Урок обществознания "Экономическая культура"
методическая разработка по обществознанию (10 класс)

Урок обществознания в 10 классе по теме "Экономическая культура"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obshchestvoznaniya_v_10_klasse.docx26.75 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Байтогская средняя общеобразовательная школа

имени Героя Советского Союза Хантаева В. Х.

Открытый урок в 10 классе:

«Экономическая культура»

Учитель истории и обществознания:

Бальбурова Мария Леонидовна

д. Серафимовск

Цель урока:

#1060;ормирование представлений о сущности и структуре экономической культуры, её влиянии на цели и результаты экономической деятельности.

#1057;пособствование развитию познавательной активности учащихся, умений выявлять свои потребности, определять качество товаров и использовать информацию, полученную на уроке, в практической деятельности.

#1055;ривитие потребительской культуры, осознанного отношения к поступкам в потребительской сфере.

Основные понятия: экономическая культура, экономическая направленность личности, экономическая свобода, рациональный потребитель

План урока:

#1069;кономическая культура и её составляющие.

#1056;ациональный потребитель – кто он?

#1044;еловая игра «Семейный бюджет»

Предварительная подготовка: заготавливаются индивидуальные бланки для участников: бланк № 1 – «Статьи доходов семьи» и бланк № 2 – «Статьи расходов семьи»

Ход урока

Вступительное слово учителя: Как говорил Винни-Пух, мед если есть, то его сразу нет. Также и деньги. Как только они появляются, тут же куда-то и исчезают. И проблема не столько в их количестве, а в желании тут же их потратить.

То есть первый враг денег – это мы сами, если наши желания опережают наши возможности. В погоне за финансовым благополучием мы стараемся заработать как можно больше денег, а потом обнаруживаем, что чем больше денег, тем больше желаний.

  1. Мотивация учебной деятельности: Сегодня на уроке вы попробуете себя в роли главы семейства, перед которым стоит серьёзная задача – спланировать бюджет своей семьи на ближайший месяц.

Для успешного выполнения нами этой задачи необходимо разобраться

- во-первых, что такое экономическая культура и как она влияет на экономическую деятельность людей,

- во-вторых, кто такой рациональный потребитель. Каждый из вас может проверить степень своего благоразумия в потребительской сфере, ответив на вопросы теста «Рациональный ли вы потребитель?»

Итак, что же такое культура? Существует множество определений – их более 140. Вот некоторые из них:

(из предложенных определений учащиеся выбирают те, которые вписываются в контекст экономической культуры)

- это совокупность духовных и материальных ценностей, созданных человечеством в процессе жизнедеятельности;

- это действия и поступки человека, в которых выражается его осознанное отношение к окружающему миру, его понимание добра и зла, справедливости и несправедливости;

- это вся целостная человеческая деятельность в природной среде, её результаты, доступные для восприятия другими людьми.

Экономическая культура – это система ценностей и мотивов хозяйственной деятельности, уровень и качество экономических знаний, оценок и действий человека, а также содержание традиций и норм, регулирующих экономические отношения и поведение.

Предлагаю вам оценить уровень своих экономических знаний, выполнив задание ЕГЭ В3:

Сопоставьте названия государственных программ с их целями:

Название программы

Цели и задачи программы

  1. Пенсионная реформа РФ

  1. Краевая целевая программа «Качество»

  1. Программы повышения уровня и качества жизни населения РФ

А.Повышение уровня жизни старшего поколения и гарантия финансовой устойчивости государственной пенсионной системы.

Б.Формирование нового качества жизни, соответствующего целям социальной рыночной экономики

В. Выявление высококачественных товаров и услуг, и содействие их продвижению на потребительский рынок; защита населения края от недоброкачественной продукции, вредной для окружающей среды и здоровья людей

Ответ: АВБ

2. В наши дни в Усть-Ордынском Бурятском округе имеются различные отрасли экономики, которые оказывают влияние и на потребительский спрос и на активность предпринимателей.

Вопрос учащимся: кто в округе оказался в более выигрышных условиях – потребители или производители? (исходя из ответов на вопрос, класс делится на две группы)

Предлагаю группам – потребителям и производителям - прочитав краткую информацию о развитии экономики в округе, постараться решить проблему (команды получают карточки с заданием-проблемой):

Карточка № 1 (Для потребителей)

- как рационально вести домашнее хозяйство с учетом особенностей экономики нашего округа?

Карточка № 2 (Для предпринимателей)

- какую отрасль экономики округа выгоднее выбрать для своей предпринимательской деятельности?

Краткая информация

об основных отраслях экономики Усть-Ордынского Бурятского округа:

Развитие экономики, а, следовательно, и особенностей потребления и производства, во многом зависят от природных факторов.

Ведущей отраслью экономики в нашем округе является сельское хозяйство. База для ее развития – значительные земельные ресурсы территории. Основные отрасли сельского хозяйства – животноводство и зерноводство (пшеница, овес, ячмень, горох, просо, гречиха, рожь). Округ специализируется на выращивании крупного рогатого скота, лошадей, овец. Развиваются свиноводство и птицеводство.

Особенности сельского хозяйства неразрывно связаны с развитием пищевой промышленности. На сельскохозяйственном сырье базируется производство мясо - молочной промышленности, мукомольно-крупяной. Имеются и хлебопекарные предприятия, обеспечивающие население хлебобулочными изделиями.

Местное производство топлива базируется на добыче угля на Харанутском и Нукутском угольных разрезах и заготовке дров. Имеются газо- и нефтепроявления.

Отрасль машиностроение в округе практически отсутствует. Представлена только мелкими предприятиями ремонтного производства, специализирующимися на ремонте тракторов и сельскохозяйственной техники, ремонту оборудования и приборов.

Лесная и деревообрабатывающая промышленность – вторая по значению отрасль после пищевой. Заготавливают: пиломатериалы, деловую древесину и дрова. Большая часть заготовленной древесины вывозится в необработанном или слабо обработанном виде.

В округе производятся также стройматериалы: гипс, нерудные строительные материалы, бетон, асфальтобетон, огнеупорная глина.

Округ располагает реакционными и бальнеологическими ресурсами. На территории имеются выходы уникальных целебных вод (Нукутский р-н, Осинский р-н, бассейн р. Унги, Баяндаевский р-н), грязей (Баяндаевский р-н, р. Каменка северо-западнее п. Баяндай), своеобразные исторические и природные памятники.

Имеются благоприятные условия для организации спортивно-оздоровительных и познавательных маршрутов: территория округа – одна из наиболее теплых в пределах Иркутской области, большое количество солнечных дней.

Командам дается время 5 минут на выполнение задания, предлагается выбрать капитана, который даст ответ с пояснениями к заданиям, время на выступление –1,5 минут.

Возможные выводы потребителей:

- в домашнем хозяйстве выгоднее использовать товары местных производителей, потому что цены не повышаются из-за затрат на перевозку товаров, а качество зачастую выше, чем у производителей товаров иностранных производителей или производителей из других регионов.

- из-за особенностей почвы и климатических условий часть продукции (фрукты, овощи) можно выращивать в собственном подсобном хозяйстве.

Возможные выводы предпринимателей:

- учащиеся объявляют выбранную отрасль (фермерское хозяйство, перерабатывающее предприятие или курортный бизнес), что связано с особенностью климата (или географического положения) округа.

В целом можно утверждать, что экономика Усть-Ордынского Бурятского округа располагает потенциалом, имея необходимые природные и людские ресурсы для дальнейшего успешного развития. Необходимо только разумно и взвешенно подходить к управлению экономикой, использовать передовой отечественный и зарубежный опыт.

Рациональный потребитель хорошо знает свои права. А являетесь ли вы рациональным потребителем?

К понятию «рациональность» близко понятие «благоразумие». Согласитесь, что благоразумие, проявленное при покупке товаров, может уберечь от бездумных растрат и многих проблем в будущем.

Тест «Рациональный ли вы потребитель?» и результаты.

  • #1063;асто ли вы выходите из себя по мелочам?
  • 2. Не боитесь ли вы рассердить человека, который физически сильнее вас?
  • 3. Начинаете ли вы громко разговаривать, чтобы на вас обратили внимание одноклассники?
  • 4. Любите ли вы скатываться по перилам?
  • 5. С удовольствием ли вы принимаете лекарства, когда заболеете?
  • 6. Пойдете ли вы на все, ради достижения своей цели?
  • #1051;юбите ли вы больших собак?
  • 8. Уверены ли вы в том, что когда-нибудь станете знаменитостью, как ваш кумир?
  • 9. Умеете ли вы вовремя остановиться, когда чувствуете, что проигрываете?
  • 10. Привыкли ли вы много есть, даже если вы не голодны?
  • 11. Хочется ли вам знать заранее, что вам подарят на праздник?
  • 12. Любите ли вы часами сидеть под солнечным или лунным светом?

Подсчитайте баллы: ДА – 0 баллов, НЕТ – 1 балл

Более 8 баллов:

Вы должны рассматривать себя как воплощение жизненной мудрости, разумности и уверенности в себе, что, однако, мешает вам быстро ориентироваться в жизненных ситуациях и может привести к тяжелой форме мании величия

От 4 до 8 баллов:

Вы – человек «золотой середины, обладающий развитым чувством меры и реально оценивающим свои возможности. Правда, чувство меры у вас развито настолько, что вам непросто чувствовать себя безмерно счастливым»

Менее 4 баллов:

По-видимому, вы – безрассудный субъект, которому всегда всего мало. Из-за своей кажущейся неудовлетворенности вы часто чувствуете себя несчастным, и, право же, вам полезно было бы радоваться жизни по мелочам.

Исходя из полученных результатов тестирования, нам необходимо определить, кто же такой рациональный потребитель. Рациональное поведение потребителя на рынке товаров и услуг предполагает определенную последовательность действий:

3.Деловая игра «Семейный бюджет»

(Предполагает индивидуальное соперничество участников) Итак, вы – глава семьи. Вам предстоит составить общий план доходов семьи на текущий месяц.

Ученикам предлагается заполнить бланк № 1 «Доходы семьи»

Условия#1089;овокупный доход семьи не может превышать 60 тысяч рублей в месяц.

#1088;асчеты ведутся только в рублях.

Бланк № 1 «Доходы семьи»

Ф.И.участника ___________________________________________________

Количество членов семьи _________

Кем является в семье

Род деятельности

Сумма (в рублях), которую вносит в бюджет семьи

% от общего дохода

Общий доход

100%

После того, как доходы и проценты подсчитаны, участникам раздаются бланки № 2 «Расходы семьи»

Бланк № 2 «Расходы семьи»

Ф.И.участника ___________________________________________________

Количество членов семьи

Вид расхода

Степень важности по трехбальной шкале

1 –очень важный,

2 – важный

3 – можно избежать

Примерная сумма (в рублях), на данный вид расхода

% от общего расхода

Общий расход

100%

После заполнения бланков № 2 участники сопоставляют доходы и расходы.

Победителями становятся те участники, у которых перечислены все необходимые расходы(включая расходы на питание, на выплату налогов и плату за коммунальные услуги), отсутствует дефицит бюджета, а также имеются сбережения.

При наличии времени можно организовать корректировку бланка № 2 (корректировка бланка № 1 запрещается!).

Слово учителя:

Возможность потребителя максимально удовлетворить свои потребности в товарах и услугах зависит не только от размера доходов, но и от рационального их использования. Старайтесь планировать свои покупки. Это позволит лучше осмыслить свои потребности и исключить то, без чего можно в данный момент обойтись.

Таким образом, сегодня на уроке мы определили, кто такой экономически культурный предприниматель – грамотный, инициативный, деятельный человек ; и кто такой экономически культурный потребитель – это благоразумный покупатель, который взвешенно тратит каждый заработанный рубль. (Возможны самостоятельные выводы учащихся.)

Желаю вам финансового благополучия и процветания.

Домашнее задание:

1) Материалы учебника

2) Написать обществоведческое эссе по высказыванию Э. Сервуса, русского литератора: «Человек с множеством достоинств добавит к ним ещё два, если окажется способным заработать и разумно потрать большие деньги».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока физической культуры в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»

Технологическая карта урока физической культуры  в 6 классе. Тема урока «Внедрение ВСК норм ГТО на уроках физической культуры»...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)...

ДОКЛАД НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Тема: «Формирование культуры здорового образа жизни на уроках физической культуры, как одна из стратегических задач ФГОС»

       Задача оздоровления имеет три взаимосвязанных аспекта:Воспитательный, состоящий в воспитании у детей бережного отношения к своему здоровью, понимание ценности и важно...

Методическая разработка уроков физической культуры с применением технологий оздоровительной направленности (на примере уроков физической культуры по гимнастике)

Цель физкультурного образования – всестороннее развитие физических и духовных способностей человека в аспекте формирования физической культуры личности – самореализация человека в развитии...