Практикум "Социальная сфера", 8 класс (уч. Л.Н. Боголюбова)
тест по обществознанию (8 класс)

Хозычева Елена Ивановна

Парктикум позволит проверить знания по главе "социальная сфера" либо может быть использован в процессе подгот овкик ОГЭ о обществознаанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktikum_po_teme_sotsialnaya_sfera_.doc854.5 КБ

Предварительный просмотр:

Практикум  “Социальная сфера” I вариант 8 класс

1. Николаю 17 лет, он заканчивает среднюю школу. Его семья — родители, сестра и брат. В этих характеристиках проявляется

1) личный авторитет

2) этническая принадлежность человека

3) престиж семьи

4) социальный статус личности

2. К социальным нормам не относится

1) запрещение переходить улицу на красный сигнал светофора

2) запрещение разбирать электроприбор, если он подключён к электричеству

3)обязанность здороваться, когда человек входит в помещение

4) обязанность заботиться о престарелых родителях

3. Какая социальная группа выделена по демографическому признаку

1) наёмные работники

2) молодёжь

3) преподаватели физики

4) петербуржцы

4. К социально значимым признакам, определяющим положение человека в обществе, относят 

1) уровень образования

2) мировоззрение

3) физические данные

4) особенности темперамента

5. Что отличает семью от других малых групп? 

1) единые предпочтения в одежде

2) непосредственные личные контакты

3) организация совместного быта

4) совместное проведение досуга

6. Семья Николаевых состоит из родителей, дочери и сына школьного возраста. К какому типу можно отнести эту семью? 

1) патриархальная

2) традиционная

3) нуклеарная

4) многопоколенная

7.По какому классификационному признаку выделены социальные группы христиан, буддистов, мусульман? 

1) профессия

2) конфессия

3) этнос

4) образ жизни

8. Верны ли следующие суждения о социальных ролях? 

А. Социальные роли усваиваются индивидом в процессе социализации.

Б. Все социальные роли человека имеют формальный характер. 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о социальном статусе личности? 

А. Социальный статус личности предполагает наличие у нее определенных прав и обязанностей.

Б. Образование является характеристикой достигаемого статуса.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Установите соответствие между действиями и видами социальных норм, которые их регулируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 ДЕЙСТВИЯ

ВИДЫ

СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

А) составление завещание

Б) отказ друга дать денег в долг

В) получение ссуды в банке

Г) отказ оплатить проезд в автобусе

Д) выполнение школьниками домашних обязанностей

11. Установите соответствие между признаками и видами социальных групп, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

 

СОЦИАЛЬНЫЕ ГРУППЫ

ВИДЫ

СОЦИАЛЬНЫХ ГРУПП

А) москвичи

Б) молодёжь

В) русские

Г) новосибирцы

Д) татары

1) этнические

2) демографические

3) территориальные

1) правовые

2) моральные

12. Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 

Жизненные ориентиры; безработица; социальный статус; социальная норма; образование.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них.

13.Рассмотрите фотографию.

https://soc.reshuoge.ru/get_file?id=32651

Следование какому виду социальных норм демонстрирует молодой человек, изображенный на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему необходимо вежливо вести себя в общественном транспорте.

14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Начнём с вопроса: как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их взаимодействия. На характер этих взаимодействий оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес... Окружающая среда также может воздействовать на личность: ребёнок, выросший в условиях голода, обычно отстаёт от сверстников по физическому и умственному развитию. Наконец, личность в значительной мере формируется на основе своего собственного индивидуального опыта. Другим важным фактором формирования личности является культура: мы усваиваем культуру, сложившуюся в нашем обществе, под влиянием родителей, учителей и сверстников.

В нашем обществе дети в значительной мере усваивают роли и правила поведения в обществе из телевизионных передач, газет, фильмов и других средств массовой информации (СМИ). Содержание, представленное в СМИ, оказывает глубокое воздействие на процесс социализации, способствуя формированию определённых ценностей и образцов поведения. В самом деле, некоторые исследователи считают, что воздействие телевидения в качестве агента социализации почти так же велико, как влияние родителей. Любой выпускник школы уже успел потратить в среднем около 15 тыс. часов на просмотр телепередач (сюда входят, помимо всего прочего, около 350 тыс. рекламных объявлений).

В какой мере СМИ влияют на изменение поведения? Некоторые эксперты утверждают, что они лишь подкрепляют идеи, уже завоевавшие популярность: люди всегда выискивают, воспринимают и запоминают в первую очередь те факты, которые подтверждают их собственные мысли. Другие считают, что СМИ оказывают вредное воздействие на молодых людей, поощряя их несдержанные поступки и отвлекая от таких полезных занятий, как чтение и общение между собой.

В школе обучают не только чтению, письму и арифметике, но и дают представление об общественных ценностях. Школа представляет собой общество в миниатюре. Здесь происходит формирование личности ребёнка и его поведения; школа стремится объединить детей, противодействует проявлениям антиобщественного поведения.

 

                                                                                                                                      (По Н. Смелзеру)

Практикум  “Социальная сфера” II вариант 8 класс

1.  Иван после двадцати лет работы на птицефабрике стал начальником отдела. Это — пример

1) горизонтальной социальной мобильности

2) социальной стратификации

3) вертикальной социальной мобильности

4) социального неравенства

2. Предписанным статусом не является

1)пол 2)национальная принадлежность 3)образование 4)возраст

3. Какая из названных социальных групп выделена по профессиональному признаку? 

1) военнослужащие

2) молодёжь

3) консерваторы

4) москвичи

4. Сибиряки, уральцы — это 

1) национальные общности

2) территориальные сообщества

3) этнические группы

4) профессионально-региональные группы

5. Что относится к основным функциям семьи? 

1) освоение новых технологий

2) поддержание политической стабильности

3) повышение культурного уровня

4) воспитание детей и подростков

6. Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди

1) потребитель

2) избиратель

3) ученик средней школы

4) водитель

7. Что отличает семью от других малых групп? 

1) совместное проведение досуга

2) совместное ведение хозяйства

3) общие интересы

4) наличие групповых правил и норм

8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? 

А. Все социальные нормы имеют формальный характер.

Б. Как правило, социальные нормы фиксируются в нормативных правовых актах.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

9. Верны ли следующие суждения о социальном статусе?

 

А. Повысить свой социальный статус человек может, изменив свое семейное положение.

Б. Социальный статус отражает положение человека в обществе.

 

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

10. Установите соответствие между правилами поведения и видами социальных норм, к которым они относятся: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элемент из второго столбца.

ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ НОРМ

1) правила этикета

2) обычаи

 

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

А) При встрече знакомых младший должен первым приветствовать старшего.

Б) При посещении Санкт-Петербурга туристы бросают монетки к скульптуре Чижика-Пыжика и загадывают желания.

В) При входе в помещение мужчина должен пропустить женщину вперёд себя и придержать рукой открытую дверь.

Г) На празднике Масленицы принято сжигать соломенное чучело и печь блины.

11. Установите соответствие между примерами социальных групп и их видами: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите элементиз второго столбца.

 

ПРИМЕР СОЦИАЛЬНОЙ ГРУППЫ

ВИД СОЦИАЛЬНОЙ

ГРУППЫ

А) молодёжь

Б) москвичи

В) пенсионеры

Г) якуты

Д) сибиряки

1) этническая

2) территориальная

3) демографическая

12.Какие два из перечисленных понятий используются в первую очередь при описании социальной сферы общества?

 Девиантное поведение; труд; семья; обмен; монархия.

 

Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. 

13.Рассмотрите фотографию.

.

https://soc.reshuoge.ru/get_file?id=32675

Следование какому виду социальных норм демонстрируют лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два объяснения, почему важно с уважением относиться к действиям людей, изображенных на иллюстрации, даже если ты не разделяешь их взглядов.

14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Само понятие «нравственность» происходит от слова «нрав», что значит «душевно-волевые качества человека». Основное предназначение нравственной культуры — быть регулятором человеческих отношений.

Человек существует в обществе, т. е. в среде себе подобных, а следовательно, вступает в определённое общение с ними. Все виды взаимодействий между людьми так или иначе регламентируются. Эта регламентация осуществляется системой социальных норм.

Мораль как свод определённых норм и правил поведения, выступая от имени общих интересов, в конечном счёте, обеспечивает индивидуальные интересы. Безусловно, правила поведения всегда заключают в себе определённое ограничение свободы индивидуальных действий. Но, будучи осознанными как необходимые, они становятся предпосылкой свободного выбора наиболее целесообразного с точки зрения общества и личности поведения.

В отличие от других видов социальных норм, действующих в обществе (например, права), мораль опирается на неофициальные санкции. Но какими бы глубокими общественными потребностями ни порождалась мораль и какими бы многочисленными группами не поддерживалась, в конечном счёте, она проявляется в отдельных личностях: в их сознании, деятельности и отношениях, составляющих нравственный мир человека, степень его нравственной культуры.

В сферу нравственной культуры личности входят нравственные чувства (стыд, сострадание и т. д.), нравственное сознание (совокупность знаний и представлений о добре, зле, долге, чести, порядочности, ответственности), нравственные привычки, нравственные поступки.

                           

                                                                                                   (Адаптировано по Б. Свешникову.)

Практикум  “Социальная сфера”

Тестовая часть: №1-9 за каждый верный ответ 1 балл, № 10,11- 2 балла за полный ответ / 1 балл за 1 ошибку

1 вариант

2 вариант

№ п/п

ОТВЕТ

№ п/п

ОТВЕТ

1

4

1

3

2

2

2

3

3

2

3

1

4

1

4

2

5

3

5

4

6

3

6

1

7

2

7

2

8

1

8

4

9

3

9

3

10

12112

10

1212

11

32131

11

32312

Задания с развернутыми ответами: №12 – 2 балла ( 2 понятия+раскрытие смысла одного из них); №13-3 балла за полный ответ; №14 – 2 балла за полный ответ/ 1 балл выделено более половины смысловых фрагментов текста.

Практикум  “Социальная сфера” I вариант 8 класс

12. Социальный статус, социальные нормы/ дано пояснение одного их них

13. Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: моральные нормы / этические нормы / морально-нравственный вид социальных норм и т. п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— вежливое поведение обеспечивает комфортное пользование общественным транспортом всем пассажирам;

— это помогает избежать конфликтных ситуаций и предотвратить возникновение угрозы дорожно-транспортного происшествия.

 

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения

14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них. Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты:

1) факторы формирования личности;

2) СМИ и социализация;

3) противоречивые мнения о влиянии СМИ на молодёжь;

4) школа и формирование личности ребёнка.

Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.

Практикум  “Социальная сфера” II вариант 8 класс

12. девиантное поведение, семья/ дано пояснение одного их них

13. Пояснение.

В правильном ответе должны быть следующие элементы:

1) ответ на вопрос: религиозные нормы / религиозные обряды / нормы христианской (православной) религии и т. п.;

(Может быть дан другой ответ на вопрос, не искажающий сущности изображённого на фотографии.)

2) два объяснения, допустим:

— это позволяет избежать конфликтов с верующими, которых может оскорбить неуважительное отношение к своим взглядам и религиозным чувствам;

— это соответствует общепринятым нормам морали и уважительного, вежливого общения с другими людьми.

 

Могут быть сформулированы другие правила, приведены другие пояснения

14. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.

Пояснение.

В правильном ответе пункты плана должны соответствовать основным смысловым фрагментам текста и отражать основную идею каждого из них:

 

1) понятие нравственность и предназначение нравственной культуры;

2) регламентация взаимоотношений между людьми социальными нормами;

3) обеспечение индивидуальные интересы людей моралью;

4) отличительные особенности морали;

5) элементы нравственной культуры личности.

 

Могут быть выделены следующие смысловые фрагменты. Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе по Л.Н.Боголюбову

Рабочая программа по обществознанию в 9 классе   включает в себя пояснительну записку, требования к уровню подготовки учащихся, календарно-тематическое планирование, основное содержание образован...

Презентация для итогового урока по теме "Политика" (9 класс, УМК Л.Н. Боголюбова")

Презентация для повторения и обобщенния знаний по теме "Политика" в 9 классе. Содержит тестовые задания различного характера, позволяет сразу выполнить самопроверку....

Тестовые материалы для текущего контроля по обществознанию в 10 классе (УМК Л.Н.Боголюбова, базовый уровень)

Предлагаются контрольно-измерительные материалы для осуществления контроля по основным разделам курса обществознания в 10 классе (УМК Л.Ф.Боголюбова, базовый уровень)...

Контрольно-измерительные материалы для итогового контроля по обществознанию в 10 профильном социально-гуманитарном классе (УМК Л.Н.Боголюбова)

Модель итоговой работы отражает интегральный характер предмета: в совокупности задания охватывают основные разделы курса, положения различных областей обществознания. В результате объектами проверки в...

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова

Рабочая программа по обществознанию профильный уровень 10 класс учебник Л.Н. Боголюбова...

Рабочая программа по обществознанию 5-9 класс ФГОС ООО по Боголюбову

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерной программы по обществознанию ФГОС ООО, 5-9 классы; автор...