Конспект урока "Наука в современном обществе"
план-конспект урока по обществознанию (8 класс)

Едешов Амыр Андреевич

 Конспект урока на  тему "Наука в современном обществе". Данная тема изучается на уроках обществознание в 8 классе.

Цель урока: Формировать целостное представление о науке как деятельности в духовной сфере.

Задачи:

- познакомить с ключевыми понятиями (наука, уровни научного познания, нравственность в науке, функции науки);

- развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке;

 - способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать еѐ в соответствии с поставленной задачей);

 - содействовать пониманию возрастающей роли науки в современном обществе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx339.98 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 26.01.2023 г.                                                                                                                          класс: 8

                     

                 Тема:            Наука в современном обществе.

Тип урока:   Усвоение новых знаний.

Цель: Формировать целостное представление о науке как деятельности в духовной сфере.

Задачи:

- познакомить с ключевыми понятиями (наука, уровни научного познания, нравственность в науке, функции науки);

- развивать навыки смыслового чтения, оценивать утверждения из текста, исходя из своих представлений о науке;

 - способствовать развитию умений находить нужную информацию, преобразовывать еѐ в соответствии с поставленной задачей);

 - содействовать пониманию возрастающей роли науки в современном обществе.

Планируемые результаты

предметные: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, диалог культур, культурный человеку характеризовать элементы современного научного знания; анализировать основные положения этики ученых; оценивать важность этических проблем, с которыми сталкиваются ученые в своей работе; описывать основные функции науки, роль науки в современном обществе; 

метапредметные УУД 

1) коммуникативные: приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; оценивать свои учебные достижения, поведение, черты характера с учетом мнения других людей;

2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности;

3) познавательные: осуществлять расширенный поиск информации; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; давать определения понятий; создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; 

личностные УУД: формирование и развитие нравственного сознания и поведения, умения выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений; развитие творческих способностей через активные формы деятельности.

Место в системе уроков: 6 урок в разделе «Сфера духовной жизни».

Метод: эвристический, приём смыслового чтения

Форма организации деятельности: фронтальная, индивидуальная работа, парная.

Оборудование: компьютер, проектор, магнитная доска, магниты. Учебник Обществознание 8 кл. Л.Н.Боголюбов, термины, раздаточные листы.


Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Время

1. Постановка целей и задач. Актуализация

(Ребята встанут и сядут)

– Здравствуйте, те, кто родился зимой! 

 - Здравствуйте, те, кто родился летом! 

 - Здравствуйте, те, кто родился весной! 

 - Здравствуйте, те, кто родился осенью! 

 - Ещё раз, все, здравствуйте!

- Здороваться - это значит желать здоровья!

        Я желаю, чтобы во все времена года у вас было отличное здоровье, и мы могли дружно общаться. Улыбнитесь и пожелайте друг другу отличной работы.

 

-Молодцы!

Ребята, у вас на столах листы, они заменят вам рабочую тетрадь. Я вас попрошу работать по инструкции и быть внимательными.

- Перед вами ребус. Какое слово зашифровано???

 - Верно, слово «Наука».

- Когда вы слышите слово «Наука», что приходит Вам в голову? Какие ассоциации возникают?

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

- Тема нашего урока «Наука в современном обществе».

В рабочих листках есть таблица.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

       Пожалуйста, запишите, что вы знаете о нашей теме? (озвучивают 1 колонку)

       Что хотели бы узнать? Запишите во 2 колонку. (озвучивают 2 колонку).

       3 колонку не трогаем, до нее дойдем позже.

1-2 мин.

1-3 мин.

2. Изучение нового материала

- Давайте вспомним:

1. Какие сферы общества вы знаете?

2. Что такое духовная сфера общества?

(Ответы учащихся).

      Одним из ее элементов является наука. Она возникла на заре истории человечества и существует и развивается вместе с развитием общества и человека.

       Для раскрытия данного понятия я вам предлагаю вместе со мной составить кластер.

 Структура кластера есть на листках, нам надо ее заполнить.

    - Начнем.

    Сегодня слово «Наука» имеет насколько значений.

  1. Наука – это особая система знаний.
  2. Наука – это особая сфера деятельности.
  3. Наука – это система организаций и учреждений.

     Рассмотрим, каждое определение.

         Итак, первое определение: наука – это особая система знаний.

       В отличие от личного опыта и здравого смысла, наука имеет дело с научными фактами. Данные факты тщательно собираются, описываются, перепроверяются и обобщаются.

        Научные знания по своей природе является систематизированным. Принято выделять несколько элементов современного научного знания: естествознание, технознание, обществознание и человековедение.

       В систему научного знания входят факты, законы и теории, а также методы получения научных знаний (наблюдение, эксперименты, расчеты и доказательства).

Запись в тетради составление кластера.

(Коллективное комментирование кластера.)

    - А теперь, рассмотрим науку, как особую сферу деятельности.

      Задание 2: откройте учебники стр. 88 прочитайте 3 и 4 абзацы и попробуйте дать ответ на вопрос:

       Почему науку считают особой сферой деятельности человека? (самостоятельная работа).

       Верный ответ: Отрасль духовного производства, в котором занято миллионы людей и основной продукцией которого являются понятия, законы, теории.

   

       -Ученые в разные времена стремились к объединению. Им было важно поделиться своими открытиями с другими. Организовались встречи, диспуты, чтения. После появились академии, специализированные научные учреждения. Таким образом, наука рассматривается, как система организаций и учреждений.

- Итак, ребята, нами составлен кластер. Давайте еще раз пройдемся по нему.  (Коллективное комментирование кластера).

- Молодцы!

- Ребята, есть у вас есть вопросы по кластеру? (2-3 вопроса, если будут)

   

- Современная наука выходит за рамки отдельных государств и  объединения ученых определенных областей знания общаются с помощью современных средств связи. Ученые, добившиеся выдающихся результатов, получают международные премии, она из них – Нобелевская премия.

Нобелевская премия — это самая известная и почетная в мире награда, которая вручается за выдающиеся научные исследования, революционные изобретения и значительный вклад в культуру и развитие общества.

    Но некоторые открытия, могут иметь непредсказуемые последствия.

10-15 мин

3. Организация самостоятельной деятельности

- Сейчас, я вам предлагаю рассмотреть, обсудить и решить одну из таких  проблем, внимание на экран.

(Видео)

- Ребята, что мы увидели? (Взрыв)

           Взрыв – это процесс физических и химических превращений веществ, сопровождающийся освобождением большого количества энергии в ограниченном объеме, в результате которого в окружающем пространстве образуется и распространяется ударная волна, способная создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб…

- Ребята, вам задание 3: исследовать «Процесс созданный человеком».

       Для этого, на основе увиденного, своих знаний, социального опыта ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Вопросы

Ответы

Какое явление вы наблюдали на видео?

Опишите проблемы, причины и последствия данного явления.

Как можно предотвратить данное явление?

(Прослушать ответы учащихся)

         - Ребята, о каких нравственных поступках вы только что говорили?

         - В научном обществе большинство людей, также как и вы, придерживаются высоких моральных принципов. Во все времена сообщество ученых отвергало плагиат – присвоение чужих идей. Честность, следование истине всегда отличало настоящих ученых.

          Одна из самых важных этических проблем, с которой сталкиваются люди науки, - проблема последствий их работ. Не однократно ученые делали публичные заявления в связи с их озабоченностью возможного использования достижений науки в антигуманных целях.

- Ребята, есть ли у вас вопросы? (2-3 вопроса, если будут)

3-5 мин.

4. Проверка знаний

Выполните тест:

        1) Какой сфере деятельности относится «Наука»?

С) Социальной         Г) Экономической        У) Духовной

        2)  Согласны ли вы с утверждением: «Наука – это особая система знаний».

Р) Нет                       С) Да                                О) Не знаю

        3) Что являются элементами научного познания?

П) Естествознание и человековедение.

К) Человек и космос.

Д) Цели и задачи.

        4) Что входит в систему организаций и учреждений?

Ф) Класс и зал   Е) Академии и институты  Н) Уроки и занятия

       5) Что входит в понятие «высокие моральные принципы»?

Ш) Приветствие плагиата.

Х) Честность, человеколюбие.

К) Хитрость, расчетливость, эгоизм.

Проверка по эталону: должно получится слово УСПЕХ.

- Молодцы, вижу, что есть те, кто ответил на все вопросы верно, ну у кого не получилось, то рекомендую повторить.

2-3 мин

5. Рефлексия.

     Итак, подведя итоги, давайте ответим на вопросы:

1) Назовите тему урока. (Наука в современном обществе)

2) Заполните 3-ю колонку «Узнал» в 2 предложениях.

3) Достигли ли Вы целей поставленных в начале урока? (Опрос по таблице ЗХУ)

4) Просмотрите еще раз ваши записи и выполненные задания, поставьте «+» каждому выполненному заданию и посчитайте сколько «+» у вас получилось.

  • Если три «+» оценка 3.
  • Если четыре «+» оценка 4.
  • Если пять «+» оценка 5.

      Д/З вы найдете в конце рабочих листов, а выполнение обсудите на следующем уроке с вашим учителем.

(Хлопок)

  - Ребята, вы молодцы, сегодня отлично поработали. Давайте оценим ваше состояние:

  • Если вы чувствуете себя на отлично, то направьте большой палец вверх.
  • Если вы чувствуете себя на хорошо, то большой палец расположите горизонтально.
  • Если вы чувствуете себя на удовлетворительно, то большой палец направьте вниз.

- Спасибо ребята, а я в свою очередь покажу вам «Класс», мне очень понравилось с вами работать, удачи вам и успехов. Урок окончен, свободны.

3-7 мин.

Рабочий лист                              Удачи на уроке!

Дата: 26. 01. 2023 г.

Тема урока: ___________________________________________________________

(отметка о выполнении задания  )

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Задание 1.  Составьте кластер.                (отметка о выполнении задания  )

D:\Учитель года 2023 Амыр\Урок\схема кластера.jpg

1

Задание 2.                                                         (отметка о выполнении задания  )

Откройте учебники стр. 88 прочитайте 3 и 4 абзацы и попробуйте дать ответ на вопрос:

       Почему науку считают особой сферой деятельности человека?

Ответ: ________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.                                                        (отметка о выполнении задания  )

Исследование проблемы «Процесс созданный человеком».

       На основе увиденного видео, своих знаний, социального опыта ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Вопросы

Ответы

Какое явление вы наблюдали на видео?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Опишите проблемы, причины и последствия данного явления.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как можно предотвратить данное явление?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2

Задание 4.                                                       (отметка о выполнении задания  )

Выполните тест.

1) Какой сфере деятельности относится «Наука»?

С) Социальной         Г) Экономической        У) Духовной

       

 2)  Согласны ли вы с утверждением: «Наука – это особая система знаний».

Р) Нет                       С) Да                                О) Не знаю

       

3) Что являются элементами научного познания?

П) Естествознание и человековедение.

К) Человек и космос.

Д) Цели и задачи.

       

4) Что входит в систему организаций и учреждений?

Ф) Класс и зал   Е) Академии и институты  Н) Уроки и занятия

       

5) Что входит в понятие «высокие моральные принципы»?

Ш) Приветствие плагиата.

Х) Честность, человеколюбие.

К) Хитрость, расчетливость, эгоизм.

Ответ:

  • Если три «+» оценка 3.
  • Если четыре «+» оценка 4.
  • Если пять «+» оценка 5.

Оценка за урок ________

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Домашнее задание: параграф 11 прочитать. Изучите пункт 3 и составьте 3 вопроса с ответами по данному пункту.

Удачи в учебе!

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект урока обществознания в 5 классе Тема урока «Современное общество»

План – конспект урока обществознания в  5 классе по теме: «Современное общество». Данный урок разработан по материалам учебника  : А.И. Кравченко, Е.А. Певцова «Обществознание». -  М.: ...

Конспект урока по теме Роль иностранных языков в современном обществе. Знакомство с понятием франкофонии. 7 класс.

Урок разработан для 7-х классов, но материалы и упражнения могут использоваться и в более старших классах, поскольку предполагают развитие навыков агрументированного высказывания собственного мнения, ...

План-конспект урока истории на тему "Молодежь в современном обществе"

План-конспект урока истории на тему "Молодежь в современном обществе". План-конспект - подробный, соответствует методическим требованиям....

план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень

Технологическая карта урока "Контуры современного общества",  10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,  А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминен...

конспект урока "Молодежь в современном обществе"

конспект урока  обществознания "Молодежь в современном обществе" 11 класс...

Конспект урока ОБЖ 11 классе "Семья в современном обществе. Законодательство о семье."

Данная раработка расчитана на 2 часа учебного времени. Позволяет рассмотреть тему в историческом, законодательном и моально-этическом аспектах....

Конспект урока Семья в современном обществе

Урок "Семья в современном обществе" - урок по обществознанию в 10 классе...