Интеллектуальная игра для учащихся 9-11 классов "Антикоррупция".
учебно-методический материал по обществознанию (9, 10, 11 класс)

Симонов Константин Викторович

Игра предназначена для учащихся старших классов и направлена на воспитании у школьников недопустимости подобного поведения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальная игра для учащихся  9 – 11 классов «Антикоррупция. Без проблем с законом»

I этап – разминка - «Верю – не верю»

Цели и задачи: выявление уровня знаний учащихся на тему коррупции и права, передача им новых знаний, контроль знаний учащихся.

Участники: ведущий, 10-30 учащихся 9-11 классов.

Реквизит: тематические вопросы о коррупции, жетоны, таблички «ДА» и «НЕТ».

Ход игры:

Все участники упражнения становятся в колонну в середине комнаты. С одной стороны от них на стене находится табличка «ДА», с другой «НЕТ». Ведущий читает вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли вы, что…». После того как вопрос прочитан, участники отходят к одной из табличек, в зависимости от своего мнения. По итогам каждого вопроса, те учащиеся, которые верно заняли позицию, получают по одному жетону. Все участники вновь становятся в середину комнаты. Побеждает тот, кто в итоге всего упражнения наберет наибольшее количество жетонов.

Вопросы:

  1. Верите ли вы, что первым в России смертную казнь за взятки ввел Иван Грозный? (Да).
  2. Верите ли вы, что избирательное право женщинам в России было предоставлено раньше, чем в Англии и Франции? (Да).
  3. Верите ли вы, что в настоящее время в Российской Федерации принят закон о борьбе с коррупцией? (Нет).
  4. Верите ли вы, что в Османской империи (Турция) с взяток официально брали налоги? (Да).
  5. Верите ли вы, что в настоящее время возраст получения избирательного права в России равен 20 годам? (Нет. Он равен 18 годам).
  6. Верите ли вы, что согласно современному английскому законодательству, все, что не может быть съедено за 45 следует считать взяткой? (Да).
  7. Верите ли вы, что согласно действующему в Российской Федерации Уголовному кодексу уголовная ответственность граждан по преступлениям о коррупции наступает с 16 лет? (Да).
  8. Верите ли вы, что Московский Государственный институт международных отношений лидирует, опережая другие вузы по величине взятки при поступлении? (Да).
  9. Верите ли вы, что согласно действующему Федеральному закону РФ "Об основах государственной службы РФ", государственные служащие не вправе заниматься педагогической и научной деятельностью? (Нет).
  10. В Анголе доходы от нефти составляют порядка 90% годового бюджета в 3-5 миллиарда долларов. Верите ли вы, что 1 миллиард из этих денег ежегодно разворовывается. (Да).
  11. Верите ли вы, что в древнем Китае состоятельные люди носили личные перстни - печатки с гравировкой отпечатка пальца владельца? (Да).
  12. Верите ли вы, что в 1912 году в бухгалтерских книгах одной московской фирмы была обнаружена статья расходов, специально отведенная на взятки? (Да). 

        


II этап – «Запомнить и записать»

Команда 9 класса

Команда 11 класса

  1. взятка

  1. взятка

  1. коррупция

  1. коррупция

  1. откат

  1. откат

  1. фаворитизм

  1. фаворитизм

  1. кумовство

  1. кумовство

  1. мошенничество

  1. мошенничество

  1. растрата

  1. растрата

  1. бакшиш

  1. бакшиш

  1. чиновник

  1. чиновник

  1. закон

  1. закон

  1. полиция

  1. полиция

  1. власть

  1. власть

  1. долг

  1. долг

  1. преступление

  1. преступление

ИТОГО:

ИТОГО:


III этап – «Бизнесмены»

1. Один не слишком порядочный, но влиятельный политик просит вас поддержать его избирательную кампанию. Если он будет избран, ваше предприятие получит дотацию на развитие производства.

А. Отказываете ему.

Б. Поддерживаете его.

2. Вы узнаете, что один из ваших финансистов ранее обвинялся в крупном хищении имущества предприятия, но был оправдан.

А. Оставляете его работать.

Б. Не рискуете и немедленно снимаете его с этой должности.

3. На вашем предприятии освободилась должность менеджера. Во время рассмотрения кандидатур к вам обратился коммерческий директор вашего предприятия с просьбой принять на эту должность своего брата, молодого специалиста, недавно окончившего ВУЗ.

А. Принимаете на должность менеджера более опытного, но незнакомого сотрудника.

Б. Назначаете на освободившуюся должность родственника коммерческого директора.

4. Вы узнаете, что профсоюзный лидер критикует политику вашего предприятия и призывает к забастовке.

А. Идете на уступки профсоюзу.

Б. Увольняете его, найдя какое-нибудь оправдание.

5. К вам вот-вот нагрянет налоговая инспекция. Налоги очень высоки.

А. Нанимаете хорошего бухгалтера (хоть это и дорого), который найдет основания для законного снижения налогов.

Б. Исправляете свои документы, занижая доходы предприятия.

6. На рынке появилась фирма, которая продает продукцию аналогичную вашей дешевле.

А. Пытаетесь снизить себестоимость продукции.

Б. Используя «компромат», вынуждаете конкурентов идти на ваши условия.

7. У вас большие долги. В банке кредит не дают, а решение нужно принимать быстро. Ваш знакомый (он связан с «криминалом») предлагает вам взаймы.

А. Отказываетесь от предложения.

Б. Берете деньги и расплачиваетесь с долгами.

8. При заключении государственного контракта с вашей компанией должностное лицо требует ряда льгот на услуги, предоставляемые фирмой на рынке.

А. Отказываете в предоставлении льгот.

Б. Предоставляете льготы.

9. При заключении договора о сотрудничестве с компанией ваши деловые партнеры настаивают на оформлении всеми сотрудниками личных медицинских книжек.

А. Предоставляете вашим сотрудникам возможность пройти медицинский осмотр в рабочее время.

Б. Оформляете медицинские книжки у знакомого работника поликлиники за небольшую плату.

10. Для участия вашей компании в широкомасштабном проекте вам требуется дипломированный специалист.

А. Отправляете одного из своих сотрудников на обучение по данной специальности.

Б. Покупаете диплом для одного из сотрудников.

(15-20 баллов). Ваши решительные действия помогли предприятию успешно работать, но все ли в жизни имеет тот, кто имеет деньги? Советуем задуматься над стратегическими целями и последствиями вашей социальной политики. ). «Методы», которые вы использовали систематически для решения своих проблем, могут очень заинтересовать правоохранительные органы.

(12-14 баллов). Вы старались действовать как можно рациональнее, разумнее, но, тем не менее, игнорировали нужды ваших работников и мнение окружающих, а ведь имидж предприятия - это уже половина успеха. В общем и целом вы предпочитаете честную борьбу, но помните, что и один неверный шаг может иметь самые серьезные последствия.

(10-11 баллов). Вы принимаетесь в Гильдию добросовестных предприятий, поскольку проблемы вы решаете, не обходя закон и заботясь о своих потребителях. Вы очень милосердны и великодушны. Вы стремитесь помочь каждому, если имеете такую возможность. Но, к сожалению, всем помочь нельзя. Нередко своим великодушием вы ставите в трудное положение предприятие и тех, кто на нем работает.


IV этап – «Эрудиты»

  1. Где, по мнению поэта И. Бродского, недостаток пространства компенсируется избытком времени?

Ответ: в тюрьме.

  1. Томас Джефферсон провозгласил в своей «Декларации независимости» равное право людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Однако не его, а другого человека американцы считают человеком, сделавшим всех равными. Кого?

Ответ: полковника Сэмюэля Кольта.

  1. Эта женщина, по словам У. Черчилля, заработала на преступлениях больше, чем любая другая, больше даже, чем знаменитая Лукреция Борджиа. Кто она?

Ответ: Агата Кристи.

  1. Почему израильские автоинспекторы говорят, что взятку им нужно давать обязательно двумя руками?

Ответ: Чтобы легче было застегнуть наручники.

  1. В конце восьмидесятых годов один испанский журналист выпустил книгу, по аналогии с известной книгой Толкиена названная "Повелители колец". Но была она вовсе не фантастической, а наоборот, посвящена вопросам вполне земным: коррупции. А где?

Ответ: в Международном Олимпийском Комитете.

  1. Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати?

Ответ: Фальшивые печати чаще всего изготавливались из липы. Отсюда слово «липовый» - фальшивый).

  1. По обвинению в чем в Италии может быть подвергнут аресту и штрафу человек, носящий домой морскую воду?

Ответ: В нарушении государственной соляной монополии.

  1. На ярмарке игрушек под названием «Мир детства-99» в один из дней выставки проводился конкурс на лучшую игрушку года. Для определения лучшей игрушки всем посетителям выдавались бюллетени, в которых надо было отметить понравившуюся игрушку. Некоторые фирмы, желая победить в конкурсе, давали за голоса «взятки». В результате победили не лучшие игрушки, а те, в пользу которых их производители давали «взятки». А что использовали в качестве «взяток»?

Ответ: игрушки.

  1. В Италии уже много лет осуществляется национальная программа борьбы с коррупцией – «Чистые руки». И уже много лет, как говорят ироничные итальянцы, она находится в поисках одного небольшого предмета. Какого?

Ответ: мыла.

  1. Чем, по распространенному мнению, должны заниматься чиновники, чтобы не изменять привычке брать взятки и в то же время, не являться коррупционерами?

Ответ: играть в преферанс и брать взятки.




ПРИНИМАЕМЫЕ

ДОЛЖНОСТНЫМ ЛИЦОМ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ (ПРЕДМЕТЫ, ДЕНЬГИ, УСЛУГИ) ЗА СОДЕЙСТВИЕ ЛИБО БЕЗДЕЙСТВИЕ

В ИНТЕРЕСАХ  ВЗЯТКОДАТЕЛЯ.



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДОЛЖНОСТНЫМ   ЛИЦОМ СВОИХ    ВЛАСТНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ  И  ПРАВ                   В   ЦЕЛЯХ  ЛИЧНОГО  ДОХОДА, ПРОТИВОРЕЧАЩЕЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ    И    МОРАЛЬНЫМ   УСТОЯМ.


СУММА  ДЕНЕГ,

КОТОРЫЕ

ДОЛЖНА   УПЛАТИТЬ ЧИНОВНИКУ

ФИРМА (ОРГАНИЗАЦИЯ)

ЗА   ПОЛУЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЗАКАЗА. 

ОПРЕДЕЛЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ

И      СФЕРА ЭКОНОМИКИ,

ГДЕ «КОРМИТСЯ»

ТОТ ИЛИ ИНОЙ КЛАН, КОРРУПЦИОННАЯ ГРУППА

ЛИБО

ОТДЕЛЬНЫЙ КОРРУПЦИОНЕР.

ПРИБЛИЖЕНИЕ

К СЕБЕ ЛЮБИМЦЕВ, НЕЗАСЛУЖЕННОЕ  ВЫДВИЖЕНИЕ

ИХ ПО СЛУЖБЕ,  НЕОБОСНОВАННЫЕ ПООЩРЕНИЯ  И НАГРАЖДЕНИЯ.

II этап – конкурс капитанов - «Брейн-ринг»

Цели и задачи:

  • развитие интеллектуальных способностей;
  • знакомство с юридическими прецедентами и законами.

Участники:  ведущий, жюри, 30-60 школьников 9– 11 классов.

Реквизит: Тематические вопросы по юриспруденции, праву и коррупции, карточки для ответов команд, ручки на каждую команду.

Время проведения: 1-1,5 часа.

Ход игры:

В просторном помещении располагаются столики и стулья по количеству команд. Каждая команда состоит из 6 – 8 игроков. Перед началом игры у каждой команды должны быть карточки для ответов и ручки. В течение игры команды одновременно отвечают на вопросы ведущего. Это происходит следующим образом:

1. Ведущий зачитывает всем командам вопрос, называя его порядковый номер. Допускается однократное повторение текста вопроса.

2. После текста вопроса ведущий дает команду «Время!», что служит сигналом начала отсчета времени, отведенного игрокам на обсуждение. Совещание по командам проходит в течение одной минуты.

3. После окончания времени, отведенного командам на обсуждение, им дается 30 секунд, для того, чтобы записать и сдать карточку с ответом.

4. После этого ведущий объявляет правильный ответ и зачитывает следующий вопрос.

5. За правильный ответ команда получает один основной бал и рейтинговую сумму, исчисляемую по формуле: рейтинг = (число всех команд) + 1 – (число команд, правильно ответивших на этот вопрос).

6. Игра состоит из 12 – 16 вопросов, после первой половины вопросов целесообразно устроить пятиминутный перерыв. После всех вопросов жюри объявляет предварительные итоги и в течение 15 минут рассматривает возможные протесты команд.

7. По результатам протестов команд жюри может назначить общую переигровку одного или двух вопросов. В том случае, если принятых протестов больше, то оставшиеся непереигранные вопросы снимаются с турнира, и их результаты не учитываются.

8. Победитель определяется по сумме основных и рейтинговых балов.

Пакет вопросов:

  1. Закончите, пожалуйста, афоризм американского юриста и писателя Луиса Брандейса: «Если мы хотим добиться уважения к закону, мы сначала должны создать…» Что?

Ответ: «…закон, достойный уважения».

  1. Где, по мнению поэта И. Бродского, недостаток пространства компенсируется избытком времени?

Ответ: в тюрьме.

  1. Томас Джефферсон провозгласил в своей «Декларации независимости» равное право людей на «жизнь, свободу и стремление к счастью». Однако не его, а другого человека американцы считают человеком, сделавшим всех равными. Кого?

Ответ: полковника Сэмюэля Кольта.

  1. А.Н. Радищев проехав из Петербурга в Москву, описал беспорядки на этой дороге. А кто, проехав из Петербурга в Саратовскую губернию через Пензу, вскрыл злоупотребления на своем пути?

Ответ: Хлестаков.

  1. Эта женщина, по словам У. Черчилля, заработала на преступлениях больше, чем любая другая, больше даже, чем знаменитая Лукреция Борджиа. Кто она?

Ответ: Агата Кристи.

  1. Почему израильские автоинспекторы говорят, что взятку им нужно давать обязательно двумя руками?

Ответ: Чтобы легче было застегнуть наручники.

  1. В конце восьмидесятых годов один испанский журналист выпустил книгу, по аналогии с известной книгой Толкиена названная "Повелители колец". Но была она вовсе не фантастической, а наоборот, посвящена вопросам вполне земным: коррупции. А где?

Ответ: в Международном Олимпийском Комитете.

  1. Канцлер российской императрицы Елизаветы Петровны получал за службу Российской империи 7 тысяч в год, а за услуги какому государству в качестве «агента влияния» он получал 12 тысяч в той же валюте?

Ответ: Британской короне.

  1. Из какого дерева раньше в России чаще всего фальшивомонетчики подделывали печати?

Ответ: Фальшивые печати чаще всего изготавливались из липы. Отсюда слово «липовый» - фальшивый).

  1. По обвинению в чем в Италии может быть подвергнут аресту и штрафу человек, носящий домой морскую воду?

Ответ: В нарушении государственной соляной монополии.

  1. На ярмарке игрушек под названием «Мир детства-99» в один из дней выставки проводился конкурс на лучшую игрушку года. Для определения лучшей игрушки всем посетителям выдавались бюллетени, в которых надо было отметить понравившуюся игрушку. Некоторые фирмы, желая победить в конкурсе, давали за голоса «взятки». В результате победили не лучшие игрушки, а те, в пользу которых их производители давали «взятки». А что использовали в качестве «взяток»?

Ответ: игрушки.

  1. В Италии уже много лет осуществляется национальная программа борьбы с коррупцией – «Чистые руки». И уже много лет, как говорят ироничные итальянцы, она находится в поисках одного небольшого предмета. Какого?

Ответ: мыла.

  1. Чем, по распространенному мнению, должны заниматься чиновники, чтобы не изменять привычке брать взятки и в то же время, не являться коррупционерами?

Ответ: играть в преферанс и брать взятки.

Карточки для ответов команд:

Команда

№ _____

Вопрос №1

Команда

№ _____

Вопрос №2

Команда

№ _____

Вопрос №3

Команда

№ _____

Вопрос №4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеллектуальная игра по математике «Своя игра» для учащихся 7 классов

Цели математического мероприятия: 1.    Повышение познавательного интереса к предмету математики. 2.    Способствовать воспитанию "чувства локтя" и дружбы среди учащихс...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

интеллектуальная игра для старшеклассников "Своя игра"

Данное внеклассное мероприятие по английскому языку позволяет привить интерес к предмету и расширить кругозор обучающихся,интересной игры,друзья!...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...

«МУЗЫКАЛЬНОЕ РОНДО». Автор: Хозяинова Татьяна Геннадьевна Интеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе. Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набравший наименьшее количество баллов, выбывает из игры. Первы

«МУЗЫКАЛЬНОЕ    РОНДО».Автор: Хозяинова Татьяна ГеннадьевнаИнтеллектуальная игра проводится в рамках недели искусства в школе.Игра продолжается 5 туров. После каждого тура игрок, набрав...