Разработка открытого урока по обществознанию 6 класс на тему: Конфликты в межличностных отношениях
методическая разработка по обществознанию (6 класс)
Материал содержит технологическую карту и конспект открытого урока 6 кл. на тему: Конфликты в межличностных отношениях
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 20.6 КБ | |
| 68.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Предмет | Обществознание |
Учитель | Уйнук Ч.С. |
Класс | 6 «Б» |
Дата | #1075;. |
Тема | «Конфликты: почему они возникают и как их избежать?» |
Тип урока | Усвоение новых знаний |
Формы организации деятельности обучающихся: |
|
Методы обучения | технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный. |
Технологии | развития критического мышления; проблемного обучения; коллективной творческой деятельности (КТД); смыслового чтения |
Цели: | Способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения. |
Задачи: | 1) сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения; 2) на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; 3) сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности. |
Планируемые результаты: | Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное. Метапредметные УУД: Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы. Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра. Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом. Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности. |
Понятийный аппарат: | конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция. |
Оборудование | ИКТ, мультимедиа, раздаточный материал: задания на соответствия, карточки для закрепления знаний и др. |
УМК и другие источники информации: | Учебник 6 класс Боголюбов |
Этапы урока | Время (мин.) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Задания для учащихся | Формы организации взаимодействия на уроке | Планируемые результаты (по порядку: предметные, личностные, метапредметные) |
1. Организационно-мотивационный этап (направлен на подготовку учащихся к работе на уроке) | 2 | Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает детей на плодотворную и познавательную работу | Приветствуют учителя. Включаются в ритм урока. | - | Фронтальная беседа | - Развитие мотивов учебной деятельности; - формирование личностного смысла учебы. |
2. Актуализация знаний (учащиеся воспроизводят знания и умения, необходимые для «открытия» нового знания) | 4 | Задает вопросы | Отвечают на вопросы. | Устные вопросы | Фронтальная беседа, индивидуальная работа. | - Ориентироваться в своей системе знаний; - выражать свою точку зрения. |
3. Постановка цели и задач урока (подготовка учащихся к активному усвоению новых знаний) | 2 | Организация беседы о теме урока, ее цели, помощь в формулировке мыслей. | Определяют тему урока «Конфликты: почему они возникают и как их избежать». Формулируют цель занятия. | Разыгрывание конфликтной ситуации в классе. | Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах. | -Проявляют познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - вступают в речевое общение. |
4. Усвоение новых знаний | 15 | Организует работу над заданиями. Комментирует, разъясняет ответы детей. | Запись в тетрадях. Групповое задание на соответствие. Задание «путаница». | Фронтальная, индивидуальная работа, групповая и в парах. | - Проводят поиск необходимой информации из указанного учебного материала, выделяют в нем главное; - договариваются и приходят к общему решению в результате совместной деятельности; - осуществляют взаимопроверку. | |
Динамическая пауза (мобилизация сил и энергии) | 4 | Организует физкультминутку | Участвуют в выполнении упражнений. | Выполнение упражнений. | Групповая | - Саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии). |
5. Закрепление знаний | 4 | Организует выполнение заданий. И организует взаимопроверку. | Отвечают на проблемный вопрос. Выполняют задания. | Упражнение с бумагой. | Фронтальная беседа, групповая работа. | - Формулируют свои мысли с полнотой и точностью; |
6. Подведение итогов урока и рефлексия (осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей, команды и всего класса). | 2 | Организует ситуацию для рефлексии с помощью смайликов. | Проводят самооценку. Оценивают свою работу. | Оценка с помощью смайликов. | Фронтальная беседа, индивидуальная работа. | - Осуществляют итоговый и пошаговый контроль деятельности на уроке; - адекватно воспринимают оценку за урок. |
7. Домашнее задание (Осуществляется на основании дифференцированного подхода. Важно учесть все ее параметры, способствующие хорошему выполнению домашнего задания, в том числе индивидуальные особенности каждого) | 2 | Разъясняет выполнение домашнего задания, при необходимости отвечает на вопросы обучающихся. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. | Для всех: 1) Параграф 9 прочитать, выучить новые термины. 2) Выполнить задания 1-2 на стр. 83-84 Дополнительно: Написать сочинение на тему: Как вести себя в конфликтной ситуации? | Фронтальная беседа, индивидуальная работа. | Принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения; - учитывают выделенные учителем ориентиры действия; |
Предварительный просмотр:
Урок обществознания в 6 классе
Тема урока: «Конфликты: почему они возникают и как их избежать?»
Цель: способствовать формированию представлений о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Задачи урока:
- предметные: сформировать представление о конфликтах, их разновидностях и способах разрешения;
- метапредметные: на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию; приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений;
- личностные: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека;
проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии), доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся сохранять достоинство в конфликте. Получат возможность научиться допускать существования различных точек зрения, принимать другое мнение и позицию, приходить к общему решению, задавать вопросы; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют тему урока и цели; анализируют вопросы, формулируют ответы.
Коммуникативные: участвуют в коллективном решении проблем; обмениваются мнениями, понимают позицию партнёра.
Регулятивные: ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно, оценивают способную учебную деятельность, свои достижения; анализируют и характеризуют эмоциональное состояние и чувства окружающих, строят свои взаимоотношения с их учётом.
Личностные УУД: проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой, выражают положительное отношение к процессу познания, адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.
Методы и формы обучения:
Методы: технология проблемного диалога, репродуктивный, частично-поисковый, иллюстративный.
Формы: фронтальная, групповая.
Тип урока: усвоение новых знаний
Основные понятия: конфликт, конфликтная ситуация, инцидент, сотрудничество, компромисс, приспособление, избегание, подчинение, интеграция.
План:
1) Понятие конфликт;
2) Типы конфликта;
3) Основные этапы конфликта;
4) Способы разрешения конфликтов.
Ход урока.
1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП. (2 мин) с 13:50-13:52 мин.
Добрый день ребята. Меня зовут Уйнук Чинчи Саметовна. Я учитель истории и обществознания в Уюкской школе. Я рада приветствовать вас на уроке обществознания.
Один никому неизвестный грек по имени Герострат желал любыми средствами прославиться и остаться в памяти людей. Ради этого он пошел на преступление. Каждый из нас хочет того или нет оставляет следы в своей жизни. Я надеюсь, что каждый из вас сегодня постарается прославиться хорошими ответами, тем самым оставит как можно больше следов на уроке.
2. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ (2-3мин.) до 13:55мин.
1) что мы называем «общением»? (это взаимные деловые и дружеские отношения людей)
2) какие средства общения вам известны? (речь, невербальное общение)
3) могут ли неправильно выбранные средства общения спровоцировать конфликт? (конечно могут)
4) при каком виде деятельности могут возникать конфликты? (при общении)
3. ПОСТАНОВКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧ УРОКА. (3-4 мин.) до 13:59мин
Ребята, предлагаю вам сейчас разыграть небольшую сценку, а ваши одноклассники попытаются угадать тему нашего урока. Мне нужны два ученика, которые разыграют эту мини-сценку.
Конфликтная ситуация:
Мама Миши после родительского собрания приходит домой и в ярости требует объяснений от ребенка.
Мама: Мне тут учителя рассказали, что ты пропускаешь занятия, домашние задания не выполняешь и вообще балуешься на уроках! Тебе за четверть собираются ставить 2! С такими результатами тебя никуда не возьмут!
Сын: «Значит, пойду работать!». Я не хочу учиться! И закрывает дверь!
Какая ситуация возникла между Мишей и его мамой?(ссора, конфликт)
Так какую тему мы сегодня изучим?( Конфликты)
(СЛАЙД 2) Ребята, попробуйте определить тему урока и запишите в тетради. - Правильно, тема нашего урока – Конфликты: почему они возникают и как их избежать?
Проблемный вопрос: Возможна ли жизнь без конфликта?
(СЛАЙД 3) Давайте теперь определим цель урока!
Как вы думаете, что именно мы будем изучать в рамках нашей темы?
Для начала мы с вами познакомимся с термином «конфликт», с его типами, основными этапами и со способами разрешения конфликтов.
(СЛАЙД 4) А теперь давайте с вами запишем наш план урока.
План:
1) Понятие конфликт;
2) Типы конфликта;
3) Основные этапы конфликта;
4) Способы разрешения конфликтов.
4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. (15 мин.) до 14:14 мин.
Давайте определим значение слова конфликт.
(СЛАЙД 5) Конфликт- всегда столкновение двух или более участников, каждый из которых отстаивает свою позицию, выступает против мнений, интересов или целей других участников. (Запись в тетрадях)
Сталкиваться могут цели, интересы, мнения, взгляды партнёров по общению. Проявляются эти столкновения в изменении межличностных отношений. Вместо спокойных, ровных, взаимоприятных, они могут стать нетерпимыми.
Ребята, мы с вами определили понятие «конфликт». Теперь мы с вами познакомимся с типами конфликтов.
(СЛАЙД 6) Есть 2 типа конфликтов: деструктивный и конструктивный. При конструктивном конфликте отношения не переходят рамки приличия, а при деструктивном наоборот переходят рамки приличия.
А теперь мы с вами поработаем над групповым заданием. Для этого вам нужно поделиться по группам. На ваших партах лежат листочки с таблицами. В этом задании вам нужно определить, что относится к типам конфликтов.
Примерный ответ:
Конструктивные: юмор, уступка, компромисс, сотрудничество, осознание позиций сторон.
Деструктивные: угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблемы, разрыв отношений.
(СЛАЙД 7) В своём развитии конфликт обычно проходит пять последовательных ступеней (стадий): Возникновение конфликтной ситуации, осознание конфликта, проявление конфликтного поведения, углубление конфликта, разрешение конфликта.
(СЛАЙД 8) А как вы думаете ребята, какими могут быть причины конфликта?
Правильно! Это могут быть противоположные желания и интересы, смысловые барьеры в общении, различия связанные с положением в обществе, эмоциональное состояние, различные представления о правилах или нормах поведения.
5. ПЕРВИЧНОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ И ЗАКРЕПЛЕНИЕ (4 мин.) до 14:18мин.
Варианты поведения в конфликте
Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов.
Становясь участником конфликта, возможно неосознанно мы выбираем определённый вариант поведения.
(СЛАЙД 9) В общем есть 5 стратегий поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество, компромисс.
(ВИДЕОРОЛИК С ЖИВОТНЫМИ) Сейчас мы с вами ознакомимся с их характеристиками на конкретных примерах.
«Способы выхода из конфликтной ситуации»
1. «Черепаха» (избегание). «Черепахи» убегают и прячутся в свой панцирь, чтобы избежать конфликта. Они отказываются от собственных целей и держатся в стороне как от спорных вопросов, из-за которых возникает конфликт, так и от людей, причастных к спору. Они считают, что решать конфликт - дело безнадежное. Им легче убежать (физически или психологически) от конфликта, чем встретиться с ним.
2. «Акула» (соперничество). «Акулы» пытаются убедить оппонентов, силой заставить их решать конфликт. Для «акул» главное-собственные цели, а отношения с человеком для них второстепенны. Они любой ценой готовы добиваться своего. Их мало волнует, что они кому-то нравятся. «Акулы» убеждены, что конфликты решаются тогда, когда кто-то побеждает. Они пытаются одержать победу, поражая соперников, нападая внезапно, а также запугивая или угрожая им с позиции силы.
3. «Плюшевый мишка» (приспособление). Для «мишек» главное - хорошие отношения, а собственные цели не имеют для них большое значение. Они стремятся всем нравиться, чтобы все их любили и ценили.
4. «Лиса» (компромисс). «Лисы» неприхотливы как в своих целях, так и в отношениях с людьми. «Лисы» ищут компромисс. Они жертвуют частью своих притязаний во время конфликта и убеждают другого уступить тоже какой-то частью своих целей. Они ищут такого решения, чтобы обе стороны получили «золотую середину». Они готовы пожертвовать ради достижения согласия для общего блага как часть своих притязаний, так и отношениями.
5. «Сова» (сотрудничество). «Совы» очень высоко ценят собственные цели и отношения. Они рассматривают конфликт как проблему, которую надо решить, и ищут такое решение, которое удовлетворило и их собственные цели, и цели своей стороны. «Совы» воспринимают конфликты как средство улучшения отношений путем ослабления напряженности между двумя людьми. «Совы» не успокоятся, пока не будет найдено решение, которое бы удовлетворило и их самих, и другого.
(СЛАЙД 10) ФИЗМИНУТКА. Давайте с вами немного отдохнем, ребята! Встаньте и повторяйте за мной! (2 мин.) до 14: 20 мин.
Шла купаться черепаха
И кусала всех от страха
Кусь, кусь,кусь,кусь
Никого я не боюсь
Ничего я не боюсь
Вдруг акула налетела
И со страху черепашка
Быстро в панцирь залетела.
Какой способ разрешения конфликта мы сейчас показали? Правильно! Избегание.
Учитель: А теперь для закрепления давайте с вами решим задание «Путаница». Каждый должен сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля.
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» (ИЗБЕГАНИЕ)
«Чтобы я победил, ты должен проиграть» (СОПЕРНИЧЕСТВО)
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» (УСТУПКА)
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» (КОМПРОМИСС)
«Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». (СОТРУДНИЧЕСТВО)
Вопрос к классу
- Почему люди могут избегать конфликтов? (Не хотят проигрывать, нет времени, боятся серьезного отпора с другой стороны, не хотят делать из мухи слона и т.д.) Любой конфликт в конце концов разрешится, т.е. - наступает его последний этап.
А как вы думаете проходят ли конфликты бесследно? Давайте с вами попробуем ответить на этот вопрос. (2мин.) до 14: 22 мин.
Для этого вам нужно взять бумагу на ваших партах и сделать из нее комочки. А теперь вам нужно эти комочки вернуть в прежнее положение (т.е. вам постараться их обратно выпрямить). Получилось ли у вас выпрямить бумагу полностью? Что стало с нашей бумагой?
Правильно! Бумагу уже не вернешь в прежний вид. И когда вы с кем-то ругаетесь и говорите ему неприятные вещи, вы оставляешь ему раны как те, вмятины на бумаге. Вы можете воткнуть в человека нож и вынуть его, но всегда остается рана. И будет неважно, сколько раз вы попросите прощение. Рана, нанесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая.
Возможно, в ходе урока некоторые из вас мысленно не раз спросили себя: «А я конфликтный человек или нет? Что окружающие думают обо мне. Комфортно ли им рядом со мной?»
А теперь ответьте! -Оставляют ли конфликты следы? (Ответы учеников)
Подведение итогов и рефлексия. (1 мин.) до 14: 25 мин.
- Чему научил вас урок?
- Что такое конфликт?
- Почему возникают конфликты?
- Как ведут себя люди во время конфликта?
- Пригодятся ли вам знания, полученные на уроке?
(СЛАЙД 12) А теперь я бы хотела чтобы вы оценили наш урок смайликом. 1-2мин.до 14: 25мин
ЗЕЛЕНЫЙ СМАЙЛ -Урок прошел отлично, я доволен своей работой.
ЖЕЛТЫЙ - урок прошел хорошо, я усвоил знания. Я доволен своей работой.
КРАСНЫЙ - урок прошел плохо, мне было трудно.
(СЛАЙД 11) ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (2МИН.) до 14: 27мин.
Для всех:
1) Параграф 9 прочитать, выучить новые термины.
2) Выполнить задания 1-2 на стр. 83-84
Дополнительно:
Написать сочинение на тему: Как вести себя в конфликтной ситуации?
На этом наш урок закончился. Всем спасибо!
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Ситуация: Мама Миши после родительского собрания приходит домой и в ярости требует объяснений от ребенка.
Задание: Покажите мини-сценку для своих одноклассников.
Мама: Мне тут учителя рассказали, что ты пропускаешь занятия, домашние задания не выполняешь и вообще балуешься на уроках! Тебе за четверть собираются ставить 2! С такими результатами тебя никуда не возьмут!
Сын: «Значит, пойду работать!». Я не хочу учиться! И закрывает дверь!
Ситуация: Мама Миши после родительского собрания приходит домой и в ярости требует объяснений от ребенка.
Задание: Покажите мини-сценку для своих одноклассников.
Мама: Мне тут учителя рассказали, что ты пропускаешь занятия, домашние задания не выполняешь и вообще балуешься на уроках! Тебе за четверть собираются ставить 2! С такими результатами тебя никуда не возьмут!
Сын: «Значит, пойду работать!». Я не хочу учиться! И закрывает дверь!
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
1. Установите соответствие между типами конфликтов и их примерами.
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
1. Установите соответствие между типами конфликтов и их примерами.
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
1. Установите соответствие между типами конфликтов и их примерами.
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
1. Установите соответствие между типами конфликтов и их примерами.
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
А) Конструктивные |
|
Б) Деструктивные |
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Задание «Путаница». Каждый должен сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля. Впишите название стиля.
Девизы:
1) «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» - ____________________
2) «Чтобы я победил, ты должен проиграть» - ____________________
3) «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» - _______________________
4) «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» - ______________________
5) «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». __________________
Стили поведения:
Компромисс, сотрудничество, уступка, избегание, соперничество.
Задание «Путаница». Каждый должен сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля. Впишите название стиля.
Девизы:
1) «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» - ____________________
2) «Чтобы я победил, ты должен проиграть» - ____________________
3) «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» - _______________________
4) «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» - ______________________
5) «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». __________________
Стили поведения:
Компромисс, сотрудничество, уступка, избегание, соперничество.
Задание «Путаница». Каждый должен сравнить представленные тексты девизов с названием стилей в конфликте и выбрать правильное соответствие девиза и стиля. Впишите название стиля.
Девизы:
1) «Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него» - ____________________
2) «Чтобы я победил, ты должен проиграть» - ____________________
3) «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть» - _______________________
4) «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть» - ______________________
5) «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть». __________________
Стили поведения:
Компромисс, сотрудничество, уступка, избегание, соперничество.
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
РЕФЛЕКСИЯ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Методическая разработка открытого урок в 9А классе по теме "London - the Capital of Great Britain" c презентацией проекта "Sights of London"
Методическая разработка открытого урок в 9А классе по теме "London - the Capital of Great Britain" c презентацией проекта "Sights of London"...

Методическкая разработка открытого урока в 7 классе по теме "Решение задач с помощью систем уравнений"
На уроке используются старинные и занимательные задачи. Для работы на уроке учащиеся объединяются в творческие группы....

Разработка открытого урока в 6 классе по теме "Royal London" «Учебник английского языка для 6 класса»: О.В. Афанасьева и. И.В. Михеева
Обобщающий урок в 6а классе по теме “Royal London”, “Great Britain” ...

Описание урока по обществознанию 6 класс по теме "Конфликты в межличностных отношениях"
Данный урок по теме «Конфликты в межличностных отношениях» изучается в разделе « Человек среди людей». Урок разработан для обучающихся 6 класса.Изучение межличностных отн...

Рабочий лист для урока обществознания в 6 классе по теме «Конфликты в межличностных отношениях»
1. Формулировка темы, цели урока.Кто спорит, тот ни гроша не стоит (русская поговорка)Из двух спорщиков умнее тот, кто первый замолчит (русская поговорка)Конфликт любой всегда уладит мудрец, вла...
План-конспект урока по предмету "обществознание" для 6 класса на тему «Конфликты в межличностных отношениях»
Цель урока: сформировать понятие «конфликт», «межличностный конфликт», объяснить причины возникновения конфликтов, рассмотреть варианты поведения в конфликтной ситуации....
