Защита Отечества
план-конспект урока по обществознанию (7 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.61 КБ | |
| 26.54 КБ | |
| 20.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Оценочный лист
ученика(цы) 7 класса
ФИ_____________________________
Этапы урока | Вид работы | Отметка |
Проверка домашнего задания | Тест | |
Фронтальный опрос (звезда) | ||
Изучение нового материала | Практическая работа (работа с учебником с.90-91) | |
Применение полученных знаний на практике
| Самостоятельная работа | |
Работа в группах (пословицы) | ||
Итоговая отметка: | ||
Предварительный просмотр:
Цель урока: опираясь на традиции защиты Отечества, познакомить подростков с перспективами военной службы, подвести их к осознанию необходимости уже в их возрасте готовиться к выполнению воинского долга; показать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством.
Задачи урока:
личностные: понимать, что из числа обязанностей гражданина России обязанность защищать свою Родину связана с патриотическими чувствами и нравственным долгом перед Отечеством;
вырабатывать у учащихся осознанную необходимость подготовки к выполнению воинского долга
метапредметные: научиться целеполаганию, формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать свою точку зрения, анализировать дополнительную литературу, делать выводы, работать по тексту учебника,
предметные: знать основные положения урока, термины: армия, священный долг, патриотизм, гражданственность; узнать, почему защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина, ознакомиться с основными видами внешних и внутренних угроз безопасности России; подвести учащихся к пониманию важности моральной и физической подготовки к службе в армии.
Учебно-методическое обеспечение:
- Конституция Российской Федерации, Москва, 2006 г.
- Уголовный кодекс РФ, Москва, 2014 г.
- Толковый словарь русского языка под редакцией С. И. Ожегова
- Обществознание, учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений под редакцией Л.Н.Боголюбова, Л.Ф.Ивановой, Москва,«Просвещение», 2007 г.,
Методы обучения:
- словесный, наглядный, практический;
- проблемный, частично-поисковый – систему логически связанных заданий и вопросов, целью которых является решение новой для учащихся проблемы.
Ход урока
- Организационный момент:
Слайд 1
Здравствуйте. Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости.
Перед вами на столе лежит оценочный лист, в котором прописаны этапы урока. За каждый этап урока вы будите выставлять себе отметку, в соответствии с критериями. В конце урока выставите себе итоговую отметку
Слайд2. Оценочный лист
- Проверка домашнего задания
Как всегда, в начале урока проведем проверку домашнего задания.
Предлагаю выполнить тест (который лежит у вас на столе) по теме: «Почему важно соблюдать законы?»
Окончание работы покажите правильной посадкой.
А теперь сравните свои результаты с правильными ответами (Слайд3) и оцените себя согласно приведенным ниже критериям и выставите отметки в оценочный лист.
Слайд 4. Перед вами изображена пятиконечная звезда. Каждая фигура скрывает в себе вопрос. Вам необходимо выбрать номер фигуры, зачитать вопроси ответить на него. Если вы ответили правильно, поставьте себе в оценочный лист, отметку «5», если нет, постарайтесь работать активнее на следующих этапах урока.
Ответьте за минуту
- Что такое юридический закон? ( Правила, которые устанавливает государство)
- Как называется главный закон государства? (Конституция)
- Как называется сборник законов царя Алексея Михайловича? ( Соборное уложение)
- В чем заключается справедливость? (Справедливость заключается в том, чтобы каждый получал то, что имеет право)
- Какой специалист должен хорошо разбираться в законах? (Юрист)
- Что такое порядок? (Порядок – это правильное устройство
- Актуализация опорных знаний
Слайд 11.Предлагаю прослушать музыкальную композицию и сформулировать тему нашего урока.
Прослушивание музыки
Как вы думаете, какая тема нашего урока (ответы)
Правильно, ребята! Тема урока «Защита Отечества»Слайд 12.
Откройте тетради и запишите число и тему урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с документами, в которых прописаны обязанности гражданина РФ;
- Узнаем, кто и как несет военную службу в рядах российской армии;
- Выясним, какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке.
Ребята, обратите внимание на доску. В качестве эпиграфа я взяла примеры народной мудрости. Родина - мать, умей за неё постоять(Как вы понимаете эти слова?)(ответы)
Родная земля кормит нас хлебом, поит из своих родников, удивляет своей красотой. Вот только защитить сама себя она не может. Обязанность защитить родную землю всегда лежала на тех, кто ест её хлеб, пьет её воду, любуется её красотой, на тех, кто силён и отважен.
Как вы думаете, кто должен защищать нашу Родину?
(примерные ответы учащихся )
Означает ли это, что наш разговор будет касаться только мужчин?
(Женщины наравне с мужчинами выполняют долг перед Родиной, защищая свою страну от захватчиков ДОБРОВОЛЬНО)
В настоящее время их количество превышает 10% численности всего личного состава Вооружённых сил РФ. По этому показателю Россия вышла на один уровень со странами Западной Европы.Сегодня женщины составляют 50% от общего числа служащих по контракту!
И чтобы узнать, кто и как несет военную службу в рядах российской армии, обратимся к основному закону РФ – Конституции - статье 59.
(Слайд 13)
Зачитайте п.1 ст. 59
п.1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина РФ.
Запишите его в тетрадь (пишу на доске ст. 59п.1)
Обратите внимание на слова ДОЛГ и ОБЯЗАННОСТЬ. Почему защита Отечества это и долг и обязанность одновременно?
Слайд 14. Давайте обратимся к словарю и узнаем: что означает слово «долг» и «обязанность».
От кого защищали нашу землю?
Можете привести примеры из истории, с кем воевали наши предки, выполняя свой долг?
Шведы, поляки, турки, немцы, французы, всех не перечесть. Наши предки – были смелыми и бесстрашными воинами, не дававшими врагам возможности завоевать свои земли
Чем привлекала завоевателей земля русская?
Богата наша земля, колоссальные природные богатства, протяжённые границы – более 60 тыс. км, из них более половины – морские, владеть ею почётно, но не просто
Почему наши предки защищали землю русскую? (Потому что любили ее)
Как по-другому называют тех, кто любит свою Родину, беззаветно предан ей, гордится её успехами?Патриот
Слайд 15. Истинный патриот любит своё отечество не за то, что оно дает ему какие - то блага и привилегии перед другими народами, а просто потому, что это его Родина. И потому он верен ей в самые тяжелые минуты
Мы вспомнили, что в прежние времена часто приходилось защищать наши границы от врагов. А разве сейчас есть угроза внешнего вторжения? Для чего нужна армия в современном мире?
- Давайте откроем учебники на стр.90, возьмем листы с практической работой, выполним задания и узнаем какие угрозы возникают для нашей страны в XXI веке.
(Слайд 16 ). Посмотрите, пожалуйста на экран, сверьте свои результаты с правильными ответами и оцените себя согласно приведенным ниже критериям.
Менялись исторические эпохи, менялась и армия. Вначале это были княжеские дружины, затем стрелецкие полки времён Ивана 4; первая регулярная армия появилась в России при Петре I.
А вы, ребята, знаете какие видывооружённые сил РФ существуют в настоящее время?
Давайте встанем и вместе изобразим их движениями на физминутке!!!!!!
Слайд 17. Физминутка
Итак, для чего стране в начале XXI века нужна регулярная армия?
( наша страна в силу своего геополитического положения не может не быть великой державой, поэтому она обязана иметь сильную армию.Сталкиваясь с нарастанием внешних и появлением новых внутренних угроз, Россия должна иметь сильную, хорошо подготовленную, профессиональную армию, вооруженную самым современным оружием.)
Вернёмся к текстуСт.59 Конституции РФ.
Прочитаем п.2.Гражданин РФ несёт военную службу в соответствии с ФЗ.И запишем его в тетрадь (пишу на доске ст. 59п.2)
(Слайд 18)
Порядок военной службы регулируется ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе».Гражданин должен встать на воинский учет в год достижения 17 лет. На военную службу призываются граждане мужского пола от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте и не пребывающие в запасе; граждане от 18 до 27 лет, окончившие вузы и зачисленные в запас с присвоением воинского звания. Срок службы составляет с 1 января 2008 года 12 месяцев
(Слайд 19)выполните самостоятельную работу на листах, которые лежат у вас на столе.
Слайд 20. ЭТАЛОН. Посмотрите, пожалуйста, на экран и сверьте свои результаты с правильными ответами и оцените себя согласно приведенным ниже критериям.
Вернёмся к тексту Ст.59 Конституции РФ.(Зачитывают пункт вслух и записывают в тетрадь) (пишу на доске ст. 59 п.3)
п.3.Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
Альтернативная службы представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами вместо военной службы по призыву.
(В настоящее время альтернативнослужащие работают санитарами в больницах, диспансерах и домах-интернатах, строителями, рабочими на заводах, лесниками, библиотекарями, архивистами, рабочими в цирках и театрах, почтальонами, дежурными на метеостанциях, пожарных командах.)
Ребята, всегда ли люди добровольно идут служить в армию? Как называются люди, которые уклоняются от военной службы? (уклонисты)
Знайте, что за уклонение от военной службы предусмотрена ответственность, которая предусмотрена ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ
Зачитываю ч. 1 ст. 328 Уголовного кодекса РФ
Среди тех, кто защищал нашу Родину, множество имён, прославивших силу русского оружия. Русской армии. Это Александр Васильевич Суворов, Иван Никитович Кожедуб, Георгий Константинович Жуков...И этот список имен можно продолжать и продолжать….
А вы знаете, что у нас есть выпускники школы, которые связали свою жизнь с службой отечеству? Кто? А мне бы хотелось рассказать вам о Александре Зейферте.
(Слайд 21-27) А.Р.Зейферт
Как вы думаете, что помогает нашим защитникам поддерживать боевой дух? Конечно же – это народное творчество: пословицы, поговорки и т.д.
Я предлагаю вам поработать в паре и выполнить следующее задание.
Сейчас я вам раздам пословицы, в которых я предварительно перемешала начало и конец. Ваша задача соединить их и произнести вслух.
Не забудьте оценить себя.
Кто Родине верен, | тот в бою примерен. |
Русскую заповедь знай, | в бою не зевай. |
Тяжело в учении, | легко в бою. |
За правое дело, | стой смело. |
Бой красен мужеством, | а товарищ дружеством. |
С другом по братски, | с врагом по-солдатски. |
После драки, | кулаками не машут. |
Важен тот пост | на который ты поставлен. |
Командир без воли, | что птица без крыльев. |
Где тревога | туда и дорога. |
Кто за Родину горой, | тот истинный герой. |
Береги Родину | как зеницу ока. |
Почему защита Отечества - это и долг и обязанность?
А вы готовы отдать свой долг Отечеству?
(Слайд 28 )Д/з. §8 с.86-94. Статью 59 Конституции РФ выучить наизусть. Выполнить задания 1,4 и 5на с.95
Выставление оценок
(Слайд 28) Видеофильм
Вы должны помнить:
Кто, если не мы сами, граждане России, сможем защитить свою Родину в минуту опасности?
Кто, если не вы, молодое поколение, могут решить проблемы современной армии?
Предварительный просмотр:
Тест по теме: Почему важно соблюдать законы
1. Что из перечисленного в наибольшей степени характеризует понятие «анархия»?
А) монархия; Б) безвластие;
В) закон; Г) порядок.
2. На проступки, опасные для общества, указывает:
А) Уголовный кодекс; Б) Семейный кодекс РФ;
В) Трудовой кодекс; Г) Конституция РФ.
3. Специалист, который должен хорошо разбираться в законах:
А) философ; Б) чиновник;
В) ученый; Г) юрист.
4. Правила установлены:
1) чтобы людям спокойно и удобно жилось;
2) чтобы поддержать определенный порядок в общественной жизни.
А) верно только 1; Б) верно только 2;
В) оба верны; Г) нет верного ответа.
5. Справедливость – это:
1) возможность каждого получать то, на что он имеет право;
2) возможность каждого получать то, что он хочет.
А) верно только 1; Б) верно только 2;
В) оба верны; Г) нет верного ответа.
6. Конституция РФ запрещает:
1) создание религиозных общественных организаций;
2) создание общественных национальных организаций.
А) верно только 1; Б) верно только 2;
В) оба верны; Г) нет верного ответа.
Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» | |
Количество правильных ответов | 3 | 4-5 | 6 |
Самостоятельная работа
Отметьте значком « + » верные, значком « - » не верные суждения:
А) гражданин должен встать на воинский учет в год достижения им 18 лет;
Б) гражданин обязан состоять на воинском учете по месту жительства в военкомате;
В) подготовка граждан к военной службе подразделяются на обязательную и добровольную;
Г) срок военной службы для граждан, имеющих высшее образование и проходящих военную службу по призыву, составляет 12 месяцев.
Отметка «3» | Отметка «4» | Отметка «5» | |
Количество правильных ответов | 2 | 3 | 4 |
Составьте пословицы | |
Кто Родине верен, | тот в бою примерен. |
Русскую заповедь знай, | в бою не зевай. |
Тяжело в учении, | легко в бою. |
За правое дело, | стой смело. |
Бой красен мужеством, | а товарищ дружеством. |
С другом по братски, | с врагом по-солдатски. |
После драки, | кулаками не машут. |
Важен тот пост | на который ты поставлен. |
Командир без воли, | что птица без крыльев. |
Где тревога | туда и дорога. |
Кто за Родину горой, | тот истинный герой. |
Береги Родину | как зеницу ока. |
Практическая работа
учебник (с.90-91)
- Заполните схемы «Внешние угрозы для нашей страны» и «Внутренние угрозыбезопасности нашей страны» и сделайте вывод, нужна ли нашей стране сильная армия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие по ОБЖ «Защита Отечества - священный долг гражданина»
Цель мероприятия:в рамках патриотического воспитания продолжить работу по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных о...

презентация по обществознанию "Защита Отечества! 7 класс
Презентацию можно использовать в 7 классе при изучении темы "Защита Отечества. Долг и обязанность"....

Проектная деятельность. Разработка урока по обществознанию "Защита отечества" в 7 классе
Разработка урока обществознания «Защита Отечества», 7 классПредмет: обществознание.Класс: 7Тема урока: «Защита Отечества», рассчитанный на 2 занятияТип урока: формирования новых зн...
Урок обществознания в 7 классе "Защита Отечества."
Конспект урока по обществознанию, 7 класс "Защита Отечества"Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонстрированы раз...
Презентация и конспект урока по обществознанию "Защита Отечества" 7 класс
Презентация и конспект урока по обществознанию класс "Защита Отечества."Урок идет строго по программе, в соответствии тематическим планированием. В данной разработке продемонст...

Урок по обществознанию «Защита Отечества» 7 класс
Знакомство с историей Российской армии и её ролью в современном обществе...
7 класс "Защита отечества"
Технологическая карта урока + презентация...










