Использование иллюстраций Петра I на уроках окружающего мира в начальных классах
классный час по обществознанию
Начальная школа играет ведущую роль в развитии личности. Азы большой работы по воспитанию духовности начинаются в начальной школе, именно здесь закладывается фундамент будущей личности. Ребенок в школе развивается в процессе разнообразной учебно-воспитательной деятельности: на уроках, в игре, в труде, в процессе взаимоотношений с окружающими/
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 842.77 КБ | |
| 1.82 МБ |
Предварительный просмотр:
Керн Маргарита Алексеевна
МАОУ «СОШ п. Сосновка»
Использование иллюстраций Петра I на уроках окружающего мира в начальных классах
Знакомство с Петром I в начальных классах начинается на уроках окружающего мира, где у младших школьников должен сформироваться образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, как основателя Санкт-Петербурга. Важная задача охарактеризовать Петра I как известную личность, которая повлияла на историю, отметить прогрессивность его работы на благо Родины.
Главными методами и приемами работы с иллюстрациями у младших школьников являются: беседа, диалог учителя и школьника, благодаря которому связываются со словесным и графическим рисованием. Педагог акцентирует в работе с иллюстрациями следующие факторы: медленный просмотр изображения самими школьниками, далее вопросы учителя: нравится ли картина? Как она соотносится с темой урока? Что автор изобразил на переднем первом плане, дальше, на втором плане? Что видим в центре, слева, затем справа? Что самое важное хотел сказать художник? Какую мысль выразил автор произведения? Как подчеркнул, выделил главного персонажа? С помощью каких средств: рисунка, цвета, точки обзора (линии горизонта), размера, формы?
На уроках окружающего мира при анализе темы иллюстрации используются чаще, особенно в работе над отдельным героем. Изображение помогает привлечь внимание учащихся к персонажу и подвести к анализу путем сопоставления визуального образа с темой урока.
Эти вопросы примерные, формулировка вопросов и их количество варьируется.
Какие же иллюстрации можно использовать на уроке, чтобы дать младшим школьникам представление о великом царе Петре I и периоде его правления.
Знакомство младших школьников с императором можно начать с иллюстрации «Портрет Петра I Великого в Лондоне». На картине изображён молодой Пётр I, ему всего 26 лет, он высокого роста и возмужавший. Автор данного портрета - Годфри Кнеллер. Иллюстрация была написана, когда Петр I прибывал в Лондоне. Приложение 1.
Царь представлен на картине в доспехах, с вышитым золотом плащом. Корона императора покоится на подушке в нише, как бы сообщая нам, что она принадлежит необычному правителю, также в окне можно увидеть корабли, которые предсказывают великое будущее. [1, с. С. 107–114]
Чтобы сформировать образное представление о России начала XVIII века, можно познакомиться с известным произведением зарубежного живописца, работавшего в России, «Петр I в Полтавской битве», автор данной иллюстрации - Иоганн Готфрид Таннауер. Приложение 2
Благодаря этой картине, мы видим расцвет социально-экономических и политических преобразований Петра I.
Когда Пётр был в Голландии, его портрет написал художник Питер ван дер Верф. Приложение 3
Благодаря поездкам в зарубежные странны великий император Пётр вдохновился зарубежным образом жизни и великими достижениями, впоследствии он сменил внешнеполитический курс России на укрепление отношений с западным миром. Таким образом, с помощью этой иллюстрации можно младшим школьником показать важность данной картины и события, которое на ней изображено. Основная задача – показать, что благодаря именно этой поездки, Петр I воодушевился на радикальные изменения на Родине.
Чтобы сформировать представления о времени правления Петра 1 и его реформах учащиеся могут обратиться к иллюстрации Николая Неврева «Пётр I в иноземном наряде перед своей матушкой царицей Натальей, патриархом Андрианом и учителем Зотовым». Приложение 4
На данной картине совсем молодой Пётр I в неизвестном миру костюме. Мать императора от неожиданности даже всплеснула руками, не ожидав, что он так выйдет в свет. [2]
Служитель Бога старается объяснить Петру, что русский царь должен и одеваться по-русски. Но Пётр только смеялся над предрассудками старших: он всю жизнь будет поступать только по-своему, как считает нужным. На стене — портрет царя Алексея Михайловича Романова, отца Петра. Он одет в традиционный русский костюм. Кажется, что и отец смотрит на сына с укором. [3]
Потом Пётр переоденет в европейскую одежду все наше государство. Данная картина, показывает учащимся, что верный принципам критического реализма, автор создал вопиющее столкновение, построенное на психологическом взаимодействии лиц, где не такой как все, император Пётр демонстрирует своим родным нововведения, против которых им не в силу пойти. Поступок царя, конечно же, вызывает недоумение у близких, но не смотря на это, никто не смог остановить великого Петра I.
Чтобы развить на примере жизни и работы деятельности Петра I чувства патриотизма и гордости за свою Родину, уважительное отношение к нашим предкам, оставившим нам в наследие плоды своего труда учащиеся знакомятся с произведением «Пётр I» Валентина Серова.
Валентин Александрович Серов написал картину в 1907 году. Автор изображает императора на Балтийском море, он смотрит на город, который в будущем будет великим- столицей России. Петр I не смотря на погодные условия показывает своим людям, к каким важным событиям они причастны.
Учащиеся видят все величие данной иллюстрации, понимают благодаря кому и чему появляется новая Великая империя. К императору приковано внимание, всё в нем олицетворяет только влияние и только его решимость. Ничто и никто не мог его остановить, благодаря этой картине у школьников захватывает дух, переполняет каждого ученика, вырабатывается патриотизм. Вот к чему надо стремиться, вот ради чего стоит жить и верить в прекрасное будущее.
Почему именно иллюстрации помогают на уроках окружающего мира познакомиться лучше с великим Петром? Благодаря им учащиеся формируют умения работать с разными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, формулировать суждения о причинно – следственных связях важных событий и явлений. Одним из наиболее доступных и широко распространенных средств наглядности является иллюстративный материал учебника. Деятельность с ним требует интенсивного включения учащихся в учебно-познавательную деятельность, расширяет кругозор, учит логически мыслить. Иллюстрации развивают у учащихся наблюдательность и интерес к предмету, активизируют познавательную деятельность.
Данные иллюстрации на уроках выполняют важные функции:
1) картины могут работать как пояснение к тексту, каждый учащийся может высказать свое мнение по данной картине.
2) данные иллюстрации могут заменить основной текст, самостоятельно раскрывать содержание учебного материала, опираясь на тему урока можно рассмотреть тему урока с другой стороны.
3) картина, раскрывающая образ Петра I призвана помочь выразить смысл, компенсировать то, что трудно выразить словами, разглядеть то, что не дано всем.
4) иллюстрации, изображающие императора воспитывают у младших школьников позитивное отношение к жизни, к окружающей действительности, уважение к своей стране.
Благодаря внедрению иллюстраций с Петром Великим, мы сможем на уроках окружающего мира выполнить следующие задачи:
1) развивать у учащихся наглядно-образное мышление (предполагающих зрительное представление Петра I и эпохи);
2) понимать и запоминать теоретические сведения (объяснение новой информации о Великом императоре);
3) раскрывать познавательные и воспитательные функции текста (работа по теме урока);
4) помогать осваивать практические навыки (превращать знания в практические умения о Петре I на уроках).
С помощью иллюстраций на уроках окружающего мира учащиеся понимают, что Пётр I вошёл в отечественную историю как единственный российский император, одержавший ряд военных побед и прорубивший "окно в Европу". Император лично руководил созданием не только русского флота и постоянной армии, а также и возглавлял русское войско во всех важных битвах.
На протяжении более 350 лет ученые, действительно спорят о том, как оценивать личность императора Петра I и проведённые им изменения на Родине. Я считаю, что все зависит от того, что считать для России главным, а что второстепенным, что полезным, а что вредным. Историки 19 века так оценивали личность Петра I: Н.М. Карамзина, М.П. Погодина и С.М. Соловьёва.
Карамзин Н.М .
«Явился Пётр… Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг и всё переменилось! Сею целью было не только новое величие России, но и…присвоение обычаев европейских…Искореняя древние навыки, представляя их смешными, хваля и вводя иностранные, государь унижал россиян в собственном их сердце…
Мы стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых
случаях, гражданами России. Виною Пётр. Он велик без сомнения; но ещё мог бы возвеличить больше, когда бы нашёл способ просветить ум россиян без вреда для их гражданских добродетелей» [4]
Погодин М.Н.
«Нынешняя Россия, то есть, Россия европейская дипломатическая политическая, военная, Россия коммерческая, мануфактурная, Россия, школьная есть произведение Петра Великого»…
Смотрите, как по его движениям то вдруг на севере, из болота выскочит город, то на юге по морю пустится флот, то на западе встаёт линия крепостей, то на востоке скорым маршем выступит в поход армия!.» [5]
Соловьёв С. М.
«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершён русским народом в первую четверть 18 века. На исторической сцене явился народ малоизвестный, неимоверными усилиями, страшными пожертвованиями он дал законность своим требованиям, явился народом могущественным. Человека, руководящего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем, ибо никто не может иметь большего значения в истории цивилизации». [6]
Литература:
1. Татищев В. Н. История Российская. М., Л., 1962. Т. 1.
2. Н. И. Коробка. Сказания об урочищах Овручского уезда и былины о Вольге Святославиче // Известия Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. 1908 г. Спб., 1908. Т. XIII. Кн. 1.
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
В этой работе раскрывается эффективное применение ИКТ на уроках окружающего мира...

Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
В данной работе речь идет об эффективности применения ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах....

Урок окружающего мира в 4 классе
Тема даного урока: "Жизнь древних славян". Разработана по УМК "Школа России"...
Урок окружающего мира для 1 класса на тему: «Твёрдые тела, жидкости и газы».
Надеюсь, что эта разработка поможет при изучении данной темы....

конспект урока окружающего мира в 1 классе по теме "Где живут белые медведи и слоны"
Где живут белые медведи и слоны?...

