Игра по станциям "Финансовый хроноскаф" (методический материал по финансовой грамотности)
методическая разработка по обществознанию (7, 8, 9 класс)
Игра по станциям «Финансовый хроноскаф» предназначена для учащихся основной школы, может найти применение как во внеурочной деятельности, так и на уроках финансовой грамотности. Она способно закрепить имеющийся у учащихся интерес к тематике финансовой грамотности и побудить их к более глубокому изучению материала подобной направленности.
Особенностью данной игры является наличие межпредметных связей. Ее участникам помимо знаний по собственно финансовой грамотности потребуется активизировать свои знания и умения по истории, русскому языку, математике. Им предоставится возможность продемонстрировать степень развития внимательности и творческих способностей, а также навыков работы в команде на достижение общего результата.
При необходимости задания данной игры по станции легко трансформируются в формат брейн-ринга или могут быть использованы для проведения школьной олимпиады по финансовой грамотности. Также задания могут использоваться и в 10-11 классах при проведении сходных мероприятий, если их несколько усложнить и дополнить.
Важно отметить, что использование в практике подобных форм занятий делает изучение основ финансовой грамотности более увлекательным и повышает степень понимания учащимися значимости данной сферы знаний, полезных не только в школьной среде, но и в повседневной жизни.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 416.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Областной конкурс
методических разработок по финансовой грамотности в 2024 году
Сценарий игры по станциям
для 7-9 классов
«Финансовый хроноскаф»
Автор: Афанасьев Роман
Владимирович, учитель истории
и обществознания муниципального
автономного общеобразовательного
учреждения «Гимназия имени Павла
Петровича Мельникова» г. Малая
Вишера Новгородской области
Малая Вишера, 2024 г.
Вводные пояснения.
Данная игра по станциям проводится для команд, составленных из учащихся 7-11 классов. Капитан команды, учащийся 11 класса, за некоторое время до игры набирает себе в команду по одному ученику с 7 по 10 класс.
В роли ведущих на разных станциях могут выступать как другие старшеклассники, так и учителя. Приветствуется наличие у ведущих костюмов или некоторых атрибутов, отсылающих к той или иной исторической эпохе. Допустим, ведущий на станции номер 2 может изображать древнего римлянина, а на станции номер 4 — Петра Великого.
Если игра организована так, что предполагает посещение различных локаций в школе, то желательно наличие в кабинетах интерактивных панелей или проектора.
По итогам посещения каждой станции ведущий фиксирует результаты выполнения заданий каждой из команд, а затем передает их членам жюри. По итогам выполнения каждого задания команды получают баллы: последнее место приносит 1 балл, предпоследнее — 2 балла, и так далее, с условием, что максимальный балл на каждой станции равен количеству команд, участвующих в игре. Оптимальным количеством команд будет наличие 6 таковых.
Станция номер 1. Вавилон
Слова ведущего: Наше путешествие на финансовом хроноскафе начинается в Месопотамии. Перед нами самый богатый человек в Вавилоне. Но это не вымышленный персонаж по имени Аркад, о котором рассказывает книга Джорджа Клэйсона с названием «Самый богатый человек в Вавилоне». Кстати, советую почитать ее на досуге, в ней в увлекательной форме излагаются основы финансовой грамотности. А перед нами реально живший в древнем Вавилоне человек по имени Итти-Мардук-балату, глава банковского дома Эгиби. Ростовщик, торговец, рабовладелец, хозяин множества полей и домов. И вот его полезные советы, сопровождаемые более современными и краткими формулировками.
Базовые финансовые правила | Размышления богатого вавилонянина |
1. Тратьте меньше, чем зарабатываете | Ты приехал в другой город, чтобы заняться там торговлей. И вот ты купил подарки своим друзьям и знакомым, ты истратил большие средства на праздник в честь твоего прибытия, ты купил украшения и разные диковинные вещи, одежду из лучшей ткани. И вот когда захотел снять себе дом для проживания, купить запасы пищи для себя и своих слуг, выяснилось, что придется брать в долг у других торговцев. Не поступай так, сын мой. |
2. В первую очередь удовлетворяйте базовые потребности | Если в дом мой залезут воры, то они удивятся тому, как мало они обнаружат поживы. Те средства, которые у тебя не пущены в дело, спрячь надежно от посторонних глаз. И не беги за лопатой, чтобы зарыть их во дворе под пальмой. Лучше помести их на хранение в храм. |
3. Не делайте спонтанных покупок | Знаешь ли ты, сын мой, для чего верблюду нужен горб? Ибо когда верблюд идет по пустыне, он не может ни есть, ни пить, но в верблюжьих горбах есть достаточно жира и воды, чтобы он не умер от голода и жажды. А потому будь подобен верблюду, не пускай все деньги в оборот. И когда случится война или наводнение, у тебя будут средства, которые казались лишними, а оказались крайне нужными |
4. Учитывайте не только стоимость покупки, но и ее содержание | Тебе предложат купить некий товар и скажут, что предлагают цену, выгодней которой нет. Не соглашайся сразу, узнай все о ценах. Скажи, что подумаешь и ответишь завтра. И ты во многих случаях увидишь, как тот же человек, назовет цену меньше первоначальной. |
5. Создавайте финансовые запасы. | Когда я был маленький, бабушка дала мне корзину яиц и попросила отнести их матери. Я побежал домой, споткнулся и упал, разбив почти все яйца. С тех пор я понял, что нельзя вкладывать семейные средства лишь в одно дело. Вот почему я и торговлей занят, и подрядами, и дома сдаю под лавки купцам, и беру у храмов большие участки земли в аренду, а потом малыми участками сдаю их земледельцам |
6. Отслеживайте свои траты | Знай, сын мой, что ты мог бы оказаться сыном нищего, а не богача. В молодости я слишком сильно доверял своим управляющим. Когда я взял подряд на строительство храма, то они приносили мне таблички и говорили: «Вот, господин, на столько слитков серебра мы купили того и этого. Вот, столько ушло на аренду рабов, которые будут таскать кирпичи. Вот, во сколько обошлись инструменты для мастеров». По счастью, друг моего отца сказал мне, увидев это: «Ты истратил такие средства, а на месте, где строят храм, лишь ветер гоняет песок пустыни». |
7. Учитесь экономить | Достались мне по наследству пальмовые рощи. Сам я мало смыслю в выращивании фиников, да и разбираться нет особо у меня времени. Я сдаю их в аренду тем, кто понимает, как заставить деревья приносить доход. |
8. Ищите источники пассивного дохода | Когда идешь на рынок, глаза твои будут готовы купить, все что увидят. Не позволяй им принимать решения, пусть разум твой спросит у тебя. Нужна ли тебе эта позолоченная арфа? Будешь ли ты играть на ней? Или ты отнесешь ее домой, положишь в одну из кладовых и больше к ней не прикоснешься? |
9. Диверсифицируйте риски | Сын мой, если за неделю ты торговлей заработал 10 слитков серебра, то не допускай того, чтобы из твоих сундуков ущли 11 слитков. Пусть ты потратишь 7 серебряных слитков, может быть даже 8 или 9, но хотя бы на 1 слиток за эту неделю ты должен стать богаче. |
10. Обеспечьте безопасность своих средств | Ты спрашиваешь, почему я не построю роскошный дворец? Ведь я же самый богатый человек в Вавилоне, и только царь богаче меня. Но если я построю такой дворец, сколько слуг мне понадобится, чтобы поддерживать в нем порядок? И во сколько мне обойдется кормить, поить и одевать этих слуг? |
Проблема в том, что порядок соответствия современных правил финасовой грамотности и вавилонских советов нарушен. Приведите его в соответствие.
Контрольный лист для жюри
1. Сын мой, если за неделю... |
2. Ты приехал в другой город... |
3.Когда идешь на рынок... |
4.Ты спрашиваешь, почему я не построю... |
5.Знаешь ли ты, сын мой, для чего верблюду... |
6.Знай, сын мой, что ты мог бы оказаться сыном нищего... |
7.Тебе предложат купить некий товар... |
8. Достались мне по наследству... |
9.Когда я был маленький, бабушка дала мне корзину... |
10.Если в дом мой залезут воры... |
Станция номер 2. Античность
Слова ведущего: В Вавилоне настоящих монет не было, обходились слитками разной формы. А вот в эпоху античности всяческие монеты были уже в ходу: золотые, серебряные, медные и иногда даже железные. Были и самые настоящие финансисты. И вот перед вами один из них: вольноотпущенник Гая Юлия Цезаря по имени Гай Юлий Ребус. И он предложит вам разгадать несколько нехитрых ребусов на темы, связанные с деньгами.
Ребус номер 1.
Ребус номер 2
Ребус номер 3
Ребус номер 4
Ребус номер 5
Ответы на ребусы: 1. Инфляция, 2. Депозит, 3.Страховка
Монета, 5.Инвестор
Станция номер 3. Скупой рыцарь, или Деньги счет любят.
Слова ведущего:
Счастливый день! могу сегодня я
В шестой сундук (в сундук еще неполный)
Горсть золота накопленного всыпать.
Не много, кажется, но понемногу
Сокровища растут...
Это цитата из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Скупой рыцарь». Его герой считал себя финансово грамотным, просто набивая свои сундуки золотыми монетами и любуясь затем в подвале замка своими сокровищами. Как мы с вами знаем, в современном мире такого человека уже не назовешь носителем финансовой грамотности. Но из тех времен к нам пришли свидетельства подлинной финансовой мудрости. И этот раунд игры будет им...
Представьте, что в подвале у скупого рыцаря лежал манускрипт с афоризмами. Но мыши погрызли его страницы, и вам надо восстановить смысл высказываний.
Уберечь свои (_____1_____) стоит больших трудов, чем (______2____) их. (Мишель Монтень)
Не быть (____3_____) — уже богатство, не быть расточительным — уже (_____4______). (Цицерон)
Деньгами надо (_____5______), а не служить им. (Сенека)
Кто хочет (______6_______) в течение дня, будет повешен в течение года (Леонардо да Винчи)
Поздно быть (______7______), когда уже все (____8_______) (Сенека)
(____9_____) всех человек бережливый, беднее всех — (____10___) (Николя Шамфор)
Богатство не (____11______) наших забот, а подменяет одни заботы другими. (Эпикур)
Сытость (_____12______) больше людей погубила, чем (____13____). (Феогнид)
Богатство - для услады жизни, но жизнь не для того, чтобы (____14____) богатства. (Саади)
Расточительность и (_____15_____) — это не щедрость, а (____16____). (Алишер Навои)
А вот слова, которые утащили мыши, найденные слугами рыцаря.
облегчает | хвастовство |
мотовство | жадным |
разбогатеть | чрезмерная |
копить | богаче |
управлять | добыть |
доход | скряга |
бережливым | растрачено |
деньги | голод |
Контрольный лист для жюри:
1.Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их. (Мишель Монтень)
2.Не быть жадным — уже богатство, не быть расточительным — уже доход. (Цицерон)
3.Деньгами надо управлять, а не служить им. (Сенека)
4.Кто хочет разбогатеть в течение дня, будет повешен в течение года (Леонардо да Винчи)
5.Поздно быть бережливым, когда уже все растрачено (Сенека)
6.Богаче всех человек бережливый, беднее всех — ставший скрягой. (Николя Шамфор)
7.Богатство не облегчает наших забот, а подменяет одни заботы другими. (Эпикур)
8.Сытость чрезмерная больше людей погубила, чем голод. (Феогнид)
9.Богатство - для услады жизни, но жизнь не для того, чтобы копить богатства. (Саади)
10.Расточительность и мотовство — это не щедрость, а хвастовство. (Алишер Навои).
Станция номер 4. Восемнадцатый век.
Слова ведущего: Итак, мы с помощью финансового хроноскафа оказались в восемнадцатом столетии. Прорублено окно в Европу, основан Санкт-Петербург. Вводятся европейское платье, распространяются европейские обычаи. Россия становится великой державой, чье мнение учитывается во всех столицах мира. И ведется неустанная борьба против невежества, против Митрофанушек и немогузнаек. И на переднем крае этой борьбы сражается книга Леонтия Магницкого «Арифметика, сиречь наука числительная». И в ней заключена вся соль финансовой грамотности того времени.
Вот ее полное название:
«Арифметика сиречь наука числительная. С разных диалектов на славянский язык переведенная, и во едино собрана, и на две книги разделена. Ныне же повелением благочестивейшаго и великаго государя нашего царя и великаго князя Петра Алексиевича всея великия и малыя и белыя России самодержца. При благороднейшем великом государе нашем царевиче, и великом князе Алексии Петровиче, в богоспасаемом царствующем великом граде Москве типографским тиснением ради обучения мудролюбивых Российских отроков, и всякаго чина и восраста людей на свет произведена, первое, в лето от сотворения миpa 7211, от рожества же во плоти Бога слова 1703, индикта 11, месяца януария.»
Посмотрим, удастся ли вам решить содержащиеся в ней экономические задачи.
Задача I.
За какое время окупятся куры?
Один человек купил три курицы и заплатил за них 46 копеек. Первая курица несла по 3 яйца через 4 дня, вторая — по 2 яйца через 3 дня, а третья — по 1 яйцу через 2 дня. Продавал он яйца по 5 штук за полкопейки.
За какое время окупятся куры?
Задача II.
Хозяин нанял работника на год и обещал ему дать 12 рублей и кафтан. Но тот, проработав только 7 месяцев, захотел уйти. При расчете он получил кафтан и 5 рублей. Сколько стоит кафтан?
Задача III
Хозяин нанял работника с таким условием: за каждый рабочий день будет ему платить по 20 копеек, а за каждый нерабочий день - вычитать 30 копеек, по прошествии 60 дней работник ничего не заработал. Сколько было рабочих дней?
Контрольный лист с решениями для жюри
Задача I.
Три курицы стоят 46 копеек. Для того чтобы возместить эту сумму необходимо продать (46:1/2)·5 =460 яиц. За 12 дней первая курица снесла 9 яиц, вторая – 8 яиц, а третья – 6 яиц. Вместе же они снесли 23 яйца. Так как 460=23·20, то за 12·20=240 дней курицы снесут 23·20=460 яиц. Значит, куры окупятся за 240 дней.
Задача II.
2-5=7(руб) – работник получил за 5 месяцев.
7:5=1,4(руб) – за 1 месяц.
7*1,4=9,8(руб)-за 7 месяцев.
9,8-5=4,8(руб)-стоит кафтан.
Ответ: 4,8 рубля стоит кафтан.
Задача III.
Пусть работник работал без прогулов, то за 60 дней он заработал бы 20· 60 = 1200 копеек, за каждый нерабочий день у него вычитают 30 копеек и он не зарабатывает 20 копеек, то есть за каждый прогул он теряет 20 + 30 = 50 копеек. Поскольку за 60 дней он ничего не заработал, то потеря за все нерабочие дни составила 1200 копеек, то есть число нерабочих дней равно 1200:50 = 24 дня, количество рабочих дней поэтому равно 60 - 24 = 36 дням.
Станция номер 5. Девятнадцатый век
Слова ведущего: И снова нам поможет обращение к словам Александра Сергеевича Пушкина. Вот что он писал об Евгении Онегине, герое своего одноименного романа в стихах:
«Бранил Гомера, Феокрита;
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том,
Как государство богатеет,
И чем живет, и почему
Не нужно золото ему,
Когда простой продукт имеет.
Вам предстоит проявить свои творческие способности. Необходимо создать проект плаката, посвященного финансовой грамотности, вытянув из цилиндра Александра Сергеевича одно из высказываний. Все эти высказывания принадлежат писателям и мыслителям девятнадцатого столетия. Жюри оценит как вашу креативность, так и способность объяснить смысл высказывания с использованием соответствующих теме задания терминов.
Дело не в умении заработать, а в умении сберечь. (Роберт Льюис Стивенсон)
К экономии времени сводится в конечном счете вся экономия. (Карл Маркс)
Бедность — это рабство, но чрезмерное богатство — тоже рабство. (Жан Жорес)
Деньги нужны даже для того, чтобы без них обходиться. (Оноре де Бальзак)
Говорят, что деньги — корень всякого зла. То же можно сказать и о безденежье. (Сэмюэл Батлер)
Станция номер 6. Двадцатый век
Слова ведущего: И вот финансовый хроноскаф вернулся в наше время. Время, когда владеть основами финансовой грамотности очень необходимо буквально каждому человеку. Надо быть весьма и весьма внимательным, когда читаешь и подписываешь разные деловые документы. Вот и проверим степень вашей внимательности. Ищите среди россыпи букв спрятанные термины, и постарайтесь найти их как можно больше. Слова соединяйте в линию, двигаясь от буквы к букве по прямой в любом направлении.
А | А | О | Б | Ж | Е | Ж | А | Ф | К | Ц | И | Й | И | Н | Я | Ц | И | Я | Ц |
Б | Б | В | Л | Г | Д | З | Б | Х | А | Б | З | К | В | Ф | Л | Х | Л | П | Ч |
В | Л | К | И | З | Ф | И | В | Х | Ц | А | Ш | Л | М | Щ | Э | Ю | Р | У | Б |
Г | М | С | Г | А | Ц | И | Я | М | Н | О | П | Р | Т | А | М | С | Т | У | Л |
Л | О | Р | Й | И | Т | У | Ф | Х | Т | И | Д | И | Й | Н | О | К | Л | Я | Ь |
Д | Д | П | В | А | В | Г | Г | Ц | Д | Ж | Е | Р | К | Е | К | Н | З | Ю | Э |
Е | Н | О | А | Н | С | И | Д | Ч | Е | Й | С | Р | П | О | Б | А | К | О | Л |
Ж | З | И | Й | К | Л | Я | Ю | Ш | А | Д | Т | У | Л | М | Н | О | Б | М | П |
А | Б | В | А | Г | М | Ы | Ъ | Щ | Л | Б | Д | Е | Ж | З | Н | О | А | П | Р |
Р | Е | Й | К | С | Н | Ь | Э | В | К | В | Х | Ц | Ш | Щ | Ъ | Т | Р | Д | С |
Ю | П | Я | А | Б | О | П | Р | С | Т | У | Ф | В | А | Л | Ь | Ы | Э | Ю | Т |
Ц | О | К | Ч | Ш | Р | Щ | Э | Р | О | Ч | К | Г | Д | Ю | М | О | П | Я | У |
Й | К | Л | М | Л | А | Н | О | А | Р | Х | А | В | Е | Т | Л | Л | Ц | Х | Ф |
П | Р | Д | О | Л | С | Т | У | С | С | Ф | Г | Б | Ж | А | К | И | С | Ч | Ш |
Х | Ц | Ч | Ш | Щ | Э | Ю | Я | Я | Ю | Э | Д | А | З | И | Й | С | Т | Ъ | Щ |
П | Р | П | П | А | К | Р | О | К | У | Э | Е | Ь | П | Ы | Д | Н | У | Ы | Ф |
А | Б | В | Г | Е | Л | Б | Р | Е | Р | Ю | Ж | Г | О | Н | М | Е | Р | С | Т |
И | П | О | Д | Е | Ж | З | П | Р | С | Т | Ж | Н | И | Л | К | Д | И | В | Й |
О | Т | Т | Е | И | М | Н | К | Н | А | Я | З | Г | З | И | Л | О | В | И | И |
У | Ф | Х | К | А | Ц | О | Б | А | Ч | Б | И | Ш | В | Д | Щ | Е | Ж | Д | З |
Список слов:
1 | Аванс | 11 | Инфляция |
2 | Акциз | 12 | Ипотека |
3 | Банк | 13 | Копейка |
4 | Банкомат | 14 | Кредит |
5 | Брокер | 15 | Лизинг |
6 | Валюта | 16 | Ломбард |
7 | Вклад | 17 | Облигация |
8 | Дивиденды | 18 | Полис |
9 | Долг | 19 | Рассрочка |
10 | Доллар | 20 | Рубль |
Контрольный лист для жюри
О | Б | К | Ц | И | И | Н | Я | Ц | И | Я | |||||||||
Л | А | З | Ф | Л | |||||||||||||||
И | Р | У | Б | ||||||||||||||||
Г | Г | А | Ц | И | Я | Т | А | М | Л | ||||||||||
Л | О | Т | И | Д | О | Ь | |||||||||||||
Д | В | А | Е | Р | К | К | Н | ||||||||||||
А | Н | С | Б | А | О | Л | |||||||||||||
А | Д | Б | М | ||||||||||||||||
А | Л | А | |||||||||||||||||
Е | Й | К | В | К | Р | Д | |||||||||||||
П | В | А | Л | ||||||||||||||||
О | К | Р | Р | О | Ч | К | Ю | О | П | ||||||||||
Л | А | А | Р | А | Т | Л | |||||||||||||
Д | О | Л | С | С | А | И | С | ||||||||||||
Р | О | К | Ы | Д | Н | ||||||||||||||
Б | Е | Р | Г | Е | |||||||||||||||
И | П | О | Н | И | Д | И | В | ||||||||||||
Т | Е | К | Н | З | И | Л | И | ||||||||||||
К | А | Б | А | Д |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа факультатива по курсу финансовая грамотность "Основы финансовой грамотности" 7 класс
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в сем...

Материал по финансовой грамотности и предпринимательству
Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»...

Материал по финансовой грамотности и предпринимательству
Сценарийинтерактивной игры «Финансовые ребусы»...

Игра-викторина "Своя игра. Финансовая грамотность".
Данная игра предназначена для 7 класса и может быть использована в курсе "Обществознание"....

Теоретический и практический материал по финансовой грамотности для темы "Вклады"
Представленный материал будет полезен учителям математики, обществознания, финансовой и функциональной грамотности. Он содержит теоретический раздел и задачи дифференцированного уровня сложности для о...

Методическая разработка внеурочного занятия по финансовой грамотности Квест - игра. «Знатоки финансовой грамотности»
Квест-игра - «Знатоки финансовой грамотности» Форма проведения: занятие-игра по станциям.Участники: учитель, учащиеся 5-6 классы.Цель: формирование финансовой грамотности обучаю...






