Беседа "Мы за здоровый образ жизни"
материал по обществознанию

Григоровская Татьяна Анатольевна

Беседа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_i_obyazannosti_nesovershennoletnego.docx21.3 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное казенное учреждение

«Центр социальной помощи семье и детям Асиновского района»

Согласована:

Методист Е.С. Декина

«____»__________2023 г.

Беседа

«Права и обязанности подростка»

Подготовила:

Социальный педагог

Григоровская Т.А.

Асино 2023 г.

Цель: формирование правовой грамотности воспитанников. Формировать умение по соблюдению и выполнению прав, обязанностей и ответственности за свои поступки.

Задачи:

- Знакомить с основными правами, обязанностями и видами несовершеннолетних посредством игры;

- Воспитывать толерантное отношение к окружающим;

- Уметь применять знание прав и обязанностей на практике.

- Помочь несовершеннолетним осознать, что нет прав без обязанностей, обязанностей без прав.

- Закрепить знания о правах, обязанностях, ответственности.

- Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Ход мероприятия:

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы с вами поговорим на очень серьезную и важную для всех тему. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь:

- Вы знаете девушку эту,

Она в старой сказке воспета.

Работала, скромно жила,

Не видела ясного солнышка,

Вокруг – только грязь и зола.

А звали красавицу….(Золушка).

- Золушка – главная героиня сказки… («Золушка»), которую написал…(Шарль Перро).

- Послушайте фрагмент из этой сказки:

«…Мачеха невзлюбила падчерицу и взвалила на нее самую грязную работу. После

работы бедная девушка садилась в уголок возле камина прямо на золу. Вот и прозвали

ее сестры в насмешку Золушкой. Сами они жили в неге и довольстве. Однажды в

королевском дворце решили устроить бал. Приглашены на него были все знатные и

богатые люди. Приглашение получили и золушкины сестры. Они бросились примерять

нарядные бальные платья, а Золушка должна была их одевать и причесывать, да еще

терпеть нескончаемые капризы. В конце концов приготовления закончились и сестры с

матерью отправились на бал. Золушка же осталась дома и плакала в уголке. Очень уж

ей хотелось тоже поехать на бал, да куда там – в таком рваном, испачканном золой

платье…»

- Как мачеха и ее дочери обращались к Золушке?

- Почему они не правы?

- Может, кто-то догадался о теме нашего разговора?

- Сегодня мы будем обсуждать важные вопросы, появившиеся давным-давно: "Что люди

могут делать и чего не могут делать?", "Что они обязаны делать и чего не обязаны?",

"На что они имеют право и на что не имеют?" Все мы разные, но одно у нас общее - это

наши права и обязанности, которые мы все должны выполнять.

3. Беседа «Право на имя»

Ребята, а имеете ли вы право на свои имена? Как вы считаете?

А можете ли вы доказать, что вас зовут именно так, а не иначе?

Свидетельство о рождении – это ваш первый документ. А что там еще

записано, кто знает?

Еще в свидетельстве написано, что вы являетесь гражданами России. А это

значит, что наше государство защищает ваши права.

4. Обзорное знакомство с «Конвецией о правах ребенка».

- А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил,

регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить

счастливо и хорошо.

- А есть ли права у вас, у детей?

Существуют ли документы, где прописаны права ребенка?

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребёнка. В ней

утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к

детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно

уязвимы по причине возраста. Однако декларации имеют лишь рекомендательный

характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело -конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться

теми, кто его подписал 20 ноября 1989 году. Конвенция о правах ребенка была

единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через год была принята и в

нашей стране Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка

приобретают силу норм международного права. Сегодня мы познакомимся с

некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

5. Знакомство с правами и обязанностями детей.

В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них.

- Право на жизнь.

- Право на имя при рождении.

- Право на медицинскую помощь.

- Право на образование.

- Право на отдых и досуг.

- Право иметь имущество.

- Право свободно выражать свои взгляды.

- Право на свободное перемещение.

- Право на заботу и воспитание родителями.

- Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

- Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

- Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну

переписки.

- Какие из этих прав были нарушены в сказке «Золушка»?

Ребята, а кто еще проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей,

создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и

права? Только ли государство?

- Конечно, это ваши родители.

Где права, там и обязанности. Что значит - обязанности?

- Обязанность - это требования к поведению и отношению (к учёбе, к работе, к людям),

которое человек должен выполнять.

- В каком школьном документе описаны права и обязанности учащихся? (устав школы)

- Давайте вспомним основные права и обязанности учеников в школе.

- Как вы думаете, права - отдельно, обязанности - отдельно?

-Права и обязанности тесно связаны. Нарушить право - нарушить порядок. Нарушить

порядок - нарушить обязанности

Обязанности ребёнка

- хорошо учиться

- помогать по дому

- заботиться о старших

- стараться самому обслуживать себя

- заботиться о младших

- не обсуждать поступки родителей с посторонними

6. Работа с ситуациями

- А теперь давайте разбираться. У тебя есть право на свободу передвижения, а учитель

сажает на место. Значит ли это, что учитель нарушает твое право?

- Человек не может быть полностью свободен. Твое право кончается там, где

начинаются права других людей. Закон, обязанность примерно вести себя на уроке не

разрешает тебе ходить по классу.

- Вы разговариваете с товарищем на уроке, так как считаете, что имеете право на

свободу слова

- На уроке ты слушаешь песенку по телефону, так как считаешь, что у тебя есть право

на пользование культурными достижениями

7. Ролевая игра «Юридическая консультация»

- Давайте поиграем в игру. Представьте себе, что вы хорошо знаете права детей. И к

вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на доску, подумайте, какие

права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, давая

консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах ребенка».

Маугли: Так случилось, что я жил долгое время в лесу с дикими зверями, и вот я попал в

общество людей. Имею ли я такие же права, как и все дети?

Примерные ответы:

- Согласно, Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до 18 лет. Вам

еще нет 18 лет, значит, вы ребенок и имеете те же права, что и все дети.

Маугли: Но я не умею говорить человеческим языком. Я говорю на языке зверей и птиц.

Поэтому люди посадили меня в клетку и обращаются со мной как с животным. Имеют

ли они на это право?

Примерные ответы:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права унижать ваше

человеческое достоинство.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» никто не имеет права подвергать вас

жестокому обращению, насилию и оскорблению

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на свободу перемещения

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» вы имеете право на медицинское

обслуживание, образование.

Следующий литературный герой – Гарри Поттер

Гарри Поттер: Мой опекун постоянно перехватывает и читает письма, адресованные

мне. Нарушает ли он при этом мои права?

Примерные ответы:

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на личную

жизнь, на тайну переписки.

- Согласно Конвенции «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на уважение

его достоинства.

- Почему права детей не всегда соблюдаются?

8. Разбор ситуаций «Права и обязанности»

- У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не

нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого

человека. А всегда ли мы это делаем? Предлагаю вам посмотреть несколько сценок и

дать оценку поведению героев.

Сценка 1.

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: Я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой.

- Пожалуйста, разберитесь, кто здесь прав?

Сценка 2.

Учитель: Дима, ты сегодня дежурный, вытри, пожалуйста, доску.

Дима: Вы не имеете право заставлять меня дежурить! Конвенцией «О правах ребенка»

запрещено насилие над детьми.

- Объясните, пожалуйста, Диме в чем он не прав.

9. Анализ предложенных ситуаций.

Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Предлагаю вам сыграть в игру

«Разрешается – запрещается». Я буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята,

будете показывать соответствующий знак – разрешается правая рука или запрещается

левая рука.

1.Вот в углу стоит мальчонка,

Плачет, надрывается.

Бить, наказывать ребенка

Строго (запрещается)

2. С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Это (разрешается).

3. Эта грань обозначает:

Мать с ребенком разлучают.

Это (запрещается).

4. Рисовать и петь учиться,

Если заболел – лечиться,

Это – (разрешается).

5. Этот трудится ребенок,

Мало у него силенок,

Ноги подгибаются.

В детстве тяжкая работа (запрещается).

6. Вместе дружно в мире жить,

с разными детьми дружить –

Это (разрешается).

7. Этот слабый горбит спину,

Перед сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

Строго (запрещается).

10. Подведение итогов. Рефлексия.

- Мы поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Надо проверить

ваши знания.

- Круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения

(обязанность).

- Договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал

(Конвенция).

- Установленные и охраняемые государством нормы и правила отношений людей в

обществе (права).

- Документ, в котором записаны права и обязанности учеников нашей школы (Устав

школы).

- До какого возраста человек считается ребенком (до 18 лет)?

- Почему так важно всем людям – и взрослым и детям соблюдать выполнение прав и

обязанностей человека?

- Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...