Главные вкладки

    Рабочая программа по обществознанию. (К учебнику Л. Боголюбова, 10 класс, профильный уровень)
    рабочая программа по обществознанию (10 класс) по теме

    Попова Александра Валерьевна

    Рабочая программа и тематическое планирование по обществознанию в 10 классе, профильный уровень.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obshchestvoznaniy123.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа

    п. Солидарность

    Рабочая программа учебного курса

    по обществознанию

    для 10 класса

    (профильный уровень)

    на 2011-2012 учебный год

                                                                                    Рассмотрено на заседании

     педагогического совета школы

    протокол № _______

     от _______________ 2011 года.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Изучение обществознания в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение следующих целей:

    1. рразвитие личности в период ранней юности, ее духовной культуры, социального мышления, познавательного интереса к изучению социально-гуманитарных дисциплин; критического мышления, позволяющего объективно воспринимать социальную информацию и уверенно ориентироваться в ее потоке;
    2. воспитание общероссийской идентичности, гражданственности, социальной ответственности; приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, положенным в основу Конституции Российской Федерации;
    3. освоение системы знаний, составляющих основы философии, социологии, политологии, социальной психологии, необходимых для эффективного взаимодействия с социальной средой и успешного получения последующего профессионального образования и самообразования;
    4. овладение умениями получения и осмысления социальной информации, систематизации полученных данных; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности в характерных социальных ролях;
    5. формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; в сферах: гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий, познавательной, коммуникативной, семейно-бытовой деятельности.

    Рабочая  программа по курсу «Обществознание» предназначена для обучающихся 10 класса социально-гуманитарного профиля общеобразовательной школы. Составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (профильный уровень), примерной программы среднего (полного) общего образования по обществознанию (профильный уровень) и авторской программы Л.Н, Боголюбова (Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2010).

    Содержание среднего (полного) обществоведческого образования на профильном уровне представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты.

    Профильность курса отражается в представлении в нем основ важнейших социальных наук: философии, социологии, политологии, социальной психологии. Программа учитывает, что в профильных классах как самостоятельные курсы изучаются экономика и право. Успешное освоение содержания обществознания требует межпредметного взаимодействия с этими курсами.

    Помимо знаний, содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей но отношению к обществу и другим людям; система гуманистических и демократических ценностей.

    Наряду с этим вводится ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку; изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

    Данный учебный предмет входит в область гуманитарных наук.

    Для обязательного изучения учебно го предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования в примерной программе отводится 210 часов - в X и XI классах по 105 часов, из расчета 3 учебных часа в неделю. Учебный план школы предусматривает 68 часов на изучение данного курса, в связи с чем предусмотрено уплотнение учебного материала по ряду тем.

    Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, с учетом возрастных особенностей обучающихся, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. Использование межпредметных связей (литературой, историей, географией,) в учебном процессе обеспечивает лучшее понимание школьниками изучаемого материала и достижения более высокого  уровня владения навыками.

    Формы организации учебного процесса:

    1. классно-урочная;
    2. индивидуальная;
    3. групповая;
    4. индивидуально-групповая;
    5. фронтальная;
    6. практикумы;
    7. проектно-исследовательская.

    Формы контроля ЗУН (ов);

    1. фронтальный опрос;
    2. опрос в парах;
    3. контрольная работа;
    4. практикум;
    5. тестирование;
    6. урок-зачет;
    7. урок-викторина.

    Содержание курса на профильном уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных проблем, понимание которых необходимо современному человеку;  изучаются вопросы, являющиеся основой для будущей профессиональной подготовки в области социальных дисциплин.

    В результате изучения обществознания на профильном уровне предусматривается формиро вание у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и клю чевых компетенций. В этом направлении приоритетами являются:

    -        определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов;

    использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа;

    исследование реальных связей и зависимостей;

    -        умение развёрнуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства(в том числе от противного);

    -        объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах;

    - поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необ ходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, гра фик, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

    - отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации;

    -        передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);

    перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации);

    - выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

    - уверенная работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное воспри ятие языка средств массовой информации;

    -        владение навыками редактирования текста;

    самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;

    - участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской ра боты: выдвижение гипотез, осуществление их проверки, владение приемами исследовательской дея тельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдёт, если...»);

    -        формулирование полученных результатов;

    - создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, яв лений, в том числе с использованием мультимедийных технологий, реализация оригинального замысла, использование разнообразных (в том числе художественных) средств, умение импровизировать;

    - пользование мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познава тельной и практической деятельности;

    - владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, по лемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

    Формами промежуточной аттестации учащихся являются: участие в проектной деятельности, тестирование; подготовка мультимедийной презентации по отдельным проблемам изученных тем.

    Курс призван помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

    Учебник

    Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде ний/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011.

    СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

    68 ЧАСОВ, 2 ЧАСА В НЕДЕЛЮ

    Тема 1. Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (9 ч)

    Естественно-научные и социально-гуманитарные знания, их общие черты и различия. Социальные науки и их классификация. Место философии в системе обществознания. Философия и наука. Социология, политология, социальная психология как общественные науки.

    Основные этапы развития социально-гуманитарного знания. Древние мыслители о мире и человеке.

    Взгляды на общество и человека в индустриальную эпоху.

    Общественная мысль России. Философские искания XIX века. Русская философская мысль начала XX века.

    Профессиональная деятельность в сфере социально-гуманитарного знания. Потребности современного общества в специалистах социально-гуманитарного профиля.

    Основные профессии социально-гуманитарного профиля. Профессиональные образовательные учреждения.

    Тема 2. Общество и человек (17 ч)

    Происхождение человека и становление общества. Человечество как результат биологической и социокультурной эволюции.

    Сущность человека как проблема философии. Социальная сущность деятельности. Мышление и деятельность. Соотношение мышления и языка.

    Общество, социальные взаимодействия и общественные отношения. Общество как форма совместной жизнедеятельности людей. Отличия общества от социума. Социум как особенная часть мира.

    Системное строение общества. Социальная система, ее подсистемы и элементы. Социальная система и ее среда.

    Типология обществ. Уровни рассмотрения общества: социально-философский, историко-типологический, социально-конкретный.

    Восток и Запад. Цивилизационное развитие общества. Типология цивилизаций.

    Смысл и направленность общественного развития. Формации и цивилизации. Цивилизация и культура. Понятие культуры.

    Исторический процесс и его участники. Типы социальной динамики. Факторы изменения социума.

    Общественный прогресс. Многообразие и неравномерность процессов общественного развития.

    Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и произвол. Свобода и ответственность. Свобода выбора.

    Тема   3.   Деятельность   как   способ   существования людей (5 ч)

    Многообразие деятельности. Потребности и интересы. Типология деятельности. Природа творческой деятельности.

    Деятельность в сфере духовной культуры. Сохранение и распространение духовных ценностей. Освоение ценностей духовной культуры.

    Трудовая деятельность. Социология труда. Социальное партнерство и перспективы его развития в России.

    Политическая деятельность. Власть и политика. Типология властных отношений. Легитимность власти.

    Тема 4. Сознание и познание (11 ч)

    Онтология и теория познания. Проблема познаваемости мира. Понятие об агностицизме. Познавательная деятельность. Чувственное и рациональное познание.

    Истина и ее критерии. Понятие научной истины. Относительность истины. Истина и заблуждение.

    Виды и уровни человеческих знаний. Мифологическое и рационально-логическое знание. Жизненный опыт и здравый смысл.

    Научное познание. Основные особенности методологии научного мышления. Дифференциация и интеграция научного знания.

    Социальное познание, его особенности. Современные проблемы социальных и гуманитарных наук.

    Знание и сознание. Общественное и индивидуальное сознание. Теоретическое и обыденное сознание.

    Самопознание и самооценка. Самосознание и его роль в развитии личности. Трудности познания человеком самого себя.

    Тема 5. Личность. Межличностные отношения (22 ч)

    Индивид, индивидуальность, личность. Структура личности. Устойчивость и изменчивость личности.

    Периодизация развития личности. Понятие возраста в психологии. Становление личности.

    Направленность личности. Социальная установка. Ценностные ориентации, убеждения. Социальная принадлежность и социальная позиция. Социальное поведение.

    Общение как обмен информацией. Средства межличностной коммуникации. Вербальное и невербальное общение. Особенности общения в информационном обществе.

    Общение как межличностное взаимодействие. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Общение в юношеском возрасте.

    Общение как взаимопонимание. Механизмы взаимовосприятия в процессе общения. Идентификация в межличностном общении. Эмпатия. Эффекты и стереотипы межличностного восприятия.

    Малые группы.- Группы условные. Референтная группа. Межличностные отношения в группах. Интеграция в группах разного уровня развития.

    Межличностная совместимость. Групповая сплоченность. Дружеские отношения. Конформность, нонконформность, самоопределение личности.

    Групповая дифференциация. Взаимоотношения в ученических группах. Стиль лидерства.

    Семья как малая группа. Психология семейных взаимоотношений. Тендерное поведение. Воспитание в семье.

    Антисоциальные группы. Дедовщина и другие формы насилия в группе. Особая опасность криминальных групп.

    Конфликт. Проблема межличностного конфликта. Структура, функции, динамика конфликта. Пути конструктивного разрешения конфликта.

     Резерв учебного времени - 4

    Требования к уровню подготовки обучающихся

    по курсу «Обществознание» (профильный уровень)

    В результате изучения обществознания на профильном уровне ученик должен

    знать/понимать:

    — социальные свойства человека, его место в системе общественных отно шений;

    —  закономерности развития общества как сложной самоорганизующейся системы;

    — основные социальные институты и процессы;

    — различные подходы к исследованию проблем человека и общества;

    — особенности различных общественных наук, основные пути и способы со циального и гуманитарного познания;

    уметь:

    — характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни об щества как целостной системы; проблемы человека в современном обще стве;

    осуществлять комплексный поиск, систематизацию и интерпре тацию социальной информации по определенной теме из оригинальных не адаптированных текстов (философских, научных, правовых, политических, публицистических);

    —  анализировать и классифицировать социальную информацию, представленную в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диа грамма, аудиовизуальный ряд); переводить ее из одной знаковой системы в другую;

    сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками соци альных явлений и обществоведческими терминами, понятиями; сопоставлять различные научные подходы; различать в социальной информации факты и мнения, аргументы и выводы;

    —   объяснять внутренние и внешние связи (причинно-следственные и функциональные) изученных социальных объектов (включая взаимодей ствия человека и общества, общества и природы, общества и культуры, под систем и структурных элементов социальной системы, социальных качеств человека);

    —раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и по нятия социально-экономических и гуманитарных наук;

    участвовать в дискуссиях по актуальным социальным проблемам;

    —  формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

    оценивать различные суждения о социальных объектах с точки зрения общественных наук;

    подготавливать аннотацию, рецензию, реферат, творческую работу, устное выступление;

    осуществлять индивидуальные и групповые учебные исследования по социальной проблематике;

    применять социально-экономические и гуманитарные знания в процес се решения познавательных и практических задач, отражающих актуальные проблемы жизни человека и общества;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятель ности и повседневной жизни для:

    — эффективного выполнения типичных социальных релей; сознательного взаимодействия с социальными институтами;

    — ориентировки в актуальных общественных событиях и процессах; выра ботки собственной гражданской позиции;

    — оценки общественных изменений с точки зрения демократических и гу манистических ценностей, лежащих в основе Конституции Российской Феде рации;

    —  самостоятельного поиска социальной информации, необходимой для принятия собственных решений; критического восприятия информации, полу чаемой в межличностном общении и массовой коммуникации;

    — нравственной оценки социального поведения людей;

    —  предвидения возможных последствий определенных социальных дей ствий субъектов общественных отношений;

    —  ориентации в социальных и гуманитарных науках, их последующего изучения в учреждениях среднего и высшего профессионального образо вания;

    — осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеж дениями, культурными ценностями и социальным положением.

    Учебно-методическое обеспечение.

    Для учащихся

     Обществознание: профильный уровень: учебник для 10 кл. общеобразовательных учрежде ний/ Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова и др. - М.: Просвещение, 2011;

    Для учителя

    1. Обществознание. Программы общеобразовательных учреждений. 6-11 классы. Л.Н. Боголюбов, Н.И, Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2010.
    2. Сборник нормативных документов. Обществознание / сост. Э.Д.Днепров, А.Г. Аркадьев. – 2-е изд., стереотип. – М: Дрофа, 2008.
    3. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Профильный уровень: 10 класс. – М.: ВАКО, 2011.
    4. ЕГЭ 2010. Обществознание: сборник экзаменационных заданий / Сост. Е.Л. Рутковская, О.В. Кишенкова, Е.С. Королькова и др.  – М.: Эксмо,2009.
    5. Е.Л. Рутковская. ЕГЭ 2010. Обществознание: тренировочные задания / Е.Л. Рутковская, О.А. Котова, Е.С. Королькова и др. – М.: Эксмо,2009.

    Календарно-тематическое планирование по обществознанию

    10 класс(социально-гуманитарный профиль), 68 часов, 2 часа в неделю

    Учитель Попова А.В.

    Дата

    По плану/ дано

    Тема раздела учебного курса

    № урока

    Тема и краткое содержание урока

    Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность (9 ч)

    1,2

    Наука и философия

    3,4

    Человек и общество в ранних мифах и первых философских учениях

    5

    Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

    6,7

    Из истории русской философской мысли

    8

    Деятельность в социально-гуманитарной сфере

    и профессиональный выбор

    9

    Обобщение. Самостоятельная работа (тестирование)

    Общество и человек (17 ч)

    10,11

    Происхождение человека и становление общества

    12,13

    Сущность человека как проблема философии

    14

    Общество и общественные отношения        

    15

    Общество как развивающаяся система        

    16,17

    Типология обществ

    18,19

    Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

    20,21

    Исторический процесс                

    22,23

    Проблема общественного прогресса

    24,25

    Свобода в деятельности человека

    26

    Обобщение. Самостоятельная работа по теме «Человек и общество»

    Деятельность   как   способ   существования людей (5 ч)

    27

    Деятельность людей и ее многообразие

    28

    Содержание и формы духовной деятельности

    29

    Трудовая деятельность                        

    30

    Политическая деятельность

    31

    Обобщение

    Сознание и познание (11 ч)

    32

    Проблема познаваемости мира

    33,34

    Истина и ее критерии

    35

    Многообразие путей познания мира        

    36,37

            

    Научное познание           

    38

    Социальное познание

    39,40

    Знание и сознание

    41

    Самопознание и развитие личности

    42

    Обобщение

    Личность. Межличностные отношения (22 ч)

    43,44

    Индивид, индивидуальность, личность

    45,46

    Возраст и становление личности

    47

    Направленность личности

    48,49

    Общение как обмен информацией

    50,51

    Общение как взаимодействие

    52,53

    Общение как понимание

    54,55

    Малые группы

    56

    Групповая сплоченность и конформное поведение

    57

    Групповая дифференциация и лидерство

    58,59

    Семья как малая группа        

    60,61

    Антисоциальные и криминальные молодежные группировки

    62,63

    Конфликт в межличностных отношениях

    64

    Итоговое повторение

    65-68

    РЕЗЕРВ

                   


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по обществознанию, праву, экономике для 10 кл. профильный уровень

    Рабочие программы предназначены для учителей работающих в 10 кл. профильной школы....

    Рабочая программа по информатике и ИКТ для 11 класса (профильный уровень, учебник Угринович Н. Д.)

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы Угринович Н. Д. для 11 класса (профильный уровень, 4 часа в неделю)....

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (профильный уровень)

    Рабочая программа создана для УМК С.М. Никольский алгебра и начала анализа (профильный уровень)...

    Рабочая программа по Информатике и ИКТ для 10 класса (профильный уровень)

    Рабочая программа составлена на основе авторской программы И.Г. Семакина и др....

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс (профильный уровень)

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа 10 класс . УМК А.Г.Мордкович в 2 частях (профильный уровень)....

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс (профильный уровень)

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа 11 класс. УМК А.Г.Мордкович в 2 частях (профильный уровень)...

    Рабочая программа по алгебре и началам анализа, 11 класс, профильный уровень по программе А.Г.Мордковича

    приведена рабочая программа, с пояснительной запиской, рассмотрены требвания к уровню подготовки выпускников...