Проверочная работа по обществознанию по теме "Избирательные системы" в 11 классе
методическая разработка по обществознанию (11 класс)
Данная работа включает в себя 2 части: тестовую и работу с текстом в формате ЕГЭ. Данную работу можно предложить для проверки знаний по теме "Избирательные системы" и в качестве подготовки к ЕГЭ по обществознанию по разделу "Политика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 26.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Проверочная работа по теме «Избирательная система». 11 класс. Вариант 1
Часть 1.
1. В стране О парламентские выборы проходят по мажоритарной избирательной системе. Какие признаки присущи этому типу избирательной системы?
1) Устанавливается 5% избирательный барьер для политических партий.
2) Допускается выдвижение независимых кандидатов.
3) Организаторами выборов являются лидеры политических партий.
4) Возможны два тура голосования.
5) Голосование проходит по спискам политических партий.
6) Победителем на выборах считается кандидат, набравший наибольшее количество голосов.
2. В государстве Z прошли парламентские выборы. Какие из перечисленных признаков позволяют сделать вывод о том, что выборы проходили по пропорциональной избирательной системе?
1) Предоставление права голоса всем гражданам, достигшим возраста 18 лет.
2) Голосование по одномандатным округам.
3) Создание единого национального избирательного округа.
4) Голосование прежде всего за программу политической партии.
5) Возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
6) Зависимость количества депутатских мандатов, полученных партией, от количества голосов, поданных за них.
3. Выберите верные суждения об избирательных системах в демократическом государстве.
1) Пропорциональная избирательная система применяется на выборах в представительные органы.
2) Избирательные системы предполагают равенство возможностей политических партий и кандидатов, добровольность участия в выборах.
3) Достоинством пропорциональной избирательной системы считается участие различных политических сил в представительном органе в зависимости от их популярности у избирателей.
4) При проведении выборов по мажоритарной системе депутатские мандаты распределяются между партийными списками в соответствии с голосами, поданными за эти списки.
5) Избирательные системы в демократических государствах обязательно предполагают проведение выборов в два тура.
4. Выберите верные суждения об избирательных системах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Избирательная система — это порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также порядок определения результатов голосования.
2) Избирательная система может быть вертикальной, горизонтальной и смешанной.
3) Выделяют такие виды избирательных систем, как мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
4) Установление избирательного барьера характерно для пропорциональной избирательной системы.
5) Избирательные системы существуют только в демократических государствах.
5. Каждые пять лет в стране Z на альтернативной основе проходят выборы в парламент по мажоритарной системе. Что из перечисленного характеризует избирательную систему данного типа?
1) Устанавливается избирательный порог 2) Принцип состязательности 3) Партийные списки.
4) Побеждает кандидат, набравший наибольшее количество голосов 5) Принцип всеобщности.
6) Выборы проходят по одномандатным избирательным округам.
6. Выберите верные суждения о достоинствах мажоритарной избирательной системы и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) При использовании данной избирательной системы сохраняется тесная связь между избирателями и избранными депутатами.
2) При мажоритарной системе возможно проведение выборов в два тура.
3) Мажоритарная избирательная система не предполагает возможность осуществлять мониторинг потери голосов и нарушений законодательства о выборах на избирательных участках.
4) При мажоритарной системе формируется персональная ответственность победившего кандидата перед избирателями, что стимулирует его соблюдать предвыборные обещания.
5) Практически исключается возможность победы на выборах малочисленных партий, что не позволяет представить весь спектр политических сил в стране.
Проверочная работа по теме «Избирательная система». 11 класс. Вариант 2
Часть 1.
- В демократическом государстве Z правительство формируется блоком партий, победивших на выборах в парламент. Какие факты позволяют сделать вывод, что выборы проходили по пропорциональной избирательной системе?
1) Голосование проводится по спискам политических партий.
2) Все партии и кандидаты обладают равными правами.
3) Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
5) Граждане голосуют прежде всего за программы партий, а не за конкретных людей.
6) Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партию на выборах.
2. В стране Z прошли парламентские выборы. Какие из приведённых фактов свидетельствуют о том, что выборы проходили по пропорциональной системе?
1) В выборах принимают участие независимые беспартийные кандидаты.
2) Количество мест в парламенте, полученное партией, зависит от доли голосов избирателей.
3) Граждане голосуют прежде всего за программу партии, а не за конкретных людей.
4) Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
5) В парламент проходит кандидат, получивший большинство голосов на выборах.
6) Чтобы пройти в парламент, партии необходимо преодолеть определённый избирательный барьер.
3. Выберите верные суждения о выборах в демократическом обществе и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе.
2) Участие в выборах есть важная обязанность каждого гражданина.
3) Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов.
4) Для избирателей вводятся возрастной, имущественный цензы и ценз гражданства.
5) Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора.
4. Страна Z является государством с республиканской формой правления. Выборы президента и парламента страны проходят на демократической основе. Что из перечисленного характеризует избирательное право страны? Запишите соответствующие цифры.
1) Выборы проходят по мажоритарной системе.
2) Избиратель имеет право не сообщать о своём выборе.
3) Устанавливается имущественный ценз.
4) Выборы являются регулярными и альтернативными.
5) В выборах участвуют совершеннолетние граждане, имеющие высшее образование.
6) Каждый избиратель обладает одним голосом.
5. Государство Z при формировании органов государственной власти использует мажоритарный тип избирательной системы. Какие признаки характеризуют избирательную систему данного типа?
1) Кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей.
2) При определённых условиях возможен второй тур выборов.
3) Избиратель голосует не за одного, а за всех кандидатов и ранжирует их список в порядке собственных предпочтений.
4) Наличие устойчивых связей между избирателями и депутатами.
5) Устанавливается необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов.
6) Одна половина депутатов избирается по системе относительного большинства, вторая половина — по партийным спискам.
6. В государстве Z была проведена избирательная реформа. Какие из перечисленных признаков свидетельствуют о том, что выборы в парламент теперь будут проходить по мажоритарной избирательной системе? Запишите соответствующие цифры.
1) Создание одномандатных избирательных округов с примерно равным числом избирателей.
2) Всеобщее, равное, тайное и прямое голосование.
3) Выборы депутатов проводятся по партийным спискам.
4) Наличие 7%-го избирательного барьера при выборах в парламент.
5) Система выборов предусматривает возможность проведения второго тура.
6) Депутатом становится кандидат, за которого проголосовало большинство избирателей.
Часть 2. Прочитайте текст и ответьте на 1,2 вопросы
В последнее время молодёжь России принимает активное участие в избирательных кампаниях кандидатов в выборные органы власти. Речь идёт о разнообразной деятельности: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий.
Молодёжь приходит к этой деятельности, используя как минимум две группы каналов — институциональные и сетевые. При первом варианте их направляют, например, партии или общественные движения, законодательно наделённые таким правом. Другим вариантом рекрутирования являются неформализованные сетевые структуры — связи людей на родственной или дружеской основе. Сетевой рекрутинг формирует доверие среди участников процесса.
Можно выделить разные мотивы, которые побуждают к участию в избирательных кампаниях. Для одних она похожа на весёлое, иногда опасное приключение, воспринимается как интересный формат досуга, где собираются молодые люди для необременительной работы. Такая мотивация встречается у школьников и студентов, которым нечем занять себя в летние каникулы. Политическая повестка, идеологическая дискуссия их мало интересуют.
Другие воспринимают избирательную кампанию как элемент построения карьеры: кто-то планирует освоить профессию политтехнолога, кто-то пытается трудоустроиться в аппарате партии или стать помощником депутата. Не исключены амбиции стать политиком. Но даже если в дальнейшем не планируется связывать карьеру с политикой, молодые люди находят возможности извлечь выгоду, например, обзавестись связями для будущих рекомендаций, строчкой в резюме.
Некоторые молодые люди участвуют в избирательной кампании преимущественно ради денег. Для школьников и студентов это весьма неплохие деньги, но, как правило, их не особо или совершенно не интересует результат.
Ряд молодых людей движим желанием обеспечить соблюдение процедуры выборов. Это люди с повышенной социальной и гражданской активностью. Они находятся в позиции арбитра, который стоит над схваткой и следит за тем, чтобы победил сильнейший. В их шкале предпочтений соблюдение закона стоит выше победы той политической силы, за которую они голосуют.
И лишь небольшая часть политизированных молодых людей куёт победу «своего» кандидата. Они чётко знают, кого они представляют, за кого агитируют.
Независимо от того, какие мотивы привели молодых людей в избирательную кампанию, этот опыт крайне важен для формирования их гражданской позиции. Но последствия такого участия крайне противоречивы. С одной стороны, получив опыт электоральной борьбы, некоторые молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, возможность увидеть «кухню» выборов нередко приводит молодых людей к аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы. (По С. Ю. Барсуковой, А. В. Звягинцеву, Л. С. Лаптиевой)
Вопросы:
- Какие виды деятельности, осуществляемые молодыми людьми в ходе избирательной кампании, указаны в тексте? (Выпишите соответствующее предложение из текста). Какие каналы, по мнению авторов, используются для рекрутирования молодёжи в избирательные кампании? Что позволяет авторам судить о противоречивости последствий участия в избирательной кампании?
2. В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук.
Используя обществоведческие знания,
– укажите не менее трёх основных признаков понятия «демократические выборы»;
– объясните связь повышенной социальной и гражданской активности с мотивацией участия в избирательной кампании.
Часть 3. Обоснуйте необходимость периодических альтернативных выборов в демократическом обществе. (Обоснование должно быть дано с опорой на обществоведческие знания в нескольких связанных между собой распространённых предложениях, раскрывать причинно-следственные и(или) функциональные связи).
Какие принципы демократических выборов реализуются в нашей стране? (Назовите любые три принципа). Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему его значение в политической жизни общества и государства.
Ответы: Проверочная работа по теме «Избирательная система». 11 класс
Часть 1.
1 вариант | 2 вариант |
|
|
Часть 2. Ответы на вопросы по тексту:
1. Решение:
1) Ответ на первый вопрос, например: уличная агитация, работа в штабе, исполнение обязанностей наблюдателей или членов участковых избирательных комиссий;
2) Ответ на второй вопрос, например: институциональные и сетевые каналы;
3) Ответ на третий вопрос, например: с одной стороны, молодые люди начинают активно интересоваться политикой и вовлекаться в избирательный процесс. С другой стороны, это ведёт к их аполитичности и полной отстранённости от электоральной темы.
Элементы ответа могут быть представлены как в форме цитат, так и в форме сжатого воспроизведения основных идей соответствующих фрагментов текста.
Источник: Сборник Чернышева О.А. (Легион)
2.Решение:
1) основные признаки понятия «демократические выборы», например:
– альтернативность,
– равенство голосов;
– добровольность;
– всеобщность;
– гласность избирательного процесса.
(Могут быть приведены другие признаки при обязательном указании двух первых признаков из перечня).
Данный элемент ответа засчитывается только при указании в данной или близкой по смыслу формулировке трёх или более признаков, в том числе из приведённого перечня, и при отсутствии неверных позиций.
2) объяснение с опорой на положения текста, например:
Молодёжь с повышенной социальной и гражданской активностью стремится участвовать в избирательных кампаниях ради соблюдения установленной законом процедуры выборов, чтобы «победил сильнейший».
Может быть приведено другое корректное объяснение. Объяснение, данное без опоры на положения текста, не засчитывается при оценивании.
Часть 3.
Решение:
Обоснование: Периодические альтернативные выборы являются формой проявления суверенитета народа, его политической роли как источника власти. Альтернативные выборы, в которых участвуют кандидаты от различных политических сил, позволяют представлять в органах власти интересы разных общественных групп, обеспечивают саму возможность выбора для избирателей. Периодические выборы способствуют сменяемости власти. Они позволяют осуществлять наибольшее влияние на власть, обеспечивать её ответственность пе ред народом, изменять политический курс и т. д.
Ответ на вопрос:
1. Свободные выборы
2. Всеобщие выборы
3. Тайное голосование
(Ответ на вопрос засчитывается только при корректном указании трёх принципов демократических выборов при отсутствии некорректных принципов демократических выборов).
Примеры:
1. На выборах президента РФ каждый избиратель самостоятельно формирует свою политическую позицию и на этом основании делает свой выбор, за какого кандидата голосовать. Иван Петрович является сторонником КПРФ, поэтому проголосовал за Г. Зюганова - кандидата от этой партии, таким образом, реализация принципа свободных выборов позволяет выявить действительные настроения граждан и сформировать представительные органы власти.
2. В соответствии с Конституцией РФ правом избирать обладают граждане РФ, достигшие 18 лет, кроме признанных судом недееспособными и содержащихся в местах лишения свободы по приговору суда - таким образом, реализация принципа всеобщих выборов обеспечит политическое участие каждого гражданина, сопричастность всех граждан с общей судьбой страны.
3. Андрей Петрович пришёл на избирательный участок, предъявив паспорт, получил бюллетень, затем прошёл в специальную кабинку для голосования, там, защищённый от посторонних глаз, отметил фамилию кандидата, за которого решил отдать свой голос, - тайное голосование исключает возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина, гражданин может не бояться мести или неблагоприятных последствий, если его мнение не совпадает с мнением большинства.
Засчитываются только обоснование, сформулированное как распространённое предложение, и примеры, сформулированные развёрнуто (отдельные слова и словосочетания не засчитываются).
Источник: Сборник Чернышева О.А. (Легион)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проверочная работа по обществознанию в 6 классе "Человек-личность"
Задания в работе составлены по образцу КИМов, что способствует развитию навыков решения таких заданий и подготовке к ЕГЭ уже в 6 классе....
Проверочная работа по обществознанию в 9 классе "Права человека и гражданина"
Задания составлены по образцу КИМов...
Проверочные работы по обществознанию в 10 классе ( профильный уровень)
Материал разработан за курс 1-й четверти. Он представлен в двух вариантах с ответами....
Итоговая проверочная работа по обществознанию 10 класс
Проверочная работа по обществознанию для 10 класс итоговая по учебнику Боголюбова...

Проверочная работа по обществознанию Социальная сфера.10 класс
Ресурс предназначен для проверки знаний учащихся по обществознанию 10 класса по теме «Социальная сфера».Работа составлена в формате ЕГЭ, содержит 10 заданий группы А, задания В-3, В-4, В-5...

Проверочная работа по обществознанию 10 класс, базовый уровень.
Проверочная работа по обществознанию 10 класс....

Вопросы к проверочной работе по теме «Кожа. Мочевыделительная система. Эндокринная система»
Вопросы к проверочной работе по теме «Кожа. Мочевыделительная система. Эндокринная система» (8 Класс)...