план-конспект урока "Контуры современного общества", 10 класс, обществознание , профильный уровень
план-конспект урока по обществознанию (10 класс) на тему

Анненкова Елена Николаевна

 

Технологическая карта урока "Контуры современного общества",  10 класс, обществознание, профильный уровень, УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,  А.Ю. Лазебниковой. Урок с приминением современных педагогических технологий: ИКТ, проблемно-диалогической. Форма урока - деловая игра дебаты.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Анненкова Елена Николаевна                              МБОУ СОШ № 29

2014-2015 учебный год

План-конспект урока,  10 класс, обществознание, профильный уровень,

 УМК Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой,  А.Ю. Лазебниковой

 тема «Контуры современного общества»

Цель урока: ученик получит возможность углубить свои знания, о типологии обществ решая проблемные задания, аргументировать собственную позицию(мнение) в ходе дебатов.

Задачи урока:
I. Дидактические: Учащиеся должны


Знать/понимать:


Уметь:

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:

 - типологию обществ на основе социально-философского, историко-типологического и социально-конкретного уровней;

- характеристику традиционного, индустриального, постиндустриального общества;

- тенденции развития  современного общества в целом.

- анализировать актуальную информацию о типологии  обществ;

- раскрывать на примерах изученные теоретические понятия и характеристики типологии обществ;

- осуществлять поиск информации о тенденциях развития современного общества, представленной в различных знаковых системах(текстах, аудиовизуальный ряд), различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы о перспективах дальнейшего цивилизационного развития.

- формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по проблеме направленности цивилизационного развития человечества;

- критическое  восприятие и осмысление актуальной социальной информации, получаемой в межличностном общении и поступающей из разных источников массовой коммуникации;

- освоения типичных социальных ролей через участие в деловой игре дебаты;

- аргументированная защита своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в  дебатах о современных социальных проблемах;

II. Развивающие:

  • Продолжить развитие информационной и коммуникативной   компетенции учащихся, способам выражения собственной  гражданской позиции и достижения консенсуса.
  • Развитие эмоциональной сферы личности.


III. Воспитательные: способствовать воспитанию чувства ответственности, коллективизма, воспитанию уважения к общечеловеческим ценностям.

Тип урока: закрепления  нового материала (углубление знаний и совершенствование умений).
Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично – поисковый, интеллект-карта.

Вид урока: урок – деловая игра дебаты

Формы работы: групповая работа.

Технологии: элементы  ИКТ, проблемно-диалогической технологии.

Оборудование: учебник, презентация, ителлект-карта, карточка рефлексии , интерактивная доска, ЭОР.

Этапы урока: организационно – мотивационный (погружение в проблему) – усвоение   нового материала( представление и аргументация собственной позиции) - итог урока –оценивание - рефлексия.

Ход урока

Этапы урока

Организационно – технологический блок

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно – мотивационный

(5-7 минут)

Задача: мотивировать деятельность учащихся через погружение в проблему.

Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Средства: использование видео фрагментов, языковые (беседа).

Результат: учащиеся настроены на восприятие информации, решение проблемы и аргументацию собственной позиции.

Прием контроля: наблюдение и самоконтроль.

  • Приветствие класса.

Здравствуйте, ребята, тема нашего урока «Контуры современного общества».

Мы уже знаем, что в середине 20 века развитие индустриального, Западного общества подошло к критическому рубежу.

В  чем проявляется кризис современной техногенной  западноевропейской цивилизации?

Давайте посмотрим небольшого видеоролика, на мой взгляд,  достаточно ярко иллюстрирующий  проблемы современной западной цивилизации. Посмотрите, подумайте, какие  это проблемы?

  • ЭОР: видеоролик группы "Калинов мост", " Мать Европа"

  • Учитель актуализирует освоенные детьми знания по курсу обществознания для решения обозначенной проблемы, определяется, "что известно":

  Так в чем же проявляется кризис современной техногенной  западноевропейской цивилизации? Какие проблемы Вам удалось выделить?

  • Учитель создает условия для осознанием сущности противоречия, формулировкой  различных предположений:

Да, несомненно, необратимые изменения среды обитания человека заставляют задуматься о дальнейших путях развития общества.

Вместе с тем, многие ученые продолжают утверждать, что будущее человечества - в распространении на весь мир принципов западноевропейской цивилизации.

Другие ученые считают, что техногенная цивилизация, чтобы выжить, должна обогатиться ценностями восточных культур.

Подумайте, какую проблему мы с Вами будем сегодня обсуждать?

Наш урок сегодня пройдет в форме  деловой игры - дебаты

Что такое дебаты?- это обмен мнениями между двумя сторонами по актуальным темам.

Давайте вспомним, каковы правила дебатов?

Учитель, напоминает, что  в ходе дебатов каждая сторона выдвигает тезис   - это основная идея, мысль, и доказывает его на основе аргументов.

Настраиваются на работу на уроке.

Активизация

познавательного внимания, его концентрация на словах учителя и и видеофрагментах, отвечают на вопросы.

На основе просмотренного видео фрагмента  выделяют проблемы современной цивилизации.

Формулируют проблему урока

( проблема направленности цивилизационного развития человечества.  Каковы перспективы дальнейшего цивилизационного развития?).

 Совместно оговаривают правила ведения дебатов.

Усвоение   нового материала

( представление и аргументация собственной позиции)

(30 минут)

Задача: усвоение нового материала, формулирование, представление и аргументация собственной позиции.

Метод: частично-поисковый,  проблемный, интеллект-карта.

Форма: групповая.

Средства: языковые (беседа), ЦОРы, презентация  учеников.

Результат: систематизация знаний, развитие информационной и коммуникативной   компетенции.  

Прием контроля: наблюдение, самоконтроль.

  • Учитель создает условия для активной самостоятельной деятельности учащихся с целью поиска необходимого решения обозначенной проблемы, находящегося в зоне ближайшего развития учащегося.        

Для того чтобы подобрать аргументы давайте уточним, что мы подразумеваем под понятием "Восток",  и "Запад" в географическом плане и в типологии обществ?

  • По ходу работы все заполняют интеллект-карту урока, выделяя характерные черты традиционного и индустриального общества.

  • Учитель предлагает послушать учащихся, получивших заранее опережающее задание - подготовить сообщение(мультимедиа презентацию) характеристику индустриального и традиционного общества.

 Данный материал поможет в составлении интеллект -карты и подборе аргументации.

 Сообщение  ученика "Традиционное общество".

Сообщение  ученика "Индустриальное общество".

  • Учитель создает условия для применения приобретенных знаний и умений в практической деятельности.

Таким образом, мы с вами дали характеристику Востоку и Западу на каком уровне анализа обществ?

Итак, Вы заполнили интеллект-карты, они помогут Вам подобрать аргументы. Кроме того, стороны могут пользоваться дополнительным материалом.

Физкультминутка (на профилактику зрения)

Во время представления сторонами  собственной позиции жюри и зрители оценивают:  эксперты  - заполняют экспертный лист, зрители - голосуют сигнальными карточками.

Объявляется первый раунд( звучит гонг).

У вас 3 мин. На выдвижение тезиса и подбор аргументов.

Тайм-макер следит за временем.

По истечении времени  - представление аргументов команд.

 Подводим итог. Зрители голосуют. Тайм-макер объявляет, за какую сторону проголосовало большинство.

Объявляется второй раунд ( звучит гонг) - перекрестные вопросы.

Вопрос-ответ  ( 2 вопроса) На обдумывание ответа - 30 сек. (вопросы заранее.)

Подводим итог. Зрители голосуют. Тайм-макер объявляет, за какую сторону проголосовало большинство.

Третий раунд - общий вопрос

Обратимся к словам Редьярда Киплинга:

Запад есть Запад, Восток есть Восток,

 Не встретиться им никогда,

Лишь у подножия престола Божия

В день Страшного Суда.

Баллада о Западе и Востоке перевод из Р. Киплинга.

Так ли это?

Можно ли считать ценности Востока уникальными, чуждыми Западу?

На обдумывание ответа - 30 сек.

Подводим итог. Зрители голосуют. Тайм-макер объявляет, за какую сторону проголосовало большинство.

Активизация мыслительной деятельности, работа в группах, самостоятельное восприятие нового материала, заполнение интеллект-карты, подбор аргументов.

Выполняют физкультминутку.

Работа в группах, освоение социальных ролей: спикера, оппонента, эксперта, тайм-макера, зрителей. Представление, аргументация собственной позиции.

Обмен мнениями, оппонирование.

Обмен мнениями, поиск компромиссного решения проблемы.

Итог урока

 (3 минуты).

Задача: подведение итога. Метод: словесный.

Форма: фронтальная.

Средства: языковые (беседа).

Результат: подведение итогов.

Учитель предлагает подвести итоги урока и сделать вывод.

Возможен ли диалог культур между Востоком и Западом?

Учащиеся формулируют вывод.

Оценивание, рефлексия

(5 минут).

Задача: оценить результаты работы.

Метод: экспертные листы, сигнальные карточки, карточки рефлексии.

Средства: работа с шаблоном.

Результат: запись  в экспертных листах,  карточках рефлексии.

Прием контроля:

наблюдение.

  • Учитель предлагает - оцените  работу групп, подведите итогов экспертами и зрителями.

 Кто победил в дебатах? Мнение экспертов. Мнение зрителей. Кто может прокомментировать результат?

Экспертный лист:

  • Учитель предлагает заполнить карточку рефлексии, по желанию прокомментировать.

Мы с вами на уроке получили уникальный личный опыт. В чем он заключается? Может ли этот опыт пригодиться нам в реальной (повседневной) жизни?

Ребята вы хорошо поработали самостоятельно в группах, думаю, что получили от этого большое удовлетворение. Молодцы все. Спасибо за урок.

Учащиеся подводят итоги работы групп, оценивают их деятельность.

Заполняют и сдают карточку рефлексии. Комментируют результаты деловой игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса

Данная программа по обществознанию (профильный уровень) для 11 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) образования, Примерной программы  ...

тест "Наука и философия" 10 класс обществознание (профильный уровень)

тест подготовлен для подведения итога изучения данной темы в 10 классе....

Рабочая программа по учебному предмету «Обществознание» (профильный уровень) 10-11 класс по новым ФГОСам с КТП

Рабочая программа по учебному предмету "Обществознание" (профильный уровень) по новым ФГОСам с КТП...

Урок обществознания (профильный уровень). 11 класс. «Место и роль СМИ в современном обществе»

В ходе занятия будут рассматриваться понятия: СМИ, информация, цензура, СМИ – четвертая власть.Мотивационное обеспечение урока: стимулировать мотивацию учения через удовлетворение потребностей учащихс...

Рабочая программа по обществознанию (профильный уровень) 10 класс

Рабочая программа по обществознанию (профильный  уровень) 10 класс к учебнику Боголюбова Л.Н....

План-конспект урока праву в 11 классе (профильный уровень)

Тема урока Трудовой договор и его значение в регулировании трудовой деятельности человека. Цели и задачи урока: Актуализировать знания учащихся по теме Трудовое право,  закрепить навык работ...