Методическая разработка открытого урока по теме "Религия"
методическая разработка по обществознанию

Светлана Викторовна Шульц

Методическая разработка открытого урока по теме "Религия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol.karta_otkrytogo_uroka_po_teme_religiya.docx29.72 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки Тюменской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Тюменской области

«Агротехнологический колледж»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

по программе подготовки рабочих и служащих по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

ООД.08 Обществознание

Автор разработки:

Шульц Светлана Викторовна

преподаватель

Заводоуковск 2023

Методическая разработка учебного занятия составлена в соответствии с рабочей программой и календарно-тематическим планом по дисциплине ООД.08 Обществознание по профессии 08.01.29 Мастер по ремонту и обслуживанию инженерных систем жилищно-коммунального хозяйства

Время проведения занятия: 1ч 20 мин

Авторы-составители: Шульц С.В.– преподаватель отделения ГАПОУ ТО «Агротехнологический колледж».

План занятия

Тема занятия: Религия

Вид занятия: комбинированный урок.

Тип занятия: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

Цель занятия: сформировать представление о религии, её видах, особенностях, истории происхождения и роли в жизни общества.

Цели:

Обучающие: сформировать представление о разнообразии религий в мире, знает функции религий и ее место в современном мире.

Развивающие: расширение кругозора, умение вести диалог.     Воспитательные: воспитывать бережное отношение к духовным и материальным ценностям; сформировать отношение к различным религиям как к норме человеческой жизни

Междисциплинарные связи: ООД 04. История

Формируемые компетенции:

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 05.  Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения

З7. О значении духовной культуры общества и разнообразии ее видов и форм

У2. Характеризовать российские духовно-нравственные ценности, в том числе ценности человеческой жизни, патриотизма и служения Отечеству, семьи, созидательного труда, норм морали и нравственности, прав и свобод человека, гуманизма, милосердия, справедливости, коллективизма, исторического единства народов России, преемственности истории нашей Родины, осознания ценности культуры России и традиций народов России, общественной стабильности и целостности государства.

У8. Использовать обществоведческих знаний для взаимодействия с представителями других национальностей и культур в целях успешного выполнения типичных социальных ролей,

У9. Формулировать на основе приобретенных социально-гуманитарных знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам с точки зрения социальных ценностей и использовать ключевые понятия, теоретические положения социальных наук для объяснения явлений социальной действительности

Средства обучения:

  1. Дидактический материал.
  2. Персональный компьютер.
  3. Интерактивная доска.
  4. Мультимедийный проектор.

Ход занятия

Этапы занятия

Задачи этапа

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Ожидаемый результат

(ОК, ПК,

З, У)

1. Организационный момент

Подготовка обучающихся к работе на уроке

Приветствует обучающихся. Проверяет отсутствующих. Проверяет готовность обучающихся к занятию.

Организуют рабочее место.

ОК 04

2. Актуализация знаний

Мотивация обучающихся, актуализация знаний и умений

Педагог: группа давайте повторим пройдённый материал по темам мораль, наука, культура- для этого решите кроссворд.

Кто ответит верно на вопросы кроссворда тот отгадает ключевое слово-это и будет тема нашего сегодняшнего занятия.

(слайд 1)

Запишите тему в тетрадь.

Обратимся к эпиграфу занятия

(слайд 2)

«К Богу приходят не экскурсии с гидом,

а одинокие путешественники» В. Набоков

Как вы думаете, что имел в ввиду автор данных строк?

Из уроков истории вам известно, что религиозные представления зародились очень давно, около 40 тыс. лет назад. На определенном этапе развития религии появляется социальный институт, объединяющий людей одного вероисповедания, формирующий единые каноны, догматы, нормы поведения (например, церковь в христианстве).

Пожалуйста назовите ассоциации к слову религия. (записываю на доске)

Из данных слов давайте составим цели нашего занятия. (формулируем цели)

- дать определение понятия религия

- определить функции религии

- узнать, как появились первые религии

Отгадывают кроссворд.

Называют тему занятия

Записывают тему урока в тетрадь.

Записывают эпиграф занятия

Отвечают на вопрос

Называют ассоциации, формулируют цели занятия

ОК 05, У8-9,

3. Изучение нового материала

Усвоение новых приемов решения задач

Педагог:

Существует множество определений религии. Давайте запишем одно из них.

(слайд 3)

Запись в тетрадях:

Религия (от лат religio — святыня) — совокупность представлений, основанных на вере в существование высших сил и существ (Бога и богов), а также соответствующее поведение и специфические действия (культ).

Педагог:

Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками:

(слайд 4)

Запись в тетрадях:                

Признаки религии:

  • вера в сверхъестественное;
  • организованное поклонение высшим силам;
  • стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала.

(слайд 5)

Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий.

Запишите понятие в тетрадь.

На основе веры появились первые формы и виды религии: (просмотр видеоурока)

У разных народов в разные времена встречались различные формы и виды религии.

Самыми древними формами религии являются тотемизм, фетишизм, магия и анимизм.      

Перенесите схему себе в тетрадь.

Тотемизм – это вера в сверхъестественную связь коллектива людей, рода, с животным предком. Тотемом обычно называют объемное изображение этого животного и его самого. С ним были связаны различные обряды. Обычно мясо этого животного нельзя было употреблять в пищу, но в особые дни его, наоборот, ели, чтобы восстановить прежнее единство. В честь тотема устраивали праздники, переодевались в него, приносили жертвы или просто угощения. Скажем, некоторые племена восточных славян отмечали праздник «Комоедица». Весной, обычно в начале апреля, в лесу оставляли гороховую кашу – «комы», чтобы проснувшийся медведь не остался голодным.

Фетишизм – вера в сверхъестественные способности неодушевленных предметов. Люди считали, что некоторые вещи имеют особую, охранительную или вредящую силу. Их использовали в качестве амулетов, оберегов. Древние охотники носили на груди клыки или зубы убитых животных, считая, что они увеличат их силу или уберегут от нападения диких зверей. Охранительную роль играла и вышивка на одежде. Не случайно ее размещали там, где наиболее возможным было проникновение злых сил – на швах, отверстиях, прорезях.  

Магия – вера в сверхъестественные способности человека воздействовать на окружающий мир и других людей. Для этого использовали слова (заговоры) или специальные действия. Иногда магические способности приписывались отдельным, особым людям. Иногда считали, что такие возможности есть у каждого человека, нужно только знать магические обряды и уметь их выполнять. Некоторые магические действия, например вызывание дождя, выполнялось коллективно. Различали белую, защищающую магию, и черную, вредоносную.

Анимизм – вера в существование особой нематериальной субстанции – души. Можно сказать, что анимизм – основа любой религии. Душа, считают верующие, есть у человека, она может существовать и после его смерти. Душой люди наделяли и окружающие предметы: животных, растения, даже реки, камни, горы, то есть предметы, на первый взгляд, абсолютно неодушевленные.

Некоторые проявления этих древних форм религии сохраняются и в современных верованиях.

Все существующие и ранее существовавшие религии можно также разделить на политеистические и монотеистические. (составление схемы)

Политеизм, иначе его называют язычеством – это вера во множество богов. На уроках истории вы знакомились с языческими верованиями древних египтян, греков, славян. Языческие боги олицетворяют природные стихии: небо, землю, солнце, море. Позднее в языческих пантеонах (совокупности богов) появляются боги-покровители тех или иных занятий человека: земледелия, скотоводства, военного искусства, торговли, власти. Иногда боги имели равную силу, иногда выделялись главные и второстепенные божества.

Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических религий считают иудаизм – религию, возникшую у древних евреев в 11 – 9 веках до нашей эры. Из современных мировых религий монотеистическими являются христианство и ислам.

Педагог:

2. Ранние формы религии.

Политеизм, иначе его называют язычеством – это вера во множество богов.

Монотеизм – это вера в единого Бога. Древнейшей из монотеистических

3. Мировые религии.

- К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам. (сообщения студентов)

 1-сообщение Буддизм (слайд 6)

2-сообщение Христианство (слайд 7)

3-сообщение Ислам (слайд 8)

Педагог:

(слайд 9)

- Известный французский философ Вольтер писал: «Если бы Бога не было,

его стоило бы выдумать». Этими словами он подчеркивал важные

общественные функции религии.

 Несмотря на развитие высоких технологий, религия продолжает занимать весомое место в современном мире. Люди прибегают к вере для достижения разных целей: пытаются найти утешение, объяснить устройство мира, обрести внутреннюю гармонию. Иначе говоря, церковные организации удовлетворяют определённые потребности людей. Кратко рассмотрим, какие функции выполняет религия в обществе.

(слайд 10)

- Давайте обратимся к раздаточному материалу и заполним таблицу «функции религии»

Мировоззренческая - формирует у людей определенную картину мира, дает

Записи в тетради

Записывают в тетрадь

Смотрят видеоурок

Составляют схему

Слушают сообщения студентов

Заполняют таблицу

ОК 05, ОК 06,

З7, У2-9

4. Закрепление пройденного материала

Закрепление ЗУН

(слайд 11)

В начале занятия мы обращались к высказыванию писателя  Владимира Набокова «К Богу приходят не экскурсии с гидом, а одинокие путешественники», постарайтесь сейчас обосновать как вы понимаете слова автора

Отвечают на вопрос

ОК 05, ОК 06,

З7, У2-9

5. Рефлексия

Проверка уровня усвоения изученного материала

(слайд 12)

После ваших умозаключений, напишите в тетради цифру соответствующую вашему уровню полученной информации.

Выберите тезис, соответствующий вашему мнению об уроке. Поставьте

его номер в конце классной раб

1. Урок понравился, мне было интересно.

2. Много узнал на уроке, хочу найти дополнительный материал по изученной

теме.

3. Мало узнал на уроке, только время потерял.

4. Урок не понравился, мне было скучно…

Пишут цифру уровня

ОК 06,

З7

6. Постановка домашнего задания

Получение домашнего задания

Выучить новые термины.

(слайд 13)

Записывают домашнее задание в тетради

ОК 05, ОК 06,

З7, У2-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока по географии для 8 класса. Тема "Путешествие по Русской равнине (обобщающий урок). Закрепление. Проверка знаний.

Урок на закрепление, обощение и повторение пройденного материала с использованием игровых моментов. Игра - презентация "Своя игра"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА открытого урока по дисциплине «ОБОРУДОВАНИЕ» «АВТОМАТИЗАЦИЯ» Тема урока: «Осахаривание крахмала».

ММеетодическая разработка предназначена для преподавателей общепрофессиональных дисциплин, работающих по интерактивным формам обучения.В методической разработке представлена методика проведения бинарн...

Методическая разработка открытого урока чтения и развития речи в 8 классе коррекционной школы VIII вида.Тема урока :"По страницам сказок А.С.Пушкина"

               Тема: «По страницам сказок А.С.Пушкина»Форма проведения:  литературная викторина –презентацияЦели:1.      По...

Методическая разработка открытого урока по литературе «Поучение» Владимира Мономаха – урок жизни

Методическая разработка урока литературы "Поучение Владимира Мономаха - урок жизни....