Тенсина Г.Н. , урок выведения новых знаний, МБОУ «Мигнинская СШ»
Урок обществознания в 6 классе
Тема урока: Глобальные проблемы человечества.
I. Образовательно – развивающие цели урока:
1.1. Выведение и усвоение обучающимися новых понятий: глобальные проблемы, экологические глобальные проблемы, демографические глобальные проблемы, проблема войны и мира, проблема международного терроризма.
1.2. Применение обучающимися опорных понятий: проблема, глобализация, индустриальное общество, информационное общество.
1.3.Овладение обучающимися универсальными учебными действиями:
● познавательными:анализ объектов с целью выделения признаков (существенных и несущественных), подведение под понятие, построение логической цепи рассуждений, доказательство, синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов; выявление причинно-следственных связей.
●регулятивными:определение познавательной цели; контроль в форме сличения действий и его результата с заданным эталоном; оценка и самооценка;
● коммуникативными:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей в соответствии с задачами коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка.
1.4. Развитие у обучающихся предметных умений:формулировать определение предметных понятий (глобальные проблемы, экологические проблемы, демографические проблемы, проблема войны и мира, проблема международного терроризма); приводить единичные примеры глобальных проблем современного общества; выполнять несложные практические задания по анализу ситуаций, связанных с различными глобальными проблемами; выдвигать гипотезы о причинах возникновения глобальных проблем человечества и их последствиях.
II. Воспитательные цели:
2.1 Формирование мировоззрения обучаемых на основе философских категорий: общее – особенное – единичное, причина – следствие, общее – частное.
2.2. Развитие у обучаемых личностных УУД: личностное самоопределение, нравственно – эстетическое оценивание.
Оборудование: компьютер и проектор, презентация «глобальные проблемы человечества», раздаточный материал (комплект карточек №1 -6, рабочий лист с заданиями).
Заявка на оценку (12 обучающихся)
«5» - 25 баллов и более
«4» - 19 – 24 балла
«3» - 14 – 18 баллов
Домашнее задание к уроку:
1. Прочитать §4.
2. Подвести понятия соответствующие теме урока под философские категории первичное – вторичное, причина – следствие, общее – частное, общее – особенное – единичное (по 1 примеру на каждую категорию).
План – конспект урока
Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность обучающихся |
- Организационный момент
|
Проверка готовности к уроку | 10 сек. |
|
Знакомство школьников с заявкой на оценку. «5» - 25 балла и более «4» - 19 – 24 балла «3» - 14 – 18 баллов Назначение арбитров по рядам. Планирование оценки: – Запланируйте, какую оценку вы хотите получить, и поставьте её в тетради на полях напротив даты | 50 сек. | Знакомятся с заявкой на оценку. Ставят на полях тетради запланированную оценку |
II. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. |
Мотивирует учащихся к определению цели урока: Фронтальная работа Прокомментируйте статистические данные. О чем они свидетельствуют? 1. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию. 2. Сегодня в мире накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. 3. По прогнозам ученых, к 2050 г. Эфиопия, Нигерия и Пакистан увеличат численность населения примерно в 3 раза. Индия к своему населению около 1 млрд. человек прибавит еще 600 млн. Китай, где правительство осуществляет жёсткие меры по ограничению рождаемости, к 1 млрд. 250 млн. человек к 2040 прибавит еще 300 млн.
● Как вы думаете, какое понятие будет темой сегодняшнего урока?
Правильно это проблемы. А что такое проблема? Может ли отдельный человек или государство решить данные проблемы самостоятельно?
Эти проблемы касаются всего мирового сообщества и называются глобальными проблемами, т. е. охватывающими весь земной шар, всемирные. запишите тему нашего урока в тетрадь. Объявление темы урока. Тема урока: Глобальные проблемы современности.
Определение целей урока. – Исходя из темы урока, сформулируйте вопросы по Карточке №1, ответы на которые будут целью, целями урока. В ней обозначены предлагаемые вопросительные слова, которые дополняются понятием.
|
5 мин.
По 1 б. за версию
По 1 б. за каждую версию цели
| Высказывают предположения по поводу того, о чем свидетельствуют факты и о том какое понятие будет темой урока. Предполагаемый ответ учеников: Эти факты свидетельствуют о том, что в мире существует много проблем.
Предполагаемые ответы учеников: Темой нашего сегодняшнего урока будет понятие проблемы. Проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения Проблема – это ситуация которая требует решения.
Ни одна страна не может решить данные проблемы на своей территории.
С помощью карточки №1 формулируют вопросы - понятия, которые будут являться целями урока. Предполагаемые ответы учеников: Что называется глобальными проблемами? Что считается причинами глобальных проблем? Каковы свойства и виды глобальных проблем? В чес заключается сущность решения глобальных проблем?
|
III. Актуализация знаний |
Повторение опорных понятий посредством понятийного диктанта. - Прослушав определения понятий, установить, каким понятиям принадлежат существенные признаки в данных определениях, и записать понятия в тетрадь: 1) тип общества, в котором преобладает сфера услуг, автоматизация и компьютеризация производства, главную роль играют информация и знания (информационное общество) 2) процесс в результате которого происходит социально – экономическое, культурное сближение различных стран и народов, укрепляются связи между государствами на различных уровнях (глобализация). 3) тип общества, для которого характерны преобладание промышленности в структуре экономики, высокая доля городского населения, господство товарного производства и рыночных отношений, конкуренция (индустриальное общество). А) Индивидуальный труд B) Самопроверка по образцу на слайде. Выявление и распознавание, в каких понятиях допущены ошибки. Анализ определений. C) Самооценка индивидуального труда (сколько верно записанных понятий, сколько баллов) | 3 мин. По 1 б. за верно записанное понятие (максимум 3 б.) | Устанавливают, каким понятиям принадлежат существенные признаки в предложенных на слайде определениях. Записывают понятия в тетрадь.
Правильные ответы: - информационное общество
- глобализация
- индустриальное общество
Осуществляют самопроверку по образцу на слайде. Выявляют и распознают, в каких понятиях допущены ошибки.
|
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Работа по теме урока. |
Задание 1. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия (подчеркните сплошной линией родовой признак и волнистой линией видовые признаки)
Задание 2. Прочитайте стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46) в учебнике и выполните задания. Подготовьтесь устно называть элементы пропущенные в таблице. Заполните пропуски в таблице. Вид глобальных проблем | Примеры, иллюстрирующие глобальную проблему | … | загрязнение атмосферы
| уничтожение животных и растений | вырубка лесов | … | … | … | … | … | … | Огромные запасы ядерного оружия,
| Деятельность международных террористических организаций. | Демографические проблемы | …
| … |
Задание 3. Прочитав выражения, установите, какие из них являются определением понятия и докажите, свою точку зрения. В каждом выражении назовите определяемое понятие. 1. Экологические проблемы – это глобальные проблемы, связанные с отношением человека к природе, сохранностью окружающей среды. 2. Демографические проблемы (проблемы народонаселения) - это проблемы которые относят к глобальным проблемам. 3. Проблема войны и мира – это глобальная проблема связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов.
Задание 4. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие. Понятия | Ближайший родовой признак | Образование озоновых дыр |
| Увеличение доли пожилых людей в структуре населения |
| Экологические проблемы |
| Глобальные проблемы |
| Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий | | Нехватка чистой питьевой воды |
|
А. Индивидуальный труд. B. Простая кооперация.
Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и подготовьте выступление: 1 группа: задания 1,3. 2 группа: задание 2. 3 группа: задание 4.
С. Сложная кооперация. Выступление представителей групп. Принимаются возражения, дополнения.
| 3 мин. По 1 б. за верное определение видового и родовых признаков. (максимум 2 балла)
8 мин. По 1 б. за каждый пропущенный элемент в таблице (максимум 9 баллов)
3 мин.
По 1 б. за правильный ответ. (максимум 3 балла)
3 мин.
По 1 б. за верно названный ближайший родовой признак (максимум 6 баллов)
3 мин.
По 1 б. выступаю-щим от групп
По 1 б. за дополнения, возражения
| Правильный ответ: Глобальные проблемы – проблемы, проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств. Родовой признак: проблемы. Видовые признаки: проявляются в мировом масштабе и угрожают гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств.
Правильный ответ: Заполните пропуски в таблице. Вид глобальных проблем | Примеры, иллюстрирующие глобальную проблему | Экологические проблемы | загрязнение атмосферы
| уничтожение животных и растений | вырубка лесов | загрязнение Мирового океана | истощение почв | изменение климата | шумовое загрязнение | исчерпание природных ресурсов | Проблема войны и мира | огромные запасы ядерного оружия,
| деятельность международных террористических организаций. | Демографические проблемы | демографический взрыв
| нулевой прирост |
Предполагаемые ответы учеников: Верные ответы: 1 и 3. Примерные ответы: 1. В первом выражение определяемое понятие – экологические проблемы. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия. 2. Во втором выражение определяемое понятие – демографические проблемы. Указан родовой признак, - глобальные проблемы, но нет видовых признаков. Следовательно, данное выражение не является определением понятия демографические проблемы. 3. В третьем выражении определяемое понятие – проблема войны и мира. Указан родовой признак – глобальные проблемы, он истинный. Видовые признаки (связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов) тоже истинные. Следовательно, первое выражение является верным определением понятия. Правильный ответ:
Задание 4. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие. Понятия | Ближайший родовой признак | Образование озоновых дыр | Экологические проблемы | Увеличение доли пожилых людей в структуре населения | Демографические проблемы | Экологические проблемы | Глобальные проблемы | Глобальные проблемы | Проблемы | Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий | Проблемы войны и мира | Нехватка чистой питьевой воды | Экологические проблемы |
Представители от групп высказывают общее мнение от группы (по 1 мин.). Остальные участники слушают докладчика, сравнивая свое мнение с мнением группы и ответами на слайдах, делают дополнения.
|
Фронтальная работа Сформулировать версии, гипотезы в виде суждения о причинах возникновения глобальных проблем человечества и их последствиях.
| 3 мин. По 2 б. за каждую верно сформулиро-ванную версию, гипотезу | Предполагаемые ответы учеников: - Экологические проблемы возникла вследствие усиления воздействия человека на природу. - Демографическая глобальная проблема возникла вследствие резкого роста численности населения в странах Азии, Африки, Латинской Америки. - - Одной из причин глобальных проблем является усиление взаимосвязи и взаимозависимости между разными странами и регионами.
- - Причиной проблемы войны и мира является неравномерное развитие стран, которое приводит к конфликтам между ними.
- - Глобальные проблемы являются опасными, поскольку могут привести к гибели человечества.
- - Экологические глобальные проблемы являются опасными вследствие того, что ухудшается здоровье людей, сокращается продолжительность жизни.
- - Проблема войны и мира является очень опасной, так как в мире накоплены огромные запасы ядерного оружия, использование которого может привести к гибели человечества.
|
V. Закрепление и структурирование новых знаний. |
Задание 5. Определить о каких видах глобальных проблем идет речь в ситуациях предложенных в начале урока: 1. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию. 2. Сегодня в мире накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле. 3. По прогнозам ученых, к 2050 г. Эфиопия, Нигерия и Пакистан увеличат численность населения примерно в 3 раза. Индия к своему населению около 1 млрд. человек прибавит еще 600 млн. Китай, где правительство осуществляет жёсткие меры по ограничению рождаемости, к 1 млрд. 250 млн. человек к 2040 прибавит еще 300 млн. А. Индивидуальный труд. B. Простая кооперация.
Объединившись в группы, обсудите результаты индивидуального труда и подготовьте выступление: 1 группа: задания 1 ситуация 2 группа: задание 2 ситуация 3 группа: задание 3 ситуация
С. Сложная кооперация. Выступление представителей групп. Принимаются возражения, дополнения.
Фронтальный опрос по проблемным вопроса сформулированным в начале урока: Что называется глобальными проблемами? Что считается причинами глобальных проблем? Каковы свойства и виды глобальных проблем? В чес заключается сущность решения глобальных проблем?
| 6 мин. По 1 б. за правильный ответ (максимум 3 балла)
По 1 б. за ответ на вопрос - понятие
| Правильные ответы: 1. Экологические проблемы. 2. Проблема войны и мира. 3. Демографическая проблема.
Представители от групп высказывают общее мнение от группы (по 1 мин.). Остальные участники слушают докладчика, сравнивая свое мнение с мнением группы и ответами на слайдах, делают дополнения.
Примерные ответы обучающихся: Глобальными проблемами называются проблемы проявляющиеся в мировом масштабе и угрожающие гибелью всему человечеству, решение которых требует постоянных усилий всех народов и государств. Причинами глобальных проблем считаются усиление воздействия человека на природу, увеличение численности населения, неравномерное развитие стран, которое приводит к конфликтам между ними, использование ядерного оружия. Существуют такие виды глобальных проблем как экологические, демографические, проблема войны и мира. Сущность решения глобальных проблем заключается в международном сотрудничестве.
|
VI. Домашнее задание |
Прочитать параграф 16, подвести понятия соответствующие теме урока под философские категории первичное – вторичное, причина – следствие, общее – частное, общее – особенное – единичное (по 1 примеру на каждую категорию) | 1 мин. По 2 б. за каждый пример подведения под философс-кую категорию | Записывают домашнее задание в дневник. Предполагаемые ответы учеников: Первичное - вторичное | глобальные проблемы человечества | пути решения глобальных проблем |
Причина - следствие | усиление воздействия человека на природу | экологические проблемы |
Общее - частное | глобальные проблемы | демографические проблемы |
Общее – особенное - единичное | глобальные проблемы | экологические проблемы | загрязнение атмосферы
|
|
VII. Подведение итогов урока |
a) определение степени достижения целей поставленных в начале урока; b) подсчёт баллов, заработанных на уроке; c)выявление арбитрами активных участников группы для награждения их поощрительными баллами; d) соотнесение обучающимися количества баллов с заявкой на оценку; e) выявление учащихся, получивших запланированную оценку; f) выявление обучающихся, получивших оценку выше/ниже запланированной; g) обсуждение с учащимися причин расхождения плана и факта оценки. | 1 мин. | Подсчитывают баллы, заработанные на уроке, соотносят заработанные баллы с заявкой на оценку. |
Приложение 1 к уроку
Статистические данные
1. Количество белых медведей резко сократилось, и они уже фактически исчезли из естественной среды обитания, причем никакие изменения не могут спасти ситуацию.
2. Сегодня в мире накоплено столько ядерного оружия, что его взрывная сила в несколько тысяч раз превышает мощь боеприпасов, использованных во всех войнах, которые велись прежде. Этим оружием можно многие десятки раз уничтожить всякую жизнь на Земле.
3. По прогнозам ученых, к 2050 г. Эфиопия, Нигерия и Пакистан увеличат численность населения примерно в 3 раза. Индия к своему населению около 1 млрд. человек прибавит еще 600 млн. Китай, где правительство осуществляет жёсткие меры по ограничению рождаемости, к 1 млрд. 250 млн. человек к 2040 прибавит еще 300 млн.
Приложение 2 к уроку
Задание 1. С помощью словаря в учебнике дайте определение понятия глобальные проблемы. Выделите родовой и видовые признаки данного понятия (подчеркните сплошной линией родовой признак и волнистой линией видовые признаки)
Задание 2. Прочитайте стр. 46 – 48 (читать начинайте с последнего абзаца на стр. 46) в учебнике и выполните задания. Подготовьтесь устно называть элементы, пропущенные в таблице.
Заполните пропуски в таблице.
Вид глобальных проблем | Примеры иллюстрирующие глобальную проблему |
… | загрязнение атмосферы
|
уничтожение животных и растений |
вырубка лесов |
… |
… |
… |
… |
… |
… | Огромные запасы ядерного оружия,
|
Деятельность международных террористических организаций. |
Демографические проблемы | …
|
… |
Задание 3. Прочитав выражения, установите, какие из них являются определением понятия и докажите, свою точку зрения. В каждом выражении назовите определяемое понятие.
1. Экологические проблемы – это глобальные проблемы, связанные с отношением человека к природе, сохранностью окружающей среды.
2. Демографические проблемы (проблемы народонаселения) - это проблемы которые относят к глобальным проблемам.
3. Проблема войны и мира – это глобальная проблема, связанная с предотвращением новой мировой войны и обеспечением мирных условий развития всех стран и народов.
Задание 4. Обобщите понятия, указав ближайшее родовое понятие.
Понятия | Ближайший родовой признак |
Образование озоновых дыр |
|
Увеличение доли пожилых людей в структуре населения |
|
Экологические проблемы |
|
Глобальные проблемы |
|
Вероятность несанкционированного распространения ядерных технологий | |
Нехватка чистой питьевой воды |
|