Проект Наш класс дружное общество или разрозненная группа людей?
проект по обществознанию (6 класс)

Еруткина Эмма

Исследовательский проект позволяет изучить школьный класс, определить являются ли одноклассники друзьями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лажъяльская средняя общеобразовательная школа»

Наш класс – разрозненная группа людей или дружное общество

Исследовательский проект

Выполнила:

обучающаяся 6 класса

Бусыгина Алиса

Руководитель:

Еруткина Эмма Александровна

учитель истории и

обществознания

д.Лажъял 2022 г.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….1

Глава I Теоретическая часть……………………………………………………..3

#1054;пределение понятий «дружба», «друг»……………………………………3

#1064;кольная дружба…………………………………………………………….5

Признаки, характеризующие дружный класс………………… …………..6

Правила дружбы…………….………………………………………………..7

Глава II. Практическая часть ……………………...….………………………….8

Подготовка и организация исследования…………………………………...8

Анализ результатов исследования…………………….…………………….8

Заключение ………………………………………………………………….. ….12

Литература……………………………………………….………………………13

Приложение 1.

Глава I. Теоретическая часть

Введение.

Мы приходим каждый день в школу, говорим друг другу: «Привет!», делимся новостями, проблемами, даем советы. На уроках мы все стремимся - получить новые знания, закрепить то, что уже знаем. Наверное, именно эта цель руководит нашим желанием помочь друг другу лучше разобраться в учебном материале, поэтому в наших школьных отношениях много внимания отводится урокам.

Но иногда мы с радостью принимаем участие во внеурочных мероприятиях: соревнования, утренники, поездки, школьный лагерь. Так проходят день за днем школьной жизни. И мы даже не задумываемся, что эта жизнь состоит из двух главных факторов: обретение знаний и школьной дружбы. Если наши знания мы получаем от учителей, то какой будет школьная дружба, - полностью зависит от нас самих, нашего отношения друг к другу.

С детства родители закладывают в детях понятия о доброте, умении ладить с коллективом, справедливости и, конечно же, о дружбе. Настоящая дружба значит очень многое. Всегда легче справляться с трудностями и проблемами, если у тебя есть друг, который тебе поможет, поймет и поддержит. И всегда приятно поделиться своей радостью или успехами с теми, кто в тебя верит и гордится твоими достижениями.

Цель проекта:

Выяснить, является ли наш класс дружным.

Задачи:

1) дать правильное представление о дружбе, друзьях;

2) выявить признаки, характеризующие дружный класс;

3) воспитывать стремление к сотрудничеству, взаимовыручке и сплоченности в коллективе, проявлению доброжелательности и взаимопонимания.

Гипотеза:

Предполагаем, что наш класс является дружным. А в дружном классе жить и учиться намного интереснее и плодотворнее.

Актуальность проекта:

Сплоченность класса очень важна для комфортной образовательной среды для школьников. Именно от своих сверстников ребенок в первую очередь получает знания о жизни. Для любого ученика крайне важно мнение о нем группы, к которой он принадлежит. Поэтому дружный класс – основа не только успешной учебы, но и здорового состояния школьников. Школьная дружба имеет серьезное значение для нормального развития ребенка.

Методы исследования:

- сбор информации;

- анкетирование;

- диагностики;

- анализ информации;

- сравнение;

- обработка данных;

#1054;пределение понятий «дружба», «друг»

Что такое дружба? - Спросила я у птицы. - Это когда коршун летает вместе с синицей. -Спросила я у зверя: -Что такое дружба? Это когда зайцу Лисы бояться не нужно. А после спросила у девочки:

- Дружба – что такое? Это что-то огромное, Радостное и большое! Это когда ребята все сразу, Все вместе играют, Это когда мальчишки Девчонок не задирают. Дружить должны все на свете: И звери, и птицы, и дети!

Какое прекрасное слово "дружба"! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга , с которым тебе интересно играть в снежки, машинки, куклы.

Друг – это мама, которая обязательно поможет тебе в трудную минуту. Друг – это старый плюшевый медвежонок с оторванным ухом, который выслушает тебя, когда тебе будет плохо. Друг – это любимая книга, которую читаешь, и тебе интересно с ней. Друг – это твой одноклассник, с которым ты вместе познаёшь окружающий мир, каждый день делаешь новые открытия. Друг – это школьный учитель, который поможет тебе заглянуть в тайны знаний .

Дружба — это близкие отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.

Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, предприятия, классы. Есть дружба народов, существуют дружеские отношения между странами. Серьезные нарушения ведут либо к прекращению дружбы, либо к поверхностным приятельским отношениям, либо даже к превращению дружбы в противоположность – вражду.

Дружба зависит от общих целей, интересов, идеалов, намерений. При этом дружеские отношения всегда очень много эмоций. Поскольку дружба – социальный феномен, она изучается социологией, этикой, философией, этнографией и другими науками.

Прежде всего слово "дружба" имеет не одно, а несколько различных значений. Две тысячи лет тому назад это обнаружил Аристотель. Даже в Древней Греции отношения, связывающие двух деловых людей, воспринимались не как дружба, а как заинтересованность в успехе общего дела. Тогда дружба между политическими деятелями тоже часто рассматривалась как способ достижения успеха в политике.

Раньше настоящая дружба почиталась как одна из человеческих ценностей, её воспевали поэты. К дружбе относились более бережно, ради неё были готовы на большие жертвы. В раннем средневековье восхвалялась героическая рыцарская дружба. В начале Нового времени дружеские чувства понимались как деловые отношения. В 18 – 19 веках - нежная лирическая дружба, главной ценностью которой являлась откровенность и искренность. В 20 веке заговорили об оскудении дружбы под влиянием развития общества и научного прогресса. Сегодня дружба ни к чему не обязывает. Детей больше привлекает телевизор или компьютер, чем общение с друзьями.

Кто же такой друг? И что такое дружба?

Народная мудрость гласит, что дружба – самый прекрасный подарок природы после мудрости. В толковом словаре русского языка С.И. Ожегова даются такие определения: ДРУЖБА – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. ДРУГ – 1) тот, кто связан с кем-нибудь дружбой, 2) сторонник, защитник кого или чего-нибудь, 3) обращение к близкому человеку, а также вежливое обращение к кому-либо.

По словарю Даля, дружба – это взаимная привязанность двух или более людей; тесная связь их, бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви, уважении и взаимных выгодах.

Дружба — бескорыстные личные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются доверие и терпение.

Дружба – это разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой.

Дружба – это глубокая связь между людьми, которая предполагает «не только верность и взаимопомощь, но и внутреннюю близость, откровенность,... любовь».

Однако различное понимание дружбы вовсе не означает, что в одну эпоху она лучше или хуже, чем в другую: своеобразие дружеских проявлений и идеала дружбы свидетельствует лишь о ее содержательном богатстве. Людям же свойственно вечное стремление к более совершенному, лучшему, более достойному.

Но в большинстве случаев слово "дружба" имеет мало общего с нашими представлениями о настоящем друге.

Значение первое: знакомые. Большинство людей, которых мы считаем своими друзьями, на самом деле всего лишь наши знакомые, то есть те, кого мы выделяем из окружающей нас безликой массы. Нам известны их заботы, их проблемы, мы считаем их близкими нам людьми, обращаемся к ним за помощью и сами охотно им помогаем. У нас с ними прекрасные отношения. Но нет полного откровения, мы не доверяем им свои самые сокровенные желания.

Значение второе: коллективная солидарность. Нужно отличать, как это делали древние, дружбу от солидарности. В последнем случае друзья - это те, кто сражается на нашей стороне, скажем, во время войны. С одной стороны, друзья, с другой - враги. В такой солидарности нет ничего личностного.

Значение третье: функциональные отношения. Это дружба между компаньонами, политическими деятелями. В этом виде отношений присутствует минимум любви, они длятся до тех пор, пока существует интерес, который требует общей заботы. Сюда же входят многочисленные профессиональные взаимоотношения, отношения между коллегами по работе и между соседями по дому.

Значение четвертое: симпатия и дружелюбие. Мы подходим, наконец, к той категории людей, с которыми нам хорошо, которые нам приятны, которыми мы восхищаемся. Но и в этом случае слово дружба следует употреблять очень осторожно.

Школьная дружба.

На протяжении всей жизни мы встречаем новых друзей. Первые из них появляются у нас еще в детском саду. Конечно, чаще всего, такие друзья очень быстро забываются, обычно дружба заканчивается вместе с переходом в более взрослую школьную жизнь, хотя, конечно же, бывают и исключения: есть такие счастливчики, которые познакомились еще в детском саду, дружат на протяжении всей жизни.

Далее нас ожидает общение в школе. Именно здесь мы встречаем своего первого настоящего друга, который будет сопровождать нас долгие годы, а возможно и всю жизнь.

Во время такого общения мы делимся со своим другом своими чувствами, впечатлениями о прошедшем дне, обсуждаем компьютерную новинку или только вышедший сериал. Благодаря школьной дружбе у нас появляется прекрасная возможность узнать что-то новое, например, увлечься каким-то видом спорта, которым занимается наш товарищ.

Друзья нужны друг другу для того, чтобы и в радостные и в тяжелые моменты был рядом человек, на которого можно полностью положиться. Бывают моменты, когда нам просто необходимо присутствие человека, готового выслушать все то, что творится у нас в душе, а порой просто необходимо поплакаться на плече друга, поделиться своими переживаниями, чувствуя, что есть человек, которому это по-настоящему небезразлично. В школе вместе с огромным потоком знаний, который ежедневно к нам поступает, мы по-настоящему испытываемся на прочность, дружба – это такое же серьезное испытание. Каждый человек умеет дружить по-разному. Друг – это наша правая рука, которая всегда готова поддержать и помочь.

Каждая настоящая дружба рано или поздно подвергается проверке на прочность. Ни для кого не секрет, что лучше всего друг познается в беде. Не всегда школьная дружба остается с нами на всю жизнь или хотя бы на несколько лет. Зачастую она заканчивается сразу же после получения аттестатов.

Во многих школах имеется такая прекрасная традиция, как встреча выпускников, где имеется возможность встретить всех своих прошлых друзей, которые были рядом на протяжении долгих десяти лет, с кем вы делились своими секретами, мечтами и надеждами. Старый друг всегда лучше новых двух.

Если взять к примеру растение. … В одном климате оно может расцвести, в другом — зачахнуть. То же самое можно сказать и о моих одноклассниках: в одной ситуации мы все вместе можем справиться с любой поставленной задачей, и каждый старается не подвести. В другой — ребята чувствуют себя некомфортно, стремятся покинуть группу, проводят в ней меньше времени – а значит их развитие и рост замедляется. Поэтому, как и растению, каждому моему однокласснику очень важен климат в коллективе. Ведь один палец – не кулак.

В нашем классе обучается 8 детей. Мы вместе ходим в походы, проводим классные часы, поздравляем друг друга с днем рождения, помогаем друг другу если возникли трудности с домашними заданиями, посещаем одни и те же кружки.

#1055;ризнаки, характеризующие дружный класс.

Дружба и доброжелательные отношения в классе – основа совместной работы. Чем больше дружеских проявлений среди одноклассников, тем комфортнее учиться, тем лучше результаты. Дружный класс – это всегда успешный класс. Поэтому имеет смысл выделить признаки, характерные для дружного класса:

· Внимательны друг к другу

· Переживают неудачи другого

· Радуются успехам друг друга

· Интересуются делами одноклассников

· Не ябедничают, не обижают друг друга, не дерутся

· Не подводят одноклассников

· Доверяют друг другу

· Не обманывают, говорят правду

· Не завидуют друг другу

· Не дают обидных прозвищ

· Принимают решения сообща, уважают мнения других

· Не смеются над неудачами одноклассников

· Умеют прощать

#1055;равила дружбы.

• Помогай другу: если умеешь что-то делать, научи и его; если друг попал в беду, помоги ему, чем можешь

• Всегда будь откровенным с другом;

• Не бойся просить прощения;

• Не груби;

• Не меняй друзей;

• Будь постоянным в дружбе;

• Не ябедничай . Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом,

останови , если он занимается чем-то плохим;

• Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими

вещами аккуратно и не забудь возвратить их вовремя .

• Делись с друзьями, не жадничай

• Останови друга, если он делает что-то плохое

• Не ссорься с друзьями, старайся работать и играть с ними мирно, не спорь по пустякам

• Не зазнавайся, если у тебя что-то получается лучше, не завидуй друзьям – надо радоваться их успехам

• Не бойся признавать свою ошибку и умей исправиться

• Умей принять помощь, советы и замечания друзей

Глава II. Практическая часть.

#1055;одготовка и организация исследования

Понять дружный ли наш класс я решила с помощью анкеты. Вопросы подобрала так, чтобы можно было определить, насколько мы (наш класс) – «сплоченные, дружные ребята». В анкетировании приняли участие ученики 6 класса в возрасте 11-12 лет.

#1040;нализ результатов исследования

На вопрос: « С чего начинается дружба?» получены следующие ответы:

с улыбки - 1

с общения - 4

с приветствия – 2

На вопрос: «Какая строчка из детских песен больше всего подходит к понятию «дружба»? получены следующие ответы:

«…друг в беде не бросит…» - 6

«… я - не шкаф и не музей, хранить секреты от друзей…» - 1

«… дружба крепкая не сломается…» - 1

На вопрос: « Дружить - это значит…» получены следующие ответы:

общаться с тем, кто нравится – 1

дорожить человеком -1

не знают - 4

На вопрос: «Настоящий друг тот, кто …» получены следующие ответы:

всегда помогает и поддерживает - 1

по настоящему ценит и любит -1

умеет хранить секреты - 2

не знают - 2

На вопрос: «У тебя есть друзья в классе?» получены следующие ответы:

На вопрос: «Как ты думаешь, у каждого должен быть друг (друзья)?» получены следующие ответы:

да, у каждого должен быть друг - 6

не знают -1

На вопрос: «Дружный класс – это …» получены следующие ответы:

«один за всех и все за одного» - 3

веселая компания-2

не смогли ответить - 2

На вопрос: «Твой класс дружный?» получены следующие ответы:

мы - дружные ребята- 1

сомнение -4

нет - 2

По итогам анкетирования можно сделать следующие выводы. Дружеское общение невозможно без взаимного общения, улыбок, приветствий. В дружбе необходимо дорожить друг другом. Настоящий друг тот, кто умеет хранить секреты, всегда помогает и поддерживает. У всех моих одноклассников есть друзья. И все они согласны, что человеку трудно прожить без друга.

Изучив анкеты, можно увидеть, что все ребята правильно понимают, что значит настоящая дружба и верный друг, так как ответы большинства отражают истинное содержание понятия «дружный класс».

Заключение

Исследование моего класса показало, что группа моих одноклассников связана одним общим делом - учебой и общими интересами. Мы сотрудничаем, помогаем друг другу в самовоспитании. Наш коллектив еще не очень дружный, но мы стремимся к этому, и значит у нас всё получится!

Первые ростки настоящей дружбы в нашем классе уже появились. С каждым месяцем и годом они будут крепче, выше и краше и превратятся в то, что мы будем ценить, и чем будем дорожить в жизни.

Цели моего исследования достигнуты. Гипотеза подтвердилась частично. Мне удалось доказать, что мой класс дружное общество.

Во все времена, у всех народов высоко ценились дружба, верность и преданность. «Кто не ищет дружбы с близким, тот себе заклятый враг», - писал Шота Руставели в XII веке.

В настоящее время обострился дефицит общения среди детей, причинами которого являются чрезмерное увлечение компьютерными играми, сотовыми телефонами, телевизором, редко – книгами. И как следствие всего этого – отсутствие друзей, неумение дружить. Дети замыкаются в себе, хуже учатся, чаще болеют. Существует проверенное «лекарство» - друзья. Дружный класс – основа не только успешной учебы, но и здорового состояния школьников. Школьная дружба имеет серьезное значение для нормального развития ребенка. Школа – наш общий дом, класс – большая семья. Так пусть наша семья будет дружной, прочной и крепкой!

Литература:

1. Даль словарь живого великорусского языка. Т. 1. – М.: Госиздат, 1981;

2. Толковый словарь русского языка. / . – М.: Оникс»: «Мир и образование», 2008.

3. Волович М.Б. Наука обучать. / Технология преподавания, М.: LINKA-PRESS, 1995.

Приложение 1.

Пословицы и поговорки о дружбе.

И заяц сильней, когда много друзей.

Когда твои друзья с тобой – справишься с любой бедой!

Когда много друзей – и жить веселей.

Дружба дороже денег.

Доброе братство лучше богатства.

Верному другу цены нет.

Лучше друг верный, чем камень драгоценный.

Добрый друг лучше ста родственников.

Человек без друга, что земля без воды.

Без друга в жизни туго.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Не мил и свет, коли, друга нет.

Без друга на сердце вьюга.

Человек без друзей – что дерево без корней.

Дружные чайки и ястреба забьют.

Крепкую дружбу и топором не разрубишь.

Всякий избирает друга по своему нраву.

Не сошлись обычаем, не бывать дружбе.

Скажи, кто твой друг и я скажу, кто ты.

Дружба заботой да подмогой крепка.

Дружба крепка не лестью, а правдой и честью.

Не тот друг, кто мёдом мажет, а тот, кто правду в глаза скажет.

Дружба любит дело.

Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

Друг за друга держаться – ничего не бояться

Друг познается при рати да при беде.

Без беды друга не узнаешь.

Вешний лед обманчив, а новый друг не надежен.

Друг в нужде – истинный друг.

Друг до поры – тот же недруг.

Друг лучше старый, а платье – новое.

Друг неиспытанный, что орех не расколотый.

Стихотворения о дружбе

Дружбы яркие моменты

В сердце я всегда храню.

Друг, ты важен в жизни этой,

Очень я тебя ценю!

Дружит с солнцем ветерок,

А роса – с травою.

Дружит с бабочкой цветок,

Дружим мы с тобою.

Всё с друзьями пополам

Поделить мы рады!

Только ссориться друзьям

Никогда не надо!

Дружат в небе облака

Дружит с берегом река

Ведь недаром говорят

Что для дружбы нет преград


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальный проект «Живем в многонациональном обществе»,

В нашей школе обучаются дети 8 национальностей. С февраля 2011 года по настоящее время педагогическим коллективом школы, обучающимися, родительской общественностью и совместно с социумом идет реализац...

Творческий проект «Давайте жить дружно»

Создание условий для обеспечения позитивных изменений в развитии личности обучающихся и их самореализации через сетевое взаимодействие коллективов различной направленности Дома детского творчества Лен...

Психологический проект "Давайте жить дружно!"

Психологический проект "Давайте жить дружно!" направлен на формирование толерантного поведения у детей от 7 до 14 лет. Проект охватывает работу не только с обучающимися, но  также с род...

Проект.Ориентируемся на местности,Учащиеся всех классов в мае учавствуют в данном проекте.Разбивается класс на группы и получает задание.По окончании ребята сдают план местности)))Который необходимо составить самим)))

Чтобы разноообразить уроки по географии,стараюсь научить детей правильно ориентироваться на местности,часто проводим уроки на свежем воздухе....

Проект "Давайте жить дружно! "

Проблема школьных конфликтов на сегодняшний день очень актуальна. Не сходство с мнением окружающих, свои поведенческие качества, самоутверждение среди одноклассников часто приводят к возникновению кон...

Социальный проект "Давайте жить дружно"

Духовно – нравственное развитие и воспитание младших школьников – основа всех основ. Не все обучающиеся умеют правильно общаться друг с другом, поддерживать дружеские отношения. Зачас...