КОНСПЕКТ УРОКА 9 класс : «Политические режимы»
план-конспект занятия по обществознанию (9 класс)

Малеев Михаил Михайлович

Класс: 9а

Тема урока: «Политические режимы».

Раздел: Глава 1 . Политика

Номер урока в разделе: 4

Форма урока: комбинированный урок.

Цель:  сформировать общие представления о видах политических режимов и их признаках.

Задачи:

1. Предметные:

Изучить политические режимы и их признаки

Рассмотреть их виды

2. Метапредметные:  Эффективно запоминать и систематизировать информацию о политических режимах

Сопоставить свои суждения с суждениями других участников диалога в контексте обсуждения политических режимов и их признаков

3.Личностная: готовность к выполнению обязанностей гражданина, реализации и защиты его прав.

        

Основные дидактические единицы: понятие: политический режим, признаки авторитарный режим, демократический режим, тоталитарный режим и их признаки

Оборудование: презентация, доска, раздаточный материал (текст см. Приложение 1)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл politicheskie.docx31.66 КБ

Предварительный просмотр:

Выполнил:

Малеев М.М. 3об-ПО_ОБЩ

КОНСПЕКТ УРОКА

ВВЕДЕНИЕ

Класс: 9И

Тема урока: «Политические режимы».

Раздел: Глава . Политика

Номер урока в разделе: 4

Форма урока: комбинированный урок.

Цель: сформировать общие представления о видах политических режимов и их признаках.

Задачи:

1. Предметные:

Изучить политические режимы и их признаки

Рассмотреть их виды

2. Метапредметные: Эффективно запоминать и систематизировать информацию о политических режимах

Сопоставить свои суждения с суждениями других участников диалога в контексте обсуждения политических режимов и их признаков

#1051;ичностная: готовность к выполнению обязанностей гражданина, реализации и защиты его прав.

Основные дидактические единицы: понятие: политический режим, признаки авторитарный режим, демократический режим, тоталитарный режим и их признаки

Оборудование: презентация, доска, раздаточный материал (текст см. Приложение 1)

Ход урока

Название модуля и предмета

Что делает учитель

Что делают учащиеся

1

Организационный (1 минута)

1. Доброе утро, уважаемый 9 и. Сейчас на столе у вас только ручка. Будем проверять ваши знания за прошлый урок.

1. Входят в класс, готовятся к уроку, приветствуют учителя. Слушают приветствие учителя.

2

Проверка домашнего задания

10 мин

ПЕРВАЯ ЧАСТЬ – написать суть теории

1 вариант – патриархальная, договорная теория.

2 вариант – органическая, теория насилия

3 вариант – материалистическая, психологическая.

ВТОРАЯ ЧАСТЬ – написать определение

Государство (ответ страна не засчитывается!)

Гражданство

На работу дается 7 минут

Пишут проверочную работу

2

Актуализация знаний (4 мин.)

Ребята, давайте вспомним наши предыдущие уроки обществознания.

На первом уроке, который у вас вел я, мы с вами прошли понятие власти. Давайте его вспомним.

На втором уроке, мы с вами разобрали понятие государства. Давайте также его вспомним.

Вы уже поняли, что государство политическую власть. Но как именно оно ее осуществляет? Давайте разберем на примере.

Отвечают, что политическая власть - Это способность одного человека или группы лиц контролировать поведение граждан и общества, исходя из общенациональных или общегосударственных задач

Отвечают, что Государство — организация политической власти, осуществляющая управление обществом в масштабах страны и призванная обеспечивать его стабильность и развитие.

Внимательно слушают учителя, высказывают свои предположения

3

Мотивационный

(2 минуты)

Ребята, сейчас перед вами карикатура на Иосифа Сталина. Как вы думаете, что бы произошло с человеком, у которого бы нашли эту карикатуру дома, в период пребывания Сталина у власти? Совершенно верно, его бы арестовали и в худшем случае, расстреляли. А вот другая карикатура на Дональда Трампа. Возьмём ту же ситуацию, что у гражданина США нашли эту карикатуру дома. Что бы с ним сделали? Скорее всего ничего.

О чем нам говорят вышесказанные суждения? Верно, о том, что в разных странах, власть осуществляется по разному. Дело все в том, что в СССР был тоталитарный политический режим, а в США на данный момент — демократический.

Поняв, какой политический режим в той или иной стране, вы сможете по соответствующим признакам определить, чем еще будет характеризоваться данное государство, что очень актуально при изучении не только истории, но и других гуманитарных наук.

И как вы уже поняли, тема нашего сегодняшнего занятия – политические режимы.

Смотрят на карикатуру Сталина. Говорят, что скорее всего арест или расстрел.

Смотрят на карикатуру Трампа Отвечают, что скорее всего ничего.

Говорят, что скорее всего по разному – демократично и недемократично

Внимательно слушают учителя. Слушают ответы других учащихся.

Открывают тетради пишут число, классная работа и тему урока.

4

Изучение новой темы (25 минут)

И так, давайте составим определение понятия политического режима. Для этого мы воспользуемся одним очень хорошим сервисом. Как вы видите, слова тут перепутаны. В этом и есть смысл — вам нужно их расставить в правильной последовательности.

(составляют определение)

Отлично! Теперь запишем его в тетрадь.

Политический режим - совокупность средств и способов осуществления государственной власти

И так, давайте подумаем, на какие две группы можно разделить политические режимы?

Верно, на две группы: демократические и недемократические.

Перед вами названия трех режимов, вам нужно определить, группу, в которую входит тот или иной режим.

От какого слова происходит название демократический? Верно, от слова демократия, и, следовательно, относим его в группу демократических режимов.

От какого слова происходит название авторитарный? От слова авторитет, то есть властный. Может ли властный относится к демократии? Нет. Относим его в группу недемократических.

Остается тоталитарный. От какого слова происходит название тоталитарный? Верно, от слова тотальный (контроль). Значит, относим его в группу недемократических режимов.

Фиксируйте данную схему в тетрадь.

Давайте разбираться, какие у нас есть политические режимы.

Перед вами цитата, как вы думаете, о каком политическом режиме здесь идет речь? Да, о демократическом

А знаете ли кто ее сказал? Да, Уинстон Черчилль — британский государственный политический деятель.

Сейчас я вам раздам статьи из разных законов РФ. Исходя из них, вам нужно будет определить основные признаки демократического режима.

(анализ статей (см. приложение 1))

  1. Народ – источник власти
  2. Свободные выборы.
  3. Разделение властей
  4. Смешанная или рыночная экономика.
  5. Большой объём прав и свобод граждан и их гарантия
  6. Наличие независимых СМИ.
  7. Политический плюрализм (многообразие политических сил)
  8. Многопартийность.
  9. Оппозиция действует легально

Таким образом, мы узнали признаки демократического режима. Запишите их в тетрадь.

Теперь, давайте посмотрим на иллюстрации , и ответим на вопросы к нему.

1. Народ источник власти в этой стране? 2. Есть ли контроль частной и общественной жизни в этой стране?

3. Соблюдаются ли права и свободы жителей этой страны?

4. Как вы думаете, какой политический режим в данной стране?

Ну и назовите это государство.

Отлично, запишем признаки тоталитарного режима:

  1. Тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни
  2. Господство одной партии.
  3. Оппозиция отрицается.
  4. Существует единственная официальная идеология
  5. Отсутствие прав и свобод человека
  6. Плановая экономика

Теперь открываем 4 параграф учебника и находим признаки авторитарного режима.

Отлично, давайте посмотрим какие есть признаки авторитарного государства. Если у вас каких то не хватает, допишите:

  1. Несвободные выборы.
  2. Правящая партия огосударствлена.
  3. Деятельность оппозиции ограничена жесткими рамками.
  4. Контроль СМИ.
  5. Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений
  6. Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере.

Составляют определение политического режима.

Записывают определение политического режима.

Говорят демократические и недемократические.

Говорят от слова демократия.

От слова авторитет

Не относится

От слова тотальный, то есть полный

Пишут схему в тетрадь, запоминают схему.

Предполагают, что речь идет о демократии.

Говорят, что Уинстон Черчилль.

Читают статьи с учителем, высказывают свои предположения, слушают ответы других учащихся.

Пишут в тетрадь признаки демократического режима.

Смотрят на иллюстрации. Отвечают:

1. нет, не является

2. Да, есть

3. нет, не соблюдаются.

4. тоталитарный.

Говорить, северная Корея

Пишут признаки тоталитарного режима.

Открывают учебник. Ищут признаки авторитарного режима.

Говорят, какие нашли признаки авторитарного режима, слушают ответы других обучающихся, дописывают, если что то упустили.

5

Закрепление

(8 минут)

Что из перечисленного характеризует демократический режим?

1)  верховенство исполнительной власти

2)  командно-административные методы управления

3)  господство одной общеобязательной идеологии

4)  защита прав и свобод граждан

Политический режим, характеризующийся сосредоточением всей власти в руках одного
лица или органа политической власти и снижением роли других институтов, является

1)  либеральным

2)  демократическим

3)  революционным

4)  авторитарным

Тоталитарный режим отличает

1)  всесторонний контроль государства над жизнью общества

2)  гарантия прав и свобод граждан

3)  деятельность свободной прессы

4)  наличие государственного аппарата

Верны ли следующие суждения о тоталитарном режиме?

А.  При тоталитаризме государственный контроль не распространяется на сферу экономики.

Б.  В условиях тоталитаризма государство запрещает деятельность любых партий.

1)  верно только А

2)  верно только Б

3)  верны оба суждения

4)  оба суждения неверны

Установите соответствие между признаками и типами (видами) политических режимов: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.

ПРИЗНАК ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

А) свободные выборы в органы государственной власти

б) обязательная государственная идеология

В) многопартийная система

Г) правовое государство

Д) политические репрессии

ТИП (ВИД) ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА

1. демократический

2. тоталитарный

Ответ: 12112

На основании знаний, полученных на уроке дают ответы.

6

Рефлексия

(2 минуты)

38. Так, теперь оцените себя на уроке.

Нарисуйте лесенку на полях и отметьте свое местоположение на ней, исходя из вашего состояния, где

1 – плохо понял новый материал

2- понял материал средне

3. Понял материал отлично

*Если останется время, могут написать свой «отзыв» на листочке (одинарный лист в клетку делится на 4 части, каждому выдаётся лист, пишут АНОНИМНО)

#1056;исуют в тетради смайлик, соответствующий их эмоциям.

*(Если хватает времени, пишут на листочках небольшой отзыв: замечания и предложения.)

7

Домашнее задание

(2 минуты)

  • Параграф 4 раздел в классе и дома ответить письменно на вопрос 4
  • Подготовится к проверочной работе

Фиксируют дз

Приложение 1.

Конституция РФ

Статья 2

Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Статья 3

1. Носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является ее многонациональный народ.

3. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.

Статья 10

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статья 8

1. В Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Статья 45

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Закон о средствах массовой информации РФ

Статья 3.

Цензура массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, - не допускается.

Федеральный закон о политических партиях

В Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из этого конституционного принципа государством гарантируется равенство политических партий перед законом независимо от изложенных в их учредительных и программных документах идеологии, целей и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока : Главные политические центры Руси

план - конспект урока составлен в соответствии с требованиями предъявляемыми к уроку и использоанием ЭОР...

конспект урока обществознания в 10 классе "Политические режимы"

Материал содержит конспект урока, слайдовую презентацию и раздаточные материалы для сучащихся...

презентация к уроку обществознания 9 класс "Политические режимы"

рассмотрение политических режимов , согласно учебнику Кравченко "Обществознание "9 класс...

Конспект урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"

Конспект  урока по обществознанию 9 класс "Политические режимы"...

Презентация к уроку Консервация политического режима

Презентация к уроку Консервация политического режима ( внутренняя политика в правление Л.И. Брежнева)...

Методические материалы к уроку по обществознанию в 9 классе «Политические режимы».

Актуальность изучения понятия «политический режим» исходит из его базового для теории государства характера....

9 класс "Политические режимы". Презентация

Презентация "Политические режимы"...