Итоговая контрольная работа для учащихся 10 классов по обществознанию по материалам учебника Л. Н. Боголюбова.
учебно-методический материал по обществознанию (10 класс)

Итоговая контрольная работа для учащихся 10 классов по обществознанию по материалам учебника Л. Н. Боголюбова. Она состоит из двух вариантов. Задания разного уровня сложности. К тестам прилагаются ответы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovaya_k.r._po_obshchestvoznaniyu_10_klass.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. 1 вариант

1. Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство».

1)  архитектура 2)  живопись 3)  театр 4)  кино 5)  мораль 6)  религия 7)  музыка

2. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие элитарную культуру. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  высокая содержательная сложность 2)  демократизм 3)  ориентация на узкий круг ценителей 4)  широкая рекламная кампания    5)  соответствие изысканным вкусам 6)  безграничное самовыражение автора

3. Установите соответствие между характеристиками различных обществ и их типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

 

ТИПЫ ОБЩЕСТВ

A) господство сельского натурального хозяйства

Б) доминирование интенсивных технологий

B) господство общинной собственности

Г) преобладание ручных орудий труда

Д) развитие расширенного воспроизводства

 

1) традиционное (аграрное)

2) индустриальное

4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

   ПРИЗНАКИ

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ)

A) доказательство положений

Б) сбор фактов

B) описание наблюдаемых явлений

Г) формулирование научной проблемы

Д) выдвижение гипотез

1) эмпирический

2) теоретический

5. Найдите в приведённом ниже списке основные признаки мировых религий. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  большое число последователей во всем мире 2)  основа религиозной жизни отдельных наций

3)  проповедуют эгалитарность   4)  стремятся согласовать жизнь с религиозными нормами

5)  вера в достоверность и истинность явлений, принимаемых без доказательств

6)  носят надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств

6.  Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и укажите цифры, под которыми они указаны.

1)  невыполнение издательством условий договора с автором романа 2)  захват заложников в здании школы 3)  курение студентами в здании университета       4)  нарушение правил пожарной безопасности 5)  сброс отходов производства в реку                    6)  невыплата кредита банку

7. Гражданин Р. постоянно припарковывает свой легковой автомобиль на газоне возле дома. Сотрудники ДПС привлекли его к юридической ответственности из-за неправомерности таких действий. Выберите в приведённом ниже списке позиции, связанные с правовой оценкой данной ситуации, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  трудовое право 2)  административный проступок 3)  дисциплинарная ответственность 4)  административный штраф  5)  конституционное право  6)  судимость

8. Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания. 1)умозаключение 2)ощущение

3) представление 4) суждение 5) планирование 6) описание

 

9. В районном суде рассматривается иск гражданки М. об установлении отцовства гражданина К. в отношении её несовершеннолетнего сына. Найдите в приведённом списке термины, которые могут быть использованы при характеристике судебного разбирательства по этому делу, и запишите цифры, под которыми они указаны.       1)  уголовный процесс  2)  гражданский процесс 3)  истец 4)  подсудимый 5)  потерпевший 6)  ответчик

10. Что из перечисленного относится к проявлениям конституционного принципа социального государства? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) запрет установления общеобязательной идеологии, 2) равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, 3) установление государственных пенсий и пособий, 4) охрана труда и здоровья людей, 5) гарантии единства экономического пространства

6) установление гарантированного минимального размера оплаты труда

11. Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) защита Отечества   2) уплата законно установленных налогов и сборов  3) участие в управлении делами государства   4) выбор рода деятельности и профессии  5) сохранение исторического и культурного наследия

12. Найдите в приведенном ниже списке признаки, характеризующие право. Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) формулируется и поддерживается государством  2) существует как в устной, так и в письменной форме 3) за нарушение правовых норм следуют меры общественного воздействия (выговор, бойкот и др.) 4) относится к нормативной системе общества 5) определяет границы должного поведения людей

13. Установите соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРИЗНАК - А)  образность Б)  логическая целостность В)  художественный язык Г)   чувственно-эмоциональное отражение мира  Д)  обоснованность

ОТРАСЛЬ КУЛЬТУРЫ - 1) наука, 2)  искусство

14. Установите соответствие между правоохранительными органами и их функциями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.  ФУНКЦИИ - А)  консультация по юридическим вопросам  Б)  представление клиентов в суде по гражданским делам В)  вынесение решений по подсудным делам  Г)  помощь в составлении жалоб и заявлений правового характера Д)  проверка законности и обоснованности решений, вынесенных судами различных инстанций Е)  рассмотрение и вынесение решений по гражданским искам

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - 1)  адвокатура, 2)  суд

15. Укажите два определения познания, которые дают авторы.

Человек не может существовать в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому вопрос познания является одним из самых философских.

Познание в первом приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе.

Познание имеет два уровня: чувственное и рациональное. Чувственное познание осуществляется органами чувств, рациональное познание происходит посредством мышления. Данные уровни познания не существуют изолированно и проявляются как единый процесс. Чувственное познание дает первичный образ объекта, в то время как рациональное познание является более сложным отражением действительности и дополняет информацию об объекте в процессе мышления.

Те явления или процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность, обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид, группа, общество в целом.

Таким образом, познание  — это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта...

Отсюда необходимость исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между знанием и объектом...

При рассмотрении проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов. Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания (монографии, схемы, формулы, таблицы и т. п.). Освоение готового знания имеет свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».

Кроме того, в отношении между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта, определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной проблемной ситуации.

И наконец, есть свои проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания. Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному. (И,И, Калькой, Ю.А. Сандулов)

16. В государстве Z развиваются новейшие коммуникационные технологии и сервисы, внедряются инновации, осуществляется переход к цифровым технологиям на всех уровнях производственной деятельности, возрастает роль науки и образования в жизни общества. В государстве Z в период с 2009 по 2019 г. наметился рост популярности дистанционных программ дополнительного образования, в школах половина занятий проходит с использованием интернет-технологий. В среднем число учеников, имеющих доступ к видеоурокам и другим цифровым учебным материалам, выросло в 12 раз.

В государстве Z все граждане имеют равные гражданские и политические права и свободы, а также гарантии их защиты. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какая тенденция развития образования описана, но не названа в условии задачи? (Приведите название этой тенденции.)


Итоговая контрольная работа по обществознанию. 10 класс. 2 вариант

1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «искусство». 

1)  образность 2) эмоциональность 3) фантазия 4)  обоснованность 5)  субъективность 6)  гипотеза

2. Найдите в приведённом списке черты общества как динамичной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.

1)  обособление от природы    2)  отсутствие взаимосвязи подсистем и общественных институтов 3)  способность к самоорганизации и саморазвитию    4)  выделение из материального мира 5)  постоянные изменения          6)  возможность деградации отдельных элементов

3. Установите соответствие между характеристикой и типом общества: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА

ТИП ОБЩЕСТВА

A) сословная структура общества

Б) серийное производство товаров массового потребления

B) низкая социальная мобильность

Г) ведущая роль информации в жизни общества

1) аграрное

2) индустриальное

3) постиндустриальное

4. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ

 

УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

A) формулирование научных законов

Б) объяснение сущности изучаемых явлений

B) выдвижение гипотез

Г) наблюдение изучаемых явлений

Д) проведение количественных измерений

 

1) эмпирический

2) теоретический

5. Установите соответствие между социальными фактами и формами культуры: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОЦИАЛЬНЫЕ ФАКТЫ - А)  показ многосерийного телевизионного фильма, Б)  проведение фестиваля фольклорных коллективов, В)  празднование масленицы, Г)  завершение экспедиции по записи обрядовых песен, Д)   концерт эстрадной музыки.  ФОРМЫ КУЛЬТУРЫ - 1)народная,2) массовая

6. Найдите в приведённом ниже списке административные правоотношения и запишите цифры, под которыми они указаны.   1)  отношения министерств и ведомств         2)  отношения паспортно-визовой службы с гражданами  3)  отношения судьи и обвиняемого в убийстве человека   4)  отношения фирмы-производителя и магазина 5)  отношения драматурга-сценариста с киностудией   6)  отношения управления образования с гимназией

7. Работник фирмы П. регулярно опаздывает на работу, ссылаясь на пробки на дорогах. Выберите из списка понятия, термины, имеющие отношение к характеристике данного правонарушения. 1)  штраф  2)  дисциплинарное взыскание  3)  трудовое право 4)  административный проступок 5)  преступление  6)  выговор

8. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, являются характеристикой ступеней познания человеком мира.  1) ощущение 2) восприятие 3) гипотеза 4) представление 5) практика 6) суждение 7) понятие

 

9. Установите соответствие между правоотношениями и отраслями права, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРАВООТНОШЕНИЯ - А)  гражданин был принят на работу в должности механика  Б)  суд установил опеку над несовершеннолетним  В)  суд признал, что деяние было совершено в состоянии необходимой обороны  Г)  гражданину был предоставлен ежегодный отпуск Д)  гражданин был признан виновным и приговорен к лишению свободы             ОТРАСЛИ ПРАВА - 1)  трудовое право, 2)  семейное право, 3)  уголовное право

10. Российская Федерация — светское государство. Какие из перечисленных положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

2) Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

4) В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность.

5) Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.

6) Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны.

11. Что из перечисленного ниже относится к социально-экономическим правам человека и гражданина, закрепленным в Конституции РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.  1)  право на охрану здоровья 2)  право избирать и быть избранным 3)  право на социальное обеспечение по возрасту 4)  гарантии судебной защиты 5)  право выбирать язык общения

12. Найдите в приведенном ниже списке примеры гражданского правонарушения и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) невыполнение издательством условий договора с автором романа 2) захват заложников в здании школы  3) курение студентами в здании университета 4) нарушение правил пожарной безопасности   5) сброс отходов производства в реку  6) невыплата кредита банку

13. Установите соответствие между примерами проявления и характеристикой глобальных проблем: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЯВЛЕНИЯ - А)  постепенное истощение запасов нефти и металлов  Б)  активизация деятельности экстремистских групп (захват заложников, подготовка и проведение взрывов в местах массового скопления людей)   В)  быстрый рост населения в странах Азии, Африки и Латинской Америки  Г)  увеличение разрыва в уровне валового национального дохода на душу населения между группами стран  Д)  рост заболеваний, вызванных отходами вредных производств

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ - 1)  угроза мирового терроризма, 2)  угроза экологического кризиса, 3)  проблема «Север — Юг»

14. Установите соответствие между участниками уголовного судопроизводства и стороной, которую они представляют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

УЧАСТНИКИ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - A)  прокурор, Б)  адвокат, B)  следователь, Г)  потерпевший, Д)  обвиняемый

СТОРОНА УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА - 1)  обвинение; 2)  защита

15. С какими тремя изменениями в общественной жизни связывает автор становление современной системы образования?

 Образование получило широкое распространение в течение последних двух или трех веков. Почему это происходило так долго?..

Первой из коренных перемен стала демократическая революция. Как видно на примере Французской революции конца XVIII в., она была вызвана растущим стремлением неаристократических классов... участвовать в политических делах. В ответ на это требование были прежде всего расширены возможности получения образования: ведь новые актеры на политической сцене не должны представлять «невежественные народные массы». Поэтому в 30-е гг. XIX в. реформаторов образования в США волновала проблема повышения грамотности будущих избирателей, их осведомленность в социальных вопросах и способность принимать разумное решение при голосовании... Идеал общества равных возможностей представляет собой другой аспект демократической революции... Равные социальные возможности стали почти синонимом равных возможностей получения образования...

Важнейшим событием... стала промышленная революция... Развитие промышленности в широких масштабах потребовало расширения системы образования для подготовки квалифицированных работников, которые могли бы выполнять новые, более сложные виды деятельности... В странах, конкурирующих между собой в борьбе за мировой рынок, быстро осознали, что превосходство в промышленном развитии тесно связано с более высоким уровнем образования...

Важная перемена... была связана с развитием самого института образования. Когда социальный институт укрепляет свое положение, его члены обычно образуют группу, объединенную общими законными интересами, и предъявляют требования к обществу  — например, относительно поддержания своего престижа или материальной поддержки со стороны государства... [К тому же] американцы всегда были склонны верить: чем выше уровень их образования, тем больше вероятность добиться успеха в жизни. Н. Смелзер

16. В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества. В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников. Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа. Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные?

Ответы.

Вариант 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

56

1356

12112

21122

136

16

24

56

9

10

11

12

13

14

15

16

 236

346

125

145

21221

112122

Правильный ответ должен содержать следующие определения:

1)  совокупность процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире и о себе;

2)  специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей субъекта.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1)  ответ на первый вопрос: к обществам постиндустриального/ информационного типа;

2)  ответ на второй вопрос: информатизация/компьютеризация/ цифровизация;


Ответы.

Вариант 2

1

2

3

4

5

6

7

8

46

356

1213

22211

21112

126

236

35

9

10

11

12

13

14

15

16

12313

13

13

16

21332

12112

В ответе должны быть указаны следующие изменения:

− демократическая революция;

− промышленная революция;

− становление самого института образования.

1.  К обществам постиндустриального / информационного типа.

2.  Гуманизация образования.

Критерии оценивания:

Задание

Баллы

1

2

  1.  

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

Макс.балл – 31

15 и менее – 2, 16 -20 баллов – 3, 21- 25 баллов- 4, 26-31 балл- 5.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работы 7- 8 класс по обществознанию

Контрольная работа за год в 7-8 классе...

Итоговая контрольная работа для учащихся 5-ых классов, изучающих английский язык по учебнику Spotlight

В данной работе представлены материалы для итогового контроля по чтению, письму, говорению, лексике и грамматике для учащихся 5-ых классов, изучающих английский язык по учебникуSpotlight....

Контрольно-измерительные материалы для проведения промежуточного мониторинга и итоговой контрольной работы за 1 класс в виде теста по изобразительному искусству.

От рисования любой ребёнок получает только пользу: оно развивает память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать. В процессе...

Итоговая контрольная работа за 9 класс (на материале учебника Мозаика 9 кл)

Содержит лексико-грамматические задания за 9 класс (на материале учебника Мозаика 9 кл)...

Итоговая контрольная работа за 8 класс (на материале учебника Мозаика 8 кл)

Содержит лексико-грамматические задания по материалам учебника Мозаика 8 (2 варианта)....

Итоговая контрольная работа для 7 класса по обществознанию

Итоговая контрольная работа по обществознанию. 7 класс.К учебнику обществознания под редакцией Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф.Форма - тест....