Олимпиада по обществознанию 8 класс
методическая разработка по обществознанию (8 класс)
Вариант олимпиадных заданий по обществознанию для 8 класса. Может использоваться для подготовки к муниципальному этапу Всероссйской Олимпиады школьников по обществознанию
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 28.64 КБ |
Предварительный просмотр:
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА,
2025-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.
Максимум за всю работу 100 баллов
Задание 1. Верны ли следующие утверждения?
- Сокращение биологического разнообразия на Земле не является составной частью экологического кризиса.
- Большинство теорий общественного развития отражают отношения между группами людей по поводу распределения власти, собственности, знаний, а также отношения, складывающиеся между ними в процессе трудовой деятельности.
- Для расторжения трудового договора с несовершеннолетним работником требуется согласие трудовой инспекции, органов по защите прав несовершеннолетних и одного из законных представителей.
- Сегодня не существует стран, для которых характерна доиндустриальная стадия развития экономики.
- Политическая активность членов общества не зависит от типа политического режима.
Ответ:
1.1 | 1.2 | 1.3 | 1.4 | 1.5 |
По 2 балла за каждый правильный выбор. Максимум за задание – 10 -баллов.
Задание 2. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков.
1.Авт.. рит..т – влияние, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте.
2. С…п…р…тизм – стремление к отделению, обособлению.
3. Гл..б…л…зация – один из процессов, происходящих в современном мире.
4. Ко…упция – прямое использование должностным лицом своего служебного положения в целях личного обогащения.
5. Д…скр…м…нация – ущемление прав по тем или иным признакам
Ответ:
1.__________________
2.__________________
3. __________________
4.__________________
5. __________________
По 2 балла за каждый правильно написанный термин. Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 3. Замените выделенный курсивом фрагмент обществоведческим термином.
3.1. Различают также такие виды нужд человека, которые представляют собой необходимый элемент для его полноценного существования, как подлинные и мнимые.
3.2. В современной совокупности людей, объединённых способом производства материальных благ на определённой ступени исторического развития, определёнными производственными отношениями, мы видим возрастание значения телевидения и кино, которые стали кумирами для молодежи.
3.3. В современном обществе развивается один из способов становления личности, путём получения знаний, приобретения умений и навыков, развития умственно-познавательных и творческих способностей через непрерывность, гуманизацию, компьютеризацию этого процесса.
3.4. С развитием общества стала развиваться форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей, требований, регулирующих поведение людей. Данная форма выступает мерой свободы в обществе и связана с критерием «социальная справедливость».
3.5. Во второй половине 20 века перед человечеством встала совокупность проблем, от решения которых зависит существование цивилизации. Разрешить данные проблемы можно только через формирование нового планетарного сознания и международной системы прогнозирования.
Ответ:
3.1 | 3.2 | 3.3 | 3.4 | 3.5 |
По 2 балла за каждый правильный выбор. Максимум за задание – 10 -баллов.
Задание 5. Перед вами описания ситуаций из известных народных и литературных сказок. Ваша задача определить, какое право сказочного персонажа соблюдено или нарушено с позиций современных представлений о правах человека.
Ответ запишите в таблице, в соответствии с порядковым номером каждой ситуации.
5.1. Лимончики разрушили домик пана Тыквы, нарушив его право на…………
5.2. Три толстяка заточили оружейника Просперо в зверинце, нарушив его право на………..
5.3. «Мы объехали весь свет,
Торговали соболями,
Чернобурыми лисами;
А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток…»
«Гости» реализовали экономическое право на ………..
5.4. Получив по завещанию от умершего мельника в собственность кота, младший сын реализовал свое право на …………
5.5. В красной шапочке идёт,
Пирожки с собой несёт.
За кустами волк сидит
И за девочкой следит.
Какое право бабушки и Красной Шапочки нарушил волк?
5.1. | 5.2. | 5.3. | 5.4. | 5.5. |
По 2 балла за каждый правильный выбор. Максимум за задание – 10 -баллов.
Задание7. Решите экономическую задачу.
Пётр Васильев был владельцем небольшого предприятия, на котором трудилось 5 рабочих. Каждый из рабочих производил столы для настольного тенниса. Пётр не имел экономического образования, поэтому организовал предприятие таким образом, что у каждого рабочего было своё помещение, в котором тот и собирал столы без взаимодействия с другими рабочими.
Пётр Васильев купил учебник по экономике и узнал новое слово – специализация. С этого и началась эпоха модернизации его производства.
Раньше каждый работник собирал стол для пинг-понга за 5 часов. Каждый час оплачивался по ставке 10 рублей/час. Рабочая неделя составляла 40 часов. Все столы для настольного тенниса, произведённые фирмой Петра, продавались мгновенно по цене 80 рублей, настолько они были хороши. Остальными издержками фирмы Петра можно пренебречь.
Теперь же каждый работник стал производить отдельные детали для столов для настольного тенниса – кто-то делал сетки, кто-то делал крепления для сеток, другой делал поверхность стола, ещё один – ножки, последний занимался монтажом всех деталей в единую конструкцию. Оказалось, что время на производство одного стола сократилось на 20 процентов. При этом производство организовалось таким образом, что не было никакого простоя. Продолжительность рабочей недели осталась прежней, а значит, фирма стала производить и продавать больше столов.
7.1. Какой стала недельная прибыль фирмы в результате применения специализации? Ответ запишите в рублях.
Ответ: ____________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
За верный ответ – 5 баллов.
7.2. Государство заметило, что предприятие очень прибыльное, и ввело налог на выручку в размере 10 процентов. На сколько уменьшилась недельная прибыль по сравнению с предыдущим пунктом? Ответ запишите в рублях.
Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________
За верный ответ – 5 баллов
Максимум за задание – 10 баллов.
Задание 8. Прочитайте текст и выполните задание
(I) Всё больше кинематографистов и мультипликаторов обращаются к коренным культурам при создании своих произведений, что способствует расширению границ традиционной анимации и привлечению внимания к малоизученным культурам. Тенденция использования этнических мотивов в анимации только набирает обороты, и можно ожидать, что в будущем появятся новые произведения, отражающие уникальное культурное наследие разных народов. Это не только помогает сохранять и передавать традиции через поколения, но и способствует взаимопониманию и уважению между разными культурами.
(II) Этническая анимация стала интересна аудитории благодаря её уникальной способности рассказывать универсальные истории через призму конкретной культуры. Это способствует культурному обмену и лучшему взаимопониманию между разными народами.
(III) Анимация воспринимается легче, чем кино, людьми всех возрастов. Часто анимационные фильмы расцениваются как менее реалистичные, более фантазийные. Поэтому через анимацию легче донести до массового зрителя даже экзотические традиции, незнакомая культура воспринимается более лояльно. В анимационных фильмах больше динамики, игры, больше художественных допущений – они понятнее и ближе бо́льшему количеству зрителей.
(IV) Глобализация способствует культурному обмену, поэтому растёт интерес к этническим мотивам – к тому, что отличает один этнос, народ от других, к культурным особенностям и своеобразию уклада жизни, фольклора. Современные технологии позволяют создателям анимации черпать вдохновение из различных культур, смешивая традиционные элементы с современными приёмами. Это делает анимацию более разнообразной и уникальной, что, в свою очередь, привлекает зрителей, ищущих новые и необычные впечатления.
(V) Возросшая осведомлённость о важности культурного разнообразия и о включении национальных культур в общемировые подталкивает анимационные студии к созданию контента, отражающего многообразие мировых культур. Истории, основанные на этнических мифах и легендах, не только позволяют развлечь, но и способствуют расширению культурного кругозора зрителя.
(VI) Кроме того, этническая анимация часто обращается к вопросам идентичности и принадлежности, что особенно актуально в современном мире, где многие люди ищут свои корни и стремятся к самопознанию. Анимационные фильмы и сериалы, основанные на этнических мотивах, помогают зрителям осмыслить собственное культурное наследие и найти связь с прошлым.
(VII) Важно отметить, что этническая анимация нередко затрагивает социальные и экологические проблемы, актуальные для определённых культур и народов. Это делает такую анимацию не только развлекательным, но и социально значимым явлением.
(VIII) Несмотря на успехи, перед этнической анимацией всё ещё стоят вызовы, такие как необходимость уважительного отношения к традициям и точного отображения культурных особенностей. Это требует тщательных исследований и сотрудничества с представителями изображаемых культур, чтобы анимация была не только красочной и занимательной, но и фактически точной.
(IX) Этнические анимационные проекты представляют собой мост между прошлыми и новыми поколениями, а также между малоизвестными культурами и широкой публикой.
(X) Интерес к этнической анимации растёт во всех регионах России, особенно можно выделить Якутию. При создании анимационных фильмов якутские мультипликаторы особое внимание уделяли детализации природных и культурных элементов. Например, в мультфильме «Мунха» показана традиционная якутская рыбная ловля в начале зимы, когда всей деревней выходят на лёд и принимаются за добычу рыбы. Это ежегодное событие становится настоящим праздником, объединяющим всех жителей. Параллельно создатели мультфильма рассказывают историю о маленькой девочке, которая впервые в жизни попадает на рыбную ловлю, и зритель видит весь этот процесс её глазами. Главную героиню переполняет желание помочь и быть полезной, но среди взрослых она чувствует себя неуклюжей. Семья поддерживает девочку и она находит в себе силы и уверенность, учится тому, что каждый, даже самый маленький, может внести свой вклад в общее дело.
(По материалам РБК Тренды)
8.1. Укажите номер(-а) абзаца(-ев), в котором(-ых) упоминается термин, означающий процесс, приводящий к появлению в языках заимствованных слов.
Ответ: II, IV.
За каждый верный выбор – 5 баллов, за каждый неверный выбор – штраф 2 балла, но не менее 0 баллов за задание.
Максимум за задание – 10 баллов
8.2. В тексте приведён сюжет мультфильма «Мунха». Выберите выделенную авторами текста функцию, которую выполняет семья в этом мультфильме:
1. экономическая
2. рекреационная
3. репродуктивная
4. психологическая
5. статусная
6. защитная
Ответ:___
За верный ответ – 8 баллов.
8.3. Выберите выводы, которые можно сделать на основании приведённого текста.
1. Уникальность национальных культур способствовала популяризации этнической анимации.
2. Этническая анимация является примером массовой культуры.
3. Этническая анимация способствует формированию толерантности.
4. Этническая анимация позволяет осмыслить собственные национальные истоки и расширить представления о культуре других народов.
5. Главная функция этнической анимации – развлечь широкую публику через демонстрацию традиций конкретного народа.
6. Этническая анимация, затрагивая глобальные проблемы, становится социальным явлением.
7. Важной задачей для этнической анимации является необходимость уважительного отношения к традициям и точного отображения культурных особенностей.
8. Авторы текста ожидают появления новых анимационных проектов, отражающих уникальное культурное наследие разных народов.
Ответ: ___________________
За каждый верный выбор – 3 балл, штраф за каждый неверный выбор – 2 балла, но не менее 0 баллов за задание. Максимум за задание – 12 баллов.
Максимум за всё задание 8 – 30 баллов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву.9 класс.
Материал школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву для 9 класса содержит задания разнопланового характера.Это задания на классификацию понятий, заполнение табли...
Задания школьного тура олимпиады по обществознанию и праву для 10-11 классов
Материал для школьного тура Всероссийской олимпиады по обществознанию и праву подобран с учётом программного материала, позволяющий выявить уровень подготовленности учащихся по данному предмету....
Задания школьного этапа олимпиады по обществознанию. 6 класс
Задания школьного этапа олимпиады...
Олимпиада по обществознанию 6 класса
Олимпиада по Ол Олимпиада по обществознанию 6 класса...

Школьная олимпиада по обществознанию 5 класс
Задания олимпиады составлены для проведения в 5 классе школьного этапа Всероссийской олимпиады по обществознанию, с учетом введения нового предмета по новым стандартам....
Олимпиада по обществознанию (9 класс).
Задания по обществознанию для 9 класса в углублённой форме....

