Технологическая карта урока по истории России Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию»
план-конспект урока по истории (5 класс) на тему

Будякова Екатерина Александровна

Технологическая карта урока по истории России  Класс 5 ТЕМА УРОКА «Персидское вторжение в Грецию» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 01_02_5klass_nashestvie_persidskih_voysk_na_elladu.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

тема: «Нашествие персидских войск на Элладу»

Цели урока:

Образовательные:

  • формирование и развитие умений позволяющих работать с текстом, с исторической картой на уроках
  • анализировать исторический  источник

Развивающие: 

  • формирование умений обобщать
  • использование отображенной информации в различных знаковых системах - таблица, карта, аудиовизуальный ряд

Воспитывающие:

  • развитие познавательной активности
  • умение общаться в группах

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,  презентация к уроку «Нашествие персидских войск на Элладу».

Ход урока:

I.

Организационный момент.

II.

Повторение изученного материала:

  • Какая угроза нависла над Грецией в начале V в. до н.э.?
  • В каком году была марафонская битва?
  • Дайте определение термину стратег.

III

Знакомство с новым материалом:

1.Подготовка Греции к новой войне с персами.

          Многие греки считали поражение персов при Марафоне концом войны, но наиболее дальновидные из них думали иначе. Чтобы отстоять свою независимость, греческим городам нужно было забыть о внутренних раздорах, объединить свои силы и создать одно большое мощное войско. В эти годы выдвинулся  умный и энергичный гражданин Афин Фемистокл. Он был участником Марафонской битвы и хорошо понимал, что вскоре персы вновь вторгнуться в Грецию.  Выступая на Народном собрании, он  говорил : «Наша родина – Эллада – разделена  на десятки государств, которые часто воюют с друг другом. Чтобы победить персов, греки должны забыть взаимную вражду и объединиться». Фемистокл ездил по разным городам Греции,  в  конце концов, военный союз, к которому он призывал, был создан. Командование объединённым войском поручили спартанцам, так как у них была лучшая пехота. С именем Фемистокла связано создание флота.  Выступая на народном собрании,  он говорил:

         - Если   персидский царь двинется на Элладу со своими главными силами, на суше нам его не победить. Наше спасение в создании могучего флота, потому, что эллины лучше остальных народов умеют водить корабли и сражаться в море.

         - Но  где взять деньги, чтобы построить флот?- спрашивали афиняне.

         - Вы все знаете, - отвечал Фемистокл,- что на юге Аттики имеются серебряные рудники, принадлежащие афинскому государству. Обычно мы делим добытое серебро между всеми гражданами. Я предлагаю отказаться от этих денег и построить на них военные корабли.

         Народное собрание приняло предложение Фемистокл, и к началу новой войны с персами у афинян было двести триер. Триера была мелкосидящим кораблём с тремя рядами вёсел. Паруса играли вспомогательную роль: перед боем их обычно убирали триера, благодаря согласованным действиям 180 гребцов и рулевого, развивала по тем временам скорость  (до 18 км), была подвижна, способна делать резкие повороты, проходить через узкие проливы, не сев на мель.

 Учащимся на экране предоставлены изображения триер.  

Предлагаются следующие вопросы:

  1. Какие мероприятия по подготовке к новой войне с персами были осуществлены по предложению Фемистокла?
  2. В чём суть объединения греческих полисов в единое войско?

2.Вторжение войск Ксеркса в Грецию.

       Новый поход на Грецию организовал ставший царём после смерти Дария его Ксеркс. Это произошло через 10 лет после Марафонской битвы. У Ксеркса было много кораблей и бесчисленные войска, набранные из покорённых народов. Из города Сарды и Малой Азии выступило громадное войско персов. Оно подошло к проливу Геллеспонт. (какие две части Евразии разделяет пролив?). по приказу Ксеркса был построен мост длинной более километра. Но поднялась сильная буря и разрушила мост. Ксеркс пришёл в ярость, он приказал казнить строителей моста, отстегать не послушное море кнутами и в виде наказания, опустить в него железные цепи. Другие мастера выстроили новый мост. Они поставили 360 кораблей вплотную друг к другу на якорях и связали их для прочности между собой. Семь суток длилась переправа на европейский берег.

          Далее войско двинулось по европейскому побережью, а вдоль берега шёл флот (персидские корабли были тяжёлые и неповоротливые, приспособленные для плавание в открытом море). За армией следовал обоз с продовольствием. Войско Ксеркса вторгалось в северную Грецию и стало занимать область за областью. Греки не отважились на открытый бой. Единственный проход между северной Грецией и средней был Фермопильский. Узкий  Фермопильский проход было удобно защищать: слева от греков поднимались вверх почти отвесные скалы, справа был обрыв к морю. Греки  построили оборонительные стены и башни. Ксерксу доложили, что объединённое греческое войско заняло Фермопильское ущелье и преградило персам дальнейший путь. Учащимся на экране  дана карта №1.Вторжения войск Ксеркса в Грецию.

Работа с исторической картой:

  1. Какие две части Евразии разделяет пролив Геллеспонт?
  2. Показать границы персидской державы до начало войны?
  3. Перечислите греческие города-государства, принявшие активное участие в войне с Персией?

3.Бой в Фермопильском ущелье.

          К Фермопилам греческие полководцы послали отряд, в котором было всего лишь несколько тысяч воинов.  Командовал им спартанский царь Леонид.  Он так умело направлял действия своих воинов, что огромная армия персов целых четыре дня пыталась завоевать ущелье, которое защищал только небольшой отряд.  Охваченные страхом персидские воины перестали подчиняться своим полководцам, и их гнали в атаку ударами кнутов. Ксеркс был в ярости: его необъятная армия терпела поражение.

Учащимся на экране  даны фрагменты из труда Геродота «История» о битве при Фермопилах для проведения анализа исторического источника.

VII.212…Варвары нападали в расчёте на то, что при малочисленности врагов они все будут изранены и не смогут сопротивляться, но эллины сражались сменяя друг друга, кроме фокийцев. Фокийцы были отосланы охранять горную тропу.

213.Между тем персидский царь не знал , что делать . Тогда явился к нему некий Эпиальт и за награду указал персам тропу, ведущую через горы в Фермопилы, и тем погубил бывших  там эллинов.

220. Леонид отослал союзников, чтобы спасти их от гибели. Ему же самому и его спартанцам не подобает покидать место, на защиту которого его как раз и послали…

222…только одни феспийцы и фиванцы остались с лакедемонянами. Эллины знали о грозящей им верной смерти  от врага, обошедшего гору. Поэтому они и проявили величайшую боевую доблесть и бились с врагом отчаянной с безумной отвагой.

 Для проведения анализа исторического источника предлагается пользоваться памяткой  для работы  с текстом.

     Содержание памятки:

  • Прочитайте текст
  • Разделите текст на части и выделите в каждой главную мысль
  • Прочитайте текст второй раз и проверьте, все ли главные мысли отражены в плане
  • Запишите получившийся план в тетрадь

 Ни один из спартанцев не остался в живых. Подвиг спартанцев греки помнили на протяжении многих веков.  На месте битвы они воздвигли памятник, на постаменте которого поместили строки своего лучшего поэта, посвященные погибшим героям:

                               О путник, поведай спартанцам о нашей кончине:

                               Верны законам своим, мы здесь костьми полегли.

Венчала памятник фигура сидящего льва как напоминание о спартанском царе Леониде, чье имя означает «подобный льву». Героическая смерть защитников Фермопильского ущелья в 480 г. до н. э. стала в мировой истории символом воинского мужества.

4.Саламинское сражение.

         Завладев Фермопилами, персидская армия устремилась вглубь Греции. Греческие полководцы понимали, что городу не удастся выдержать длительную осаду мощного войска. Поэтому по решению Народного собрания жители города были переправлены на остров Саламин под защиту греческого флота. Когда персы вошли в Афины, город был пуст. Тогда воины Ксеркса предали его огню.  Греки не считали себя побежденными. Их армия и флот были сохранены. Фемистокл считал, что в первую очередь нужно разрушить сильный персидский флот. Поэтому битва должна была происходить на море в узком Саламинском проливе.  Здесь было достаточно места для легких и быстроходных греческих триер, но громоздкие персидские корабли не могли двигаться там свободно. Морская победа греков должна была решить судьбу всей войны.

         Однако греки сомневались в том, что Фемистокл прав. Тогда Фемистокл решил прибегнуть к хитрости. Он тайно послал в лагерь персов воина-лазутчика. Тот должен был сообщить Ксерксу будто бы правдивые сведения о том, что греческий флот собирается уходить от острова Саламин. Персидский царь поверил донесению и приказал преградить путь кораблям греков. Выходы из Саламинского пролива были закрыты персидскими судами. Сражение в Саламинском проливе стало неизбежным.

Изложение и план сражение представлен на слайде.

Осознав, что потерпел поражение, Ксеркс опасался, что греки отрежут ему путь обратно в Персию. В Греции он оставил только несколько отрядов во главе с опытными полководцами.  Местом сражения были выбраны окрестности города Платеи.  Войском греков командовал выдающийся спартанский военачальник Павсаний. Сражение при Платеях завершило войну греков с персами на Балканском полуострове.  Победа в войнах досталась грекам не случайно. Сплоченность греческих полисов помогла победить страшного врага, намного превосходящего их силой.

IV.

Закрепление нового материала:

Задание: Учащимися  заполняется следующая таблица.

Таб. №1. Причины и результаты греко-персидских войн.

                       Даты

Критерии

490 г. до.н.э.

480г.до н.э.

Причины  

Ход

Результаты

5.

   Инструктаж домашнего задания: параграф 35, ответить на вопросы.

6.

Творческое задание: Представите  себя в роли афинского ремесленника, который стал гребцом или воином на триере. Опишите, как прошла ночь перед Саламинской битвой.  Какую роль  сыграл ваш корабль в сражении? Ученики выполняют работу в группах. После подготовки дети «защищают» свою работу.

7.

Итог урока:  подведение итогов, озвучивание  и аргументируются оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по истории на тему "Древняя Спарта"

Технологическая карта урока 5 класс, по теме « Древняя Спарта»Учитель МБОУ Нюрбачанская СОШВасильев Сергей Викторович, учитель истории, обществознанияЦели урока:• проследить влияние природных усл...

Технологическая карта урока 7 класс. География. Тема урока «Географическое положение и история исследования Антарктиды».

технологическая карта урока по истории исследования и особенностям географического положения Антарктиды. Урок предусматривает различные виды работы, использование презентации, видеофрагментов в ходе у...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:Греко-персидские войны...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Единое государство Китая"...

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"

Технологическая карта урока истории 5 класс Тема урока:" Возвышение Македонии"...

Технологическая карта урока по истории по теме: События октября 1917 года и их последствия.

Тип урокаУрок изучения нового материалаЦель урокаформирование  у обучающихся представления о событиях октября 1917 год, а как о переломных  в истории России.Задачи урока1. Рассмотреть р...

технологическая карта урока по истории по теме: "Реконкиста"

уважаемые колллеги предлагаю вам технологическую карту урока с дидактической структурой урока по теме: "Реконкиста"....