Избирательное право
план-конспект урока по обществознанию (11 класс)

Избирательное право

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_izbir.pravo_.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Избирательное право

Цель урока: сформировать у учащихся представление об избирательной системе Российской Федерации и позитивное отношение к реализации своего избирательного права.

Задачи урока: 

 образовательная: изучить принципы избирательного права, систему избирательных комиссий, выяснить, как проходят выборы по пропорциональной, мажоритарной, смешанной системам;

 воспитательная: способствовать формированию социальноактивного поведения личности;

 развивающая: продолжить работу по развитию умений анализировать, выделять причинно-следственные связи, отстаивать свою точку зрения.

Ход урока:

1 этап. Погружение в проблему.

2 этап. Освоение нового материала.(работа в группах)

3 этап.  Избирательная система

4 этап. Подведение итогов - гражданская позиция по отношению к выборам.

5  этап.  Домашнее задание:

Основные вопросы содержания.

1.Понятие «выбор» и его роль в жизни человека.

2. Избирательное право в РФ:

- цель,

- виды,

- ограничения,

- принципы,

- значение для государства и гражданина.

3. Избирательные системы.

4. Гражданская позиция по вопросу  о выборах.

    Учитель:Мы с вами живем в сложном противоречивом мире. И нам нельзя быть безучастными к своей стране. Ведь каждый из нас является гражданином России! А быть гражданином – это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны.

    Всем нам хорошо известны такие понятия как кандидаты, депутаты, Госсовет, Государственная Дума, президент, голосование.

Скажите, пожалуйста, что объединяет все эти понятия?

 Ответы учеников: Все эти понятия связаны с процессом выборов.

Учитель: С каким правом можно связать выборы?

Избирательным правом.

Учитель: Итак, ребята как вы думаете. Какова же тема нашего сегодняшнего урока?    

Выборы

Учитель: Конечно, же, вы догадались правильно. Тема сегодняшнего урока «Избирательное право в  РФ запишем ее в тетрадь.

1.        Какие ассоциации возникают у вас  со словом «выбор»?

Принятие решения, определить путь, голосование, проблема, осознанность, раздумье перепутье, предпочтение, разрешение неопределенности

2. Выскажите и обоснуйте свое мнение о важности выбора в жизни.

 Принятые решения в жизни, влияют на   будущее человека и определяют его  путь.

  Учитель: В жизни человеку всегда приходится что-то выбирать: друзей, профессию, спутника жизни, поступки и т. д

Сделать выбор всегда очень трудно, но еще труднее выбирать, когда речь идет о вашей будущей судьбе, будущем ваших родителей, детей, целого государства. Сегодня мы будем говорить об избирательном праве и избирательной системе, о демократических выборах.

Чтобы более плодотворно работать мы разделимся на группы

3.Продолжите предложение.

Участие в выборах нужно для того, чтобы ___________________.

варианты ответа.

•        выбирать достойного президента

•        чтобы влиять на жизнь в стране

•        чтобы выбрать самого лучшего

•        это право человека

•        чтобы сделать свой выбор

•        так надо

•        не знаю

--- Мы выбираем, чтобы принять участие в выборе тех, кто будет во власти , выражаем свою волю, исполняем свой долг

Учитель: Следовательно если мы выбираем, то делая выбор в пользу того или иного кандидата  в депутаты  или президенты , выражаем свою волю, свой взгляд на ситуацию в стране

        В  демократическом    обществе  гражданин  имеет  большие возможности  реализовать  свои  цели,  но  вместе  с  тем  несет  большую ответственность за судьбу государства, в котором живет.

 Одним из главнейших признаков демократического общества являются выборы, как важнейшая форма прямого волеизъявления народа.  

Значит выборы – это (ответы учеников)

 Назовите главную цель процедуры выборов и запишите значение этого понятия. ( ответы учеников)

Выборы – это юридически узаконенная процедура, в рамках которой граждане определяют, кто будет представлять  их интересы в тех или иных органах власти.

Учитель: Избирательное  право  составляет  важную  часть  жизни многих  граждан.  Знать  и  уметь  пользоваться  этими  правами  необходимо каждому давайте, вместе разберемся в том, что такое избирательное право

Перед вами раздаточный материал  ст. 3, 32  Конституции РФ ознакомьтесь, пожалуйста

О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

(ответы учеников)

Исходя из положений конституции можно сделать вывод о том что единственный источник власти - это народ. Следовательно, у каждого человека есть власть. Эта власть выражена, прежде всего, в  праве избирать и быть избранным.

Учитель: Что такое Избирательное право?

 Избирательное право  – это право граждан избирать и быть избранным в государственные органы.

 Давайте запишем это

 Дополните схему виды избирательного права

.Каким бывает избирательное право?          Активным и пассивным

Активное избирательное право – это право избирать, а пассивное избирательное  право  –  право  быть  избранным  в  органы  государственной власти и местного самоуправления.

 -Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного права?

ТРЕБОВАНИЯ:

 1.  Достижение определенного возраста. ( Президентом - с 35 лет). Депутатом Госдумы – с 21 года

 2.  Знание проблем государства и определённое время проживания в РФ. (Президент – проживание в России последних 25 лет постоянно).

 3.  Один и тот же человек не может одновременно занимать должность в различных ветвях власти (Депутат Государственной Думы не может стать Президентом и наоборот).

 4.  Право избирать и быть избранными имеют граждане, достигшие 18 лет.

Какие категории граждан лишены избирательного права?  

ЛИШЕНЫ ЭТОГО ПРАВА:

1.  Лица, находящиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

2.  Лица, признанные недееспособными  (т.е. не способными нести ответственность за свои поступки, психически больные)

5. Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

6. Каковы принципы участия граждан в выборах?

Принципы участия граждан в выборах :

 1.  Всеобщее  избирательное  право  –  избирать  могут  все,  кроме  лиц,

указанных в Законе. Не должно устанавливаться ограничений для участия в

выборах  за  исключением  лиц,  не  достигших  нужного  возраста,

недееспособных, совершивших преступления.

 2. Равное избирательное право – один человек – один голос.

 3.  Прямое  избирательное  право  –  избиратель  голосует  «за»  или  «против»

кандидатов непосредственно и лично.

 4. Тайное голосование – без контроля со стороны.

Учитель: Таким образом выборы в нашей стране всеобщие, прямые, равные при тайном голосовании.

Своим правом избирать вы сможете воспользоваться уже через  год.  Мировая  практика  показывает:  чем  активнее  и  сознательнее  участвует  в  выборах  население,  тем  скорее  и  лучше  решает  сложные проблемы  страна,  тем  устойчивее  ее  экономическое,  социальное, политическое развитие.

   Участие  в  выборах  –  дело  добровольное.  Но  это  проявление

ответственности  и  правовой  культуры  каждого  гражданина.  

    Есть конечно и те, кто сознательно не участвует в выборах. Это явление мы называем абсентеизмом.  

Если мы не будем ходить на выборы, к чему это может привести?    Какой вывод мы можем сделать?     

3. Учитель: Перед вами на рабочих столах схема. Внимательно изучите её и ответьте на вопросы.  (Приложение 1) У каждой группы свое задание

1. Что такое избирательная система?

2. Из каких структурных компонентов она состоит?

3. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?

 4. Какие виды избирательных систем существуют в мире?

 5. Какая избирательная  система действует в России?

6. В чём достоинства и недостатки, на ваш взгляд, избирательных систем?

  Теперь  самостоятельно выполняем  следующее задание

Ситуация 1.Найдите  недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы, проанализировав результаты выборов в стране N с вымышленным названием «Мажоритария»

На президентских выборах баллотировалось пять кандидатов: А, B, C, D, E. Для победы в первом туре необходимо было получить свыше 50 % голосов избирателей. Кандидат А получил 35 % , В- 25 %, С – 15 %, D – 12 %, Е – 10% голосов избирателей, пришедших на избирательные участки. Таким образом, ни один из кандидатов не сумел получить необходимой поддержки. Потребовалось проведение второго тура выборов, в который прошли кандидаты А и В. В результате повторного голосования победу одержал кандидат А – получивший поддержку 29 % голосов избирателей данной страны. Кандидата В поддержали лишь 21 % избирателей.

  Через год в стране состоялись парламентские выборы по мажоритарной системе относительного большинства. В выборах приняло участие 45 % избирателей, живущих в данном государстве. В результате был сформирован парламент, в котором большинство депутатов представляли одну партию. Это позволило сформировать однопартийное правительство, которое управляло страной на протяжении всего срока.

Ситуация 2.        Найдите преимущества и слабые звенья в пропорциональной системе, проанализировав следующую ситуацию в стране  N с вымышленным названием «Пропорционария»

                В выборах парламента участвовало 10 партий, семь из которых сумели туда пройти.                 Партия А  получила 22 % голосов и соответственно 25 % мест в парламенте, В – 19 % голосов (20% депутатских мандатов), С – 15 % (15 %), D – 11, 5 % (12 %) и т.д.

                Таким образом, ни одна партия не имела большинства, необходимого, чтобы сформировать правительство. По крайней мере, три партии должны были договориться между собой и создать коалицию. Но программы партий были настолько различны, что по любому поводу возникали недоразумения. За полгода поменялось три правительства. Депутаты делали попытки образовать стабильное правительство, но безуспешно. После очередного распада правящей коалиции глава государства был вынужден распустить парламент и объявить о досрочных парламентских выборах.

Учитель: Вам было задано опережающее задание, подготовить инсценировку ситуации возникающих во время выборов и выявить, что нарушено.

Ситуация № 1. Председатель участковой избирательной комиссии:

- Здравствуйте, уважаемые наблюдатели. Проходите, занимайте места. А мы

уже все приготовили к приходу избирателей. Чтобы не тратить ваше время,

мы даже опечатали урны для голосования. Чтобы не создавать очередей, мы

разрешаем  заходить  в  кабинки  для  голосования  всей  семье.  Ведь  они

 родственники, что им скрывать друг от друга.

Пожалуйста, ваша группа.  Какие нарушения здесь мы наблюдали?

непредъявление пустых урн наблюдателям перед опечатыванием.  

массовое вхождение избирателя в кабинку для голосования.

Ситуация № 2.

Из разговора с членом избирательной комиссии:

- Приходит человек на выборы, а дома у него старики. Трудно им прийти, а

проголосовать хотят. Вот и поручили сыну за них это сделать. Как не пойти

человеку  навстречу.  Разрешаем.  А  эти  наблюдатели,  везде  они  хотят

поучаствовать. Ничего, обойдемся и без них. 8 часов вечера и до свидания –

сами справимся – и бюллетени подсчитаем и итоги подведем. А они узнают

результаты в районной избирательной комиссии.  

 Каковы нарушения в данной  ситуации

- голосование за родственников.  

-устранение наблюдателей при подсчете голосов.

4.Учитель: Участие в выборах – право или обязанность?  Выскажите свою гражданскую  позицию по отношению к выборам (примерные ответы учеников)

Быть избирателем – это обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы.

Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы. То есть, судьба и развитие нашей страны в их руках. Но мы, граждане своей страны, естественно, не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов. А самый важный выбор каждого гражданина - выбор Президента. И уже от нашего выбора будет зависеть развитие нашего государства.  

Учитель:Правильно ребята, вы  не раз продемонстрировали свою гражданскую позицию  по этому вопросу. Давайте посмотрим   информационно - разъяснительный видеоролик,  по избирательному праву подготовленный вами еще в 9 классе. ( показ видеоролика)

Учитель: Сегодня  мы  с  вами  узнали  очень  многое  о  выборах,

 вы  достаточно  умело,  грамотно выражаете  свои  мысли,  отстаиваете  свою  точку  зрения,  уважаете  мнение других,  это  очень  важно,  значимо  и  для  вас,  и  для  меня,  и  для  нашего региона.  Оцените, пожалуйста, свою работу в группе.

Все вы, ребята, будущие избиратели

И помните, что   только  мы – простые  граждане – в силах  изменить  политическую  жизнь  страны  в  лучшую  сторону. Это  можно  сделать, прежде  всего, участвуя  в  выборах.

   Как вы  считаете ребята, мы справились с целями урока?

Посмотрите перед вами лист самооценивания и ответьте на вопросы

(Лист самооценки работы группы)

5.Выставление оценок. В качестве домашнего задания предлагаю написать

мини-сочинение и поразмышлять над следующим высказыванием Лоренса

Питера «Выборы - единственная гонка, в которой выигрывает большинство

Участников»

Всем спасибо до свидания.

 Приложение 1

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image001.pnghttps://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image002.pngИзбирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.

Она включает два структурных компонента

 

Избирательное право – комплекс                                Избирательный процесс – комплекс действий  правовых норм о порядке выборов                    в процессе выборов

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image003.png

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image003.png

В узком смысле – политическое прав                     Включает ряд последовательно

гражданина избирать (активное) и                        осуществляемых этапов:

быть избранным (пассивное) в органы                - организационный

власти                                                                      - выдвижение и регистрация кандидатов

В широком смысле – нормы субъектив-               - предвыборная агитация

ного избирательного права в сочетании               - голосование и определение результатов

с другими нормативными правилами                   - обнародование итогов выборов и

выборов                                                                     предоставление финансового отчёта о

                                                                                      расходовании средств на выборы

 Избирательная система

Мажоритарная система                                      Пропорциональная система

Способ определения результатов                        Способ определения результатов

 голосования, при котором для                             голосования, в основу которого положен

получения мандата требуется                               принцип распределения мест пропорцио-

собрать установленное законом                           нально полученному каждой партией коли                

 большинство голосов                                                                                честву голосов

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image004.png

 

 

              Разновидности

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image005.png

Принцип абсолютного большинства              Принцип относительного большинства

Избранным считается кандидат,                       Побеждает кандидат, набравший голосов

набравший абсолютное большин-                    больше, чем каждый из его соперников

ство голосов, т.е 50% + 1 голос

 пропорциональная:

        

Статья 32.

•        Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.

•        Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

•        Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1.     О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

Ситуация 1.

Найдите  недостатки и достоинства мажоритарной избирательной системы, проанализировав результаты выборов в стране N с вымышленным названием «Мажоритария»

На президентских выборах баллотировалось пять кандидатов: А, B, C, D, E. Для победы в первом туре необходимо было получить свыше 50 % голосов избирателей. Кандидат А получил 35 % , В- 25 %, С – 15 %, D – 12 %, Е – 10% голосов избирателей, пришедших на избирательные участки. Таким образом, ни один из кандидатов не сумел получить необходимой поддержки. Потребовалось проведение второго тура выборов, в который прошли кандидаты А и В. В результате повторного голосования победу одержал кандидат А – получивший поддержку 29 % голосов избирателей данной страны. Кандидата В поддержали лишь 21 % избирателей.

                 Через год в стране состоялись парламентские выборы по мажоритарной системе относительного большинства. В выборах приняло участие 45 % избирателей, живущих в данном государстве. В результате был сформирован парламент, в котором большинство депутатов представляли одну партию. Это позволило сформировать однопартийное правительство, которое управляло страной на протяжении всего срока.

Ситуация 2.

        Найдите преимущества и слабые звенья в пропорциональной системе, проанализировав следующую ситуацию в стране  N с вымышленным названием «Пропорционария»

                В выборах парламента участвовало 10 партий, семь из которых сумели туда пройти.                 Партия А  получила 22 % голосов и соответственно 25 % мест в парламенте, В – 19 % голосов (20% депутатских мандатов), С – 15 % (15 %), D – 11, 5 % (12 %) и т.д.

                Таким образом, ни одна партия не имела большинства, необходимого, чтобы сформировать правительство. По крайней мере, три партии должны были договориться между собой и создать коалицию. Но программы партий были настолько различны, что по любому поводу возникали недоразумения. За полгода поменялось три правительства. Депутаты делали попытки образовать стабильное правительство, но безуспешно. После очередного распада правящей коалиции глава государства был вынужден распустить парламент и объявить о досрочных парламентских выборах.

Лист самооценки работы группы

Оцени работу своей группы:

Все ли члены группы принимали участие в работе?

А) Да, все работали одинаково;

Б) Нет, работал только один;

В) кто- то работал больше, кто- то меньше других.

Дружно ли вы работали? Были ссоры?

А) Работали дружно, ссор не было;

Б) Работали дружно, спорили, но не ссорились;

В) Очень трудно было договариваться, не всегда получалось.

Тебе нравится результат работы группы?

А) Да, всё получилось хорошо;

Б) Нравится, но можно сделать лучше;

В) Нет, не нравится.

4. Оцени свой вклад в работу группы.

А) Почти всё сделали без меня;

Б) Я сделал очень много, без меня работа бы не получилась;

В) Я принимал участие в обсуждении.

Статья 3

  • Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ
  • Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления
  • Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы
  • Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону

Статья 32.

  • Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
  • Граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
  • Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Вопросы к документу:

1.О каком праве граждан РФ идет речь в статьях Конституции РФ?

2. Что такое избирательное право?

3.Каким бывает избирательное право?          

4. Какие требования выдвигаются к осуществлению пассивного права?

5.Какие категории граждан лишены избирательного права?  

6. Что такое референдум? Какие вопросы выносятся на референдум?

7.В чем отличие референдума от выборов?

8. Каковы принципы участия граждан в выборах?

2. Перед вами на рабочих столах схема. Внимательно изучите её и ответьте на вопросы.  

1. Что такое избирательная система?

2. Из каких структурных компонентов она состоит?

3. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?

4. Какие виды избирательных систем существуют в мире?

 5. Какая избирательная  система действует в России?

6. В чём достоинства и недостатки, на ваш взгляд, избирательных систем?

 Приложение 1

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image001.pnghttps://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image002.pngИзбирательная система – порядок выборов в представительные учреждения и выборных должностных лиц, а также определение результатов голосования.

Она включает два структурных компонента

 

Избирательное право – комплекс                                Избирательный процесс – комплекс действий  правовых норм о порядке выборов                    в процессе выборов

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image003.png

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image003.png

В узком смысле – политическое право                   Включает ряд последовательно

гражданина избирать (активное) и                        осуществляемых этапов:

быть избранным (пассивное) в органы                - организационный

власти                                                                      - выдвижение и регистрация кандидатов

В широком смысле – нормы субъектив-               - предвыборная агитация

ного избирательного права в сочетании               - голосование и определение результатов

с другими нормативными правилами                   - обнародование итогов выборов и

выборов                                                                     предоставление финансового отчёта о

                                                                                      расходовании средств на выборы

 Избирательная система

Мажоритарная система                                      Пропорциональная система

Способ определения результатов                        Способ определения результатов

 голосования, при котором для                             голосования, в основу которого положен

получения мандата требуется                               принцип распределения мест пропорцио-

собрать установленное законом                           нально полученному каждой партией коли                

 большинство голосов                                            честву голосов

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image004.png

 

 

              Разновидности

https://documents.infourok.ru/a5c5574b-ce53-42a1-9736-443258944921/0/image005.png

Принцип абсолютного большинства              Принцип относительного большинства

Избранным считается кандидат,                       Побеждает кандидат, набравший голосов

набравший абсолютное большин-                    больше, чем каждый из его соперников

ство голосов, т.е 50% + 1 голос

 пропорциональная:

4. Какие виды избирательных систем существуют в мире?

5. Какая избирательная  система действует в России?

6. В чём достоинства и недостатки, на ваш взгляд, избирательных систем?

1. Что такое избирательная система?

2. Из каких структурных компонентов она состоит?

3. Какие этапы включает в себя избирательный процесс?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сканворд "Избирательное право, избирательный прцесс"

Данный сканворд, в основном, содержит слова касающиеся избирательного права. Файл содержит также сканворд с ответами....

Демократические выборы. Избирательное право и избирательные системы.

Разработка   урока  обществознания  в  10  классе (2 часа). Материал принимал участие в межрегиональном конкурсе методических пособий и разработок по формированию электор...

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс"

Программа элективного курса "Избирательное право и избирательный процесс" 9 класс...

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"

Урок по теме: "Избирательное право. Избирательный процесс"Цель :Углубить и систематизировать знания учащихся по теме.Задачи:Подвести учащихся к пониманию того, что через выборы осуществляется представ...

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса..

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

Методический материал по вопросам избирательного права и избирательного процесса

Показать необходимость участия каждого человека в политической жизни общества....

«Избирательное право. Избирательный процесс»

Данный материал содержит лекцию, пресс-конференцию с детьми, лабораторную работу и практикум...