Урок по истории в 5 классе на тему:Урок – путешествие в страну египтян.
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Быстрякова Ольга Николаевна

Тема: Урок – путешествие в страну египтян.

Тип урока: урок обобщения

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по теме

“Древний Египет”.

Задачи:

  1. Образовательная– проверить уровень овладения изученного материала, углубить и обобщить знания учащихся;
  2. Развивающая–развивать умение осмысливать исторические факты, обеспечить условия для мыслительной деятельности учащихся;

развивать навыки участия в обсуждении работы в группе;

  1. Воспитательная–воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, вызывать интерес к культуре, приобщать к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию развитой личности.

Оборудование: иллюстрации по культуре Древнего Египта, раздаточный материал, компьютер, презентация к уроку (запись на диске), мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  1. Организационная часть
  2.  Сообщение темы, Цели и задач урока
  3. Обобщение материала (задание к командам)
  4. Подведение итогов, выставление отметок.

 

Ход урока:

  1. Организационная часть.

- Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы, цели, задач.

Целесообразно сообщить их показом:

1 слайд-демонстрирует тему урока «Урок – путешествие в страну египтян.»

2 слайд-цель и задачи урока.

 

  1. Обобщение.

- В путешествие по Древнему Египту отправляются 4 команды.

- В Д\З: - Дать название команде

               - Девиз команды.

Представление команд.

Ввод в игру:

На доске закрыто слово!

Вам предстоит преодолеть все препятствия в виде заданий, чтобы тайна раскрылась.

Также на доске есть иллюстрации, которые возможно помогут в ответе на некоторые вопросы. На доске работы детей по теме.

Отправляемся в путь и зарабатываем баллы!

На доске таблица для баллов.

1.Препятствие ”Расставь все по местам”.

(работа с контурной картой)-на экране открывается 3-ий слайд презентации. Слайд содержит название препятствия и изображение карты.

- На  карте  сделать надписи карандашом вместо знака(?)

Слушаем вопрос и делаем надписи.

  1. Написать название реки, протекающей через Египет, и обозначьте  первый порог.
  2. Написать название морей, омывающих Египет.
  3. Найти древнюю столицу Египта и написать ее название.
  4. Найти разветвление, рукава реки и написать название.

Проверяют присутствующие гости по образцу. (6 баллов).

Открываем букву на доске.

4-ый слайд демонстрирует следующий шаг игры команд.

2.Препятсвие Викторина. ” На берегах Нила”.

1)Древний материал для письма, изготовленный из тростника.(папирус)

2) Книга из папируса, свернутая в трубку.(свиток)

3)Знаменитый фараон – завоеватель.(Тутмос)

4) Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней. (Нефертити)

5) Знак египетского письма.(иероглиф)

6) Слово, которым называют правителей Египта.(фараон)

7) особое приспособление, при помощи которого  египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.(шадуф)

8) Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.(ил)

9) Опасные каменистые преграды на реке Нил.(пороги)

10) Рукава Нила.(дельта)

11) Знатные люди, военачальники.(вельможи)

12)Сплав меди и олова.(бронза)

13) Жилище богов.(храм)

14) Служители богов, находящихся при храмах.(жрецы)

15) Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.(писец)

16) Каким животным египтяне представляли богиню Бастет.(кошка)

*17) Каким животным изображают бога тьмы Апопа.(змея)

*18) Каким животным изображают богиню неба Нут(корова).

По 1 баллу, макс.4б.

Открываем букву

5-слайд рекомендуется использовать для показа задания «вставь недостающие буквы» по препятствию №3.

3.Препятствие “Божества Нила”.

На карточках записаны боги и священные животные египтян, но пропущены буквы. Выпишите карандашом недостающие буквы и восстановите слова.

6-ой слайд – ответы к задания для самопроверки.

Ответы

Амон

Апоп

Геб

Нут

Тот

Бастет

Апис

Сет

Осирис

Гор

Исида

Анубис

Маат

Взаимопроверка команд по образцу на экране.

0 ош.-5б.

1 ош.-4б

2 и более-3б.

Открываем букву

4.Препятствие “Загадка слов”.

записано на 7-ом слайде презентации

Ребята! Ученые нашли папирус - очень древний. И все имена стерлись.

Определите: Кто произнес эти слова и кому они были сказаны.

 

1)”Я выбираю кратчайший путь  на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов”. ( Тутмос 3, вельможам)

 

2)”Читай книгу ежедневно. Решай задачи молча, Не проводи ни одного дня в безделье. Уши мальчика на спине его, и он слушает,  когда его бьют”. (поучение писцов, ученикам)

 

3) “Я не делал зла, я не крал. Не лгал, я не был причиной слез. Я не завидовал, я не пренебрегал богами”. (клятва покойного, Осирису (Книга мертвых)

 

4) “Сын Солнца предлагает вельможе своему вернуться. Ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.” (фараон,  к вельможе -Синухету)

 

*5) “Слава тебе, Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает. Когда он приходит, все живое в радости”.(египтяне, к Нилу)“хвалебная песня”

По 2 балла.

Открываем букву

Открывается 8-ой слайд, содержащий название последнего препятствия и иллюстрации пирамид Древнего Египта.

5.Препятствие “тайна пирамид”(для капитанов)

Проверяем, что вы знаете о тайнах пирамид

(Ответы дают капитаны у доски. В руках листок и ручка)- по 1 б.

В случае затруднений – помощь команд, 0,5б.

  1. Огромная каменная фигура изображающая льва с головой человека.(сфинкс)
  2. Имя фараона, чью гробницу археологи нашли неразграбленной.(Тутанхамон)
  3. Богато украшенный гроб из дерева или камня, гранита или даже из золота.(саркофаг)
  4. Имя фараона, для которого была выстроена самая большая пирамида – Великая пирамида.( фараон Хеопс)
  5. **Как называется обработанное тело умерщего, которое помещали в гроб – саркофаг.(мумия)

Ответ на 5 вопрос капитаны пишут на листок и поднимают его с ответом.

6.Препятствие “ Тайна Рассказа

Составить рассказ! Обратить внимание на имя фараона.

Рассказ должен соответствовать данному фараону.

По 2 балла(соответствие, оригинальность, достоверность)

Открываем букву

 

Заключительное слово учителя.

- Нигде нет такого места, где на площади в 1000 кв.км., земля скрывала бы столько ценностей, как в Египте.

Именно здесь до наших дней сохранилось одно из семи древнейших чудес света – Египетские пирамиды.

Однако, ребята, голоса древних египтян  было не слышно долгое время – молчала древнеегипетская письменность и молчала она до 1822 года. (до начала 19 века)

Вот мы и подошли к разгадке слова!

Назовите фамилию французкого ученого, египтолога, который расшифровал иероглифы. (Жан Франсуа)…………

ШАМПОЛЬОН

Его открытие помогло раскрыть многие таинства страны на берегах Нила.

 

IV.  Подведение итогов.(подсчет баллов- на доске.)

 

- Вот и подошло к концу наше путешествие по Египту.

Каждая команда активно проходила препятствия.

Смотрим на результаты.

Выставление отметок. Выделение активных детей в командах.(оценка )

Обратить внимание на иллюстрации на доске.

 

Д\З: нарисовать рисунок на тему Древний Египет.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Урок по истории в 5 классе с

использованием ЦОР.

Подготовлен Быстряковой О.Н., учителем истории МОУ «СОШ№7»

г.Алатыря.

Тема: Урок – путешествие в страну египтян.

Тип урока: урок обобщения

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по теме

“Древний Египет”.

Задачи:

  1. Образовательная– проверить уровень овладения изученного материала, углубить и обобщить знания учащихся;
  2. Развивающая–развивать умение осмысливать исторические факты, обеспечить условия для мыслительной деятельности учащихся;

развивать навыки участия в обсуждении работы в группе;

  1. Воспитательная–воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, вызывать интерес к культуре, приобщать к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию развитой личности.

Оборудование: иллюстрации по культуре Древнего Египта, раздаточный материал, компьютер, презентация к уроку (запись на диске), мультимедийный проектор, экран.

План урока:

  1. Организационная часть
  2.  Сообщение темы, Цели и задач урока
  3. Обобщение материала (задание к командам)
  4. Подведение итогов, выставление отметок.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

- Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы, цели, задач.

Целесообразно сообщить их показом:

1 слайд-демонстрирует тему урока «Урок – путешествие в страну египтян.»

2 слайд-цель и задачи урока.

  1. Обобщение.

- В путешествие по Древнему Египту отправляются 4 команды.

- В Д\З: - Дать название команде

               - Девиз команды.

Представление команд.

Ввод в игру:

На доске закрыто слово!

Вам предстоит преодолеть все препятствия в виде заданий, чтобы тайна раскрылась.

Также на доске есть иллюстрации, которые возможно помогут в ответе на некоторые вопросы. На доске работы детей по теме.

Отправляемся в путь и зарабатываем баллы!

На доске таблица для баллов.

1.Препятствие ”Расставь все по местам”.

(работа с контурной картой)-на экране открывается 3-ий слайд презентации. Слайд содержит название препятствия и изображение карты.

- На  карте  сделать надписи карандашом вместо знака(?)

Слушаем вопрос и делаем надписи.

  1. Написать название реки, протекающей через Египет, и обозначьте  первый порог.
  2. Написать название морей, омывающих Египет.
  3. Найти древнюю столицу Египта и написать ее название.
  4. Найти разветвление, рукава реки и написать название.

Проверяют присутствующие гости по образцу. (6 баллов).

Открываем букву на доске.

4-ый слайд демонстрирует следующий шаг игры команд.

2.Препятсвие Викторина. ” На берегах Нила”.

1)Древний материал для письма, изготовленный из тростника.(папирус)

2) Книга из папируса, свернутая в трубку.(свиток)

3)Знаменитый фараон – завоеватель.(Тутмос)

4) Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней. (Нефертити)

5) Знак египетского письма.(иероглиф)

6) Слово, которым называют правителей Египта.(фараон)

7) особое приспособление, при помощи которого  египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.(шадуф)

8) Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.(ил)

9) Опасные каменистые преграды на реке Нил.(пороги)

10) Рукава Нила.(дельта)

11) Знатные люди, военачальники.(вельможи)

12)Сплав меди и олова.(бронза)

13) Жилище богов.(храм)

14) Служители богов, находящихся при храмах.(жрецы)

15) Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.(писец)

16) Каким животным египтяне представляли богиню Бастет.(кошка)

*17) Каким животным изображают бога тьмы Апопа.(змея)

*18) Каким животным изображают богиню неба Нут(корова).

По 1 баллу, макс.4б.

Открываем букву

5-слайд рекомендуется использовать для показа задания «вставь недостающие буквы» по препятствию №3.

3.Препятствие “Божества Нила”.

На карточках записаны боги и священные животные египтян, но пропущены буквы. Выпишите карандашом недостающие буквы и восстановите слова.

6-ой слайд – ответы к задания для самопроверки.

Ответы

Амон

Апоп

Геб

Нут

Тот

Бастет

Апис

Сет

Осирис

Гор

Исида

Анубис

Маат

Взаимопроверка команд по образцу на экране.

0 ош.-5б.

1 ош.-4б

2 и более-3б.

Открываем букву

4.Препятствие “Загадка слов”.

записано на 7-ом слайде презентации

Ребята! Ученые нашли папирус - очень древний. И все имена стерлись.

Определите: Кто произнес эти слова и кому они были сказаны.

1)”Я выбираю кратчайший путь  на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов”. ( Тутмос 3, вельможам)

2)”Читай книгу ежедневно. Решай задачи молча, Не проводи ни одного дня в безделье. Уши мальчика на спине его, и он слушает,  когда его бьют”. (поучение писцов, ученикам)

3) “Я не делал зла, я не крал. Не лгал, я не был причиной слез. Я не завидовал, я не пренебрегал богами”. (клятва покойного, Осирису (Книга мертвых)

4) “Сын Солнца предлагает вельможе своему вернуться. Ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.” (фараон,  к вельможе -Синухету)

*5) “Слава тебе, Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает. Когда он приходит, все живое в радости”.(египтяне, к Нилу)“хвалебная песня”

По 2 балла.

Открываем букву

Открывается 8-ой слайд, содержащий название последнего препятствия и иллюстрации пирамид Древнего Египта.

5.Препятствие “тайна пирамид”(для капитанов)

Проверяем, что вы знаете о тайнах пирамид

(Ответы дают капитаны у доски. В руках листок и ручка)- по 1 б.

В случае затруднений – помощь команд, 0,5б.

  1. Огромная каменная фигура изображающая льва с головой человека.(сфинкс)
  2. Имя фараона, чью гробницу археологи нашли неразграбленной.(Тутанхамон)
  3. Богато украшенный гроб из дерева или камня, гранита или даже из золота.(саркофаг)
  4. Имя фараона, для которого была выстроена самая большая пирамида – Великая пирамида.( фараон Хеопс)
  5. **Как называется обработанное тело умерщего, которое помещали в гроб – саркофаг.(мумия)

Ответ на 5 вопрос капитаны пишут на листок и поднимают его с ответом.

6.Препятствие “ Тайна Рассказа

Составить рассказ! Обратить внимание на имя фараона.

Рассказ должен соответствовать данному фараону.

По 2 балла(соответствие, оригинальность, достоверность)

Открываем букву

Заключительное слово учителя.

- Нигде нет такого места, где на площади в 1000 кв.км., земля скрывала бы столько ценностей, как в Египте.

Именно здесь до наших дней сохранилось одно из семи древнейших чудес света – Египетские пирамиды.

Однако, ребята, голоса древних египтян  было не слышно долгое время – молчала древнеегипетская письменность и молчала она до 1822 года. (до начала 19 века)

Вот мы и подошли к разгадке слова!

Назовите фамилию французкого ученого, египтолога, который расшифровал иероглифы. (Жан Франсуа)…………

ШАМПОЛЬОН

Его открытие помогло раскрыть многие таинства страны на берегах Нила.

IV.  Подведение итогов.(подсчет баллов- на доске.)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по Египту.

Каждая команда активно проходила препятствия.

Смотрим на результаты.

Выставление отметок. Выделение активных детей в командах.(оценка )

Обратить внимание на иллюстрации на доске.

Д\З: нарисовать рисунок на тему Древний Египет.

Открытый урок по истории в 5 классе.

Тема: Урок – путешествие в страну египтян.

Тип урока: урок обобщения

Цель урока: повторить и обобщить полученные знания по теме

“Древний Египет”.

Задачи:

  1. Образовательная– проверить уровень овладения изученного материала, углубить и обобщить знания учащихся;

  1. Развивающая–развивать умение осмысливать исторические факты, обеспечить условия для мыслительной деятельности учащихся;

развивать навыки участия в обсуждении работы в группе;

  1. Воспитательная–воспитывать уважительное отношение к памятникам искусства, вызывать интерес к культуре, приобщать к культурному наследию прошлого, способствовать воспитанию развитой личности.

Оборудование: иллюстрации по культуре Древнего Египта, раздаточный материал, презентация к уроку, мультимедийный проектор.

План урока:

  1. Организационная часть
  2.  Сообщение темы, Цели и задач урока
  3. Обобщение материала (задание к командам)
  4. Подведение итогов, выставление отметок.

Ход урока:

  1. Организационная часть.

- Приветствие класса, проверка готовности к уроку.

  1. Сообщение темы, цели, задач.

  1. Обобщение.

- В путешествие по Древнему Египту отправляются 4 команды.

- В Д\З: - Дать название команде

               - Девиз команды.

Представление команд.

Ввод в игру:

На доске закрыто слово!

Вам предстоит преодолеть все препятствия в виде заданий, чтобы тайна раскрылась.

Также на доске есть иллюстрации, которые возможно помогут в ответе на некоторые вопросы. На доске работы детей по теме.

Отправляемся в путь и зарабатываем баллы!

На доске таблица для баллов.

1.Препятствие ”Расставь все по местам”.

(работа с контурной картой)

- На  карте  сделать надписи карандашом вместо знака(?)

Слушаем вопрос и делаем надписи.

  1. Написать название реки, протекающей через Египет, и обозначьте  первый порог.
  2. Написать название морей, омывающих Египет.
  3. Найти древнюю столицу Египта и написать ее название.
  4. Найти разветвление, рукава реки и написать название.

Проверяют присутствующие гости по образцу. (6 баллов).

Открываем букву на доске.

2.Препятсвие Викторина. ” На берегах Нила”.

1)Древний материал для письма, изготовленный из тростника.(папирус)

2) Книга из папируса, свернутая в трубку.(свиток)

3)Знаменитый фараон – завоеватель.(Тутмос)

4) Жена фараона, скульптурный портрет которой дошел до наших дней. (Нефертити)

5) Знак египетского письма.(иероглиф)

6) Слово, которым называют правителей Египта.(фараон)

7) особое приспособление, при помощи которого  египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.(шадуф)

8) Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.(ил)

9) Опасные каменистые преграды на реке Нил.(пороги)

10) Рукава Нила.(дельта)

11) Знатные люди, военачальники.(вельможи)

12)Сплав меди и олова.(бронза)

13) Жилище богов.(храм)

14) Служители богов, находящихся при храмах.(жрецы)

15) Грамотный египтянин, находящийся на службе у фараона или его вельможи.(писец)

16) Каким животным египтяне представляли богиню Бастет.(кошка)

*17) Каким животным изображают бога тьмы Апопа.(змея)

*18) Каким животным изображают богиню неба Нут(корова).

По 1 баллу, макс.4б.

Открываем букву

3.Препятствие “Божества Нила”.

На карточках записаны боги и священные животные египтян, но пропущены буквы. Выпишите карандашом недостающие буквы и восстановите слова.

Ответы:

Амон

Апоп

Геб

Нут

Тот

Бастет

Апис

Сет

Осирис

Гор

Исида

Анубис

Маат

Взаимопроверка команд по образцу на экране.

0 ош.-5б.

1 ош.-4б

2 и более-3б.

Открываем букву

4.Препятствие “Загадка слов”.

Ребята! Ученые нашли папирус - очень древний. И все имена стерлись.

Определите: Кто произнес эти слова и кому они были сказаны.

1)”Я выбираю кратчайший путь  на Мегиддо, чтобы внезапно напасть на врагов”. ( Тутмос 3, вельможам)

2)”Читай книгу ежедневно. Решай задачи молча, Не проводи ни одного дня в безделье. Уши мальчика на спине его, и он слушает,  когда его бьют”. (поучение писцов, ученикам)

3) “Я не делал зла, я не крал. Не лгал, я не был причиной слез. Я не завидовал, я не пренебрегал богами”. (клятва покойного, Осирису (Книга мертвых)

4) “Сын Солнца предлагает вельможе своему вернуться. Ты умрешь не на чужбине. Тебе будет устроена каменная гробница.” (фараон,  к вельможе -Синухету)

*5) “Слава тебе, Орошающий землю, владыка рыб и птиц, творец травы для скота. Если он медлит, жизнь замирает. Когда он приходит, все живое в радости”.(египтяне, к Нилу)“хвалебная песня”

По 2 балла.

Открываем букву

5.Препятствие “тайна пирамид”(для капитанов)

Проверяем, что вы знаете о тайнах пирамид

(Ответы дают капитаны у доски. В руках листок и ручка)- по 1 б.

В случае затруднений – помощь команд, 0,5б.

  1. Огромная каменная фигура изображающая льва с головой человека.(сфинкс)
  2. Имя фараона, чью гробницу археологи нашли неразграбленной.(Тутанхамон)
  3. Богато украшенный гроб из дерева или камня, гранита или даже из золота.(саркофаг)
  4. Имя фараона, для которого была выстроена самая большая пирамида – Великая пирамида.( фараон Хеопс)
  5. **Как называется обработанное тело умерщего, которое помещали в гроб – саркофаг.(мумия)

Ответ на 5 вопрос капитаны пишут на листок и поднимают его с ответом.

6.Препятствие “ Тайна Рассказа

Составить рассказ! Обратить внимание на имя фараона.

Рассказ должен соответствовать данному фараону.

По 2 балла(соответствие, оригинальность, достоверность)

Открываем букву

Заключительное слово учителя.

- Нигде нет такого места, где на площади в 1000 кв.км., земля скрывала бы столько ценностей, как в Египте.

Именно здесь до наших дней сохранилось одно из семи древнейших чудес света – Египетские пирамиды.

Однако, ребята, голоса древних египтян  было не слышно долгое время – молчала древнеегипетская письменность и молчала она до 1822 года. (до начала 19 века)

Вот мы и подошли к разгадке слова!

Назовите фамилию французкого ученого, египтолога, который расшифровал иероглифы. (Жан Франсуа)…………

ШАМПОЛЬОН

Его открытие помогло раскрыть многие таинства страны на берегах Нила.

IV.  Подведение итогов.(подсчет баллов- на доске.)

- Вот и подошло к концу наше путешествие по Египту.

Каждая команда активно проходила препятствия.

Смотрим на результаты.

Выставление отметок. Выделение активных детей в командах.(оценка )

Обратить внимание на иллюстрации на доске.

Д\З: нарисовать рисунок на тему Древний Египет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка открытого урока в 5 классе по теме: "Урок-путешествие в страну Лингвинию"

Открытый урок проводился в рамках районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Цель: распространение педагогического опыта....

Конспект урока по истории в 11 классе Тема урока: Великая Отечественная война: итоги, цена и причины Победы советского народа

Итоги  Великой Отечественной войны  и Второй мировой войныПричины победы советского народа в Великой Отечественной войнеЦена и значение Великой  ПобедыВклад наших односельчан в Великую ...

Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»...

Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»...

Конспект урока всеобщей истории в 6 классе Тема урока: «Средневековый город. Причины возникновения и расцвета средневековых городов».

Педагогические целиСоздать условия для установления причины возникновения  и образования городов; раскрыть причины, способы и последствия борьбы городов с сеньорами, создать представление о...

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классе Тема урока: «Промышленный переворот в России».

Конспект интегрированного урока (физика + история) в 8 классеТема урока: «Промышленный переворот в России»....

Технологическая карта урока по истории России 8 класс Тема урока: «Начало Северной

Технологическая карта урока  по истории России  8 класс Тема урока: «Начало Северной войны»...