Рабочие материалы к факультативу 11 класс "Трудные вопросы обществознания", тема Рынок
рабочие листы по обществознанию (11 класс)

Филиппов Евгений Иванович

Материал раскрывет содеражание темы Рынок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rynokmaterialy_k_fakultativu.docx22.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рынок и конкуренция

Рынок в обыденном понимании – это место встречи продавца и покупателя, место торговли.  

В научном понимании под рынком понимаются экономические отношения производителей и потребителей, возникающие в результате обмена товаров и услуг на деньги и наоборот. 

Существуют две формы обмена: 

  • натуральный (бартер) – обмен товара на товар и 
  • торговый – обмен товара на деньги.

В условиях рыночной экономики на обмен оказывает влияние конкуренция. 

Конкуренция – это соперничество между субъектами рынка (производителями или потребителями) за лучшие условия купли-продажи товаров и услуг.

 Значение конкуренции велико. 

Во-первых, она стимулирует производителей создавать качественную продукцию и в ассортименте. 

Во-вторых, конкуренция необходима для того чтобы потребитель мог сделать рациональный выбор из множества товаров и принять решение купить или не купить.


Виды конкуренции

Конкуренция бывает совершенной (чистой), монополистической и несовершенной.  

На рынке совершенной конкуренции продаются однотипные (идентичные) товары и услуги.  В нем много крупных, средних и мелких производителей, а также много покупателей. Пример, рынок зерна или других сельхоз товаров. Все участники данного рынка обладают одинаковой информацией о цене товара. Каково её значение? Информация об изменении цены позволяют производителю понять, что ему следует сделать, наращивать или сокращать производство. Цена формируется спросом на товар и не может устанавливаться по воле конкретного производителя или государства. Еще одной характерной чертой рынка совершенной конкуренции является то, что производитель может переходить в любую сферу производства свободно, без каких-либо барьеров.  

На рынке монополистической конкуренции много фирм и индивидуальных предпринимателей, торгующих различными товарами, удовлетворяющими одну потребность. Например, рынок одежды и обуви. Каждый производитель предлагает свои цены продажи товара. 

      Видами несовершенной конкуренции являются:

  • олигополия – присутствует небольшое число фирм, поделивших рынок и конкурирующих между собой, например, автомобильный рынок, рынок услуг мобильной связи;
  • монополия – присутствует только один продавец уникального товара и несколько покупателей, например, рынок железнодорожных услуг;
  • монопсония – присутствует только один покупатель и несколько продавцов, например, рынок оружия, рынок космического оборудования, единственным покупателем которого является государство. 

Антимонопольная политика государства


Государство призвано защитить рынок от монополии и обеспечить конкуренцию. Потому что монополисты завышают цены, что противоречит интересам потребителя. Одним из направлений политики государства является антимонопольная. К её мерам относятся:

  • издание антимонопольных законов, например, в некоторых государствах устанавливается юридическая ответственность руководителей фирм за монополизацию рынка;
  • учреждение специальных антимонопольных служб, например, в нашей стране это Федеральная антимонопольная служба (ФАС РФ);
  • осуществление поддержки малого и среднего бизнеса, упрощение процедуры их регистрации, оказание материальной помощи (субсидирование);
  • контроль цен.

Элементы рынка


Основой функционирования рыночного механизма являются спрос, предложение и цена. Этими элементами регулируется поведение производителей и потребителей в условиях конкурентного рынка. Рассмотрим каким образом.   

Спрос исходит от потребителя и определяется его желанием купить конкретный товар по определенной цене. 

Кроме цены на величину спроса влияют: доходы потребителей, мода и вкусы, количество потребителей на рынке, сезонность, традиции местности, ожидания снижения/повышения цен. Кроме того, потребители прежде чем купить товар оценивают цены на взаимосвязанные товары (кеды-шнурки) и взаимозаменяемые товары (рис-гречка, чай-кофе). Эти факторы называются неценовыми.

Предложение исходит от продавца и определяется его желанием продать товар по определенной цене. 

К неценовым факторам предложения относятся: цены на сырье, технологии производства, налоги и пошлины, количество продавцов на рынке, ожидания снижения/повышения цен.

Цена – это количество денег, определяющих стоимость товара или услуги. 

 

В реальности, на рынке на один и тот же товар устанавливаются две цены: 

  • цена спроса и 
  • цена предложения. 

Цена спроса – это тот максимум денег, по которой покупатель соглашается купить товар. 

Цена предложения – это тот минимум денег, по которой продавец соглашается продать товар. 

Продавец и покупатель путем торгов приходят к равновесной цене, устраивающей обе стороны и заключают сделку купли-продажи.  

Закон спроса и предложения


Одним из законов рынка является закон спроса и предложения. 

Закон спроса звучит так, если цена повышается спрос падает и наоборот, если цена снижается спрос повышается. 

Что еще влияет на желание потребителя купить товар, т.е. спрос? Это такие факторы, как вкусы и мода, уровень дохода, цена аналогов, численность покупателей, сезон, традиции местности, ожидания роста или снижения цен. 

Закон предложения звучит так, если цена повышается предложение повышается и наоборот, если цена снижается предложение падает. 

Кроме цены на величину предложения влияют такие факторы, как конкуренция, налоги и таможенные пошлины, наличие ресурсов, сезон, внедрение новых технологий, ожидания роста или снижения цен.


"Невидимая рука рынка"

Адам Смит, шотл. экономист в своей работе впервые применил понятие «невидимой руки рынка», превратившееся в популярную метафору. Что она означает? А то, что отдельный производитель товаров и услуг, имеющий целью получение прибыли от своей деятельности, одновременно создает общественные блага, без которых невозможно удовлетворение многих человеческих потребностей. Таким образом, все производители в совокупности, стремящиеся к собственной выгоде «невидимой рукой рынка» направлены на интересы всего общества.


Функции рынка


Рынок как один из важных социальных институтов экономической сферы общества выполняет ряд функций:

  • Информационная — рынок информирует производителя о том, какие товары и услуги пользуются спросом, а потребителя о качестве товара, его ассортименте. 
  • Посредническая — рынок является местом встречи производителя и потребителя.
  • Ценообразующая — цена товара, как вы уже знаете, устанавливается на рынке как результат соотношения спроса и предложения. 
  • Регулирующая — рынок влияет на количество, качество, ассортимент производства и потребления, следовательно, регулирует спрос и предложение.  
  • Стимулирующая — рынок стимулирует производителей внедрять новые технологии в производство и повышать качество товаров и услуг. Так как товар низкого качества в условиях конкуренции не будет продан. Также рынок способствует расширению ассортимента товаров и услуг.     
  • Координирующая — проблема ограниченности ресурсов побуждает производителей снижать затраты на производство экономических благ, но производить достаточно экономических благ, удовлетворяющих потребности общества и получать за это достаточно прибыли.
  • Санирующая — оздоровление рынка путем ликвидации убыточных предприятий. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Рабочая программа по спецкурсу "Проблемные вопросы обществознания" для 10-11кл, 68ч

Рабочая программа по спецкурсу "Проблемные вопросы обществознания" для 10-11кл, рассчитана на 68ч....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания" 7 класс

Программа по курсу «Вопросы современного обществознания» для 7 классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:- Федеральный закон «Об образовании в Российской ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Сложные вопросы обществознания" 9 класс

Данный курс предназначен для подготовки обучающихся 9-х классов к ОГЭ в новой форме. В условиях реформирования российской системы образования актуальной стала проблема подготовки учащихся к новой форм...

Рабочая программа внеурочной деятельности " Актуальные вопросы обществознания"

Рабочая программа  внеурочной деятельности "Актуальные вопросы обществознания"...