Рабочая программа по обществознанию. 6 класс. Учебник под ред. Боголюбова
рабочая программа по обществознанию (6 класс) на тему

Ильина Наталья Сергеевна

Рабочая программа по обществознанию. 6 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

Рабочая программа учебного предмета

УТВЕРЖДАЮ

Директор  _______________Н.А Бруставецкая

Протокол педсовета № 1 от «29» августа 2014 г.

Приказ № ____ от «____» августа 2014 г.

                                        

Обществознание

6 класс

Разработчик: учитель

Ильина Наталья Сергеевна

Тверь 2014

Пояснительная записка

Рабочая программа по обществознанию составлена на основе программы к учебнику Боголюбова Л.Н. Обществознание. 6-9 класс (Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова), соответствующей Федеральному компоненту государственного стандарта.

Данная программа предназначена для учащихся 6 класса  основной общеобразовательной школы, которые изучают предмет в первом концентре обществоведческого образования в средней школе.

Цели изучения курса: 

  • развитие личности в ответственный период социального взросления человека (10 – 15 лет), ее познавательных интересов, развитие нравственной и правовой культуры, способности к самоопределению и самореализации;
  • воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к социальным нормам; приверженности демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; о способах регулирования общественных отношений;
  • овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных социальных ролях, характерных для подросткового возраста;
  • формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; в межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности.

        Для реализации поставленных целей используется учебно-методический комплект по обществознанию издательства «Просвещение», который широко используется в общеобразовательных учреждениях. Данный комплект представляет собой завершенную линию для основной школы и включает в себя:

  1. Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений / [Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Н.Ф. Виноградова и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. - М.: Просвещение. 2013.
  2. Обществознание. Рабочая тетрадь к учебнику «Обществознание. 6 класс под редакцией Л.Н. Боголюбова. - М: Просвещение, 2013.

        Изучение обществознания в 6 классе носит преимущественно пропедевтический характер, связанный с проблемами социализации младших подростков.

        В процессе обучения обществознанию в 6 классе у школьников формируется относительно целостное представление о человеке как личности, о деятельности как целенаправленном проявлении активности человека, раскрываются ключевые научные категории, отражающие социальную сущность человека. С опорой на эти понятия шестиклассники получают возможность объяснять явления социальной действительности, связанные с деятельностью людей, межличностными отношениями, совершенствуются общеучебные компетенции учащихся. Эти знания, умения и ценностные установки необходимы для сознательного выполнения подростками основных социальных ролей.

        В целостно-мотивационной сфере курс содействует совершенствованию понимания побудительной роли мотивов в деятельности человека, усвоению важнейших нравственных норм и пониманию их роли в регулировании общественной жизни. Курс формирует умение применять эти нормы к анализу и оценке реальных социальны ситуаций, способствует пониманию школьниками необходимости руководствоваться этими нормами и правилами в повседневной жизни.

        В эстетической сфере курс помогает учащимся лучше понять роль искусства в становлении личности.

        В коммуникативной сфере курс способствует открытию новых возможностей для взаимодействия в современном обществе, развитию информационных учебных умений школьников по поиску социальной информации в адаптированных источниках, адекватному ее восприятию, применению основных обществоведческих терминов и понятий при анализе, обобщении, систематизации полученных данных. Особое внимание уделяется в курсе знакомству учащихся с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов.

        Наряду с другими учебными предметами курс вносит существенный вклад в достижение метапредметых результатов. В курсе особое внимание  уделяется практической тренировке умения сознательно организовывать свою познавательную деятельность.

               Курс рассчитан на 34 часа, из расчета 1 час в неделю. Структура курса включает в себя 3 раздела.    

Преобладающей формой текущего контроля выступает письменный (обучающие и творческие задания) и устный опрос (диалог, собеседование).  

Формы итоговой аттестации: контрольно-обобщающие уроки.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Учащиеся должны знать/понимать

  • основные обществоведческие термины;
  • социальные свойства человека, виды его взаимодействия с другими людьми.

Учащиеся должны уметь:

  • описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;
  • сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;
  • приводить примеры социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;
  • оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм,
  • решать в рамках изученного материала познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека;
  • осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалов СМИ, учебного текста и других адаптированных источников);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;
  • нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;
  • реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
  • первичного анализа и использования социальной информации;
  • сознательного неприятия антиобщественного поведения.

Содержание учебной программы

Путешествие в мир знаний об обществе (1 час)

Глава 1.

Человек в социальном измерении (13  часов)

Человек родился. (1 час)

Биологическое и социальное в человеке. Мышление и речь. Отличие человека от животных. Наследственность.

Человек – личность. (1 час)

Личность. Социальные параметры личности. Индивидуальность человека. Качества сильной личности.

Особый возраст: отрочество. (1 час)

Отрочество — особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность — показатель взрослости.

Человек познает мир. (2 часа)

Познание человеком мира и самого себя. Самосознание и самооценка. Способности человека.

Человек и его деятельность. (2 часа)

Деятельность человека, ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Связь между деятельностью и формированием личности. Знание и умение как условие успешной деятельности.

Потребности человека. (2 часа)

Потребности человека – биологические, социальные, духовные. Индивидуальный характер потребностей. Люди с ограниченными возможностями. Духовный мир человека. Мысли и чувства.

На пути к жизненному успеху. (2 часа)

Привычка к труду. Проблема выбора профессии. Важность взаимопонимания и взаимопомощи.

Практическое занятие. (1 час)

Повторительно-обобщающий урок. (1 час)

Глава 2.

Человек среди людей (10 часов)

Межличностные отношения. (2 часа)

Человек и его ближайшее социальное окружение. Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Солидарность, лояльность, толерантность, взаимопонимание.

Человек в группе. (2 часа)

Социальные группы (большие и малые). Человек в малой группе. Группы формальные и неформальные. Лидеры. Групповые нормы.

Общение. (2 часа)

Общение – форма отношения человека к окружающему миру. Цели общения. Средства общения. Стили общения. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими.

Конфликты в межличностных отношениях. (2 часа)

Межличностные конфликты – причины их возникновения. Агрессивное поведение. Конструктивное разрешение конфликта. Как победить обиду и установить контакт.

Практическое занятие. (1 час)

Повторительно-обобщающий урок. (1 час)

Глава 3.

Нравственные основы жизни (8 часов)

Человек славен добрыми делами. (2 часа)

Человек славен добрыми делами. Доброе – значит  хорошее. Мораль. Золотое правило морали. Учимся делать добро.

Будь смелым. (2 часа)

Смелость. Страх – защитная реакция человека. Преодоление страха. Смелость и отвага. Противодействие злу.

Человек и человечность. (2 часа)

Человечность. Гуманизм – уважение и любовь к людям. Внимание к тем, кто нуждается в поддержке.

Практическое занятие. (1 час)

Повторительно-обобщающий урок. (1 час)

Итоговый повторительно-обобщающий урок (2 часа)


Тематическое планирование к рабочей программе по обществознанию в 6 классе

№ п/п

Урок

Тема урока

Элементы содержания образования

Элементы дополнительного содержания образования

Требования к уровню подготовки

обучающихся

Домашнее задание

Примечание

1

Путешествие в мир знаний об обществе

Понятия общество, история, человек, конституция, гражданин. Предмет «Обществознание» и его задачи. История и обществознание

Достойные граждане и патриоты

Знать: основные понятия по теме урока; предмет и задачи курса обществознания.

Уметь: описывать их существенные объекты, выделяя их существенные признаки; объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов

Прочитать статью «Как работать с учебником»

Глава 1. Человек в социальном измерении

2

Человек родился

Понятия деятельность, природа, инстинкты, целеполагание, наследственность, инстинкты. Общество и природа, взаимосвязь природы и общества. Биологические свойства человека. Наследственность и инстинкты.

Отличие человека от животных. Наследственность – биологическая сущность всех людей

Знать: основные понятия по теме; отличия человека от животных.

Уметь: характеризовать биологические свойства человека; высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать со схемой

Записи в тетради

3

Человек – личность

Понятия личность, сознание, индивидуальность, индивид. Социальные свойства человека. Качества личности.

Индивидуальность – плохо или хорошо? Сильная личность – какая она?

Знать: основные понятия по теме урока; качества личности.

Уметь: приводить доказательства того, что человек существо социальное; составлять характеристику сильной личности; анализировать тезисы; высказывать и аргументировать свою точку зрения; работать со схемой; работать в группах

  • 1, «Проверь себя» (устно); «В классе и дома» № 2 (письменно)

4

Особый возраст: отрочество

Понятия отрочество, подросток. Особенности подросткового возраста. Многообразие социальных ролей в подростковом возрасте. Отрочество – пора мечтаний.

Легко ли быть подростком? Самостоятельность – показатель взрослости

Знать: основные понятия по теме урока; возрастные границы отрочества; особенности подросткового возраста.

Уметь: характеризовать подростковый возраст; высказывать и аргументировать свою точку зрения; отвечать на проблемные вопросы; подтверждать свои высказывания примерами из жизни; работать с таблицей

Записи в тетради

Сочинение-рассуждение на тему: «Всегда ли самостоятельность приносит пользу»

5 – 6

Человек познает мир

Понятия самопознание, самосознание, самооценка, способности, талант, гениальность. Познание мира. Самопознание. Причины, по которым человек познает себя. Талантливый человек. Спутники таланта

Влияние самооценки на поведение человека

Знать: основные понятия по теме урока.

Уметь: высказывать суждения о роли самопознания и самооценки в формировании личности, об их влиянии на поведение человека; подтверждать свои высказывания примерами из жизни; выделять главную мысль в тексте

  • 2, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» № 4, 5 (письменно)

7 – 8

Человек и его деятельность

Понятия деятельность, мотивация, цель, средства для достижения цели. Деятельность как способ существования людей. Деятельность и ее мотивация. Многообразие деятельности.

«Птицу узнают по полету, а человека – по работе»

Знать: основные понятия по теме урока; отличительные черты деятельности человека; виды деятельности.

Уметь: объяснять способность человека к сознательной деятельности; правильно организовывать свою деятельность и определять ее цели; высказывать и аргументировать свою точку зрения

  • 3, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» № 1, 4 (письменно)

9 – 10

Потребности человека

Понятия потребности, духовный мир, суждение, умозаключение, эмоции, чувства. Духовный мир человека. Потребности человека. Классификация потребностей.

«Не место красит человека...»; мир мыслей; мир чувств

Знать: основные понятия по теме уроков; виды потребностей и их роль в жизни человека.

Уметь: характеризовать духовный мир человека; приводить примеры потребностей; работать в группах; решать практические задачи на логику; использовать произведения искусства как источник знаний; анализировать, обобщать и делать выводы

  • 4, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» № 3, 4 (письменно)

11 – 12

На пути к жизненному успеху

Понятия успех, удача, талант, усердие, трудолюбие. Слагаемые жизненного успеха. Привычка к труду. выбор профессии. Выбор жизненного пути.

Поддержка близких – залог успеха; философ Диоген

Знать: основные понятия по теме уроков.

Уметь: высказывать суждения о выборе жизненного пути, о составляющих успеха; решать проблемные и познавательные задачи

  • 5, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» № 7 (письменно)

13

Практическое занятие № 1

Практическое применение полученных ранее знаний

  • 1 – 5  повторить

14

Контрольная работа № 1 по главе 1 «Человек в социальном измерении»

закрепить полученные раннее знания.

Глава 2. Человек среди людей

15 – 16

Межличностные отношения

Межличностные отношения. Роль чувств в отношениях между людьми. Сотрудничество и соперничество. Человек среди других людей

Знать: основные понятия по теме уроков; межличностные отношения, взаимодействия

Уметь: называть виды межличностных отношений; объяснять значение межличностных отношений в жизни людей; роль чувств; называть группы, к которым можно себя отнести

  • 6, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» № 1, 2 (письменно)

17 – 18

Человек в группе

Какие бывают группы. Социальные группы. Одноклассники, сверстники, друзья. Группы, которые выбираем. Кто может быть лидером

Санкции

Знать: основные понятия по теме уроков;

Уметь: характеризовать большие и малые социальные группы; называть их типичные отличия; объяснять, какими качествами должен обладать лидер; называть группы, к которым можно себя отнести

  • 7, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» (письменно)

19 – 20

Общение

Общение. Виды и способы общения. Роль социальных норм в отношениях. Функции общения. Значение общения в жизни человека и общества

Правила общения между сверстниками. Уважение к старшим.

Знать: основные понятия по теме уроков;

Уметь: объяснять значение межличностных отношений в жизни людей

  • 8, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1, 2, 4 (письменно)

21 – 22

Конфликты в межличностных отношениях

Конфликт. Виды конфликтов. Причины возникновения конфликтов. Способы решения конфликтов

Арбитраж

Знать: основные понятия по теме уроков;

Уметь: называть виды межличностных отношений; объяснять значение конструктивных решений в жизни людей; находить компромисс, отстаивать свою точку зрения

§ 9, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1, 2, 3 (письменно)

23

Практическое занятие № 2

Практическое применение полученных ранее знаний

  • 6 – 9  повторить

24

Контрольная работа № 2 по главе 2 «Человек среди людей»

закрепить полученные раннее знания.

Глава 3. Нравственные основы жизни

25 – 26

Человек славен добрыми делами

Понятия мораль, добро, зло. Что такое добро. Главное правило доброго человека

Что значит быть добрым человеком

Знать: основные понятия по теме уроков; суть основного правила морали

Уметь: применять полученные знания при решении практических и проблемных задач; выделять главное в учебном материале; высказывать свою точку зрения

§ 10, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1 – 5  (письменно)

27 – 28

Будь смелым

Понятия смелость, страх, мужество. Феномен страха. Смелость. Сила воли

«Смелость города берет»

Знать: основные понятия по теме уроков; сущность эмоции страха и пути его преодоления

Уметь: объяснять роль смелости в жизни человека; приводить примеры смелых поступков; анализировать свои поступки и поступки других людей и давать им нравственную оценку; составлять речь и приводить аргументацию; участвовать в дискуссии

§ 11, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» №1, 5, 6  (письменно)

29

Человек и человечность

Понятия гуманизм. Проявление уважения и любви к людям

Экологический гуманизм

Знать: основные понятия по теме уроков

Уметь: высказывать суждения о том, какого человека можно назвать гуманным; приводить примеры гуманного отношения к человеку и миру вокруг него; составлять речь и приводить аргументацию; участвовать в дискуссии

§ 12, «Проверь себя» (устно), «В классе и дома» (письменно)

30

Практическое занятие № 3

Практическое применение полученных ранее знаний

  • 10 – 12  повторить

31

Контрольная работа № 3 по главе 3 «Нравственные основы жизни»

закрепить полученные раннее знания.

32

Подготовка к итоговой контрольной работе

повторить изученный материал

§ 1 – 12  повторить

33

Итоговая контрольная работа

закрепить полученные знания;

выявить освоен ли курс «Обществознания».

34

Итоговое занятие