8 класс "Сфера духовной жизни"
методическая разработка по обществознанию (8 класс)

Князева Татьяна Александровна

Методическая разработка урока обществознания в 8 классе по теме "Сфера духовной жизни общества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сфера духовной жизни

Класс: 8

Цели и задачи: познакомить с духовными ценностями современного общества; характеризовать составляющие сферы духовной жизни.

Планируемые результаты: предметные УУД: применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий Материальная и духовная культура, культурный человек-, выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; исследовать духовные ценности общества; проводить сравнительный анализ культуры общества и культуры личности; характеризовать особенности духовной жизни России, метапредметные УУД — 1) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности; определять свою роль в учебной группе, вклад всех участников в общий результат; 2) регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; осваивать основы проектно-исследовательской деятельности; 3) познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы,, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы;

личностные УУД: формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, проектор, мультимедийная презентация, рабочие листы, дополнительный материал.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  1. Актуализация опорных знаний

- Какие сферы жизни общества вам известны? (экономическая, политическая, социальная, духовная). Как сферы взаимосвязаны друг с другом?

III. Постановка учебной задачи

-Посмотрите, пожалуйста, на слайд, что объединяет данные изображения?

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

Сегодня мы начинаем изучать духовную сферу

- На какие вопросы нам предстоит ответить?  (Ученики высказывают свои предположения.)

- Тема урока «Сфера духовной жизни».

План урока

  1. Духовная сфера жизни общества.
  2. Многообразие культур.
  3. Развитие культуры в современной России.

  1. Изучение нового материала

     Духовная сфера часто ассоциируется с понятием «культура». В науке существует почти 200 определений это понятия, так как практически каждый более-менее значительный ученый старался предложить свое видение данного вопроса.  Познакомьтесь с наиболее распространенными определениями этого понятия. (работа с документом)

1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.

2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

- Что общего у этих определений? Давайте попробуем сформулировать свое определение термина «культура» (ученики формулируют и записывают определение в рабочий лист).

Культура — это:

  1. совокупность материальных и духовных ценностей;
  2. то, что создано руками и разумом человека, «вторая природа»;
  3. творчество, изменяющее жизнь.

1. Духовная сфера жизни общества

Духовная жизнь, или духовная сфера – крайне важный элемент человеческой жизни. У человека есть не только материальные потребности. В известном смысле можно говорить, что истинно человеческое в человеке тесно связано с духовной сферой общественной жизни.

Нам постоянно необходимо потреблять некие изобретения, открытия, произведения, которые сделаны не для улучшения материального благополучия. Слушать музыку, читать, любоваться произведениями искусства – всё это является для нас потребностью, поднимает наше настроение. Следует разобраться, из чего состоит духовная сфера.

         

    -  Работая с пунктом 1 параграфа 5 (стр.42-44) заполните схему в раб. листах и напишите основные отличия духовной сферы от всех остальных.

C:\Users\6015~1\AppData\Local\Temp\FineReader12.00\media\image7.jpeg

Духовная сфера:

  1. имеет сложную структуру;
  2. созданием, сохранением, распространением духовных ценностей непосредственно занято немало людей различных профессий;
  3. достижения духовной культуры создаются, сохраняются, распространяются и потребляются людьми при посредстве многочисленных специализированных учреждений.

     

  1. Многообразие мира культуры

- Мы выяснили, что культура имеет сложную структуру и может существовать в разных формах, с которыми мы сейчас будем знакомиться.

Просмотр видеоролика

- Сейчас, используя информацию из видео и материал на стр.45-46 учебника, охарактеризуйте каждую форму культуры (задание в рабочих листах)

  1. Развитие культуры в современной России

Говоря о духовной сфере общества, нельзя не уделить внимание развитию культуры в современной России.

Мнения, на этот счет, сложились достаточно разнообразно. Одни отмечают позитивные сдвиги, другие видят отрицательные особенности.

— Сейчас, работая с материалом учебника на стр.46-48, заполните таблицу (в рабочих листах)

Развитие культуры в современной России

Положительные черты

Негативные черты

  1. Культурная жизнь отличается большим разнообразием.
  2. Общество освободилось от господства одной идеологии.
  3. Расширяется деятельность меценатов и благотворительных фондов.
  4. Многонациональность культуры России.
  5. Многообразие традиций, обычаев, религиозных верований, моральных норм, эстетических вкусов
  1. Наличие низкопробных и малохудожественных поделок.
  2. Засилье жестокости, криминальной романтики,  на экранах телевизоров, кинотеатров и в книжно-журнальной продукции.
  3. Отсутствие цензуры привело к открытию всех «шлюзов» перед пошлостью и низкими вкусами.
  4. Рост цен на билеты в музеи, театры и кинотеатры

(Проверка выполнения задания.)

Вопросы для дискуссии

  • Кто должен финансировать развитие культуры в современной России?
  • Хорошо или плохо то, что государство перестало быть единственным источником финансирования культуры?
  • Почему в сфере духовной культуры необходимы терпимость, уважение к культуре всех народов, забота о сохранении исторической памяти?

(Проводится мини-дискуссия.)

     Подводя итог, необходимо отметить, что духовная сфера человека будто бы рисует человеческий образ. Экономика, политика, социальная сфера создают наше общество с точки зрения его жизнедеятельности. Духовная сфера не имеет таких глобальных задач. Вместе с тем, возможно, именно духовная сфера имеет самую глобальную задачу – сохраняет в нас то, что принято называть «человеческой чертой». А сохранение этого, быть может, самая важная задача для человечества.

V.Закрепление материала

Задания из ОГЭ (№3)

1.К духовной сфере общества относятся отношения между

1)  режиссером кинофильма и актерами

2)  зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

3)  зрителем кинотеатра и охранником кинозала

4)  директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

2. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1)  элитарная       2)  народная    3)  доминирующая    4)  массовая

3.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей  — критики, искусствоведы  — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1)  элитарной      2)  народной     3)  поп-культуре      4)  массовой культуре

Задания из ОГЭ (№4)

4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А.  Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б.  Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.

1)  верно только А      2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о формах культуры?

А.  Симфоническая музыка  — это разновидность элитарной культуры.

Б.  Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1)  верно только А      2)  верно только Б     3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

VI.Подведение итогов урока. Рефлексия

Рефлексия в рабочих листах

Домашнее задание: пар.5, задание 3,6 «В классе и дома» на стр.49-50 письменно.



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «Сфера духовной жизни»

Фамилия, имя учащегося__________________________________________________

Задание 1. Сформулируйте и запишите определение термина «культура»:

Культура - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Используя материал учебника на стр.42-44, выпишите основные отличия духовной сферы от остальных сфер и заполните схему «Структура духовной жизни общества»

Отличия духовной сферы:

1.___________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

Задание 3. Используя материал учебника на стр.45-46, охарактеризуйте каждую форму культуры

   Массовая культура                               Элитарная культура                         Народная культура

1.______________________               1._______________________          1._____________________

2.______________________               2._______________________          2._____________________

3.______________________               3._______________________          3._____________________

4.______________________               4._______________________          4._____________________

5.______________________               5._______________________          5._____________________

Задание 4. Используя информацию в учебнике на стр.46-48, заполните таблицу «Развитие культуры в современной России»

Положительные черты

Отрицательные черты

Задания из ОГЭ (№3)

1.К духовной сфере общества относятся отношения между

1)  режиссером кинофильма и актерами

2)  зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

3)  зрителем кинотеатра и охранником кинозала

4)  директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

2. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1)  элитарная       2)  народная    3)  доминирующая    4)  массовая

3.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей  — критики, искусствоведы  — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1)  элитарной      2)  народной     3)  поп-культуре      4)  массовой культуре

Задания из ОГЭ (№4)

4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А.  Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б.  Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.

1)  верно только А      2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о формах культуры?

А.  Симфоническая музыка  — это разновидность элитарной культуры.

Б.  Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1)  верно только А      2)  верно только Б     3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

Рефлексия. Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 

Приложение №1

1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.

2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

Приложение №1

1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.

2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

Приложение №1

1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.

2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

Приложение №1

1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.

2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком;

4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготовления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

У р о к 6

Тема урока

Сфера духовной жизни

Тип урока

урок изучения нового материала

Цель урока

сформировать у обучающихся представление о духовной сфере жизни общества; охарактеризовать составляющие сферы духовной жизни.

Образовательные

ресурсы

 учебник Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю., Городецкой Н.И. и д. Обществознание. 8 кл., мультимедийная презентация, рабочие листы, раздаточный дидактический материал.

План урока

  1. Духовная сфера жизни общества.
  2. Многообразие культур.
  3. Развитие культуры в современной России.

Ценностно-смысловые

ориентиры

осознание важности культуры как одной из главных сфер общественной жизни.

Основные понятия

материальная и духовная культура, массовая, элитарная и народная культуры

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

применять понятийный аппарат обществоведческих знаний для раскрытия понятий материальная и духовная культура, духовная сфера, выделять и характеризовать компоненты духовной культуры; определять различия между материальными и духовными ценностями; проводить анализ форм духовной культуры; характеризовать особенности духовной жизни России.

Регулятивные: формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; составлять план действий; соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы  для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; развивать навыки поиска, анализа, сопоставления и оценивания обществоведческой информации; предъявлять результаты своей деятельности в форме устного сообщения, участия в дискуссии, беседы.

Коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; приобретать опыт регуляции речевого поведения как основы коммуникативной компетентности.

формирование и развитие уважительного отношения к материальным, духовным и культурным ценностям прошлого и настоящего; осмысление опыта предшествующих поколений.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы организации взаимодействия

Формы

контроля

I.

Мотивация

к учеб-

ной

деятельности

Приветствие учащихся. Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, а также соответствующий психологический настрой.

Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место.

Фронтальная

Быстрое включение в деловой ритм.

II.

Актуализация

знаний

Изучение нового материала целесообразно начать с повторения пройденного на предыдущих уроках:

- Какие сферы общественной жизни вам известны? Каким образом они взаимосвязаны друг с другом?

- Посмотрите, пожалуйста на слайд, что объединяет все эти изображения? О чем мы будем говорить на этом уроке? Что нам нужно будет выяснить о духовной сфере общественной жизни?

Отвечают на вопросы учителя.

Делают предположения о теме урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Фронтальная работа

Проблемный метод

Устный опрос

III.

Изучение

нового

материала

Изучение первого вопроса плана целесообразно начать с выяснения определения термина «культура»

Организует работу с раздаточным материалом (приложение 1) и выполнение задания 1 в рабочих листах (приложение 2).

Организует работу с материалом параграфа (стр.42-44) и выполнение задания 2 в рабочих листах

По второму пункту плана организует работу учащихся с видеороликом, материалом параграфа (стр.44-45) и выполнение задания 3 в рабочих листах.

По третьему пункту плана организует работу с параграфом (стр.46-48) и выполнение задания 4 в рабочих листах.

Анализируют разные определения термина «культура», выделяют общие черты и формулируют собственное определение этого понятия.

Анализируют материал параграфа и выписывают основные отличия духовной сферы от остальных, а также заполняют схему «Структура духовной сферы».

Смотрят видеоролик, анализируют материал параграфа и выписывают основные черты массовой, элитарной, народной форм культуры.

Анализируют материал параграфа и заполняют таблицу «Развитие культуры в современной России».

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Индивидуальная работа

Записи в рабочих листах

Устный опрос

Записи в рабочих листах

Устный опрос

Записи в рабочих листах

Устный опрос

Записи в рабочих листах

Устный опрос

IV. Первичное осмысление и закрепление изученного

Организует выполнение заданий из ОГЭ в рабочих листах (задания №3,4 ОГЭ по обществознанию)

Выполняют задания из ОГЭ по обществознанию в рабочих листах

Индивидуальная и фронтальная работа

Устный опрос

V. Итоги урока. Рефлексия

Организует рефлексию учащихся..

Подводит итоги урока, выставляет отметки за работу на уроке.

Отвечают на вопросы.

Фронтальная работа

Устный опрос

Домаш-нее задание

Параграф 5, задание 3,6 «В классе и дома» на стр.49-50 письменно.

Приложение №1

1) Культура (от лат. сultura) – возделывание, обработка земли, воспитание.

2) Культура - это набор правил, которые предписывают человеку определённое поведение с присущими ему переживаниями и мыслями, оказывая на него, тем самым, управленческое воздействие;

3) Культура - все виды преобразовательной деятельности человека, а также ее результаты — совокупность материальных и духовных ценно¬стей, созданных человеком;

4) Культура - часть человеческого окружения, созданная самими людьми (здания, одежда, способы приготов¬ления пищи, религия, наука, искусство, техника, орудия труда, предметы быта, язык, традиции и др.).

Приложение №2

Рабочий лист по теме «Сфера духовной жизни»

Фамилия, имя учащегося__________________________________________________

Задание 1. Сформулируйте и запишите определение термина «культура»:

Культура - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Задание 2. Используя материал учебника на стр.42-44, выпишите основные отличия духовной сферы от остальных сфер и заполните схему «Структура духовной жизни общества»

Отличия духовной сферы:

1.___________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________

3.___________________________________________________________________________________

Задание 3. Используя материал учебника на стр.45-46, охарактеризуйте каждую форму культуры

   Массовая культура                               Элитарная культура                         Народная культура

1.______________________               1._______________________          1._____________________

2.______________________               2._______________________          2._____________________

3.______________________               3._______________________          3._____________________

4.______________________               4._______________________          4._____________________

5.______________________               5._______________________          5._____________________

Задание 4. Используя информацию в учебнике на стр.46-48, заполните таблицу «Развитие культуры в современной России»

Положительные черты

Отрицательные черты

Задания из ОГЭ (№3)

1.К духовной сфере общества относятся отношения между

1)  режиссером кинофильма и актерами

2)  зрителем кинотеатра и кассиром в кассе кинотеатра

3)  зрителем кинотеатра и охранником кинозала

4)  директором кинозала и ремонтной бригадой, проводившей в нем ремонт

2. Среди населения государства А. популярны те произведения культуры, которые понятны и доступны всем возрастам, всем слоям населения вне зависимости от уровня образования. Хотя эти произведения не отличаются большой художественной ценностью, у них самая широкая аудитория. Назовите эту форму культуры.

1)  элитарная       2)  народная    3)  доминирующая    4)  массовая

3.Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей  — критики, искусствоведы  — высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?

1)  элитарной      2)  народной     3)  поп-культуре      4)  массовой культуре

Задания из ОГЭ (№4)

4. Верны ли следующие суждения о духовной культуре?

А.  Произведения духовной культуры являются результатом творчества отдельных людей, общества в целом.

Б.  Произведения духовной культуры сохраняются и передаются следующим поколениям.

1)  верно только А      2)  верно только Б    3)  верны оба суждения    4)  оба суждения неверны

5.Верны ли следующие суждения о формах культуры?

А.  Симфоническая музыка  — это разновидность элитарной культуры.

Б.  Народная культура создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.

1)  верно только А      2)  верно только Б     3)  верны оба суждения   4)  оба суждения неверны

Рефлексия. Оцени сегодняшний урок знаком «+»:

Урок полезен, все понятно.

 

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

 

Еще придется потрудиться.

 

Да, трудно все-таки учиться!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Дидактический материал для проведения  промежуточной аттестации по итогам Iполугодия на I курсе....

Итоговый тест по обществознанию тема "Духовная жизнь общества"

Тест в формате ЕГЭ  может быть использован для итогового контроля по обществознанию в 10 классе  по теме "Духовная сфера жизни общества"...

Урок обществознания "Духовная жизнь"

урок обществознания в 9 классе...

Конспект урока на тему: « Свет и тени духовной жизни. Культура и быт в СССР в конце 50х – начале60-х гг.»

Данный урок по истории России XX века может быть использован как в 9 так и в 11 классе. На уроке освещаются проблемы духовной жизни советского общества в 60-егг. XX века....

ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА-ПРОЕКТА ПО ИСТОРИИ ПО ТЕМЕ: «Оттепель» в духовной жизни» (11 класс)

Предложенный план-конспект урока может быть использован на уроке в 11 классе при изучении истории России периода хрущевской "Оттепели". Форма урока - минипроект, над которым учащиеся работают два урок...

"Тенденции духовной жизни"

Презентация к уроку Всеобщей истории в 11 классе ( по материалам учебника Н.В. Загладина)...