в жизни человека, общества, государств...