Формирование у учащихся практических умений и навыков в опасных и чрезвычайных ситуациях
методическая разработка (основы безопасности жизнедеятельности) по теме

Дягилев Александр Людвигович

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ot_umeniya_k_navykam.doc235 КБ

Предварительный просмотр:

ФГОУ СОШ № 138 Минобороны России

Доклад по методической теме:

«ФОРМИРОВАНИЕ У УЧАЩИХСЯ ПРАКТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

В ОПАСНЫХ И ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ»

преподавателя-организатора

(основ безопасности жизнедеятельности,

допризывной подготовки)

 Дягилева А.Л.

г. Трехгорный-1

2010 год

Специфика учебного процесса по предмету ОБЖ в школе заключается в том, чтобы не только дать учащимся знания в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и сформировать у них практические умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, а также в опасных и чрезвычайных ситуациях. Они должны уметь правильно выполнять определенные действия, а не только описывать их.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ

1. Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях:

а) действия:

при оповещении об угрозе ЧС (укрытие в защитных сооружениях, эвакуация и др.);

во время ЧС (в опасных ситуациях природного и техногенного характера; последствиях террористического акта) - участие в аварийно-спасательных операциях, первая помощь пострадавшим и др.;

при возникновении пожара в общественных местах, транспорте, жилище (эвакуация, использование подручных средств для ликвидации очага возгорания);

б) пользование:

средствами индивидуальной и коллективной защиты (ватно-марлевая повязка, противогаз, общевойсковой защитный комплект);

разнообразными способами и средствами самообороны при нападениях в различных ситуациях.

2. Основы медицинских знаний:

доврачебная помощь при порезах, ссадинах, потертостях, ушибах, растяжениях связок, ожогах, кровотечениях, тепловом и солнечном ударах, общем охлаждении, обморожении, укусах насекомых, отравлении грибами и ягодами, попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, поражении электрическим током и др.;

наложение повязок, закрутки, жгута, пальцевое прижатие, иммобилизация конечностей, искусственное дыхание, непрямой массаж сердца и т.д.;

различные способы транспортировки пострадавшего.

3. Основы военной службы:

элементы строевой подготовки;

неполная разборка и сборка автомата Калашникова;

подготовка автомата к стрельбе;

стрельба из автомата по неподвижным и появляющимся целям;

метание ручных имитационных (учебных) гранат на меткость с места;

передвижение на местности: бегом, перебежками, переползанием, по-пластунски, на боку;

подготовка дозиметрического прибора и прибора химической разведки и работа с ними.

4. Прикладная физическая подготовка:

преодоление полосы препятствий;

ориентирование на местности по карте, определение сторон света по компасу, небесным светилам и признакам местных предметов и движение в заданную точку по азимуту;

преодоление участков местности с естественными препятствиями - переправа через реку, болото, овраг и т.п.;

самопомощь и взаимопомощь при бедствии на воде;

вязка и применение различных видов веревочных узлов;

разведение различных видов костров, в том числе под дождем;

подача сигналов бедствия и применение приемов обеспечения безопасности при вынужденном автономном существовании в природных условиях;

действия в опасных и непредвиденных ситуациях в природных условиях - при грозе, буре, отставании от группы, потере ориентировки в лесу и т.д.;

сооружение временного жилища (укрытия) в природных условиях.

МЕТОД УПРАЖНЕНИЯ

Умения и навыки учащихся формируются на практических занятиях методом упражнения - целенаправленным повторением действий с целью усвоения и совершенствования способа его выполнения.

По организации деятельности упражнения могут быть индивидуальные и групповые, по дидактическому назначению:

вводные - выполняются после практического показа, чтобы обеспечить медленное правильное выполнение учащимися разучиваемых действий;

основные - преследуют цель сформировать умения и навыки в пределах нормативных, профессиональных требований;

тренировочные - сознательное многократное повторение усвоенного приема (действия) с целью его закрепления и совершенствования.

Метод упражнения включает рассказ, показ приема или действия преподавателя, тренинг (обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированное на формировании и совершенствовании определенных умений и их комбинаций) и предусматривает следующую последовательность:

1. Рассказ - объяснение назначения изучаемого приема или действия.

2. Образцовый показ приема или действия в целом преподавателем. Его следует сопровождать кратким, четким и убедительным пояснением. Учащиеся, зрительно воспринимая изучаемый прием, получают конкретное правильное представление о том, как и в какой последовательности надо действовать.

3. Показ приема (действия) по отдельным элементам с попутным объяснением особенностей его выполнения, а также последствий ошибочных действий в следующей последовательности: сначала действие в целом, в нормальном темпе, затем по элементам и приемам с кратким пояснением. При этом преподаватель должен располагаться так, чтобы все учащиеся могли хорошо видеть выполнение действия, элемента или приема от начала до конца.

4. Опробование приема или действия учащимися и отработка его по элементам или в целом (разучивание).

Если прием (действие) несложен и доступен для выполнения, после показа и объяснения его сразу разучивают в целом. Если сложен и его можно расчленить на отдельные части, сначала разучивают по частям. Темп выполнения вначале замедленный, затем повышается до нормального. После того, как учащиеся начнут выполнять все элементы (части) в нужном темпе и правильно, можно переходить к выполнению приема (действия) в целом.

В тех случаях, когда прием (действие) нельзя разделить и из-за сложности невозможно без подготовки выполнить в целом, его осваивают с помощью подготовительных упражнений.

5. Тренировка по закреплению приемов и действий в целом обеспечивает совершенствование практических умений и навыков, развитие физических и специальных качеств (устойчивость к перегрузкам, укачиванию, кислородному голоданию) путем сознательного и многократного выполнения приемов (действий) в различных условиях:

а) в простой (обычной) обстановке;

б) на специальных учебных тренажерах (дидактических приборах или иных моделирующих устройствах, манекенах);

в) в усложненных условиях:

- трудных исходных положениях;

- с максимальной быстротой и точностью выполнения в ограниченное время;

- в ограниченном пространстве;

- при изменении условий (недостаточной видимости, в ИСЗ и т.п.);

г) при различных состояниях организма обучаемого, затрудняющих действия:

- в состоянии утомления (после физической нагрузки);

- при временном исключении или ограничении зрительного самоконтроля;

- в состоянии значительного эмоционального напряжения (соревновательной и игровой деятельности).

Во время практических занятий по ОБЖ необходимо:

- правильно показывать приемы и способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях, при оказании доврачебной помощи, используя рисунки, плакаты, слайды, учебные видеофильмы, компьютерные обучающие программы, модульные манекены, роботы-тренажеры, макеты, показ «вживую», и наблюдать за их выполнением;

- выявлять и своевременно исправлять ошибки обучаемых;

- поощрять учащихся для достижения ими лучших результатов;

- соблюдать правила безопасности.

Основные условия успешного применения метода упражнения:

- профессионально-педагогическое мастерство преподавателя (знания, способности, педагогическая техника);

- формирование сознательного отношения обучаемых к выполнению приема (действия);

- систематичность, последовательность, изменение и постепенное усложнение условий выполнения упражнения;

- повышение самостоятельности учащихся, воспитание у них навыков самоконтроля и самооценки;

- внесение элементов состязательности для повышения активности и интереса.

ОТ УМЕНИЯ К НАВЫКАМ

При овладении приемом (действием) вначале возникает умение его выполнять, затем, по мере совершенствования, оно постепенно переходит в навык (см. схему).

Умение - это уровень владения приемом (действием), при котором управление движениями происходит при активной роли мышления.

Характерные признаки умения:

  1. непрочное запоминание приема (действия);
  2. неавтоматизированное управление движениями;
  3. сознание учащегося загружено контролем каждого движения;
  4. нестабильность выполнения приема (действия);
  5. относительная расчлененность движений;
  6. невысокий темп действий;
  7. неэкономное выполнение со значительными затратами сил и утомлением.

В процессе тренировки умение превращается в навык.

Навык - это степень владения приемом (дей ствием), при котором управление движениями автоматизировано, не требует специально направ ленного на них внимания.

Характерные признаки навыка:

  1. автоматизированное управление движениями (сознание свободно от подробного контроля над каждым из них);
  2. слитность движений, объединение ряда элементарных в единое целое;
  3. отсутствие излишнего напряжения, ненужных действий, быстрота, легкость, экономичность и точность движений;
  4. высокая устойчивость, позволяющая успешно выполнять упражнение под влиянием отрицательных факторов - утомления, плохих условий, активного противодействия соперника и т.д.;
  5. прочность запоминания приема (действия). Навыки, если они сформированы и достаточно закреплены, не исчезают даже при длительных перерывах.

Для становления навыков необходимо повторять правильные действия не менее 8-10 раз, а для закрепления изученного действия – 20-30 раз.

Практические умения и навыки учащихся по ОБЖ формируются и совершенствуются:

на практических занятиях, тренингах;

в процессе изучения в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, при отработке антитеррористических действий);

во время занятий на базе воинской части (учебные сборы с юношами-десятиклассниками);

в условиях туристских походов и слетов;

в игровой форме - упражнениях, поединках, ролевых, военно-спортивных играх, комбинированных эстафетах с выполнением различных упражнений и др.;

в соревновательной форме - на состязаниях, конкурсах ко Дню защитника Отечества, соревнованиях «Самый сильный класс», «Школа безопасности», «Зарница» и др.

Успешное проведение практических занятий возможно лишь при выполнении следующих дидактических условий:

♦ качественная разработка плана, четкая формулировка учебных целей и задач, тщательная подготовка мест занятий и учебно-материального обеспечения;

♦ подробный инструктаж обучаемых перед началом занятия о порядке работы и мерах безопасности;

♦ оценка действий каждого учащегося при подведении итогов занятия.

Во время практических занятий должна быть обеспечена постоянная обратная связь учащихся с преподавателем, который следит за их учебной деятельностью и помогает сосредоточить внимание на отработке отдельных приемов (действий) и их элементов.

Предупреждение ошибочных действий достигается четким показом и объяснением техники выполнения приема или действия, использованием подготовительных упражнений, учетом индивидуальных возможностей обучаемых.

Правила проверки умений и навыков (может производиться индивидуально и по группам):

учащиеся должны продемонстрировать выполнение действия от начала до конца (иногда они пытаются подменить выполнение действия рассказом о нем);

необходимо убедиться в правильности выполнения обучаемым каждого элемента приема (действия);

при серьезной ошибке учащегося (существенном искажении элементов двигательного действия) его следует остановить и указать на недостаток;

когда ошибка не слишком существенна, можно позволить продолжить показ, чтобы обучаемый исправил ее в ходе дальнейших действий;

если ошибка свидетельствует о полном непонимании приема (действия), необходимо показать, как правильно выполнять его, и предоставить обучаемому дополнительные попытки овладеть правильным способом выполнения, возможность словесного отчета о своих движениях, при легкоустранимой ошибке — предложить исправить ее и сразу провести повторную проверку.

Проверка должна быть целенаправленной, объективной, всесторонней, постоянной, что по зволяет активизировать процесс обучения, совершенствовать знания учащихся.

Степень обученности и практической подготовленности учащихся в области обеспечения безопасности жизнедеятельности можно опреде лить:

в обстановке, имитирующей реальные условия, в которых должны использоваться умения и навыки;

при выполнении нормативов;

на соревнованиях «Школа безопасности»;

в ходе туристских соревнований и слетов;

на учениях и тренировках по гражданской обороне, защите от ЧС, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах.

Результаты проверки освоения учащимися практических приемов и действий позволяют вносить коррективы в обучение путем перераспределения времени на решение отдельных час тных задач, применения дополнительных средств, более эффективных приемов и методов.

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

На практических занятиях по ОБЖ следует не забывать анатомо-физиологические и психические особенности детей. Методика обучения и совершенствования практических приемов и дей ствий должна применяться с учетом стадий воз растного развития:

в 10-12 лет сила нервных процессов, особенно торможения, невелика, внимание неустойчиво, ученик не может находиться в сосредоточенном состоянии относительно долгое время, поэтому необходим качественный показ, нецелесообразны длительные объяснения упражнений;

в 12-14 лет появляются сосредоточенность, развиваются память и логическое мышление, способность к восприятию, запоминанию и анализу своих действий, острота мышечного чувства (хорошая ориентация в пространстве);

в 14-16 лет - период полового созревания (возможны возрастные колебания, более раннее его начало или запаздывание) - появляются неуравновешенность, возбудимость и неустойчивость настроения, неуверенность, маскируемая шумной манерой поведения, снижается работоспособность, что требует от преподавателя педагогического такта и чуткого руководства;

16-18 лет - период относительной стабилизации и автоматизации движений.

Методические принципы (педагогические правила рационального построения образовательного процесса) формирования и совершенствования практических умений и навыков учащихся:

1. Принцип сознательности и активности. Его сущность заключается в формировании у учащихся устойчивой потребности в освоении практических умений и навыков, стимулировании стремления к самопознанию и самосовершенствованию.

Повышению сознательности и активности способствует применение специальных методических приемов: контроль и оценка действий, направление внимания учащихся на анализ их выполнения, обучение самоконтролю посред ством мышечных ощущений, иллюстрация дви гательных заданий с помощью наглядных посо бий, использование зрительных ориентиров, мысленное воспроизведение приемов и дей ствий, беседа с анализом техники выполнения двигательного действия и др.

2. Принцип наглядности означает воздействие на органы чувств в зрительной, звуковой и двигательной формах, дает учащимся возможность анализировать свои действия, выявлять и исправлять ошибки.

3. Принцип доступности и индивидуальности предполагает, что практические задания и упражнения должны соответствовать возрасту, полу, уровню подготовленности, состоянию здоровья, типу нервной деятельности каждого ученика.

4. Принцип систематичности требует, чтобы занятия по формированию и совершенствованию практических умений и навыков не сводились к эпизодическим, разрозненным мероприятиям, а проводились непрерывно и последовательно.

5. Принцип прогрессирования воздействий предусматривает целенаправленное повышение требований, усложнение заданий, увеличение объема нагрузок, обеспечивающее успешное овладение умениями, навыками и их закрепление.

Эти принципы позволяют четко следовать к намеченной цели, исключая ошибки, раскрывают логику решения задач и главные правила их реализации.                                                                                                                                                                                      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тесты по разделу "Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях"

Тесты предназначены для проверки теоретических знаний...

Контрольная работа по ОБЖ для учащихся 5 классов по теме "Опасные и чрезвычайные ситуации"

Контрольная работа для проверки усвоения материала для учащихся 5 классов по предмету ОБЖ состоящая из 5 заданий ....

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии»

Статья  «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы сам...

Формирование практических умений и навыков учащихся в изучении грамматического материала

Усвоеное граммати вызывает иного трудностей. В процессе обучения необходимо учитывать не только  старания и способности учеников, но и их  возрастные особенности.В процессе обучения граммати...

Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии».

Работа «Формирование у школьников практических умений и навыков при изучении школьного курса «Географии» актуальна, т.к. учитель  современной школы должен научить выпускника школы самостоятельно ...

МАСТЕР КЛАСС на тему " Домашние измерительные работы по физике как способ формирования практических умений и навыков экспериментальной деятельности учащихся"

Перодо мной как учителем физики не однократно вставали вопросы, например, почему для многих учащихся материал по физике остается долгое время непонятным. как объяснить детям, что физика-это нестрашно,...

Разработка открытого урока по теме программы: Виды жизненных ситуаций, теме урока: Модели и правила безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.

Появление данной разработки урока вызвано необходимостью усиления профилактических мероприятий, в связи с наступленоем пожароопасного сезона и  резким изменением паводковой обстановки в Томской о...