Технологическая карта урока по истории России Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи»
план-конспект урока по истории (6 класс) на тему

Будякова Екатерина Александровна

Технологическая карта урока по истории России  Класс 6 ТЕМА УРОКА «Восточные славяне и их соседи» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 6_klass.doc113.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по истории России

ТЕМА УРОКА
 «Восточные славяне и их соседи»

Класс:6

ЦЕЛЬ: сформировать у учащихся представление о жизни восточных славян.

Планируемые результаты:

Предметные:

 иметь представление о расселении, о быте, о ремесле, о верованиях древних славян, 

 продолжить формирование навыка и привычки осмысленно воспринимать читаемый материал,

обогащать словарный запас,

расширять кругозор детей,

Регулятивные:

 определять цель урока,

определять и удерживать цель деятельности до получения ее результата,

определять правильность выполнения заданий,

самостоятельно организовывать рабочее место.

Познавательные: 

развивать навыки и умения поисковой и творческой мыслительной деятельности, наблюдательность, умение обобщать;

повышать интерес к самому процессу познания;

ориентироваться в материале урока;

сопоставлять и отбирать информацию;

делать выводы;

понимать информацию, представленную в виде сообщения других детей, иллюстраций, моделей;

использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные:

 участвовать в диалоге,

читать про себя и понимать прочитанное,

отстаивать свою точку зрения,

соблюдать правила речевого этикета,

понимать точку зрения другого человека,

участвовать в работе группы,

распределять роли,

 договариваться друг с другом,

оценивать свою работу.

Ученик получит возможность научиться:

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Личностные: 

 проявлять интерес к культуре и истории своего народа, родной страны.

Ученик получит возможность научиться:

 освоению личностного смысла учения.

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

        


Этапы урока

Ход урока. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

Осуществляемые действия

Формируемые способы действий

1 Этап Включение в учебную деятельность.

- Здравствуйте, ребята!.

-Я предлагаю вам отправиться  в необычное историческое путешествие. Любите путешествовать?

А путешествовать мы будем соседскими общинами. В каждой общине будет: СТАРЕЙШИНА -  он самый главный в общине; ТВОРЕЦ,  который будет следить за творческим порядком; ЧТЕЦ, читает нужные тексты и ЛЕТПИСЕЦ, он будет вести записи в листе путешествия. ВОЛХВ – вдохновлять общину (если 4 человека в группе, то волхва нет).

 На столе у вас карточки с обязанностями, распределите между собой.

Распределение ролей в группе между детьми: Старейшина, Творец, Летописец, Чтец.

Встаньте старейшины каждой общины. Общины будут называться по его имени. А сейчас найдите лист оценивания

(белый) и впишите свою ФИ. Я надеюсь, что в процессе путешествия каждая община будет работать активно, дружно и сплочённо. Посмотрите на слайд и в  листе оценивания (приложение 1) отметьте, какое настроение у вас сейчас, выбрав символ (СОЛНЦЕ- радость, ТУЧКА — тревожность, ОГОНЬ - активность)

Слайд 1 (Рефлексия)

Слушают учителя.

Выполняют

действия

задаваемые

учителем

Осуществлять

актуализацию знаний

о правилах

поведения на уроке и при работе в группе.

Взаимодействуют

с учителем во

фронтальном

режиме

Строить

монологическое

высказывание

Самоконтроль

своих действий.

Принимать и

сохранять

учебную задачу.

Уметь

контролировать

процесс своих

действий.

2 этап. Актуализация опорных знаний . Создание проблемной ситуации.

А теперь посмотрите на  предметы на столе. Выскажите предположение, кому могли бы принадлежать такие предметы?(Дети высказывают различные предположения)

  •  Потомкам,предкам, современникам?(Слайд2)  
  • К кому  мы отправимся в путешествие?
  • Кто были наши предки? Какие есть предположения? Чтец 1 общины прочитай текст на слайде.
  • Посмотрите на схему (на доске). Вспомните, пожалуйста, из курса ИСВ  о каких племенах здесь идет речь и вставьте пропущенные элементы.
  •    (Слайд 3) Наши предки славились силой, выносливостью и смелостью. Их слава была так велика, что прославленных предков наших, воинов - богатырей, часто другие народы звали на войну как союзников. Славно сражались они мечом и копьем.
  • Чтец 2 общины- прочитай выделенные слова.
  • Как называются эти слова?
  • Какие слова называют однокоренными?

  • Назовите общий корень.

  Если в данную схему запишете корень «слав», то узнаете, как звали наших предков (слайд 4)

Итак, мы будем говорить о восточных славянах.

– Восточные славяне. (Летописцы записывают  в лист путешественника) (слайд 5)

корень=суф.»ян»= окон.»е»

Рассматривают предметы, выдвигают предположения о том кому они могли принадлежать

Читают текст.

Слушают вопросы учителя. Отвечают на них.

Выдвигают гипотезу и обосновывают её. Осуществляют актуализацию жизненного личного  опыта.

Анализируют и группируют слова. Формулируют ответ об однокоренных словах.

Выполняют синтез частей слова.

Участвуют в коллективном обсуждении проблемы.

Строят понятные для собеседника высказывания.

Контролируют

правильность

ответов

обучающихся

Уметь

слушать в

соответствии

с целевой

установкой.

Дополнять,

уточнять

высказанные

мнения по

существу

поставленного

задания

3 этап.

Определение темы урока-путешествия.

Целеполагание

  • Определите тему нашего урока — путешествия (Слайд 6) О ком мы сегодня будем говорить?-
  •  Тема: Восточные славяне.
  • Какую цель вы поставите перед собой?
  • (Узнать о жизни и быте восточных славян.)

На какие вопросы мы должны будем ответить в ходе путешествия?

-Как они выглядели?Как жили? Чем они занимались?  Кому поклонялись? Какое управление было?

Выдвижение предположения

о теме урока-путешествия.

Выдвигать гипотезу, обосновывать её. Осуществлять актуализацию жизненного опыта

Формулируют вопрося по теме урока-путешествия

Формировать умения планировать учебное сотрудничество в поиске

Адекватно использовать речь для планирования своей деятельности и регуляции целеполагания.

Планируют деятельность по решению проблемы

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и учащимися.

Умение ставить учебную задачуи добиваться её выполнения.

4 этап.

Реализация построенного проекта. Открытие нового знания.

1. Групповая работа.

-  Поработаем карточкой .

  • Задание для 1 общины. Расселение восточных славян ( см. приложение 2)

Задание для 2 общины. (см. приложение 2) Занятия восточных славян.

Задание для 3 общины. Быт и нравы Какими качествами обладали славяне? (см. приложение 2) 

Задание для 4 общины. «Верование древних славян».

 (см. приложение 2)

Задание для 5 общины. «Управление древних славян».

Выступления групп.

а) Сейчас  выступит община ...и расскажет нам о расселении древних славян. Где они жили? (Слайд 7)  Дополнение учителя. Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен дреговичи – догадайтесь, если слово “дрягва” означает болот- значит, они жили у … (болот)

Г де жили поляне? – жители полей.

А древляне? – жили среди “дерев”, жили влесу.

б) Вторая община расскажет нам о том, чем занимались славяне? (Слайд 8)

в) Третья община дополнит нам ответ на вопрос: какие были славяне? и расскажет какими чертами характера они обладали.

 г) А община … расскажет, о том, как они жили?(Слайд 9)

В кого верили и кому поклонялись? Как управлялась соседская община?

Все группы выступили, как вы думаете , что сейчас должен записать летописец, отвечая на вопрос — какие были славяне? Молодцы, ребята, славяне жили племенами и всё делали сообща: трудились, преодолевали трудности и сообща отдыхали, веселились.

Чтение текста.

Работа с картой, открытие нового знания.

Слушают вопрос учителя, выдвигают предположения.

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую.

Выделение

существенной

информации из текста.

Работа в группах.

Подготовка выступления перед другими группами.

Взаимодействие с

учителем;

- умение слушать

собеседника;

- умение

формулировать

собственное мнение,

позицию. Планировать учебное сотрудничество в поиске информации.

Уметь оформлять мысли в устной форме.

Планируют групповую работу по выполнению задания учителя

Принимать и

сохранять учебную

задачу;

- планировать своѐ

действие.

Физкультминутка

И мы сейчас с вами развяжем узелочек, возьмём музыкальные инструменты, встанем в общий хоровод и проведем физкультминутку под песню славянского фольклора, играя на инструментах и пританцовывая.

Выполняют физкультминутку под фольклорную  музыку

Воспринимать музыку различных жанров.

Проводить физическую разгрузку в ходе работы.

  1. Работа с иллюстрацией «Поселение славян» и макетом жилища. (Слайд 11)

-Продолжим наше путешествие?

- Ребята, посмотрите -куда мы попали?

  1. Что мы видим?
  2. Какие особенности вы заметили?
  3. Для чего ров?

-Ребята, посмотрите, что это? ( учитель показывает эскиз дома)

-Из чего славяне строили дома? (Из бревен). Рассмотрите внимательно на это жилище . Какие особенности вы заметили?

Информация для учителя: Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро.

Окна, прорубленные в стенах на ночь и в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня печь - она обогревала дом, на ней же готовили еду. 

Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в копоти и саже.

В доме свободное место занимали стол и две-тридеревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.

Как ни просто устроено жилье, в нем можно укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться у печи и сварить еду.

 «Жилище» - Как вы думаете, если мы заглянем внутрь, что там увидим?

Давайте посмотрим, какая могла быть печь? (слайд 12)

(Печь(Слайд ) лавку, стол, стулья..

  –Что стоит около печки-каменки?(Слайд 13) В центре стоят жернова -два камня, с помощью которых зерно растирается в муку. В древности жернова были важной частью домашнего хозяйства каждой семьи.  Откуда у славян зерно?( Слайд 14)

5. Занятия славян. Глядя на картинки, запишите , чем занимались славяне.

Дети, рассматривая слайды, записывают:

Сл15 – Занимались земледелием, сеяли зерно.

Сл.16 – Охотились с помощью лука и стрел.

Сл.17-  Занимались рыболовством.

– Посмотрите на предметы на ваших столах. Что вы видите?  Из чего сделан предмет. Для чего он служит? Как называется ремесло? (отвечает каждая группа)А теперь представьте, что вы в славянском посёлке. Кипит работа, никто не сидит на месте. Мне интересно, а чем же занимаются славянские дети?

6. Верования славян. Наше путешествие продолжается.  Посмотрите внимательно, куда мы с вами попали?(Слайд 18) Что мы видим? Прочитайте , как это место называется? Для чего оно?

_ Кому поклонялись? Во что верили?

Долгое время славяне почитали разных богов. - Как вы думаете, почему?

Главным их богом считался Перун, бог грома и молний. Бог солнца именовался Дажбогом, бог ветра-Стрибогом, бог огня-Сварогом. (Слайд19)А какими ещё фантастическими существами населяли свой мир древние славяне?(Слайд 20)

-Кто, по верованию славян жили в лесу? --- в лесах живут косматые лешие.А  в озёрах и реках?  --- обитают опутанные тиной водяные и коварные русалки. Дома за печкой?-- охраняют заботливые домовые.

А от нечистой силы делали различные обереги.

Выдвижение гипотез на основе жизненного опыта.

Отвечают на вопросы учителя.

Просмотр иллюстраций на слайдах презентации.

Просмотр иллюстраций на слайдах презентации.

Строить логическое рассуждение.

Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста.

Формировать умение выделять существенную информацию из иллюстраций, текста.

Выражают в речи свои мысли.

Слушают друг друга, доказывают свою точку зрения.

Высказывают предположения. Строят ответ на поставленный вопрос.

Владеть монологической и диалогической формами речи.

Умение планировать сотрудничество в группе.

Участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Формулировать собственное мнение и позицию.

Умение строить высказывания, обмениваться мнениями, слушать друг друга.

Выполняют учебные действия в громкоречевой форме, контролируют свои  действия.

Контролируют свои действия в ходе работы.

Осуществлять взаимоконтроль в процессе выполнения.

Умение корректировать себя

Принимают и сохраняют учебную задачу.

Принимают и сохраняют учебную задачу.

5 этап.

Включение изученного в систему знаний и повторений

Заканчивая наше путешествие, мы вспомним, о чем мы сегодня говорили и выполним тесты

Самооценка: проверим полученный результат. За каждый правильный ответ поставьте себе 1 балл, ссумируйте баллы.

Я хочу тоже оценить, как вы работали на уроке. Мне понравилось, как работала  община ( или дети...имя). Поставьте себе в листе оценивания оценку 5 за устный ответ.

Выполняют тесты

Умение осуществлять самоконтроль

6 этап. Рефлексия

Какая тема урока была?

  • – Какую мы поставили цель путешествия?
  • Узнать о том, где жили славяне?
  • Узнали мы? Где  поселились славяне?
  • Ещё какую цель мы ставили?
  • Рефлексия
  • Наше путешествие назад в прошлое подходит к концу. С каким настроением вы завершаете путешествие?

Отвечают на вопросы учителя.

Обобщать знания о полученном материале.

Слушают друг друга , высказывают своё мнение.

Строить высказывания , понятные одноклассникам

Оценивают свою работу.

Умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения. Анализировать результаты своей  деятельности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Параграф №2 Вопросы 1-5.

Для наиболее сильных учащихся – сочинение “Один день в славянском поселке”

  • Для слабых учащихся приготовить творческие мини-проекты (короткое сообщение или рисунок)  на темы:  «Обстановка славянского дома», «Чем питались славяне», «Славянские праздники».

Выполняя домашнее задание ученик получит возможность использовать научные тексты  с целью поиска и извлечения познавательной информации, создать собственные устные или письменные высказывания, определять характер взаимоотношений древних славян с природой.

Примечание: на столах у детей стоят предметы

1 группа- подкова и тяпка( старые)

2 группа — крынка и чаша (глиняные)   3 группа-  веретено и клубок шерстяных нитей    4 группа -  лукошко и лапти


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории на тему "Древняя Спарта"

Технологическая карта урока 5 класс, по теме « Древняя Спарта»Учитель МБОУ Нюрбачанская СОШВасильев Сергей Викторович, учитель истории, обществознанияЦели урока:• проследить влияние природных усл...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности"

Технологическая карта урока в 6 классе по теме "Восточные славяне в древности" разработана в соответствии с ФГОС, к учебнику Пчёлова Е.В...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.

Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование  у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных  в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...