Конкуренция и её виды
план-конспект урока по обществознанию (9 класс)

Турубанова Алёна Сергеевна

Создать условия для формирования представлений о конкуренции в экономике;

типах конкуренции, их отличиях и сходствах;

Положительных и негативных сторонах экономической конкуренции

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurentsiya.docx28.89 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта к уроку «Конкуренция и её виды»

Тема урока

Конкуренция и её виды

Тип урока

Освоение новых знаний

Дата урока

23.11.2023

Образовательные

ресурсы

  • учебник И.П. Насонова «Обществознание»  9 класс. 2-е изд.-М, изд.Вентана-Граф,2018 г.-189 с
  • Мультимедийная презентация «Конкуренция и её виды»

План урока

План урока:

1.Понятие конкуренции

2.Типы конкуренции (раздаточный материал Приложение 1.«Характерные черты рынка по типу  конкуренции»)

4.Закрепление пройденного материала

5.Домашнее задание

Цели урока

Создать условия для формирования представлений о конкуренции в экономике;

типах конкуренции, их отличиях и сходствах;

Положительных и негативных сторонах экономической конкуренции

Методы и формы обучения

Методы: интерактивный

Формы: индивидуальная, фронтальная, групповая работа

Образовательные технологии

Здоровьесберегающие, игровые технологии, обучение в сотрудничестве (групповая работа), информационно-коммуникативные технологии.

Основные понятия

Конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, совершенная(чистая)конкуренция

Планируемые образовательные результаты

Объем освоения и уровень владения компетенциями

Компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность

Научатся: определять, чем совершенная конкуренция отличается от несовершеннойконкуренции, выявлять их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и экономическими терминами, делать выводы.

Получат возможность научиться: анализировать объекты; ориентироваться на понимание причин успеха в учебе; формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации, выделять главное

Целостно-смысловая компетенция

Умеют: определять собственные ценностные ориентиры по отношению к предмету и сферам деятельности; вступать в речевое общение; работать с определениями; осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы

урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Универсальные учебные действия

(УУД)

I. Повторение пройденного материала

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Предлагает решить тест по пройденным темам. Охарактеризовать типы общества. Направляет обсуждение, задает наводящие вопросы. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Решают тест, дают характеристику типам общества и обсуждают тему урока.

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

II. Актуализация знаний

Беседа по теме «Экономическая конкуренция»

Вопросы:

- Что такое конкуренция?

- В каких сферах жизни общества она встречается?

Просит привести примеры проявления конкуренции в каждой из сфер жизни общества

Высказывают свои суждения о конкуренции, отвечают на вопросы учителя, актуализируют имеющиеся знания по теме.

Коммуникативные: применяют правила делового сотрудничества; сравнивают разные точки зрения

III. Изучение нового материала

1. Презентация «Конкуренция и её виды»

1.Втечении урока будем заполнять таблицу о видах конкуренции.

Ставит задачу.

1. Знакомятся с новой информацией, отвечают на вопросы учителя, задают уточняющие вопросы, обсуждают увиденное, делают записи.

Познавательные: умеют находить нужную информацию, выделять главное; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о предпринимательской деятельности.

2.Интерактивная часть урока

2. Дает пояснения.

Задает вопросы для обсуждения (вопросы выведены на слайдах

- Какими неценовыми способами производители могут привлечь внимание покупателей к своему товару?

- в чем недостатки монополии?

- Приведите пример олигополии

2.Обсуждают, заданные учителем вопросы в своей группе, отвечают на поставленный учителем вопрос,

Дополняют ответы своих товарищей.

Коммуникативные: участвуют в коллективном обсуждении проблем; обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Регулятивные: удерживают цель деятельности до получения ее результата; осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности; составляют план последовательности действий.

Личностные: сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу

4. Работа с текстом

Р. Строуп, Дж. Гвартни «Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма…»

4.Просит прочитать текст, выписать из него, какие положительные в стороны конкуренции названы в тексте.

Выводит на слайд Положительное и отрицательное влияние конкуренции.

4.Читают текст,анализируют его

Выписывают положительные стороны конкуренции,

перечисленные в тексте.

IV. Итоги урока.

Рефлексия

Закрепление пройденного материала на тестовых заданиях.

Предлагает проанализировать, заполненную на уроке таблицу с правильными ответами.

Предлагает учащимся ответить на вопросы заданий. Обсуждает ответы.

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу на уроке. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Личностные: оценивают собственную учебную деятельность.

Регулятивные: умеют оценивать свою работу на уроке; анализируют эмоциональное состояние, полученное от успешной (неуспешно) деятельности на уроке

Домашнее

задание

Домашнее задание на параграф 10 вопросы после параграфа устно

Конкретизирует домашнее задание

Записывают

домашнее

задание

Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма. Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса. Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи и вводить новые технологии. То же самое относится и к размеру фирмы. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией.

(по Р. Строуп, Дж. Гвартни)

Конкуренция так же важна для рыночной экономики, как кровь для человеческого организма. Конкуренция оказывает давление на производителей, побуждая тех эффективно вести дела и учитывать запросы потребителей. Она устраняет тех участников, которые доказали собственную неэффективность: фирмы, не способные предоставлять потребителям качественные товары по конкурентным ценам, терпят убытки и постепенно вытесняются из бизнеса. Удачливым конкурентам приходится вести дела лучше, чем это делают фирмы-соперники. Добиваться этого можно различными способами: высоким качеством выпускаемой продукции, привлекательностью её внешнего вида, отличным сервисом, удобством расположения офиса, рекламой и ценами, но при этом необходимо предлагать потребителям услуги, по ценности уж никак не меньшие, чем у ваших конкурентов. Конкуренция является для фирм сильным стимулом создавать продукты улучшенного качества и внедрять более дешёвые способы производства. Никто точно не знает, какой именно продукт потребители захотят иметь в недалёком будущем или какая технология поможет свести к минимуму удельные издержки на единицу продукции. Конкуренция помогает найти ответ на этот вопрос. Потребители являются окончательными судьями успешности нововведений и удачливости бизнеса. Производители, которые хотят выжить в конкурентной среде, не могут позволить себе благодушия. Продукт, обеспечивающий успех сегодня, может не выдержать испытания конкуренцией завтра. Чтобы преуспевать на конкурентном рынке, фирмы должны уметь предвидеть, распознавать и быстро внедрять плодотворные идеи и вводить новые технологии. То же самое относится и к размеру фирмы. Благодаря рыночной конкуренции издержки и потребительский спрос определят оптимальные тип и размер фирмы на каждом отдельном рынке. В конкурентной среде даже самые алчные в своём стремлении к получению прибыли вынуждаются служить интересам других и предоставлять потребителям блага, по крайней мере равноценные тем, какие может предоставить им кто-либо ещё. Каким бы парадоксальным это ни казалось, своекорыстие является мощнейшим источником экономического прогресса, если только оно направляется конкуренцией.

(по Р. Строуп, Дж. Гвартни)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рыночная конкуренция. Маркетинг.

Урок на тему "Рыночная конкуренция. Маркетинг" посвящен изучению основ рыночной экономики, маркетинга, отношениям производителей и потребителей. В ходе используются игровые ситуации, кейс - методы, ин...

рынок цена конкуренция

рынок цена конкуренция...

Презентация к уроку по теме "Конкуренция" - 5 кл., экономика

Презентация  к уроку по теме  "Конкуренция" - 5 кл., экономика...

Презентация по теме урока "Конкуренция. Типы рынков" (9 класс)

Материал презентации можно использовать для проведения урока по теме...

Виды рыночной конкуренции

В данной презентации рассматриваются виды рыночной конкуренции...

Презентация на тему: "Конкуренция и ее виды"

Презентация подготовлена для урока экономики 9-го класса...

Конкуренция и ее виды

Презентация по теме "Конкуренция и ее виды"...