Творческий проект
статья по обж (11 класс) на тему

Скрынникова Светлана Васильевна

В работе представлено собственное видение на проблему преподавания Основ безопасности жизнедеятельности. Автор предлагает поговорить об ОБЖ, предлагая конструктивные решения

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Tvorcheskiy_proekt_2009.doc79 КБ

Предварительный просмотр:

Творческий проект

Тема проекта:  Давайте поговорим об ОБЖ серьезно.

Проект разработан

Скрынниковым О. И.,

учителем ОБЖ МОУ Иноземцевская средняя общеобразовательная школа № 4                                 г. Железноводска

2009

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» появился в школе, согласуясь с требованиями и условиями нашей жизни. Но до сих пор не устоялась программа курса, добавляются новые разделы, все время расширяется перечень плановых тем. При этом в существующих программах по этому курсу есть много лишнего, ненужного, данного как бы про запас, на всякий случай и, в то же время, многие вопросы, оказывающие влияние на жизнь и безопасность граждан, остаются за рамками курса.

К примеру, ни одной программой по ОБЖ не предусмотрено изучение вопросов, связанных с духовным и умственным развитием учащихся. В то же время, как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность, т.к. нет и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной  ситуации, оказавшись в которой можно было бы не задумываясь выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Следует заметить, что эти качества необходимы и для того, чтобы противостоять различного рода мошенникам и сектантам, демагогам и шарлатанам, нашедшим благодатную почву на нашей земле.

Не менее важной составляющей безопасности жизнедеятельности людей является умение управлять своими эмоциями. Очень часто несдержанность, гнев, грубость становятся не только причиной неудач в жизни, карьерном росте, но и основой конфликтов, чреватых тяжкими последствиями для здоровья и самой жизни.

Цель преподавания курса ОБЖ в школе достигается решением целого ряда задач, основными из которых являются:

1) разработка образовательных программ и обучающих технологий по курсу ОБЖ совместными усилиями специалистов и преподавателей ОБЖ;

2) непосредственное изучение учащимися под руководством преподавателя основ курса, с получением при этом необходимых практических навыков;

3) организация посещения учащимися одного из управлений ГО и ЧС, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения с целью получения наглядного представления о работе сотрудников ГО и ЧС по ликвидации последствий аварий, инспекторов дорожно-постовой службы по обеспечению безопасности на улице, работе пожарных по ликвидации возгорания и обеспечению пожарной безопасности, медицинских работников по оказанию первой помощи при травмах и несчастных случаях;

4) совершение под руководством преподавателя одно- двухдневного похода с целью получения учащимися навыков общения с природой;

5) отработка действий по сигналам тревоги во время школьных занятий;

6) проведение военно-спортивных, пожарно-прикладных игр и занятий в школе с привлечением специалистов из МО, МВД, МЧС, пожарной охраны;

7) привлечение учащихся к работе в одном из клубов «Юный пожарный», «Турист» и т.п.;

8) проведение в школе научных и деловых игр, конференций, семинаров, конкурсов и других научных мероприятий с приглашением специалистов и заинтересованных лиц.

Решение этих задач достигается проведением ряда мероприятий. В общем случае все мероприятия по изучению курса ОБЖ можно подразделить на следующие виды:

1. Учебный процесс.

2. Научно-исследовательская работа.

3. Стажировка в должности.

4. Постоянное членство в организации.

В учебный процесс входят рассказ, объяснение, беседа, дискуссия, лекция, работа с книгой, показ иллюстраций, пособий, моделей, кинофильмов, диафильмов, отработка упражнений и нормативов, а также проведение консультаций, экскурсий, семинаров, конференций, конкурсов, военно-спортивных игр. Учебным процессом в том или ином его виде охвачены 100% учащихся школ.

Научно-исследовательская работа предполагает изучение влияния той или иной формы и метода обучения на качество усвоения конкретной темы по ОБЖ, определение приемлемых форм и методов обучения в том или ином классе, определение перспектив совершенствования курса, прогнозирование потребностей в изучении конкретных тем курса, анализ достижений науки и техники в области обеспечения безопасности жизнедеятельности и др. К этой работе, в той или иной мере, могут быть привлечены как учителя-предметники, так и учащиеся старших классов. При этом научно-исследовательская работа может проводиться не только расчетным и лабораторным путем, но и в виде анализа состояния и перспектив развития той или иной темы курса на основе собранного материала. Результаты научно-исследовательской работы представляются в виде докладов на уроках, специальных семинарах и конференциях, в виде публикаций в бумажных и электронных изданиях.

Общеизвестно также, что причиной многих несчастных случаев являются простая невнимательность и слабая память. Поэтому-то так важно человеку для обеспечения безопасности жизнедеятельности развивать свое внимание и укреплять свою память.

Говоря о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе необходимо отметить и тот факт, что в настоящее время физическое здоровье учащихся значительно снизилось. Практически каждый третий выпускник школы освобождается или получает отсрочку от призыва по состоянию здоровья. Тем не менее, в армию и на флот попадает много больных, духовно и нравственно не подготовленных к военной службе, что создает дополнительные трудности, приводит к неоправданным расходам и жертвам.

Поэтому, прежде всего, в школах необходимо заняться вопросами укрепления и поддержания здоровья учащихся, в том числе и духовного. В этом плане большую пользу могли бы оказать занятия боевыми искусствами, которые способствовали бы «оздоровлению», как физическому, так и нравственному, многих учащихся.

Опыт моей работы позволяет говорить, что занятия на пятидневных сборах, на занятиях кружка  - это дополнительное воспитание учащихся, это формирование у детей, подростков, молодежи уважительного отношения к Учителю, женщине, вообще к окружающему их миру. Ведь на занятиях  учу не только почтению к старшим, наставникам, но и к бережному отношению ко всему тому, что окружает человека.

А тому, какую важную и неоценимую помощь дают занятия в кружке военно-патриотической направленности учителям школ в плане поддержания дисциплины среди учащихся могут служить многочисленные примеры, когда отъявленные хулиганы по истечении некоторого времени занятий в кружке, становились помощниками учителей в поддержании дисциплины и порядка на уроках. В целом, для учителей школ,  кружки военно-патриотической направленности – это дополнительный «рычаг» по поддержанию дисциплины, один из способов воздействия на учащихся, склонных к ее нарушению. На собственном опыте знаю, какой страшной угрозой становится для учеников предупреждение об отчислении из кружка, если не прекратятся жалобы со стороны учителей на их дисциплину и успеваемость.

В силу приведенных выше причин,  кружки и пятидневные сборы, участие в игре «Зарница» и в проектной деятельности, на мой взгляд, являются необходимым и действенным средством подготовки учащихся к военной службе. Следовательно, есть смысл включить в образовательную программу занятия в кружках.

Вместо описания конкретных действий в той или иной чрезвычайной ситуации (землетрясении, пожаре, аварии на промышленном предприятии и т.п.) основное внимание в этих учебниках и учебных пособиях уделяется изучению истории вопроса, физическим основам того или иного процесса (горения, электрической проводимости и т.п.), анализу причин возникновения того или иного явления природы (землетрясения, цунами, тайфуна и т.п.) и т.д. Безусловно, знать эти вопросы надо, однако есть целый ряд учебных дисциплин, в которых они изучаются и должны изучаться (история, химия, физика, география и др.). А в тех случаях, когда возникла экстремальная ситуация, связанная, например, с землетрясением, нужно уметь правильно действовать, а знание того, какое самое разрушительное землетрясение произошло за последние 20 лет, в этом случае вряд ли будет полезным.

Однако, наряду с содержанием, немаловажную роль в достижении цели преподавания курса ОБЖ играет предвидение и отбор целесообразных перспективных методов и форм обучения в условиях высокодинамичного социального и научно-технического прогресса, развития собственных возможностей общеобразовательных учреждений и возможностей педагогической науки и практики.

Основными методами обучения ОБЖ в школе, на мой взгляд, должны стать методы наглядные (видеофильмы и компьютерные программы) и практические (а не словесные, как в большинстве школ!). Меньше всего времени в изучении курса ОБЖ следует уделять словесным методам. Все основное учебное время должно быть отведено на показ и отработку практических действий: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!», но еще лучше в данной ситуации: «Лучше один раз выполнить действие, чем сто раз увидеть, как оно выполняется». Конечно, сложно (а в некоторых случаях и невозможно) смоделировать практические действия, например, при землетрясении, урагане, аварии. Но надевание противогаза, отработка приемов самозащиты от безоружного и вооруженного противника, проведение искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, наложение повязок, работа с ВПХР (войсковым прибором химической разведки) и дозиметром должны быть освоены практически на уровне навыка.

Выбор формы занятия зависит от темы. Если изучение тем «Физическое совершенствование», «Основы закаливания», «Гигиена питания», «Техника массажа», «Гигиенический режим труда и отдыха», «Борьба с вредными привычками», «Самосовершенствование», «Духовное и умственное развитие», «Основы взаимоотношений с людьми», «Меры безопасности в повседневной жизни» возможно в классно-урочной форме, то обучать оказанию первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаях, самозащите и защите граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц целесообразно в индивидуально-групповой форме, а самоспасению и спасению пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения: индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций.

Для качественного изучения курса ОБЖ целесообразно организовать посещение учащимися одного из управлений ГО и ЧС, отделения милиции, поста ГИБДД, пожарной части, медицинского учреждения. Только там можно получить наглядное представление о работе по ликвидации последствий аварий, обеспечению безопасности на улице, тушению пожаров, оказанию помощи при травмах и несчастных случаях.

Одно-, двухдневный поход под руководством преподавателя поможет учащимся пообщаться с природой, отработать действия по сигналам тревоги, преодолению различных препятствий, поучаствовать в военно-спортивных, пожарно-прикладных играх.

На наш взгляд программа курса ОБЖ должна предусматривать следующие требования к знаниям и умениям учащихся.

В результате изучения курса ОБЖ по выпуску из учебного заведения учащиеся должны знать:

упражнения для развития в повседневной жизни силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости;

гигиену труда и отдыха;

приемы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа;

способы развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к жизненным ошибкам и неудачам;

правила этикета и общения с людьми;

факторы опасностей в повседневной жизни;

меры безопасности в быту;

правила дорожного движения;

порядок и правила самопомощи и первой помощи при травмах и несчастных случаях;

технику самостраховки при падении, освобождения от захватов, нанесения ударов и постановки блоков руками и ногами;

факторы чрезвычайных ситуаций и способы самоспасения и спасения пострадавших при чрезвычайных ситуациях;

способы предвидения, распознавания и избежания опасностей и защиты от них в том случае, если избежать этих опасностей не удалось.

Наряду со знаниями, выпускники учебных заведений, прошедшие подготовку по курсу ОБЖ, должны уметь:

1. применять в повседневной жизни упражнения для развития силы, выносливости, быстроты, гибкости, ловкости; 2. соблюдать гигиену труда и отдыха; 3. использовать приемы и способы саморегуляции и самовосстановления, закаливания организма, массажа и самомассажа, развития умственных и творческих способностей, совершенствования памяти и ораторского искусства, воспитания силы воли, управления эмоциями, рационального отношения к ошибкам и неудачам;

регулировать взаимоотношения с людьми;

соблюдать меры безопасности в повседневной жизни;

оказать первую помощь при травмах и несчастных случаях;

осуществлять страховку при падении;

освобождаться от захватов;

технически правильно наносить удары и ставить блоки руками и ногами; предвидеть, распознавать и оценивать грозящие опасности чрезвычайных ситуаций, определять средства и способы защиты от них, сохранять хладнокровие и психологическую устойчивость при их возникновении; избегать опасностей криминогенного характера и защищаться в том случае, если этих опасностей избежать не удалось.

Решить многие проблемы в изучении курса ОБЖ поможет широкое привлечение к школьным урокам специалистов  МВД, МЧС, военкомата. Как показал  опыт, представители этих организаций с удовольствием идут на контакты с учащимися, а их уроки отличаются высоким профессионализмом. К сожалению, этот огромный потенциал большинство школ не использует. Активное налаживание взаимодействия школы с организациями и ведомствами, так или иначе связанными с обеспечением безопасности, позволяет многим учащимся пройти стажировку в этих организациях и под руководством опытных наставников приобрести необходимые знания, навыки и умения.

Важную роль в изучении курса ОБЖ играет правильный выбор формы обучения. При этом, если изучение таких тем, как физическое совершенствование, основы закаливания, гигиена питания, техника проведения массажа, гигиенический режим труда и отдыха, борьба с вредными привычками, самосовершенствование, духовное и умственное развитие, основы взаимоотношений с людьми, меры безопасности в повседневной жизни и т.п., возможно в классно-урочной форме, то изучение таких тем, как оказание первой помощи при ранениях, травмах и несчастных случаев, самозащита и защита граждан при нападении или угрозе нападения со стороны других лиц, целесообразнее всего проводить в индивидуально-групповой форме, а изучение темы самоспасения и спасения пострадавших в чрезвычайных ситуациях – с использованием различных форм обучения – индивидуально-групповой, классно-урочной, экскурсий, консультаций. Изучение же вопросов военной службы, на наш взгляд, должно быть вынесено в факультативную форму обучения.

Со временем, безусловно, некоторые тренажеры и оборудование можно изготовить силами самих учащихся в школьных мастерских. Что-то из тренажеров и оборудования можно приобрести или изготовить с помощью родителей учащихся, обладающих определенными возможностями. Ну и, конечно же, большую помощь могут оказать (и оказывают!) организации и учреждения, непосредственно заинтересованные в подготовке будущих специалистов, чья деятельность будет связана с риском для жизни (воинские и пожарные части, отделения милиции, управления ГО и ЧС и др.). Мои неоднократные обращения в эти организации никогда не оставались без внимания. Противогазы, бинты, ВПХР, дозиметры я получал из «знакомых» нам войсковых частей. Большую помощь в обеспечении школы средствами пожаротушения оказывала и пожарная часть. Не обходила нас вниманием и районная управа. Я считаю, что и любая местная администрация окажет помощь местной школе, надо только напомнить ей, что она должна заботиться о безопасности жизни жителей своего района. Главное – побольше собственной инициативы и поиск людей и организаций, которые в силах помочь школе.

А ведь школе и немного надо. Например, бинты мы использовали на уроках многократно (чтобы отработать приемы наложения повязок, стерильность не нужна). Многократно использовались и списанные огнетушители, но уж в реальной обстановке проблем с использованием «боевых» огнетушителей учащимися, которые многократно применяли «учебные», я думаю, не возникнет.

В то же время, если войсковая часть возьмет шефство над одной из школ, если офицеры этой части будут проводить занятия с учениками по обучению владением оружия, приемам рукопашного боя, да еще если эта часть подарит школе списанное вооружение (а с каким интересом мальчишки возятся с техникой и говорить не стоит), то, поверьте моему опыту (сам, когда был мальчишкой, мечтал о погонах и оружии), - из стен этой школы выйдет не один будущий профессиональный военный.

Следует отметить еще один из методов обучения ОБЖ – проведение сборов. В настоящее время на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1999 года № 1441 «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», объявленного Приказом Министерства образования Российской Федерации от 11 февраля 2000 года № 438, в общеобразовательных учреждениях в рамках курса «Основы безопасности жизнедеятельности» проводятся сборы по основам военной службы с юношами последнего года обучения.

Не подвергая сомнению необходимости подобных сборов, хотелось бы высказать несколько критических замечаний и ряд предложений по организации подобного рода мероприятий.

Прежде всего, что касается организации сборов. Как показала практика, организацией военных сборов занимаются люди малокомпетентные не только в вопросах военной службы, но и в вопросах организации и проведения массовых мероприятий. В результате проведение сборов характеризуется неразберихой в отношении планирования тематики изучаемых вопросов, порядка проведения занятий на базе войсковых частей, посещения военно-учебных заведений.

Следует отметить, что обучение вопросам военной службы предъявляет высокие требования, как в области непосредственного знания военного дела, так и в области применения этих знаний на практике. Однако опыт моего общения с коллегами во время проведения военных сборов показал, что многие из числа преподавателей-организаторов ОБЖ, ответственных за проведение сборов в своих образовательных учреждениях, в армии никогда не служили (в первую очередь это относится к преподавателям-организаторам ОБЖ из числа женщин). Все это не способствует качеству проводимых занятий во время сборов.

Может быть, есть смысл проводить сборы не только на базе войсковых частей, но и на базе органов МВД, МЧС, других организаций и ведомств, осуществляющих защиту национальных интересов? Может быть, есть смысл проводить сборы не единожды с юношами последнего года обучения, а каждый год, начиная с 5-го класса? Тем самым можно решить сразу две проблемы – ознакомить учащихся со всеми профессиями по защите Родины и занять их досуг в дни школьных каникул.

А вообще, готовить защитников Отечества надо не на сборах по военной подготовке. Начинать патриотическое воспитание нужно с «материнской» (по определению Я.А. Коменского) школы, с детского сада, с первого класса. И не путем бездумного изучения материала, скомпилированного из Уставов ВС РФ, а путем изучения истории и традиций защитников Отечества – российских воинов, милиционеров, пожарных, таможенников и др.

Необходимо также определить место патриотического воспитания в системе школьных предметов. На мой взгляд, тема патриотического воспитания должна быть либо включена в такие предметы, как история и граждановедение, либо быть выделена в отдельный предмет. Так, например, при изучении истории можно и должно говорить о патриотах России, а при изучении граждановедения, наряду с изучением устройства государства и его законов, изучать, в том числе и законы России об армии: «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», «О статусе военнослужащих» и др. А не пытаться совместить несовместимое, например ОБЖ, как основы безопасности жизнедеятельности человека, как индивида и военную службу, традициями которой были и остаются массовый героизм и самопожертвование.

Ну как можно преподавать курс ОБЖ, который нацелен на обеспечение безопасного существования человека, как индивида, как личности, и в то же время говорить о военной службе, где от солдата требуются героизм и самопожертвование? Как, с точки зрения ОБЖ, можно говорить о рядовом Матросове, который не обеспечил безопасность своей жизнедеятельности, но обеспечил выполнение боевой задачи своего подразделения, как можно говорить о капитане Флёрове, подорвавшего себя вместе с «катюшами» и не допустившего того, чтобы они достались врагу, как можно говорить о генерале Карбышеве, который предпочел смерть безопасности своей жизнедеятельности, как можно говорить о сотнях тысяч других героев, пожертвовавших своей жизнью ради победы над врагом? С точки зрения безопасности жизнедеятельности необходимо было, как высказывались некоторые псевдопатриоты и пацифисты, не воевать с Германией, а капитулировать перед ней и, тем самым, избежать многомиллионных жертв, жила же Россия под монголо-татарским игом. А вот с точки зрения истинного патриота здесь необходимо говорить не об ОБЖ, а о свободе и независимости государства, которая добывается огромной ценой, в том числе и попранием законов ОБЖ.

А если говорить о военной службе, то, на мой взгляд, в школе должны изучаться, как я уже неоднократно повторял, не Уставы и движение строевым шагом, а традиции Вооруженных Сил, подвиги героев-воинов, в том числе и сегодняшних дней, например, подвиг псковских десантников, которые предпочли погибнуть, но не пропустить чеченских бандитов, хотя те и обещали им за это баснословные суммы. При этом рассказывать о службе в армии должны не те, кто когда-то слышал или что-то читал о ней, а те, кто служил и служит сейчас. Воинские традиции, вообще говоря, не такая вещь, обладателем которой можно себя объявить. И шире привлекать к делу патриотического воспитания молодежи известных людей.

А что прикажете делать девушкам, когда преподаватели-организаторы ОБЖ заняты с юношами на военных сборах? Список этот можно продолжить. И, конечно, в любом случае, при обучении основам безопасности жизнедеятельности необходимо подходить к каждому ученику индивидуально, учитывая его антропометрические данные, уровень умственного и физического развития, характер. И опять-таки у юношей и девушек эта разница весьма значительна.

В целом же следует отметить, что данные рекомендации по преодолению существующих проблем преподавания курса ОБЖ в школе носят обобщенный характер и будут меняться в зависимости от региона, в котором преподается курс ОБЖ, условий преподавания курса, уровня оснащенности школ методическими и наглядными пособиями, тренажерами, степени подготовленности преподавательского состава, ведущего обучение, контингента учащихся.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над творческим проектом. Творческий проект - "Игрушки - подушки"

Проект выполнен в программе паур- поинт. Этот материал мне помогает в работе над проектами. Проект был представлен на районе и занял 1 место. Затем на городе и занял 2 место. Если кому -то подойдет и...

Проблемный урок по теме: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта», автор Матвеева Н.А., МАОУ лицей № 2, г. Балаково

Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них п...

Требования к творческому проекту по технологии. Тематика творческих проектов для 5-7 классов.

Проект – это самостоятельная творческая работа учащихся, выполненная под методическим руководством учителя и опираясь на поддержку близких, а также специалистов. Он может быть и коллективным. Темой тв...

Занятие «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»

Занятие на тему: «Творческий проект. Этапы выполнения творческого проекта»...