Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"
материал (5 класс) по теме

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.

Цель: распространение педагогического опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.docx28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

    Тема: «Урок-путешествие в страну Лингвинию»            

Цели: 1. Повторить разделы науки о языке.                              

        2. Проверить знания учащихся по основным разделам грамматики.

Задачи: 1. Обобщить пройденный материал.

        2. Развивать навыки работы в парах, группах.

          3. Способствовать развитию любознательности и любви к      русскому языку.

        4. Развивать орфографическую зоркость.

        5. Развивать логическое мышление посредством загадок.

Тип урока: обобщающий.

Оборудование: карта страны Лингвинии, карточки с заданиями, перфокарты, таблицы, карточки с ь, тесты.

Ход урока

Сегодня, ребята, мы с вами отправимся в необычное путешествие в страну Лингвинию.

- Как вы думаете, что такое Лингвиния? ( Наука лингвистика, которая изучает язык.

Изучать язык очень интересно и увлекательно. Особенно, когда мир языкознания предстаёт перед тобой как страна весёлых и неожиданных приключений. Действуют в этом мире не пираты, не королевские мушкетёры, а звуки, слова и предложения. Именно они и являются жителями удивительной страны Лингвинии. Сегодня на уроке мы должны повторить основные разделы науки о языке. Ваши знания, смекалка и находчивость помогут вам совершить небольшое путешествие. Представьте себе, что вы заняли места на воображаемом корабле, и мы отправляемся с вами в далёкое и трудное плавание.

Итак, мы подплываем к городу Звукинску.

Фронтальный опрос.

- Кто живёт в этом городе? ( Звуки)

- Какие звуки здесь живут: (Гласные и согласные)

- А каких звуков больше? ( Согласных)

- Сколько мы знаем гласных звуков? Перечислите их.(6)

- Согласных звуков? (21)

А сейчас мы должны выполнить небольшие задания.

Работа у доски.

Карточка №1

Поставьте ударение в словах:

Километр, свекла, звонит, столяр, алфавит, торты, красивее, баловать.

Карточка №2

Определите количество букв и звуков:

Яркий, голубь, июнь.

Двое работают с карточками.

Сделать транскрипцию.

Мороз, вторник, снег, яма, плод.

Поделить слова на слоги, поставить ударение: косьба, яростный, жестокий, обещать, сгрести.

Остальные работают в группах.

Даны слова: леса, чёрный, друг, деловой, вокзал, сбежал, футбол.

1 группа - выписать слова, в которых гласная буква передаётся другим звуком.

2 группа - выписать слова, в которых согласная буква передаётся другим звуком.

3 группа - выписать слова, в которых гласная и согласная буквы передаются другими звуками.

Вывод: какой раздел лингвистики мы повторили? Что изучает фонетика?

Молодцы! Все справились с заданиями хорошо.Из города Звукинска мы отправляемся в город Частисловск.

- Как вы думаете, кто живёт в этом городе? ( Части слова)

Они живут в разных районах. В каких? ( Приставок. Суффиксов.

Корней. Окончаний. Основ).

- Почему именно так названы районы?

Работа у доски

Разобрать слова по составу

Матросский, снежок, смолистый, придорожный, перевезёшь.

Найти «Третье лишнее»

Потолок, пот, потливый.

2. Море,  морщины, морской.

3. Боль, больница, большой.

4.Водить, вода, подводный.        

Разминка

1. Специалист по разведению садов (садовод)

2. Локомотив с паровым двигателем (паровоз)

3. Канал для вывода дыма из трубы (дымоход)

4. Русская народная игра-пляска (хоровод)

5.Лес, поваленный бурей (бурелом)

6. Огнестрельное оружие (пулемёт)

7. Рабочий, занимающийся рубкой леса (лесоруб)

Вывод: какой раздел науки лингвистики изучает части слова?

(Морфемика)

Молодцы! Плывём дальше. Но мы, кажется, заблудились и попали в тупик Ошибок. Чтобы выбраться из тупика Ошибок, нужно выполнить следующее задание.

В каждой карточке со стихами есть ошибка. Как только вы исправите ошибки, путешествие продолжится.

        Закричал охотник: «Ой!»

        Двери гонятся за мной!        /Звери/

Тает снег. Течёт ручей.

На ветвях полно врачей.        /Грачей/

        Миша дров не напилил,

        Печку кепками топил.       /Щепками/

Синеет море перед нами,

Летают майки над волнами.      /Чайки/

Забодал меня котёл,

На него я очень зол.         /Козёл/

На болоте нет дорог.

Я по кошкам – скок да скок.      /Кочкам/

Выбрались мы из тупика Ошибок и попали в город Лексиконск. Недалеко от Лексиконска находится город Фразеологинск. В этот город отправятся не все, а только трое. Они выполнят задание и вернутся к нам.

        Задание сильным учащимся.

Изучите внимательно таблицу с фразеологизмами «Что я люблю

(или не люблю)» В своих ответах используйте фразеологизмы из таблицы.

        Что я люблю (или не люблю)

Точить лясы (заниматься пустыми разговорами)

Бить баклуши (бездельничать)

Задирать нос (заважничать, загордиться)

Жить на широкую ногу (богато)

Ломать голову (думать)

Вставлять палки в колёса (мешать)

Работать засучив рукава (энергично, умело работать)

Держать язык за зубами  (молчать)

Индивидуальное задание.

Вспомнить и записать фразеологизмы на букву     К

Итак, мы находимся в Лексиконске.

На доске «завал»: ключ, добрый, коса, очаровательный, злой, восхитительный. (Учащиеся разбирают завал)

Омонимы: ключ, коса.

Синонимы: восхитительный, очаровательный.

Антонимы: злой, добрый.

        Отгадайте загадки.

Простое слово «промежуток»:

В театре несколько минуток,

Пока начнётся новый акт,

Мы называем их …        /антракт/

        Я антоним к слову зной,

        Я в реке, в тени густой

        И в бутылке лимонада,

        А зовут меня …         /прохлада/

Ученики выразительно читают стихотворение Козловского «Вы откуда, молодцы?»

- О каком языковом явлении говорится в стихотворении?

        День вступил в свои права,

        Постучались в дверь слова.

        Я открыл им.

        Что за чудо?

        Предо мною близнецы.

        Я спросил их:

        - Вы откуда

        Появились, молодцы?

        Отвечали мне слова:

        -Заверяем, голова,

        Что и раньше с нами встречи

        Ты имел наверняка.

        Мы слова из русской речи,

        Из родного языка!

        Одинаково нас пишут,

        Одинаково нас слышат.

        Но важна не только внешность,

        Потому не торопись,

        Не всегда важна поспешность,

        Ты до смысла доберись.

        Наподобие начинки,

        Смысл запрятан в серединке.

        Схожим лицам вопреки

        Мы по смыслу далеки.   (Омонимы)

Продолжаем путешествие. Наш корабль плывёт в Морфобург.  

В этом городе живут части речи. Какие части речи вы знаете?

Работа у доски.

1. Определить род, склонение, число, падеж существительного

в тишине.

2. Определить время, спряжение, лицо, число глагола спешит.

Индивидуальное задание.

От существительных образовать прилагательные.

Хлеб, сахар, берёза, абрикос, малина, сирень, клён.

Остальные определяют части речи.

Книги, приготовили, три, справа, красивый, дружба, решает, бегут, добрый, они. (Взаимопроверка)

Проверяется работа у доски.

Отгадайте загадки и определите часть речи.

Стоит дом. Кто в него войдёт, тот ум приобретёт.

/школа – существительное/

     2.Одной рукой всех встречаю, другой – провожаю.

        /дверь – существительное/

Молодцы! Плывём дальше. Нас встречает город Грамоград. Здесь живут орфограммы.

Найти и исправить ошибки.

Жалоба.

        Дядя, прошу тебя, помоги

        Твоей племяннице Оле,

        А то небудет её ноги в этой школе.

        Мне вчера за диктант

        Учитель паставил «два»,

        А сам сказал, что мою работу

        Даже несмок прочитать.

        Попраси его, дядя, исправить двойку

        И паставить мне «пять».

Индивидуальные карточки - перфокарты.(3)

Работа в парах. Игра «Учитель и ученик».            

Один ученик в роли учителя диктует слова, данные на карточке, другой – записывает их. Учащийся – «учитель» проверяет написанное.

Въезд, чудесный, поздний, брошюра, чаша, местный, соловьи.

Вспоминаем и повторяем написание ь после шипящих.

На партах лежат карточки с ь.

Я буду называть слова, а вы должны поднять карточку, если в слове нужно писать .

Врач, туч, кирпич, встреч, думаешь, мышь, глушь, увлекаешься, луч, рожь, брошь, мечтаешь.

Вот и подошло к завершению наше путешествие в страну Лингвинию. Давайте подведём итог урока.

- Что мы с вами на уроке повторили? Какие разделы науки о языке?

Выставление оценок.

Домашнее задание (сильным учащимся написать отзыв об уроке-путешествии, слабым – карточки с заданиями).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока по классу фортепиано «Работа над полифонией в старших классах»

Трёхголосное полифоническое произведение. И.С. Бах Фуга С-dur....

Разработка открытого урока 5 класс "Форматирование текста"

Техналогическая карта урока Презентация к уроку...

Методическая разработка открытого урока 8 класс.

Методическая разработка открытого урока 8 класс....

Открытый урок по английскому языку. Тема урока: «Путешествие в мир профессий»

Цели  данного урока: 1.Активизировать лексические навыки по теме «Профессии», «Черты характера». 2. Совершенствовать грамматические конструкции: формы будущего времени, оборота to be go...

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...

Разработка открытого урока в классе фортепиано на тему "Работа над музыкальным образом"

Технологическая карта и конспект открытого урока в классе фортепиано с презентацией.Тема урока:_ «Работа над музыкальным образом в классе фортепиано»Цель  урока:  Формирование представлений ...

Урок по истории в 5 классе на тему:Урок – путешествие в страну египтян.

Тема: Урок – путешествие в страну египтян.Тип урока: урок обобщенияЦель урока: повторить и обобщить полученные знания по теме“Древний Египет”.Задачи:Образовательная– проверить ...