Урок "Человек, индивид, личность. Социализация личности"
план-конспект урока по обществознанию (10 класс)
Конспект урока
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Обществознание.
Урок №1. (2 часа).
Тема: Человек, индивид, личность. Социализация личности.
Цель: содействовать усвоению новых знаний.
Задачи:
- Повторение ранее полученных знаний по данной теме в школе.
- Содействовать усвоению и первичному закреплению новых понятий: человек, индивид, индивидуальность, личность, социализация, интеграция, свобода и ответственность личности.
- Содействовать формированию навыков написания лекции.
- Развитие навыков выполнения УУД: формулировать определения, кластер.
- Воспитание личности в ответственный период социального взросления.
- Формирование коммуникативной культуры.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Форма урока: проблемная лекция с элементами самостоятельной работы.
Организация пространства: фронтальная и групповая работа.
Оборудование и материалы: доска, тетради, раздаточный материал «Периодизация развития личности Эрика Эриксона».
Ход урока:
I. Организационный момент: приветствие, проверка отсутствующих и присутствующих на уроке.
II. Формулируем цель урока вместе с курсантами.
III. Подготовка к восприятию содержания урока. Актуализация знаний и навыков. Что обучающиеся знают по теме из школьной программы. Формулируем план урока вместе с курсантами.
IV. Основная часть урока. Освоение новых знаний.
Содержание:
- Сущность человека.
- Индивид и индивидуальность.
- Понятие личность.
- Социализация личности.
- Периодизация развития личности.
- Свобода и ответственность личности.
2) Вопрос о происхождении и сущности человека по-разному решается наукой и религией. Существуют разные точки зрения. С научной точки зрения, человек телесно принадлежит к разряду млекопитающих. Причины выделения человека из животного мира высказываются различные. Большинство же учёных (антропологов, палеонтологов, физиологов, историков и т.д.) сходятся в одном, что человек является продуктом длительной биологической и социально-культурной эволюции. Религия объясняет происхождение человека актом божественной воли. Если придерживаться официальной научной версии, то человек это биосоциальное существо.
С одной стороны, человек – это часть природы и продукт биологической эволюции. Что связывает человека с природой?
Человек, как и все биологические существа это метаболическая система, т.к. он живёт за счёт обмена веществ с окружающей средой. Человек рождается, взрослеет, стареет и умирает, как и всё живое на Земле. Человеку присуще те же витальные (жизненно необходимые) инстинкты, что есть у животных.
С другой стороны, человек – это социальное, общественное существо. В отличие от животных, человек производит свою собственную окружающую среду (жилище, одежду, пищу и т.д.). Человек способен целенаправленно изменять окружающий мир, планировать на будущее. Деятельность человека не жёстко запрограммирована, в ней всегда есть место свободному выбору. Он действует не только по потребности, но сообразно своей воле и фантазии.
Человек выходит за пределы биологического. Причина тому - сознание, которое присуще только ему. Этим объясняется и духовное наполнение человеческой жизни. Он различает такие моральные качества, как добро и зло, справедливость, подлость, предательство и т.д. Человек способен к самопожертвованию, состраданию и сочувствию.
Общество социализирует человека. Он становится разумным: учит язык, нормы поведения, ценности, общественные функции, играет социальные роли.
Сегодня существует наука антропосоциогенез, которая выявляет факторы, способствовавшие тому, что человек выделился из животного мира и сформировал общество. Одним из главных факторов она называет – деятельность людей, труд.
2) Индивид – это один из людей, из данной общности людей.
Индивидуальность - это набор человеческих качеств, который позволяет отличить человека не только внешне, но и при сравнении учитывать его внутренний мир, его социально значимые качества.
В психологии индивидуальность – это целостная характеристика определённого человека через его темперамент, характер, интересы, интеллект, потребности способности.
Каждый человек и индивид, и индивидуальность. Индивид, потому что он является частью общества. Индивидуальность, потому что у него есть такие качества, которые присуще только ему, и никому другому. Понятия индивид и индивидуальность взаимосвязаны, так как вне общества стать индивидуальностью невозможно. В обществе существуют яркие индивидуальности, например, писатели, художники, учёные, артисты и т.д.
3) Личность – это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества. Личностью не рождаются, а становятся в процессе социализации.
Социализация личности проходит в двух формах: в процессе адаптации и в процессе интеграции.
Адаптация – это пассивное приспособление индивида к среде, в результате которого человек действует в соответствии с её требованиями, нормами и ценностями.
Интеграция – это активное взаимодействие личности со средой, в результате которого не только среда оказывает влияние на личность, но и личность изменяет среду.
Функции социализации:
- Формирование личности, которая способна сосуществовать с другими людьми.
- Сохранение традиций, поскольку человек начинает воспитывать своих детей, как воспитывали его, и в том случае, если он сам социализирован.
Существует первичная и вторичная социализации. Первичная происходит в период детства. Вторичная – всю оставшуюся жизнь.
Агенты социализации – это любые члены общества, которые оказывают значимое влияние на процесс социализации личности, например, родители, воспитатели, преподаватели, друзья, представители СМИ и т.д.
По мнению одного из известных психологов, Эрика Эриксона, в формировании личности выделяют 8 стадий:
- Стадия младенчества. На этом этапе многое зависит от матери или другого лица, осуществляющего уход за ребёнком. Формируется базовое доверие к миру.
- Стадия раннего детства. На этом этапе у ребёнка формируется чувство независимости и автономии.
- Стадия от3 до 5 лет. У ребёнка формируется чувство инициативы, предприимчивости. Ведущая деятельность при этом игра.
- Стадия младшего школьного возраста. Это период, когда формируется уверенность в себе и своих силах. Прививается любовь к труду.
- Подростковый возраст. Это самый интенсивный период развития, когда происходит самоопределение личности. Личность решает, чем она будет заниматься, чему посвятит жизнь. Происходит половое созревание и для человека становится важным, как к нему относятся окружающие.
- Молодость. Это этап, в период которого человек строит как личные, так и профессиональные отношения с людьми.
- Взрослая жизнь. В этот период человек вкладывает себя в любимую работу, семью и детей. Общение со своими детьми даёт ему уверенность в завтрашнем дне, жизнь наполняется смыслом.
- После 50 лет. На этом этапе у человека должно сложиться ощущение неповторимости его судьбы, человек начинает подводить итоги прожитой жизни.
Таким образом, общество социализирует человека, он становится и индивидом и индивидуальностью и личностью, но в то же время общество ограничивает свободу личности. Однако именно свободный человек способен стать личностью. С другой стороны, человек не может быть абсолютно свободным, так как он несёт ответственность перед другими людьми.
Что же такое свобода личности? Свобода личности – это состояние человека, способного действовать во всех важных делах на основе выбора, это способность человека к активной деятельности в соответствии со своими желаниями, намерениями и идеалами. Главное, чтобы данный выбор и состояние не приносили вред другим людям и обществу в целом. То есть, личность формируется во взаимодействии внутренних побуждений и внешних ограничений. А это значит, что человек обладает в процессе социализации лишь определённой степенью свободы.
V. Закрепление знаний и навыков: нарисовать кластер: «Человек».
VI. Подведение итогов. Раздать карточки для рефлексии. Оценивание.
КАРТА самоконтроля обучающегося. Оценка собственной работы на уроке………………………………………………… Оценка организации урока…………………………………………………………….. Понравился ли вам урок.…………………………………………….. |
Домашнее задание: на выбор: эссе на тему: «Легко ли стать личностью? или Л.Н.Боголюбов § 2.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа развития " Социализация личности как одно из условий модернизации образования"
В программе отражены тенденции развития школы, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обр...
Социализация личности ребенка в условиях общеобразовательной школы
Развитие личности не может осуществляться самостоятельно, необходимо целенаправленно воздействовать на неё, создавая для этого психолого- педагогические условия через содержание учебных предметов и ад...

Презентация "Индивид, индивидуальность и личность".
Презентацию можно использовать на уроке.в профильном 10 классе. Предложить дополнить материал своими соображениями на предмет "Кого можно считать личностью". Привести примеры....

ХАРАКТЕРИСТИКА ПОНЯТИЯ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ. НАРУШЕНИЕ ПРОЦЕССА СОЦИАЛИЗАЦИИ
В статье раскрыты понятия "социализация", "адаптация", "социальная адаптация", обозначены причины социальной дезадаптации, поднимается вопрос о повышении эффективности социальной адаптации детей...

Тест по теме "Личность. Социализация индивида" в формате ЕГЭ с ответами , 10 класс
Тест представляет собой подборку вопросов по теме "Личность. Социализация индивида" разной степени сложности для самостоятельной подготовки учащихся 10-11 класса к ЕГЭ...

Сущность процесса социализации личности. Стадии, факторы и институты социализации
Педагогика и психология профессиональной деятельности...

Основные элементы структуры личности. Социализации личности
План-конспект учебного занятия по ОГСЭВ.05 Социология и политология...
