"Гендерное воспитание в школе"- выступление на форуме родительской общественности
материал по обществознанию

Озерова Татьяна Фёдоровна

Гендерное воспитание в школе - выступление на форуме родительской общественности

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Гендерное воспитание как аспект

деятельности классного руководителя»

(Слайд 1) Проблемы гендерного воспитания волнуют сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формированию личности не могут игнорировать гендерные особенности ребенка, так как это биосоциокультурные характеристики. Современные приоритеты в воспитании мальчиков и девочек заключаются не в закреплении жестких стандартов маскулинности и феминности, а в изучении потенциала партнерских взаимоотношений между мальчиками и девочками, воспитании человеческого в женщине и мужчине, искренности, взаимопонимании, взаимодополнимости.

(Слайд2) Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными. Целью гендерного подхода в педагогике является воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерное воспитание в школе и педагогика в целом  нуждаются в осмыслении своих позиций в вопросах полоролевой социализации воспитанников, так как воспроизводимые школой жесткие стандарты в отношении женственности и мужественности становятся объективным препятствием для эффективной социализации школьников.

Политика государства опирается на гендерную модель симметричного и равновесного включения мужчин и женщин во все сферы общественной жизни. Поэтому жизненно необходимым и важным становится развитие и внедрение гендерного воспитания в школе, которое основывается на всестороннем учете интересов обоих социально-половых групп общества.

Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия является важнейшей целью гендерного образования. (слайд3)

Гендерное воспитание в школе позволяет сформировать представление о том, что пол не является основанием для дискриминации в какой-либо сфере жизни и дает возможность выпускникам школ осуществить свободный выбор путей и форм своей самореализации.

Гендерный подход – это индивидуальный подход к проявлению ребенком своей идентичности, что дает в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения. Гендерный подход ориентирован на идею равенства независимо от половой принадлежности, что дает мужчинам и женщинам по-новому оценивать свои возможности и притязания, определять перспективы жизнедеятельности, активизировать личные ресурсы. Осуществлять гендерный подход в образовании детей — значит ставить личность и индивидуальность ребенка в развитии и воспитании выше традиционных рамок пола. Непосредственно в воспитании гендерный подход имеет своей целью создание таких условий для воспитания юношей и девушек, в которых,  их развитие и духовно-ценностная ориентация будут способствовать проявлению и позитивному становлению индивидуальных маскулинных, фемининных и андрогинных черт; (слайд4) относительно безболезненному приспособлению подрастающего поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме.

Представители разных полов нуждаются в дифференцированном подходе со стороны классного руководителя, а в том, что они вынуждены сталкиваться со сложным миром меняющихся гендерных стереотипов, которые приходят в противоречие с личными желаниями и склонностями человека. Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность — вот задачи гендерного воспитания в школе.(слайд 5)

(Слайд 6) Стиль преподавания, формы коммуникации в учебной аудитории также влияют на гендерную социализацию. Так, экзамены в форме тестов, индивидуальные доклады, соревнования за оценки поощряют, прежде всего, развитие маскулинных качеств личности. От этого страдают как юноши, так и девушки, поскольку у них слабо развиваются навыки критического мышления, умения задавать вопросы, коллективно обсуждать проблемы.

В качестве ведущих целей актуальности гендерного воспитания  выступают: расширение профессиональных знаний и умений педагогов, в частности классных руководителей, в области гендерной педагогики и психологии; формирование направленности гендерного самосознания педагогов и установки на гендерную толерантность; формирование потребности в оказании психолого-педагогической поддержки принятия и освоения школьниками гендерных ролей; стимулирование интереса педагогов к гендерной проблематике.

В условиях современной занятости родителей, зачастую воспитания ребенка в неполной семье, при отсутствии гендерного воспитания в начальной школе, и, наконец, учитывая рост в современном обществе детских неврозов, уровня тревожности у детей, а также подростковой преступности на сексуальной почве, школа остается основным звеном в формировании адекватного отношения к проблеме пола, оказании помощи ребенку и его родителям в вопросах психосексуального развития личности.

В настоящее время многие исследователи, а также воспитатели дошкольных образовательных учреждений, школьные педагоги все чаще отмечают актуальность проблемы невежества в вопросах общения детей и подростков, в том числе и межполового общения. Наблюдения показывают, что в младшем школьном возрасте общение, как психологическая структура, набирает силу, оформляется, определяет свою ориентацию для того, чтобы на следующем этапе психосексуального развития стать ведущей деятельностью.

 (слайд 7) Межполовой интерес является одним из компонентов общего стремления человека к общению. Таким образом, мальчик или девочка, переступив порог учебного заведения, начиная взаимодействовать, общаться, удовлетворяют тем самым, кроме всего прочего, и свои формирующиеся межполовые интересы. Именно в форме принятия и переживания той или иной половой роли ребенок осуществляет и ориентирует свои контакты, свое общение. Это период научения искусству общения между людьми разного пола с помощью социальных инструментов взаимодействия, когда разница полов уже подчеркивается, но еще не развита до сексуального влечения. Еще одно важное обстоятельство гендерного воспитания в школе  - феминизация институтов образования. Среди педагогов - женщин начальной школы  - учитель мужчина - событие.  Мало того, что разнополые дети в школе, которая для них является на данном возрастном этапе новой социальной ситуацией, наблюдают и воспринимают лишь одну модель полоролевого поведения и мировосприятия, этот факт усугубляется еще и тем, что в настоящее время во многих семьях дети воспитываются только матерью.

Можно перечислить еще некоторые «сюрпризы» нашего времени, с которыми сталкиваются подростки в период сексуальной ориентации. А ведь это очень тонкий, интимный процесс, происходящий в легкоранимом возрасте. Не с меньшими ли потерями, без невротизирующих ситуаций переживет и проживет мальчик или девочка этот период, обретая свой нравственный, духовный стержень на будущее, продолжая путь ощущения и понимания своего «Я», если чуть раньше, уже на этапе обучения в начальной школе он или она получат возможность и приобретут навык цивилизованного поиска себя, своего полового образа, половых представлений, желаний, требований?

Гендерное воспитание в школе актуально и необходимо с точки зрения преемственности стадий психосексуального развития, так как в определенной степени существует зависимость последующих жизненных событий от предыдущих.

В нашей школе гендерное воспитание опирается на ряд нормативно-правовых документов и осуществляется с помощью двух функций: мировоззренческой (суть которой является формирование представлений о мужском и женском достоинстве; о социальной роли мужчин и женщин в обществе; о ценностно-смысловом равенстве полов, как членов человеческого общества)  и социальной (под которой подразумевается формирование социальных ролей мужчин и женщин в обществе, включение детей в детские молодежные движения, участие в различных видах социально-практической деятельности, защита прав девочек и мальчиков). Ценностными основами является достоинство, гражданственность, ответственность, патриотизм, человеколюбие, уважение, забота о человеке: « Дети не для насилия»,законопослушание, самодисциплированность, ответственность. Формы могут быть разнообразные: это и литературные вечера, экскурсии, походы, , конкурсы, работа социально-психологической службы и т.д. Содержание дисциплин гуманитарного цикла, дискутирование, общение, рефлексия по вопросам гендерной культуры, общественная деятельность, социальная практика – все это является средствами достижение целей. (слайды 8-11) К какому же результату мы стремимся? Прежде всего, это установление гуманистического характера межличностных отношений в обществе,  готовность личности к принятию ответственности, сформированности достоинства, нравственности, умению реализовать личностный потенциал, потребность в профессиональном совершенствовании жизненной стратегии.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Гендерное воспитание как аспект деятельности классного руководителя»

Слайд 2

Гендер ( англ. gender , от лат. genus «род») — социальный пол , определяющий поведение человека в обществе и то, как это поведение воспринимается.

Слайд 3

Цель гендерного воспитания: Создание условий для максимальной самореализации юношей и девушек в процессе педагогического взаимодействия.

Слайд 5

Задача гендерного воспитания в школе Объяснить природу стереотипов, показать их изменчивость и социальную обусловленность. ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ? И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО ?

Слайд 6

Формы и методы.

Слайд 8

Ф ункция Мировоззренческая Социальная Цели. -формирование представлений о мужском и женском достоинстве. -о социальной роли мужчин и женщин в обществе. -о ценностно-смысловом равенстве полов, как членов человеческого общества. Формирование социальных ролей мужчин и женщин в обществе, включение детей в детские молодёжные движения, участие в различных видах социально-практической деятельности, защита прав девочек и мальчиков. Ценностные основы. Достоинство, гражданственность, ответственность, патриотизм, человеколюбие, уважение. Забота о человеке: « Дети не для насилия». Законопослушание, самодисциплированность, ответственность. Формы. Уроки литературы, истории, внеклассные мероприятия. Экскурсии, походы, конкурсы, работа социально-психологоческой службы Средства. Содержание дисциплин гуманитарного цикла, дискутирование, общение, рефлексия по вопросам гендерной культуры Общественная деятельность, социальная практика. Результаты. - установление гуманистического характера межличностных отношений в обществе, -готовность личности к принятию ответственности, сформированности достоинства, нравственности, умению реализовать личностный потенциал. Потребность в профессиональном совершенствовании жизненной стратегии.

Слайд 9

Литературный вечер: «Я вам пишу…»

Слайд 10

Вместе и только вместе!

Слайд 11

Участие в проведении школьных мероприятий

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гендерное воспитание в школе.

Цель: формирование коррекции процесса социализации школьника в зависимости от пола....

Выступление на форуме на тему: "Роль детской общественной организации в системе воспитательной работы"

В воспитательной системе школы особое место отводится формированию и развитию ученического самоуправления (соуправлению).Развитие ученического самоуправления входит в компетенцию органов образов...

Выступление на форуме: Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"

Индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании учащихся с ОВЗ"...

Гендерное воспитание в школе

Статья в рамках воспитательной работы....

Выступление на районном родительском форуме 2018

Интеграция гаджетов в досуге школьников.Ссылка на презентацию Покетмод...