Роль обществознания в социализации и адаптации детей с ОВЗ
статья по обществознанию

Михайлова Людмила Викторовна

Обществознание, как интегрированный курс, охватывающий широкий спектр социальных, экономических, политических и правовых аспектов жизни общества, играет важную роль в социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Его изучение способствует формированию у них целостного представления об окружающем мире, пониманию социальных норм и правил, а также развитию навыков, необходимых для успешной интеграции в социум.

Одной из ключевых задач обществознания является формирование у детей с ОВЗ адекватной самооценки и уверенности в себе. Изучение тем, связанных с правами и обязанностями граждан, позволяет им осознать свою значимость в обществе и понять, что они, как и все остальные, имеют право на полноценную жизнь. Знание основ правовой системы помогает им защищать свои интересы и отстаивать свои права в различных жизненных ситуациях.

Кроме того, обществознание способствует развитию у детей с ОВЗ коммуникативных навыков и умения взаимодействовать с другими людьми. Изучение тем, посвященных этике и морали, помогает им понимать ценность межличностных отношений, уважать мнение других людей и находить компромиссы в конфликтных ситуациях. Участие в дискуссиях и дебатах по актуальным социальным проблемам позволяет им выражать свою точку зрения, аргументировать свою позицию и слушать мнение других.

Таким образом, обществознание является важным инструментом социализации и адаптации детей с ОВЗ, способствуя формированию у них гражданской ответственности, правовой грамотности и умения взаимодействовать с окружающим миром.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль обществознания в социализации и адаптации детей с ОВЗ

Современная жизнь диктует новые условия обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Эти условия должны быть не только комфортными с учетом всех санитарных норм, но и отвечать актуальным образовательным потребностям детей и их родителей. Последние, в свою очередь надеются, что образовательная организация сможет научить их детей не только азам наук, но и умению хорошо ориентироваться в пространстве современных общественных отношений, применять полученные в школе знания на практике, быть более подготовленными к вызовам, которые ждут ребят за стенами школы. В этом формате предметам гуманитарного цикла отводится особая роль.

Уместно напомнить, что процесс социализации предполагает становление человека в социуме, в обществе. При социализации человек не только усваивает стереотипы и нормы социальной среды, в которой функционирует. Социализация — это ещё результат этого процесса: происходит формирование личности, накапливаются навыки, умения, знания, которые необходимы для жизни среди людей. В другом варианте определения акцент ставится на то, что это непрерывный процесс подготовки человека к жизни в обществе путем знакомства с социальными нормами, ценностями и обычаями. Иными словами, это процесс обучения общественному порядку, который представляет собой развитие или изменение самоощущения человека. Психологи отмечают, что социализация — это не добровольная процедура. Есть масса факторов (агентов социализации), которые влияют на каждого человека с самого рождения: родители и близкие родственники, потом друзья, одноклассники, учителя и воспитатели, иногда это не очень хорошие компании, позже коллеги по работе, а также разнообразные учреждения (детские сады, школы, дома творчества, библиотеки, театры, армия, клубы по интересам и т.д.). Социализация продолжается на протяжении всей жизни. Одну из важных ролей в процессе социализации играет школа, а также, в некоторых случаях, содержание преподаваемых предметов. Сейчас в статье мы затрагиваем период первичной социализации, к которой относится и время обучения в школе.

Понятие «адаптации» в нашем контексте рассматривается как процесс, в ходе которого человек приспосабливается к новым для себя условиям. В течение этого процесса происходит обучение человека созданию гармоничных взаимоотношений с другими людьми, природой, социумом. Всю жизнь индивида происходит не просто освоение и принятие социально значимых норм и установок, но и их передача другим членам социума. От того, насколько быстро и легко пройдет адаптация, будет прямо зависеть возможность человека самореализоваться, выявить и раскрыть свой творческий потенциал. Адаптация - важная составляющая процесса социализации. Цель адаптации – найти актуальные способы для самореализации, изменить полученные знания, усвоить новые знания, которые отвечают конкретной среде. Так для подростков 10-15 лет адаптация предполагает активную коммуникацию и взаимодействие со сверстниками, формирование самосознания и поиск индивидуальности; проявляются чувства не только к семье и друзьям, но и к противоположному полу.

В условиях школы социально-психологическая адаптация — это процесс активного приспособления. Для того, чтобы адаптироваться, нужно проявить специальные умения. Человек как сам может менять ситуацию, так и среда может менять его. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к учителю, классу, школе, но и самим педагогам к новым для них ученикам. Первоначальный этап пребывания в школе — это период социально-психологической адаптации ребенка к новым условиям. Основными показателями психологической адаптации ребенка к школе являются: формирование адекватного поведения, установление контактов с учащимися, учителем, овладение навыками учебной деятельности, а в более старшем возрасте – это реализация творческого и интеллектуального потенциала, а также применение полученных знаний в жизни.

Подготовить детей с ОВЗ к жизни, помочь им социализироваться, адаптировать их особенности к требованиям сегодняшнего дня (чтобы не было страха перед самостоятельной взрослой жизнью) - это наша главная цель.

Учебный предмет обществознание также способствуют социализации и адаптации особенных учеников к жизни в обществе. В условиях модернизации российского образования именно предмет обществознание поможет обеспечить успешную социализацию личности.

Обществоведческое образование - необходимое условие оптимальной социализации личности, содействующее вхождению в мир человеческой культуры и общественных ценностей и в то же время открытию и утверждению ею уникального и неповторимого собственного я. Обществоведческое образование – необходимое условие социализации личности. Для современного курса обществознания базовыми являются экономическая наука, социология, политология, социальная психология, правоведение и философия. При этом образование рассматривается не как способ самораскрытия, а как шанс успешного продвижения в жизни. Знания о человеке и обществе должны предстать перед учащимися не односторонне, а комплексно. Без обществоведческого образования невозможно выполнить в полной мере требование закона о формировании гражданина, интегрированного в современное общество. Приведем несколько примеров.

В курсе обществознания 7 класса есть тема «Защита Отечества». Это очень благодатный материал для социализации подростков и не только с ООП. Авторы учебника под редакцией Боголюбова Л.Н. объясняют обучающимся, что защита Отечества является конституционной обязанностью гражданина РФ. Юноши – подростки (и девочки) получают четкое представление, как нужно готовиться к службе в армии, что такое военкомат, с какого возраста им придется проходить медицинские комиссии, зачем нужна альтернативная военная служба, все ли должны проходить срочную службу в рядах российской армии, когда и зачем они получат военный билет и как нужно относится к этому документу, узнают, что такое военная присяга, воинский устав и военная дисциплина, также познакомятся с родами войск и получат информацию о сроках и условиях военной службы. Это нужные знания для социализации и адаптации молодых людей во взрослую самостоятельную жизнь.

В 8 классе на протяжении 3-х месяцев изучается блок тем, посвященных современной экономике. Здесь рассматривается весь спектр знаний: от понятия экономики до особенностей мировой экономики, разбирается рынок труда и виды безработицы, изучаются финансы в экономике и основы предпринимательской деятельности, говорится о роли государства в решении экономических проблем и подробно объясняется, что такое экономическая культура. Это целых 12 тем, на протяжении которых пополняется специальный понятийный аппарат, и старшеклассники получают возможность освоить более 50 экономических терминов и понятий. Это 100% те темы, которые влияют на социализацию личности старшего подростка и готовят его ко взрослой жизни. Благодаря курсу экономических знаний, выпускники получают, например, четкое представление, как открыть свое дело. Весь алгоритм действий прописан в учебнике.

Вот что полезно знать каждому.

1. Прежде, чем открыть дело, необходимо изучить конъюктуру рынка, понять, какое направление в бизнесе будет востребовано

2. Изучить правовую основу предпринимательской деятельности (Конституция ГФ, Гражданский кодекс, Трудовой кодекс, Налоговый кодекс, ФЗ «О производственных кооперативах» «О лицензировании отдельных видов деятельности»)

3. Придумать идею, составить бизнес – план

4. Выбрать организационно – правовую форму предпринимательства (полное товарищество, товарищество на вере, ООО, ИП, АО)

5. Разработать наименование коммерческой организации

6. Определить место нахождения

7. Оформить учредительные документы (Устав, учредительный договор)

8. Пройти государственную регистрацию

9. Изготовить печать

10. Открыть счет в банке

11. Встать на учет в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального страхования, медицинского страхования)

12. Если нужно, то получить лицензию

Даже если старшеклассник, который захочет открыть свое дело и активно интегрироваться в современную экономику, просто изучит материал в учебнике, ему будет достаточно базовых знаний. Эта полезная информация касается и ребят с ОВЗ. Данный пример очень хорошо показывает, как может проходить экономическая социализация старшеклассников, на основе изучаемых в курсе обществознания тем.

Таким образом, практически каждая изучаемая в курсе обществознания тема способна принимать активное участие в социализации детей с ОВЗ. В учебниках обществознания дается не только теория, но и предлагаются конкретные практические советы, как себя вести в той или иной ситуации. На описании исторических событий ребята будут учиться избегать ошибок, допущенных известными деятелями, желающими изменить ход мировой истории ради своих личных амбиционных планов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по социализации и адаптации детей - сирот, детей оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья. "Ты не один"

Цель: создание условий способствующих адаптации и социализации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  в обществе....

Буклет "Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья"

Материал будет полезен специалистам коррекционных образовательных организаций, а также родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья....

Педагогический проект «Социализация и адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

        Проблема постинтернатной адаптации выпускников с ограниченными возможностями здоровья, давно переросла из проблемы педагогической в острую социальную, так как процес...

«Социализация и адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном подразделении центра»

Адаптация включает широкий спектр индивидуальных реакций, характер которых зависит от психофизиологических и личностных особенностей ребенка, от сложившихся семейных отношений, от условий пребывания в...

Роль Управляющего совета школы в социализации и адаптации детей мигрантов

В последние годы в связи с усилением процесса миграции населения в стране возросло количество детей мигрантов. Школы сталкиваются с проблемой социальной адаптации детей мигрантов. К факторам, влияющим...

Роль воспитателя в социализации и профессиогенезе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Несовершеннолетние вообще, а сироты и оставшиеся без попечения родителей в особенности, являются объектом повышенного внимания со стороны как международной общественности, так и национальных государст...